Закон и право

История SpaceX: как Илон Маск приближает колонизацию Марса. История SpaceX: как Илон Маск приближает колонизацию Марса Элон маск о создании спейс икс

— Elon Musk (@elonmusk) 7 февраля 2018 г.

Издание также обращает внимание на замечание некоторых астрономов по поводу реальной траектории движения Tesla. Электрокар действительно улетел дальше орбиты Марса, утверждают они, но при этом недостаточно далеко для того, чтобы оказаться в районе пояса астероидов. Ученые приводят некоторые расчеты, однако они не стали предметом широкого обсуждения.

Почему Маск отправил в космос именно Tesla

Многие эксперты и колумнисты назвали запуск Tesla в космос масштабной рекламной кампанией.

«Маск — главный маркетолог нашего времени — нашел идеальный способ сделать науку сексуальной и запоминающейся для всех: Tesla Roadster. Без человеческого элемента даже огненные извержения запуска ракеты могут начать казаться повторяющимися, особенно в наш век мгновенного доступа к захватывающему и потустороннему. Поэтому Маск и подумал: „Как насчет глянцевого красного суперкара, чтобы пробудить воображение?“», — написал в своей колонке один из редакторов The Verge Влад Савов.

Запуск оказался буквально собран из эффектных деталей — надпись Made on Earth by Humans («Сделано на Земле людьми»), которая нанесена на машине, табличка с именами шести тысяч сотрудников SpaceX.

Внутри электрокара светится сообщение Don’t Panic («Не паниковать!») как отсылка к «Автостопом по галактике» — серии научно-фантастических романов английского писателя Дугласа Адамса. Несколько лет назад в одном из интервью Маск сказал , что один из его любимых космических кораблей из научной фантастики — именно из «Автостопом по галактике». Он признался, что впервые прочитал книгу, когда был подростком и страдал от экзистенциального кризиса в попытках определить смысл жизни.


SpaceX

Среди других запоминающихся фрагментов этого полета — манекен Starman из одноименной песни Дэвида Боуи в скафандре SpaceX. И, конечно, непрерывно повторяющаяся песня Space Oddity внутри Tesla. Все это и многое другое называют элементами большой рекламы Tesla, которая сейчас находится в непростой ситуации.

Сам Маск говорил , что считает «ужасно скучным» обычную полезную нагрузку, которую используют при подобных запусках — чаще всего это бетонные и стальные блоки. Он сказал, что хотел отправить в космос «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать». Впрочем некоторые эксперты связывали это решение с тем, что первый запуск новой ракеты мог оказаться неудачным.

С 2016 года компания Маска занимается разработкой Tesla 3. Сейчас перед Маском стоит задача запуска модели и начала ее массового производства. У компании есть примерно 400 тысяч заинтересованных в покупке электромобилей клиентов — от каждого из них был взят депозит в размере 1000 долларов.

Продажи и соответственно доходы Tesla вырастут, если компания сможет быстро наладить производство, пишет The New York Times. Если еще два года назад Маск обещал к 2018 году выпустить 500 тысяч автомобилей этой модели, то в январе он планировал произвести уже только около 2,5 тысячи — впрочем, пообещав увеличить объем производства, отмечает газета.

При этом Tesla теряет деньги в восьми из последних девяти кварталов. Накануне компания отчиталась о рекордном квартальном убытке — 675 млн долларов в четвертом квартале 2017 года, в то время как за аналогичный период прошлого года убытки были равны 121 млн долларов. The New York Times также связывает решение отправить Tesla в космос с попыткой Маска восстановить компанию, чтобы в том числе наладить выпуск Tesla 3.

Компания Tesla после запуска Falcon Heavy сможет уверенно заявлять, что ее электромобиль был отправлен в космос и находится там. По мнению редактора The Verge, это поможет отвлечь внимание от некоторых проблем Tesla, в том числе с выпуском Tesla 3. «Это самый большой рекламный фокус, который мы видели за долгое время», — написал он.

Сейчас Tesla оценивается в около 58 миллиардов долларов.

Как Маск оценил первый запуск Falcon Heavy

«Мне представлялись образ гигантского взрыва на стартовой площадке, прыгающее по дороге колесо Tesla, логотип Tesla куда-то падает. К счастью, ничего этого не произошло», — сказал он на первой пресс-конференции после запуска.


John Raoux / Associated Press

Еще до запуска Falcon Heavy Маск говорил, что вероятность аварии на старте очень высока. При этом накануне полета он рассказал CNN, что обычно за день до отправки ракеты в космос чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительно и счастливо. И это может быть плохим знаком», — добавил он.

Перед пресс-конференцией Маск осмотрел оба вернувшихся ускорителя. Он отметил, что они находятся в хорошем состоянии, особенно титановые решетчатые рули — для SpaceX это особенно важно, поскольку их производство оказалось достаточно дорогим и сложным.

По словам Маска, у SpaceX нет прогноза относительно поведения электрокара после выхода на орбиту. «Возможно, он просто будет находиться в космосе миллионы или миллиарды лет. Может быть, его обнаружит какой-нибудь будущий инопланетный разум и подумает „Что это за чертовщина? Что сделали эти парни? Они преклонялись перед этой машиной? Почему в этой машине есть еще одна маленькая машина?“ Все это по-настоящему собьет их с толку», — сказал Маск.

Маск сказал, что убедился: сбываться могут самые невероятные вещи. «Я действительно не думал, что это сработает: что я увижу подъем ракеты, увижу тысячу вещей, которые, как кажется, не могут работать — и это просто потрясающе, когда они срабатывают».

Как запуск Falcon Heavy оценили эксперты

Эксперты встретили запуск в основном положительно, поздравляя Маска и команду SpaceX.

Запуск Falcon Heavy напоминает, как быстро выросла частная космическая индустрия за последние пять-десять лет, отметил в разговоре с Mashable Фил Ларсон — бывший сотрудник SpaceX, который теперь работает помощником декана в Университете Колорадо. Как и многие эксперты, он связывает полет с созданием условий для экономической конкурентоспособности и национальной безопасности США.

Профессор Университета Южной Калифорнии и бывший сотрудник NASA Грег Аутри считает, что запуск Falcon Heavy — это тот случай, когда частная компания «просто превзошла все правительства на земле». «Это масштабнее, чем все, что делает Россия или Китай. Никто еще не близок к таким результатам», — сказал он Bloomberg.

«Вы так часто видите это с космосом, причем даже с исследовательскими миссиями на Марс и Плутон: люди ощущают почти противоядие повседневному миру социальных сетей, где мы настойчиво продолжаем (пытаться их привлечь к теме космоса. — прим.). А теперь этот процесс практически буквально и метафорически заставляет людей с их собственных устройств смотреть на то, как исследуется космос», — сказала The Guardian Кейси Дрейер, один из менеджеров американской НКО «Планетарное общество».

Астронавт Джеральд Карр похвалил Маска «за открытие новой границы в космосе». «Марс — следующий логический шаг в исследовании космоса», — сказал он The Guardian.

С кем и как может конкурировать SpaceX

Частные компании начали осуществлять запуски еще в 1980 году, когда была создана французская компания Arianespace. Однако еще недавно клиенты, желающий вывести спутник на орбиту, в основном полагались на ракеты, которые принадлежат США или России, отмечает Forbes. Недавнее развитие конкуренции привело к увеличению инвестиций в частные космические предприятия по всему миру. Колумнист Forbes задается вопросом: кто выиграет новую космическую гонку — коммерческую, пришедшую на смену после времен «холодной войны».

Mashable прогнозирует , что скоро Маск столкнется со вполне сопоставимым ему в будущем конкурентом — аэрокосмической компанией Blue Origin Джеффа Безоса (также является основателем Amazon.com и владельцем издательского дома The Washington Post). Компания была создана еще в 2000 году (SpaceX — в 2002-м) для развития космического туризма. Безос сейчас тоже занимается проектом новой сверхтяжелой космической ракеты.


Gregg Newton / Reuters

Преимущество SpaceX — в создании многоразовых ракет, что позволяет значительно сократить производственные расходы. Bloomberg, сопоставляя различные запуски для примера, отмечает , что при стоимости одного запуска Falcon Heavy в 90 млн долларов, SpaceX сейчас способен доставить вдвое большую массу груза, чем основные конкуренты компании — и эта цена еще окажется примерно пятой частью средней стоимости запусков других.

Один полет Falcon 9 обходится в около 62 млн долларов, Falcon Heavy — около 90 млн долларов. Для сравнения: полет одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя «Атлас-5» United Launch Alliance (совместная компания Boeing и Lockheed Martin) — 109 млн долларов. Ожидается, что запуск разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System обойдется как минимум в десять раз дороже запуска Falcon Heavy.

Но сейчас более интригующими проектами представляются новые коммерческие возможности частных космических компаний, отмечает Bloomberg. Издание приводит задачи, которые некоторые уже разрабатывают или тестируют — например, оборудование для добычи астероидов. Если к этому прибавить тот факт, что сверхтяжелые ракеты станут дешевле и надежнее, то получение энергии из космического пространства уже не будет научной фантастикой.

Как на развитие SpaceX влияют отношения Маска с Белым домом

Успех SpaceX во многом связан с политическим климатом в США и практически постоянным сотрудничеством с NASA на протяжении почти всей истории компании, пишет The Verge. Президент США Дональд Трамп поздравил в твиттере Илона Маска с запуском Falcon Heavy практически сразу.

Недавно Трамп подписал документы программы, связанной с фокусировкой США в том числе на Луне. Президент США поручил NASA начать готовить пилотируемый полет к спутнику Земли. The Verge отмечает, что SpaceX явно рассчитывает на то, что в ближайшее время в этом интересе государства к космосу ничего не изменится.

Однако многие планы SpaceX могут оборваться, если администрация Трампа закончит финансирование программы Международной космической станции после 2024 года. По информации источников СМИ, в том числе The Verge, Трамп рассматривает такой вариант. Ожидается, что проект федерального бюджета США на 2019-й год будет представлен уже в феврале.

Сокращение финансирования МКС, которое теперь составляет примерно 3-4 млрд долларов в год, станет шагом назад и будет не в интересах страны, написал в колонке для The New York Times американский астронавт Марк Келли. Он отметил, что программы NASA еще со второй половины XX века приносят людям пользу — например, помогают в разработке солнечных технологий, микроскопических компьютерных чипов, внесли вклад в появление компьютерной томографии и МРТ. Келли называет финансирование научных исследований одной из наиболее эффективной тратой денег налогоплательщиков. «Это не только создает новые рабочие места, но еще и отрасли, которые иначе никогда бы не появились. Достаточно легко понять, как доллар, потраченный на нашу космическую программу, еще не раз вернется налогоплательщику», — считает он.

Ранее Илон Маск состоял в совете при Белом доме, где был одним из консультантов. Однако в июне 2017 года он объявил, что покидает совет. Это было связано с решением Трампа вывести США из Парижского соглашения по климату. Маск публично заявил о своем решении, отметив, что изменение климата — это вполне реально, а прекращение работы над этим не хорошо ни для Америки, ни для всего мира.

За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не дает ответов

Одну из самых резких критик в адрес Маска можно встретить в рубрике «Мнения» газеты The Guardian. В своей колонке редактор отдела оперативной информации Натан Робинсон раскритиковал SpaceX за масштабные траты. Он отметил, что в день запуска Falcon Heavy другой важной новостью была гибель 80 человек в Сирии в результате длительного гражданского конфликта. «А тем временем во Флориде Илон Маск запустил свой спорткар в космос. Угадайте, какая история доминировала на основных новостных сайтах?».

Робинсон и вовсе называет действия Маска «трагедией глобального неравенства XXI века». «Вряд ли есть лучший способ оценить ее, чем посмотреть, как миллиардер тратит 90 млн долларов на запуск автомобиля стоимостью 100 тысяч долларов в далекие районы Солнечной системы», — пишет он, начиная перечислять множество мировых социальных проблем — войны, нищета, болезни, насилие. По его мнению, Маск необоснованно тратит деньги на показательные полеты, не уделяя при этом внимания тратам на социальные сферы, где положение людей часто критично.

Анализируя планы Маска, The Verge отмечает, что все еще есть вопросы, на которых он не дает конкретные ответы. Например, один из главных вопросов профессионального сообщества к Маску — это детали его плана по колонизации Марса: как именно он собирается организовать там среду обитания человека, где люди будут жить так долго и как именно туда можно добраться, учитывая серьезный фактор излучения. Кроме того, до сих пор не ясно, как планируется финансировать этот проект.

Bloomberg также выпустил список своих вопросов к Маску — они касаются Tesla. Издание интересуется, сколько реально электрокаров сможет производить компaния, какую долю среди доходов Tesla составляют депозиты клиентов за будущие машины, как именно компания планирует выйти на китайский рынок и действительно ли это можно будет считать успехом.

Говоря о слабых сторонах Маска, The Verge отмечает частые переносы сроков тестирования или запусков различных ракет, а иногда и вовсе их отсутствием. Однако добавляет, что результаты часто оказываются впечатляющими.

Falcon 9, Dragon, Big Falcon Rocket: что надо знать о других проектах SpaceX

Falcon 9 впервые была запущена в 2010 году. Она состоит из двух ступеней. Этот тип ракет может быть как одноразовым, так и многоразовым. В качестве топлива использует керосин и жидкий кислород. Девятка в названии обозначает число жидкостных ракетных двигателей, которые установлены на первой ступени ракеты-носителя.

Falcon 9 — это ракета, которая фактически позволяет SpaceX зарабатывать деньги, пишет The Verge. В 2017-м году она выполнила восемнадцать успешных миссий, а в 2018-м году с ее помощью SpaceX собирается осуществить еще больше. Falcon 9 в основном отправляет в космос спутники и доставляет грузы на Международную космическую станцию. Кроме того, Falcon 9 напрямую связана с сотрудничеством SpaceX и NASA — ракета-носитель является составной частью грузового космического корабля Dragon.

Многоразовый беспилотный космический корабль Dragon разрабатывался SpaceX по заказу NASA. Это один из самых долгих проектов SpaceX — компания начала работать над ним еще в 2004 году. Космическое агенство заказало модель для работы с грузом — его доставки в космос и возвращения. На кораблях в будущем также планируют доставлять людей на Международную космическую станцию.

У Dragon предусмотрены несколько модификаций: грузовой, пилотируемый с экипажем до семи человек и смешанный тип — объединенный грузовой и пассажирский, который способен провозить до четырех человек и несколько тонн груза. С одной из модификаций Dragon SpaceX частично связывает свои марсианские планы — в частности те, которые касаются исследований на планете.

Одна из самых ожидаемых моделей сейчас — пилотируемый корабль Dragon V2. Уже во второй половине 2018 года Маск планирует отправить на нем несколько человек к Луне. Известно, что они уже отобраны — это двое не астронавтов, знакомых друг с другом и не связанных с Голливудом. Маск пока отказывается называть их имена. Ожидается, что они облетят Луну, не совершая при этом посадки. В ближайшее время их начнут активно подготавливать к полету. Стоимость такого космического путешествия оценивают в 150 миллионов долларов.

Big Falcon Rocket (BFR) — это пока еще проект многоразовой ракеты-носителя и космического аппарата, который должен прийти на смену действующим ракетам SpaceX. О его разработке Маск рассказал в сентябре 2017 года. Одна из главных целей проекта — полеты людей к Луне и Марсу. Маск говорил, что ракета в принципе сможет помочь осуществлять быстрые полеты вокруг Земли. Недавно он сказал, что SpaceX может отказаться от планов отправлять людей в космос при помощи Falcon Heavy и использовать для этого BFR.

BFR масштабнее действующих ракет SpaceX. Ожидается, что она будет способна выводить на орбиту до 150 тонн груза.

Ориентировочной датой первого тестрирования BFR ранее называли 2019-й год. Испытания планируют провести на одном из объектов компании в Браунсвилле (Техас). The Verge предполагает, что это будет похоже на самые первые испытания Falcon 9, которые выполнялись как обычные полеты на примерно несколько сотен метров.

Если BFR не будет готова к назначенному времени, SpaceX может вернуться к планам отправить людей в космос на Dragon и Falcon Heavy.

Когда SpaceX снова запустит Falcon Heavy

В ближайшие 3-6 месяцев SpaceX не будет снова пытаться запустить Falcon Heavy, говорил Маск. Длительность интервала между полетами, по его словам, зависит от двух факторов: скорости производства компанией центральной части ракеты и клиентского спроса. Внешние ускорители — то есть модернизированные ускорители Falcon 9 — изготавливаются проще.

Центральное ядро ​​Falcon Heavy тоже имеет части Falcon 9 — например, те же самые двигатели — однако остальная его часть (то есть основная) должна быть полностью смоделирована для каждого отдельного полета. Поэтому можно считать, что частота полетов Falcon Heavy в основном зависит от скорости производства центрального ускорителя. Впрочем, Маск обещает организовать довольно быстрое производство. Он заявляет: «Каким бы ни был спрос (на запуски. — прим.), мы сможем пойти ему навстречу».

Детально проанализировать и спрогнозировать этот спрос сейчас достаточно трудно, отмечает The Verge. В 2018-м году у SpaceX запланировано несколько масштабных запусков, среди которых есть связанные с Саудовской Аравией и американскими военными структурами проекты.

Сейчас известно, что при следующем запуске Falcon Heavy блоки и какие-либо основные части прошедшего первого полета использованы не будут. Два боковых ускорителей уже устарели, выполняя различные миссии Falcon 9. Следующая Falcon Heavy будет состоять из новых центрального и боковых ускорителей.

При этом SpaceX еще может использовать детали ракет первого запуска — например, пишет The Verge, металл верхней части каждой из них, части которого помогали безопасно направлять конструкцию на землю. Их изготавливают из титана, и этот процесс достаточно долгий и дорогой.

Почему начали говорить о новой космическое эре

Обозреватель CNN Джин Сеймур назвал запуск «началом нового космического века». «Хотя многие детали отсылали к старому (веку), но только в положительном смысле», — добавил он. Основной признак настоящего времени, отличающий его от прошлой космической эры — это частные компании, которые решили организовывать космические путешествия. Раньше похожим могли заниматься только правительства. Другая черта, не менее значимая по мнению Сеймура, — в том, что в новой космической гонке не должно быть победителя. Речь идет о конкуренции, а не о противостоянии.

«Стоит ли это того? Мы не узнаем, пока не попытаемся. Маск, скорее всего, скажет, что да — и так же ответит NASA. Это не самый подробный или удовлетворяющий ответ. Но до тех пор, пока не произойдет что-нибудь лучше, расслабьтесь и наслаждайтесь шоу».


SpaceX

Сложно сказать, рождает ли эпоха личностей или личности делают эпоху. Скорее всего, правда где-то посередине. Так или иначе, нам довелось жить в эпоху с личностью, значимость которой истории науки еще предстоит оценить. Речь об американском миллиардере, венчурном капиталисте и энтузиасте освоения космоса Илоне Маске.

Разные источники говорят, что космосом Маск начал бредить еще в юном возрасте. По крайней мере, истории известно, что на подаренном первом компьютере Илон написал свою первую игру - Blaster, по типу знаменитого игрового хита с Atari, Space Invaders. Тогда же пришел первый коммерческий успех - свою игру Маск продал за 500 долларов. В этом вся его суть: помимо коммерческих операций, инвестиций, вложений и движения капиталов, он хорошо соображает в технической части своего бизнеса. Эту черту он сохранил и во взрослой жизни.

В середине девяностых Илон со своим братом основал компанию Zip2, которая создавала ПО для различных новостных агентств. Пресытившись этой идеей, создатели продали компанию за 308 миллионов долларов, из которых 22 ушли непосредственно Маску.

С началом нового столетия в жизни Маска стартует эпоха больших свершений: сначала основана Xcom, которая после слияния стала платежной системой PayPal, а в 2003 - Tesla Motors, заточенная под электромобили. Но предмет сегодняшнего размышления - третье детище Маска, частная космическая компания SpaceX.

SpaceX на пути к частному космосу

Изначальная идея, лежащая в основе SpaceX, - дешёвые полеты в космос. Причём стоимость должна варьироваться в пределах пассажирских авиаперелётов. Космические корабли сами по себе очень дорогие, но их стоимость выше потому, что большинство из них нельзя использовать повторно.

Маск планировал запустить на орбиту грызунов и семена растений, но, проанализировав стоимость ракеты, отказался от этой идеи. На интересную мысль его натолкнул анализ стоимости всей конструкции - 70% уходило на ступени ракеты-носителя, которая при этом была одноразовой. Значит, если сделать ее многоразовой, то можно летать в космос значительно дешевле. И началось.

Отвлекаясь от основной темы, нейминг того или иного проекта иногда ведет за собой интересные факты. Так, Apple решили дать своему бренду фруктовое название, чтобы в телефонных справочниках находиться выше Atari, Starbucks назвали в честь персонажа «Моби Дика», а Adobe - в честь ручья между Маунтин-Вью и Пало-Альто.

Маск в своем первом космическом детище решил лишний раз увековечить свою любовь к «Звездным войнам», назвав проект многоразовой ракеты-носителя Falcon, в честь Millenium Falcon’a, на котором Чуббака с Ханом Соло раздавали горячих Империи.

В 2002 году Маск сформировал команду, арендовал помещение в калифорнийском Эль Сегундо и начал проектировать, разрабатывать и строить. Одним из выдающихся инженеров, нанятых в SpaceX, стал Том Мюллер, инженер-ракетчик, который занялся разработкой Falcon 1 и трех семейств двигателей: Merlin, Draco и Kestrel.

Начало явно не задалось: первый запуск Falcon 1 в марте 2006-го не увенчался успехом, сразу же начался пожар, и ракета упала в воду. Вторая попытка запустить Falcon на орбиту тоже не привела к желаемому результату: уже в воздухе топливо перестало поступать в двигатель, ракета замедлилась и сгорела в атмосфере. Третий запуск тоже был неудачен: после разделения первая ступень ударила по второй, и та вышла из строя.

Можно представить, какие чувства овладели Маском. Если на успех первого запуска вообще не было особой надежды, неудача второго заключалась в неверных расчетах, то на третий старт инженеры и проектировщики SpaceX очень рассчитывали. На ракету даже поместили полезный груз – три спутника и прах для захоронения.

Четыре неудачных запуска на ноль удачных - с такой статистикой можно было завершать свои попытки завоевать космос. Так что на запуск 28 сентября 2008 года возлагались не просто большие надежды, а все надежды, имевшиеся у Маска и команды.

И SpaceX стал паровозиком, который смог. С макетом груза в 150 килограммов Falcon 1 успешно вышел на орбиту, а 13 июля 2009-го уже смог доставить в космос реальный груз - спутник RazakSAT. На этом история Falcon 1 завершилась, и началась история Falcon 9.

Триумф Falcon 9

Фалконы 9 серии были анонсированы даже раньше первых - в 2005 году. В их разработку и тестирование компания вкладывала максимум усилий. Очевидно, что именно «девятку» Маск планировал как свой триумф: первый запуск был отменен за несколько секунд из-за технических проблем. Никаких крушений не должно было быть. И на этот раз все прошло успешно.

Falcon 9 стал визитной карточкой SpaceX и её же главным достижением: всего за 7 лет произошло 38 запусков, из которых 36 были удачными. Но главное - это возвращаемые ступени от ракеты носителя, которые уже 13 раз успешно приземлялись и приводнялись для повторного использования. Кстати о приводнении - для этих целей SpaceX разработал специальную плавучую платформу ASDS, которая не просто плавает, а делает это автономно и беспилотно.

Высокая надежность и конкурентоспособность вывели Маска и его компанию в лидеры коммерческого космоса не только в мире, но и в самих США. В 2013 году они владели лишь 10 процентами рынка, в 2017 году - уже 45, а в будущем 2018 планируется достичь 60%. Стоит отметить, что при этом российский и европейский сегменты рынка сокращаются из года в год.

В данный момент идут разработки тяжелого варианта ракеты - Falcon Heavy, но не ракетами едиными жив SpaceX.

SpaceX - Матерь Dragon’ов

Очередное детище SpaceX - многоразовый беспилотный грузовой корабль Dragon, летающий к МКС с 2010 года. История космонавтики уже знакома с многоразовыми «космическими грузовиками» - проект «Шаттлов» от Боинга и Локхеда летал от Земли к МКС и обратно 30 лет, пока проект не закрыли в 2011.

Разрабатывая и запуская Dragon’а, Маск исполнял заказ NASA на доставку грузов к МКС, и удешевление каждого отдельного запуска было исключительно в его интересах. Как выразился широко известный в узких кругах Зеленый кот , если бы Маск сконструировал квантовый телепортатор, который бы телепортировал груз на орбиту, то NASA приняли бы и такой вариант. Но он сделал корабль.

Своего первого «Дракона» Маск запустил в 2010 году, с тех пор в космос взлетело ещё 11 кораблей. Был ещё один неудачный запуск в 2015 году, когда взорвалась ракета-носитель.

Сам корабль представляет из себя трёхметровый металлический конус, 4200 килограммов весом. Любители советского кинематографа явно увидят в нем сходство с космическим кораблем из «Кин-дза-дзы» Георгия Данелия. В июне 2017-го экземпляр Dragon’a впервые повторно запустили к МКС и успешно вернули на Землю. Об этом в нашем . Вопрос о третьем запуске решается.

На данный момент Dragon - единственный многоразовый космический корабль в мире. «Драконье семейство» предполагается пополнить ещё двумя кораблями: в 2018 году пилотируемым Dragon V2, который сможет нести на борту 7 человек, и в дальней перспективе - Red Dragon’ом, который отправится к Марсу. К слову, Dragon V2 станет прямым конкурентом нашему «Союзу», который сейчас является единственным пилотируемым в мире.

Что ждать от SpaceX

Кипучая деятельность Маска не ограничивается космосом. Так, он проектирует и успешно свой Hyperloop - сверхскоростной туннель с капсулами на магнитной подушке. В космосе Маск нацеливается на Луну и Марс, а как было сказано выше, к своим нынешним проектам собирается добавить тяжелую ракету-носитель и пилотируемый космический корабль.

SpaceX под руководством Маска уже прошла гигантский путь, от трёх подряд неудачных запусков до рекордных 10 запусков в год и контрактов с NASA. Не страшна Маску и государственная протекция в сторону Локхида и Боинга, равно как и Роскосмос с Arianespace, - на данный момент вопрос о конкуренции в сегменте коммерческого космоса если не решен окончательно, то решается в сторону SpaceX. Маск верно угадал тренд - если сделать ракеты дешевле и пользоваться ими по нескольку раз, то стоимость упадет, а прибыль - наоборот. И кто знает, возможно, именно SpaceX станет компанией, которая сделает космический полет из дорогого удовольствия бытовым занятием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Глава компании SpaceX, американский бизнесмен Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гвадалахара на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Предполагается, что на Красной планете будет построено полностью автономное поселение. Благодаря ITS в колонию на Марсе через полвека переберется миллион человек.

По мнению Илона Маска, человечеству, чтобы выжить, необходимо колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше всего, поскольку условия на планете хоть и отдаленно, но все же похожи на земные. На соседней Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко. Освоение этих лун, в частности, Энцелада, - уже следующий этап колонизации Солнечной системы.

Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors (создает электромобили), а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и маглева). Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity (солнечная энергетика).

Терраформирование Марса, то есть создание там максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет. Это дело далекого будущего. Бизнесмен полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли водяные реки. Маск согласен с теми учеными, которые считают возможным вернуть Марс в его прежнее состояние. Тогда планета станет пригодной для земледелия без парников и жизни хотя бы примитивных микроорганизмов.

Сегодня, по оценкам, стоимость отправки человека на Марс - 10 миллиардов долларов. Маск считает, что и 10 миллионов - это слишком дорого. И предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на нее он намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает. НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, к проекту с осторожностью.

Маск предлагает создать пилотируемый корабль вместимостью 200 человек. На околомарсианской орбите должна накопиться тысяча таких аппаратов. Всего от Земли до Марса планируется около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость доставки полезного груза составит 140 тысяч долларов за одну тонну.

Концепция ITS основывается на нескольких ключевых технологиях - многоразовости, дозаправке кораблей на орбите и использовании марсианского топлива. В качестве топлива предлагается метан, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах останутся химическими - ионные или ядерные варианты не рассматриваются. На ракету ITS планируется поставить двигатель Raptor, у которого самое большое отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, в перспективном носителе предусмотрено 42 двигателя. Топливные баки для Raptor предполагается изготавливать из углеволокна.

Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных человеком: диаметр - 12 метров, высота - 122 метра (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS - это увеличенная первая ступень средней ракеты Falcon 9. Для ее возвращения на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около семи процентов всего топлива первой ступени.

С ракетой ITS, как отметил Маск, можно доставить груз в любую точку Земли максимум за 45 минут. Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части, составит 17 метров, высота - 50 метров. Грузоподъемность - 450 тонн (вместе с топливом). Шесть двигателей работают в космосе, три - в атмосфере. После презентации ITS бизнесмен ответил на вопросы присутствующих в зале.

Из его ответов стало известно, что денег на самостоятельное финансирование проекта ITS у SpaceX нет - компания зарабатывает исключительно на заказах НАСА и коммерческих спутниках. Однако ситуация может поменяться. Если в настоящее время из пяти тысяч сотрудников SpaceX над ITS работают около 50 человек, то с течением времени, когда инвестиции в проект вырастут до 300 миллионов долларов в год, бизнесмен надеется резко увеличить их количество.

На вопрос россиянки Анастасии о привлечении иностранных граждан к проекту Маск ответил так: в программе ITS может участвовать любой желающий. Но для этого, помимо таланта, нужна еще и грин-карта. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще - там четверть сотрудников - иностранцы.

Маск подтвердил свое намерение отправить в 2018 году к Марсу при помощи тяжелой ракеты Falcon Heavy, испытания которой намечены на осень 2016 года, беспилотную миссию на корабле Dragon V2 (расчетной вместимостью до семи человек). После этого он планирует отправлять на Красную планету аппараты каждые 26 месяцев: две миссии в 2020 году, как минимум одну в 2022-м и, вероятно, пилотируемую миссию через два года с высадкой на планету в 2025 году. Пуски планируется осуществлять на разрабатываемой ракете-носителе Falcon Heavy, а старт 2020 или 2022 годов - уже на ракете ITS.

Первый марсианский корабль в SpaceX собираются назвать Heart of Gold. Маск признал: к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы смогут вернуться на Землю. Путешествие на Марс он традиционно сравнил с открытием и заселением Америки. От себя добавим, что в Европе такие переселения, как и предшествующее им открытие Америки, многими считались безумием. Станет ли Илон Маск новым Христофором Колумбом или окажется расчетливым бизнесменом с богатой фантазией - покажет время и его дела.

Основатель компании SpaceX Илон Маск считает, что с 70-процентной вероятностью сможет отправиться в полет на Марс. Об этом 47-летний изобретатель заявил в интервью интернет-сайту .

Инвестор предположил, что подобная экспедиция с задействованием новых многоцелевых ракет-носителей, разрабатываемых SpaceX, станет возможна уже через семь лет, причем стоимость билета для одного космического туриста не превысит "нескольких сотен тысяч долларов".

"Мы недавно сделали несколько открытий, которые очень воодушевляют меня", - добавил предприниматель.

"Я четко знаю, что нужно делать. Я говорю о возможности перебраться туда", - подчеркнул он.

При этом Маск исключил, что подобный перелет станет для обеспеченной прослойки населения своего рода побегом от тех проблем, с которыми они могут столкнуться на Земле.

"Вероятность, что вы умрете на Марсе - куда выше, чем на Земле", - признал собеседник издания.

Он не исключил, что гибель может наступить еще на этапе полета в открытом космосе. Если же этого не произойдет, все равно придется "не покладая рук трудиться, строя базу" на Красной планете, добавил предприниматель.

"И даже если вы преодолеете все это, условия там очень суровы… Вероятность погибнуть очень высока", - повторил он.

При этом Маск выразил уверенность, что, несмотря на все трудности, без сомнения отправился бы в подобную экспедицию: "Есть же альпинисты. На Эвересте постоянно кто-то погибает. Для них это своего рода вызов".

Напомним, сверхтяжелая – теперь ее пилотируемая часть и верхние ступени будут называться Starship (Звездолет), а повторно используемая нижняя ступень – Super Heavy (Супертяжелый).

Запуска ракеты «Спейс Икс Фэлкон Хэви» SpaceX Falcon Heavy с нетерпением ждала (запуск ракеты с мыса Канаверал во Флориде состоялся 6 февраля — прим. ред.) вся космическая индустрия.


Что особенного в этой ракете?

Она станет первой в своем роде, самой мощной в мире ракетой-носителем, предназначенной для многократного использования. С 2013 года запуск Space X Falcon несколько раз откладывался, но если все пройдет успешно, мы станем на один шаг ближе к невероятно амбициозной цели Маска — уже в следующем десятилетии осуществить пилотируемый полет на Марс.

Контекст

План конкуренции РФ со SpaceX имеет изъян

Ars Technica 16.11.2017 Однако, ракетостроение — сложная вещь. Даже Илон Маск, будучи генеральным директором SpaceX, сдержан в своих оценках: «Все зашло дальше, чем изначально планировалось на бумаге. Надеюсь, это не приведет к неожиданностям. Хотелось бы думать, что это победа».

Нам также придется дождаться запуска и посмотреть, что будет дальше. Абсолютно в стиле Илона Маска и то, что в качестве полезной нагрузки для ракеты выступит его электрокар «Тесла Роадстер» (Tesla Roadster), который станет самым быстрым автомобилем в мире, запущенным в космос.

Ракеты, способные перенести полезную нагрузку массой более 20 тонн, классифицируются как ракеты-носители сверхтяжелого класса. Чтобы выйти на орбиту, ракета должна развить скорость свыше 8 тысяч метров в секунду на расстоянии 160 километров над поверхностью Земли.

Чтобы проиллюстрировать эти цифры, представьте себе, что ракета сможет перенести два полностью загруженных городских автобуса на высоту большую, чем 50 эверестов, и на скорости, которая в 32 раза превышает крейсерскую скорость «Боинга» (Boeing) 747.

Falcon Heavy достигнет этой цели, используя три ускорителя, «связанных вместе». Центральный из них поднимет автомобиль Tesla Roadster в космос и войдет в эллиптическую орбиту между Землей и Марсом. На этой орбите электрокар останется на протяжении тысяч лет.


Пионеры нового космоса

Мультимедиа

NASA 20.02.2017 Со времен запуска первых космических миссий, освоение космоса, как правило, было сферой государственной. Правительства создали и финансировали такие организации, как НАСА, Европейское космическое агентство, Российское агентство «Роскосмос» и Японское агентство аэрокосмических исследований.

Наряду с этими агентствами были созданы частные космические компании. Однако, учитывая огромные затраты на исследование космоса, космическими инновациями всегда занимались правительства.

Но в XXI веке все начинает меняться. SpaceX придумала, как снизить затраты на запуск многоразовых ракет-носителей и повысить их эффективность. Новая космическая индустрия развивается огромными темпами, и компания SpaceX находится впереди всех.

Амбиции SpaceX не заканчиваются на запуске космических спутников с помощью Falcon Heavy. Ракета была спроектирована так, чтобы ее можно было использовать и для пилотируемых миссий. Также SpaceX планирует завершить испытания своей капсулы для астронавтов Dragon2 — контракт с двумя космическими туристами, чьи имена пока не разглашаются, уже подписан. Они оправятся в недельный полет вокруг Луны.

Все ли получится?

К сожалению, довольно часто первые запуски ракет бывают неудачными. Обычно компании проводят тестовые испытания в течение нескольких лет. И, к примеру, в 2016 году инженеры SpaceX столкнулись с многочисленными проблемами.

Но Falcon Heavy — это очень амбициозное начинание SpaceX, и, как бы там ни было, Falcon оставит свой след в небе, в той или иной степени. Кроме того, уже сейчас абсолютно ясно, что Маск меняет ландшафт всей космической индустрии, с далеко идущими последствиями.


Бен Торнбер, инженер, исследователь космических инноваций, доцент университета Сиднея.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.