Судебные споры

Когда появились авианосцы. История авианосцев

Когда американские моряки первыми начали пробовать посадить самолет на палубу судна, англичане уже бурно обсуждали проект авианесущего транспорта. Поэтому первые авианосцы, переделанные из обычных кораблей и судов, появились именно в Великобритании, а потом и в других странах.

В основном это были плавучие базы гидросамолетов. Британцы приступили к созданию авиатранспортов сразу же после начала войны. В 1914 году вступил в строй гидроавиатранспорт « Ark-Royal » переоборудованный из угольного транспорта. Переделанные из таких транспортов первые авианосцы имели большие трюма, где могли находиться самолеты, а оттуда их извлекали с помощью кранов, стоявших на палубе, и опускали на воду для взлета. Кроме того, на борту транспорта « Ark-Royal » установили еще одну платформу, позволяющую запускать машины с борта.

гидроавиатранспорт «Ark-Royal»

Технические характеристики авиатранспорта «Ark-Royal»:
Длина - 112 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 7080 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 3000 л. с.;
Скорость - 10,6 узла;
Вооружение:
Орудия 76 мм - 4;
Гидроаэроплан - 4;

гидроавиатранспорт «Ansvald»

Не считала нужным особенно заботиться о создании авиатранспортов Германия, уповая на свои дирижабли, но, тем не менее, там была сделана попытка переделки в авианосцы двух поспешно зафрахтованных пароходов « Ansvald » и « Санта Элена » . На носу и на корме этих судов были построены деревянные ангары со стальными каркасами, которые вмещали гидроаэропланы. Они вступили в состав флота в августе 1914 года.

Технические характеристики гидроавиатранспорта «Ansvald »:
Длина - 133 м;
Ширина - 16,6 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 5400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 2800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Вооружение:
Орудия 88 мм - 2;
Гидроаэроплан - 3;

Мало внимание итальянцев к созданию авианосцев нетрудно объяснить: узкое и очень тихое Адриатическое море позволяло рассчитывать на морскую авиацию берегового базирования.

авиатранспорт «Орлица»

В 1915 году на Российском флоте был широко известен необычный корабль - авиатранспорт « Орлица » переоборудован из парохода « Императрица Александра » . На его палубе располагались два ангара по два самолета в каждом. В трюме находился еще один летательный аппарат в полуразобранном виде. Самолеты опускались на воду и поднимались на борт при помощи кранов. Для защиты от бомб над машинами и котельным отделением устанавливалась стальная сеть. На корабле находились необходимые запасы топлива и бомб, а также слесарные мастерские. Авиатранспорту « Орлица » удалось проявить свои боевые возможности при поддержке сухопутных войск возле мыса Рагоцем, Германия в 1915 году.

авиатранспорт «Орлица»

Технические характеристики авиатранспорта «Орлица»:
Длина - 91,5 м;
Ширина - 12.2 м;
Осадка - 5,2 м;
Водоизмещение - 3800 тонн;
Судовая силовая установка - паровая мощностью - 2200 л.с.;
Скорость - 12 узлов;
Вооружение:
Орудия 75 мм - 8;
Гидроаэроплан - 5;

Постепенно английское адмиралтейство проводило переоборудование в авиатранспорты более быстроходных гражданских судов, среди которых наиболее известными были паромы « Engadain » и « Ben-mai-kri ». Они были построены для доставки людей и грузов через пролив Ла-Манш в 1911 и 1915 году соответственно. С авиатранспорта « Engadain » запускаемые самолеты принимали участие в налетах на базу дирижаблей в Тондерне и в Ютландском сражении. Авиатранспорт « Ben-mai-kri » активно действовал на Средиземном море во время Дарданелльской операции. Именно с палубы этого корабля поднялись в воздух торпедоносцы, которые впервые в мире провели торпедную атаку в боевых условиях.

авиатранспорт «Engadain»

Технические характеристики авиатранспорта «Engadain »:
Длина - 95,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Водоизмещение - 1676 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 15000 л. с.;
Скорость - 21 узел;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

авиатранспорт «Ben-mai-kri»

Технические характеристики авиатранспорт «Ben-mai-kri »:
Длина - 118 м;
Ширина - 14 м;
Осадка - 4,6 м;
Водоизмещение - 2651 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 18000 л. с.;
Скорость - 24 узла;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

первый авианосец «Argus»

Но самолеты-торпедоносцы, запускаемые с первого авианосца « Argus » представляли большую опасность для кораблей противника. Переоборудован из лайнера «Конте Россо», который строился в Англии для Италии в 1918 году. Война помешала завершению строительства в 1916 году, и английское руководство решило выкупить корпус и достроить как авианосец « Argus ». В конструкции этого корабля было немало изменений: полное отсутствие надстроек, заметно увеличена полетная палуба, отвод дыма через горизонтальный дымоход. Самой главной особенностью был аэрофинишер, который заменил систему с волочащимися по палубе мешками с песком.

авианосец «Argus»

Технические характеристики первого авианосца «Argus »:
Длина - 173 м;
Ширина - 20 м;
Осадка - 6,4 м;
Водоизмещение - 20400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 22000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Вооружение:
Орудия 190 мм - 4;
Самолетов - 20;

Авианесущие корабли пришлось создавать в ходе боевых действий. Но у новоиспеченных авианосцев обнаружилось ряд существенных недостатков. Даже при небольшом волнении на море спуск и прием самолетов становился крайне затруднительным. Отсутствие брони и противоторпедной защиты делало первые авианосцы достаточно уязвимыми. Но именно эти надводные корабли дали возможность выработать все технические и организационные решения: подъем самолетов с ангаров, взлет, посадку, обслуживание, что в ближайшем будущем было успешно применено в ударных авианосцах. Очень неудачной была конструкция дымовых труб - располагалась сбоку, они задымляли зону посадки.

первый авианосец «Lengli»

Следующим толчком для начала строительства авианесущих кораблей ведущими морскими странами стал Вашингтонский военно-морской договор подписан 6 февраля 1922 года между США, Великобританией и Японией, который ограничил водоизмещение тяжелых артиллерийских кораблей (), но разрешил их переоборудование в авианосцы. Вскоре появились первые авианосцы Великобритании, США и Японии. В марте 1922 годы был принят на вооружение первый американский легкий авианосец « Lengli », переделан из угольного транспорта.

первый авианосец «Lengli»

Технические характеристики первого авианосца «Lengli»:
Длина - 165 м;
Ширина - 27 м;
Водоизмещение - 15200 тонн;
Судовая силовая установка - паровая;
Скорость - 15 узлов;
Вооружение:
Орудия 127 мм - 4;
Самолетов - 35;

первый авианосец «Хосё»

В декабре 1922 года первым поднял флаг японский легкий авианосец « Хосё », переделанный из быстроходного танкера. Сравнительно небольшой корабль с гладкой, лишенной надстроек палубой вдоль всего корпуса. На нем впервые были применены три коротких дымовых трубы, установленные по правому борту ниже полетной палубы. Во время посадки самолетов эти трубы могли откидываться на шарнирах наружу и становиться горизонтально, перпендикулярно борту корабля. Он имел хорошие , однако скорость его хода была сравнительно небольшой. Через четыре года появились два небывалых в истории флота авианосца , на долю которых в первые месяцы войны на Тихом океане выпала огромная боевая нагрузка.

первый авианосец «Хосё»

Технические характеристики первого авианосца «Хосё»:
Длина - 165 м;
Ширина - 18 м;
Осадка - 6,2 м;
Водоизмещение - 10500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 30000 л. с.;
Скорость - 25 узлов;
Вооружение:
Орудия 140 мм - 4;
Самолетов - 21;

В процессе проведения регулярных военно-морских учений с участием авианосцев, уже в 30-х годах назначение и их роль во флоте изменилось. были достаточно уязвимыми для проведения самостоятельных боевых действий, поэтому их задачами стало обеспечение плавучими аэродромами при эскадрах, соответственно и в море выходили в составе крейсеров или линкоров .

авианосец «Akagi» в море

В Японии, как и в США, было принято решение о переоборудовании в авианосцы недостроенные линкоры. Самым известным стал « Akagi » переделанный из линейного крейсера. Надводный корабль был спущен на воду в 1925 году, а вступил в строй после окончательной модернизации в 1939 году. Поверх его главной палубы была возведена трехэтажная надстройка - ангар. Крышу верхнего ангара оборудовали под полетную палубу. Здесь же находились две короткие взлетные полосы. Для возможности ведения артиллерийского обстрела с кораблями противника, японцы также вооружали авианосцы десятью 200 мм орудиями. Флагманский корабль адмирала Нагумо авианосец « Akagi » участвовал в ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года, который положил начало войне между Японией и США. В течение шести последующих месяцев этот корабль возглавлял почти все наиболее важные военно-морские операции на Дальнем Востоке. был потоплен американской авиацией в сражении при Мидуэе 5 июня 1942 года.

авианосец «Akagi»

Технические характеристики тяжелого авианосца «Akagi »:
Длина - 260 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,7 м;
Водоизмещение - 36500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 133000 л. с.;
Скорость - 31,2 узла;
Вооружение:
Орудия 203 мм - 6;
Орудия 127 мм - 12;
Самолетов - 91;

первый авианосец «Bearn»

Во Франции самым знаменитым первым авианосцем считался « Bearn » переделан из дредноута «Нормандия » в 1923 году. В 1927 году вступил в строй. В мае 1940 года после капитуляции Франции «Bearn » с двумя крейсерами ускользнул на остров Мартиника. Опасаясь, что эти корабли попадут к немцам, англичане организовали вокруг острова блокаду и летом 1943 года вынудили французского адмирала сдать свои боевые корабли. В 1944 году «Bearn » на одной из американских верфей был переоборудован в авиатранспорт и вместо прежнего вооружения получил четыре 127 мм универсальные пушки. До конца войны использовался для перевозки самолетов из Канады во Францию, потом служил базой подводных лодок и в 1967 году пошел на слом.

первый авианосец «Bearn»

Технические характеристики авианосца «Bearn »:
Длина - 182 м;
Ширина - 35 м;
Осадка - 9,3 м;
Водоизмещение - 25500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 37500 л. с.;
Скорость - 21,5 узла;
Вооружение:
Орудия 155 мм - 8;
Орудия 75 мм - 6;
Торпедные аппараты - 4;
Самолетов - 40;

В дальнейших планах англичан предусматривалось строительство нового авианосца, но они не спешили, чтобы накопить опыт в использовании уже имеющихся «плавучих аэродромов». Приоритетным принципом оставались скорость и самолетовместимость. По мнению специалистов британского флота, авианосец должен был действовать в составе крейсеров для своего прикрытия и обладать достаточной скоростью, чтобы уклоняться от боя с линкорами.

авианосец «Glory»

С учетом новых задач следующие авианосцы различных стран создавались без усиленной защитной брони и без главной артиллерии. Это позволило увеличить самолетовместимость, скорость хода и улучшить противовоздушную оборону за счет усиления зенитной артиллерии. В Англии с подобными характеристиками был построен авианосец «Glory » переоборудован из легкого линейного крейсера в 1930 году. На нем впервые был применен большой свес, который позволил увеличить длину полетной палубы до 240 м и бронирование ангаров.

авианосец «Glory»

Технические характеристики авианосца «Glory »:
Длина - 240 м;
Ширина - 27 м;
Осадка - 6,8 м;
Водоизмещение - 18600 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 90000 л. с.;
Скорость - 31 узел;
Вооружение:
Орудия 119 мм - 16;
Самолетов - 48;

Опыт войны показал, что возможности боевого применения воздушных сил в военно-морских операциях безграничны - ведение разведки, нанесение бомбовых и торпедных ударов по кораблям противника, прикрытие с воздуха конвои и нанесение ударов по береговым объектам. Воздушные силы стали неотъемлемой составной частью флота. Вклад американцев в боевой опыт был минимальным, однако за ними остался эксперимент - взлет и посадка самолета на палубу надводного корабля . Но развить возможности, заложенные в этой идее, в годы первой мировой войны довелось лишь англичанам. Совершенствование конструкции, гонка вооружения и желание превосходства над условным противником привели к развитию уникального типа корабля - авианосец . Но далеко не каждое государство может позволить себе постройку и дальнейшее обслуживание хотя бы одного авианосца, так как это дорогостоящее «удовольствие».

USS CV-6 Enteprise, 1944 год

Мы продолжаем наш рассказ об авианосцах США. И сегодня у нас на очереди «Город Йорк», «Введите_цену», «Шершень» и «Оса». ;-)

Продукт эволюции. CV -5 «Йорктаун», CV -6 «Энтерпрайз», CV -8 «Хорнет».

USS CV-5 Yorktown, вид при вступлении в строй

Первый из авианосцев нового типа, получивший имя «Йорктаун», был за­ло­жен 21 мая 1934 г. Второй, «Энтерпрайз» – 16 июля того же года. Спустя два года, 4 апреля и 6 октября 1936 г., соответственно, оба корпуса были спущены на воду, «крестными ма­те­ря­ми» новых авианосцев стали супруги президента и морского ми­ни­с­тра США – Э. Рузвельт и Л. Суонсон. «Йорктаун» вошел в состав флота 30 сентября 1937 г., а его систершип – 12 мая 1938 г.

Оба корабля были практически идентичными по характеристикам. Их длина составляла 251,4 м, ширина 33,4 м, стан­дарт­ное водоизмещение равнялось 19 875 т, полное – 25 484 т. Силовая установка из 9 котлов и 4 паровых турбин развивала мощ­ность, вдвое боль­шую, чем у «Рейнджера», 120 000 л.с., что обеспечивало максимальную скорость в 32,5 узла (60,2 км/ч), даль­ность плавания составляла 12 500 миль (23 200 км). От экспериментов с отводом дыма отказались окончательно – все дымоходы были выведены в одну большую вертикальную трубу по правому борту, объединенную в единую конструкцию с надстройкой.

Оба «Йорктауна» были, как и их предшественник, вооружены восемью универсальными орудиями, но новыми и более эффективными 127-мм/38, сгруппированными в батареи по два в спонсонных галереях, раз­не­сен­ных по квадрантам корабля, их огнем управляли две СУО Mk 33, расположенных на надстройке. Зенитное вооружение ближнего радиуса состояло из четырех счетверенных 28-мм/75 зенитных автоматов, установленных по той же схеме, что и баш­ни ору­дий ГК на «Лексингтонах» – две линейно-возвышенные пары установок, расположенных перед «островом» и позади ды­мо­вой трубы. Кроме того, на галереях по периметру полетной палубы, а также на носу, корме и мачте корабля было размещено 24 пулемета калибра 12,7-мм с водяным охлаждением стволов.

Авианосцы имели броневые пояса толщиной 102-64 мм, 102-мм переборки и защиту рулевого отделения, а также 38-мм го­ри­зон­таль­ную защиту критических зон из стали STS. Общая глубина интегрированной противоторпедной защиты со­став­ля­ла 3,2 м в центральной части кораблей.

USS CV-5 Yorktown, 21.07.1937 г., ходовые испытания

Полетные палубы по сравнению с «Рейнджером» увеличились почти на 30 м и составили 244,6 м в длину и 29,9 м в ши­ри­ну. Они также были оборудованы тремя самолетоподъемниками, но с более осмысленным их расположением – в носовой, цен­траль­ной и кормовой части палубы. Посадочные системы состояли из 22 аэрофинишеров, расположенных по всей длине по­лет­ной палубы и 9 аварийных барьеров, что позволяло производить посадку самолетов, как с кормы, так и с носа. Авианосцы бы­ли оснащены тремя гидравлическими катапультами типа H Mk II, способными разгонять машины весом до 3,2 т до ско­рос­ти в 61 узел (113 км/ч). Две из них были интегрированы в носовую часть полетной палубы, третья рас­по­ла­га­лась в кормовой части ангара и позволяла запускать самолеты прямо из ангара, перпендикулярно курсу ко­раб­ля, причем с любого из бортов. Как показала дальнейшая практика, катапульты в ангарах практически не использовались, поэтому летом 1942 г. с уцелевших к тому времени ко­раб­лей они были демонтированы.

Ангары «Йорктаунов» были выполнены по той же «открытой» схеме, что и на «Рейнджере», и так же были оборудованы сис­те­мой подвески резервных машин. Корабли могли не­сти до 96 самолетов каждый, то есть превзошли по этому показателю даже огромные «Лексингтоны». Палубные самолёты конца 1930-х г.г. стали заметно больше и тяжелей, чем десятилетием ранее, так что авиагруппы «Лекса» и «Сары» к тому моменту были уже гораздо меньше рекордных 109 машин. Запас авиабензина на бор­ту был значительно увеличен и составил 673 600 л. Для сравнения, у «Лексингтонов» запас авиабензина составлял 520 300 л, у «Рейнджера» – 514 200 л. «Йорктауны» по этому показателю превосходили и все японские авианосцы начала войны, за исключением «Кага» (около 800 000 л).

USS CV-6 Enterprise

Два фото, иллюстрирующие «парковку» авиагруппы на полетной палубе, 12.04.1939 и 24.06.1940 г.

Никто не планировал строить дополнительные корабли этого типа, тем более что еще в 1936 г., после закладки авианосца «Уосп», США полностью выбрали свой лимит на корабли этого класса. Но обострение политической ситуации в мире при­ве­ло к тому, что 17 мая 1938 г. президент Рузвельт подписал одобренный Конгрессом «Закон об увеличении флота» (Naval Ex­pan­sion Act), предусматривающий постройку ряда кораблей, в том числе, еще одного авианосца водоизмещением 20 000 т. Хотя «офи­ци­ально» заказать его можно было лишь в 1939 г., по истечении срока действия договорных ограничений.

К лету 1938 г. недостатки «Йорктаунов», спроектированных более 6 лет назад, были уже очевидны, тем более – редкий слу­чай – об этом уже можно было судить даже на основании практической эксплуатации кораблей. Однако все конструкторские «мощности» Бюро по строительству и ремонту были задействованы на гораздо более важном – как тогда казалось – направ­ле­нии. Полным ходом шла разработка перспективного быстроходного линкора, будущего типа «Айова». Ждать окончания этих работ, и лишь затем начинать проектировать новый корабль, означало задержку в 15 месяцев. Кроме того, водоизмещение в 20 000 т не позволяло серьезно улучшить что-либо в конструкции нового авианосца. Исходя из этих соображений, было ре­ше­но просто построить третий корабль типа «Йорктаун» по уже готовому проекту.

Новый авианосец, получивший имя «Хорнет», был официально заказан 30 марта 1939 г., 25 сентября того же года со­сто­я­лась его закладка. Спустя год, 14 сентября 1940 г. корабль был спущен на воду, а 20 октября 1941 г. принят в состав флота США. Конструктивно «Хорнет» практически не отличался от двух предыдущих «Йорктаунов», основные отличия заключались в но­вых СУО типа Mk 37 и немного измененных надстройке и мачте.

USS CV-6 Enteprise, Гавайи

Еще в сентябре 1940 г. «Йорктаун» стал одним из шести кораблей флота США, первыми получивших экспериментальные ра­да­ры ПВО типа CXAM. Осенью 1941 г. усовершенствованная версия этого радара, CXAM-1 была установлена на «Эн­тер­прай­зе». «Хорнет» был оборудован радаром при постройке, на него был установлен теоретически более эффективная модель SC. Эта модель имела более мощный генератор, однако уменьшенная антенна не оправдала ожиданий. При первой же возможности, ле­том 1942 г., на «Хорнете» ее заменили антенной от CXAM, снятой с затопленного в Перл-Харборе линкора «Калифорния».

Летом 1941 г. была принята программа усиления зенитного вооружения флота США, в ходе которой на кораблях «первой ли­нии» планировалось заменить счетверенные автоматы 28-мм/75 на спаренные 40-мм/56 «Бофорс», а 12-7-мм пулеметы – на 20-мм/70 «Эрликон». Лицензия на эти автоматы была официально куплена у шведской компании «Бофорс» в июне 1941 г., но работы по пробному про­из­водству начались несколько раньше. Конструкция оказалась совершенно не приспособлена для массового производства, поэтому аме­ри­кан­ским инженерам и технологам пришлось потратить больше года на ее доводку и запуск в серию. Из-за проблем с серийным производством «Бофорсов» она была отложена и даже «Хорнет» во­шел в строй, все еще вооруженным 12,7-мм зенитными пулеметами. Это привело к тому, что с началом Тихоокеанской войны, зи­мой-весной 1942 г., развернулась лихорадочная работа по усилению ПВО американских кораблей. В случае «Йорктаунов» она све­лась к установке – как вместо части пулеметов, так и на новых галереях – 20-мм/70 зенитных автоматов «Эр­ли­кон». На «Йорк­та­уне» их было установлено 24, на «Энтерпрайзе» — 32 и на «Хорнете» — 30. В такой конфигурации они и пошли в бой…

USS CV Yorktown-class, схема отсеков

(Для тех, кто «не в курсе» или «еще не пробовал» — практически все фото и схемы во всех исторических статьях — большого разрешения, и хорошего, т.е. — «портретного» качества, и могут открываться в полном размере в отдельной вкладке браузера. Я не просто первые попавшиеся «фоточки» вставляю. Пользуйтесь! ;-))

Самым примечательным в конструкции «Йорктаунов» было то, что в ней уже не было ничего примечательного. Ничего прин­ципиально нового, революционного, ничего, что не было бы уже опробовано на предыдущих авианосцах. Главным достоинством этих кораблей стало то, что все предыдущие наработки в их случае удалось более или менее сба­лан­си­ровать, хоть и не до того уровня, что несколько позже был достигнут японцами на «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Вершиной эво­лю­ции довоенного американского авианосцестроения станет лишь следующее поколение, спроектированное – как и япон­ские «журавли» – уже без учета договорных ограничений. Но головной корабль этого поколения, «Эссекс», войдет в строй лишь в последний день 1942 г. Основной же удар «меча Империи» весь первый год войны придется сдерживать сила­ми трех пусть не самых со­вер­шен­ных и современных, но однозначно очень удачных авианосцев типа «Йорктаун»…

USS CV-8 Hornet, 26.05.1942 г., Перл-Харбор

На все оставшиеся тонны.

В результате понижения при проектировании стандартного водоизмещения двух предыдущих авианосцев с 20 700 т до 20 000 т, остававшийся у США лимит уве­ли­чил­ся до 15 200 т. Однако изменения в конструкции строящегося «Рейнджера» – в частности, добавление надстройки – увеличило его водоизмещение на 700 т, ко­то­рые пришлось вычитать из лимита. Таким образом, в распоряжении кон­струк­то­ров из Отдела предварительного проектирования, приступавших летом 1934 г. к разработке последнего «вашингтонского» типа американских авианосцев, ос­та­ва­лось лишь 14 500 т. И в очередной раз перед ними была поставлена крайне слож­ная задача – вместить чуть ли не все возможности крупного авианосца в явно не­до­ста­точ­ное для этого водоизмещение.

Задача конструкторов усложнялась еще и тем, что если раньше имелась возможность при необходимости варьировать пла­н­о­вое водоизмещение в ту или другую сторону, то теперь требовалось не только уложиться в оставшийся лимит, но и за­дей­с­т­во­вать его полностью, до последней тонны. Ещё одной, но уже более стандартной проблемой было то, что основные показа­те­ли корабля невозможно «масштабировать» пропорционально. Поэтому, как и в случае с «Йорктаунами», требовалось определиться с приоритетами.

Отделом предварительного планирования было предложено четыре основных варианта. В первом из них приоритет был от­дан авиационным возможностям, что означало максимально длинные корпус и полетную палубу, благодаря которым ави­а­но­сец мог бы нести авиагруппу немногим меньше, чем гораздо более крупные «Йорктауны» – 72 машины. Ценой этого было снижение максимальной скорости до 29,5 узла (54,6 км/ч), а также полное отсутствие как противоснарядной, так и про­ти­во­то­р­педной защиты. Во втором и третьем варианте упор был сделан на взаимоисключающие скорость и защиту соответственно, что уменьшало размеры корабля и значительно сокращало авиагруппу – до 54 самолетов. Плюс компромиссный четвертый вариант, где имелась минимальная противоторпедная защита, авиагруппа уменьшалась не так значительно, однако скорость понижалась уже до 25,5 узла (47,2 км/ч). И лишь один (кроме водоизмещения) показатель был у всех проектов одинаковым – заданное как обязательное количество орудий ПВО дальнего и среднего радиуса уровня «Йорктаунов».

Управление по аэронавтике, возглавляемое тогда будущим главкомом ВМС США контр-адмиралом Эрнестом Кингом, по понятным причинам настаивало на принятии первого варианта, так как даже четвертый «компромиссный» не устраивал ави­а­торов из-за падения скорости, которое серьезно ухудшало возможности взлетно-посадочных операций. Что любопытно, при­ме­ни­те­льно к первому варианту вполне серьезно рассматривалась установка под носовой частью полетной палубы короткой взлетной, по примеру британских и японских авианосцев предыдущего поколения. Причем происходило это в тот момент, ко­г­да на проходившем модернизацию «Кага» как раз демонтировали эти не оправдавшие себя дополнительные взлетные па­лу­бы. Американцы отказались от этой идеи по большей части из-за того, что она требовала либо установки дополнительного самолетоподъемника с ангарной палубы на нижнюю взлетную, либо повышения уровня передней части ангарной палубы, что заметно уменьшало объем ангара.

Авианосец-«лайт». «Уосп».

22 октября 1934 г. министр флота утвердил ТТХ нового корабля, и началась разработка детальных планов. Авианосец был включен в кораблестроительную программу 1936 г., на его постройку выделялось 20 млн. долларов – столько же, сколько и на более крупные «Йорктауны» двумя годами ранее. Корабль был заложен 1 апреля 1936 г., спустя почти ровно три года, 4 апреля 1939 г., он был спущен на воду, получив имя CV-7 «Уосп», и вошел в состав флота 25 апреля следующего года. Столь про­дол­жи­те­ль­ное время постройки частично было связано с тем, что верфь «Фор-Ривер» компании «Bethlehem Shipbuilding Corp.» впе­р­вые строила корабль такой длины, но главной причиной постоянных задержек была непрерывная «борьба с лишним весом».

Надстройка-«остров» авианосца традиционно располагалась по правому борту и как и у предыдущих типов была объ­е­д­и­не­на в единую конструкцию с дымовой трубой. Длина «Уоспа» составляла 219,5 м, что касается ширины, то в целях экономии во­до­из­ме­ще­ния было решено ском­пе­н­си­ро­вать вес надстройки, трубы и ды­мо­хо­дов не традиционно балластом, а за счет ярко выраженной асимметрии корпуса по про­ти­во­по­лож­ному левому борту. Этим во многом и объяснялась высокая стоимость ко­ра­б­ля – цена условной тонны водоизме­ще­ния в его случае оказалась заметно выше, чем у предшественников. В результате ши­ри­на корпуса авианосца в центральной ча­с­ти (равно как и ши­ри­на полетной па­лу­бы) составила 30,5 м, даже немногим больше, чем у «Йорктаунов». Интересно, что кон­с­т­ру­кторы разрабатывавшегося и строившегося практически од­но­вре­мен­но с «Уос­п­ом» японского «Хирю» также применили аналогичный способ балансировки.

Силовая установка корабля имела тот же состав, что и на «Рейнджере». Но, благодаря применению более совершенных тур­бин, а также котлов с повышенным давлением и температурой, её мощность была увеличена на 25% и номинально со­ста­ви­ла 70 000 л.с. Она обеспечивала плановую скорость в 29,5 узла (54,6 км/ч), а на ходовых испытаниях, раскрученная до 75 000 л.с., позволила разогнать авианосец до 30,73 узла (56,9 км/ч). Дальность плавания экономическим ходом составляла внушительные 12 000 миль (22 200 км). Уже по ходу строительства предлагалось полностью поменять силовую установку на еще более со­ве­р­шен­ную – урезанную двухтурбинную версию силовой установки разрабатывавшихся тогда быстроходных линкоров типа «Ай­о­ва» номинальной мощностью в 100 000 л.с. Однако, из соображений экономии дополнительных 4,1 млн. долларов и во из­бе­жа­ние еще большей затяжки постройки, от этой идеи отказались.

Важной особенностью силовой установки «Уоспа» было впервые примененное на американских авианосцах «по­лу­э­ше­ло­н­ное» расположе­ние котельных и машинных отделений – котельные отделения располагались между разнесенными машинными, что значитель­но уменьшало вероятно­сть того, что корабль полностью потеряет ход в результате одного-единственного удачного по­па­да­ния, как это могло про­и­зо­й­ти (и произошло в реальности) в случае тех же «Йорктаунов». Однако это тоже было полумерой, от полноценного эшелонирования, требовавшего серьезного удлинения дымоходов, конструкторы были вынуждены отказаться опять же из соображений экономии веса.

USS CV-7 Wasp, 1940 год

Как и планировалось, «Уосп» получил тот же набор вооружения, что и «Йорктауны», и размещено оно было по той же схе­ме. Восемь универсальных орудий 127-мм/38 были сгруппированы в батареи по два в спонсонных галереях, разнесенных по ква­д­ра­н­там корабля, их огнем управляли две СУО Mk 33, расположенных на надстройке. Зенитное вооружение ближнего ра­ди­у­са состояло из четырех счетверенных 28-мм/75 зенитных автоматов, установленных двумя линейно-возвышенными парами перед «островом» и позади него. Кроме того, на галереях по периметру полетной палубы, а также на носу и корме было раз­ме­ще­но 24 пулемета калибра 12,7-мм с водяным охлаждением стволов. Во время модернизации зимой 1941-42 гг. 18 из них бы­ли демонтированы и заменены на 32 зенитных автомата «Эрликон» 20-мм/60. Одновременно с этим был установлен радар ПВО ти­па CXAM-1. Вертикальная защита корабля сводилось к поясу из стали STS толщиной 16 мм, го­ри­зо­н­та­ль­ная при­к­ры­ва­ла ма­ши­н­ное и рулевое отделения и состояла той же стали толщиной 32 мм. Противоторпедная защита отсутствовала.

Полетная палуба «Уоспа» была на 10 метров больше, чем у «Рейнджера» и составляла 226 м в длину и 30,5 м в ширину в центральной части. Посадочные системы состояли из 21 аэрофинишера, которые были расположены по всей длине полетной палубы и 6 аварийных барьеров, что позволяло производить посадку самолетов, как с носа, так и с кормы. Авианосец был ос­на­щен четырьмя гидравлическими катапультами типа H Mk II. Две из них были интегрированы в носовую часть полетной па­лу­бы, две других располагались в носовой части ангара и позволяли запускать самолеты и гидросамолёты прямо из ангара, пер­пе­н­ди­ку­лярно курсу корабля, с любого из бортов. Ангары «Уоспа» были выполнены по ставшей традиционной «открытой» схе­ме и так же были оборудованы системой подвески резервных машин. Корабль мог нести до 90 самолетов. Запас ави­а­бен­зи­на на борту составлял 613 500 л.

Самолетоподъемники «Уоспа» заслуживают отдельного описания. Согласно утвержденным ТТХ корабль должен был им­еть три подъемника. Однако по обычной «платформенной» схеме были выполнены только кормовой и центральный, а вме­с­то носового, все из тех же соображений экономии веса, было решено установить экспериментальный подъемник не на па­лу­бе, а на левом борту. Для еще большего облегчения эта система даже не имела полноценной платформы, а представляла со­б­ой ра­с­по­ло­жен­ную на пантографной подвеске Т-образную конструкцию с небольшой рампой, на которой помещались лишь ко­леса шасси самолета. Хвостовое колесо при этом выкатывалось на специальный выстрел, который был ранее разработан для эк­с­пе­ри­мен­тов по «уплотнению» палубной парковки. В походном положении подъемник складывался вертикально вдоль борта.

«Официальное» фото наглядно отражающее устройство и работу бокового самолетоподъемника. На нем SB2U-2 Vindicator

Надо сказать, что первоначально заказчики восприняли это новшество без особого энтузиазма. Представители ВМС даже потребовали не только предусмотреть конструктивную возможность установки стандартного палубного самолетоподъемника, но и изготовить сам подъемник с тем, чтобы можно было при необходимости оперативно его установить. Однако эксплу­а­та­ция новой системы быстро доказала ее полезность, причем далеко не только из-за экономии веса. Бортовой са­мо­ле­то­по­дъ­ем­ник резко снижал уязвимость полетной палубы, заметно повышал полезную площадь ангара, а также упрощал многие па­лу­б­ные и ангарные операции. В результате авианосцы следующего типа «Эссекс» также имели по бортовому подъемнику, а в даль­не­й­шем они практически полностью вытеснили палубные.

USS CV-7 Wasp, 06.1942 г. Хорошо видна ассиметрия палубы авианосца.

На катапультах и в очереди к ним видны самолеты SB2U-3 Vindicator и F4F-4 Hellcat

Несмотря на то, что американские конструкторы выжали максимум возможного в заданных им жестких рамках, оче­вид­но, что по большинству характеристик «Уосп» стал вынужденным «шагом назад». В целом корабль получился гораздо удачней схо­же­го по размерам и водоизмещению «Рейнджера», однако у него имелся тот же главный недостаток – практически полное отсутствие пассивной защиты. Это привело к тому, что командование ВМС США также сочло его не соответствующим жес­т­ким требованиям Тихоокеанского ТВД. В результате, первые полгода войны «Уосп» провел в Атлантике, где участвовал в пе­ре­б­ро­с­ке самолетов на осажденную Мальту. На Тихий океан авианосец был отозван в июне 1942 г. чтобы как-то возместить по­те­рю «Лексингтона» и «Йорктауна». В ходе битвы за Гуадалканал, 15 сентября 1942 г. корабль получил два попадания торпедами обр. 95, выпущенными японской подлодкой I-19. От взрывов 405-кг зарядов их БЧ не спасла бы и противоторпедная защита ур­о­в­ня «Йорктаунов», однако в случае вообще лишенного ПТЗ «Уоспа» были мгновенно поражены находившиеся в глубине корпуса носовое хранилище авиабензина и погреб с авиабомбами. После серии вторичных взрывов, как боеприпасов, так и па­р­ов бензина, пожар перекинулся на ангарную палубу с находившимися там самолетами. Спустя 35 минут после попаданий пожар окончательно вышел из-под контроля и капитан авианосца отдал приказ «покинуть корабль», затем CV-7 «Уосп» был добит торпедами эсминца эскорта…

На этом мы заканчиваем знакомство с эскадренными авианосцами, с которыми ВМС США встретили Тихоокеанскую войну.

Таблица. Авианосцы США.

Тип «Лексингтон» «Рейнджер» Тип «Йорктаун» «Уосп»
Вод в строй 1927 г. 1934 г. 1937-41 г. 1940 г.
В/и полное, т 43 055 17 577 25 484 19 116
Длина, макс, м 270,7 234,4 251,4 219,5
Ширина, м 32,3 33,4 33,4 30,5
Осадка, м 9,3 6,8 7,9 7,1
Силовая установка 16 котлов

4 электродвигателя

6 котлов

2 турбины

9 котлов

4 турбины

6 котлов

2 турбины

Мощность, л.с. 180 000 53 500 120 000 70 000
Скорость, узлов 33,25 29,25 32,5 29,5
Запас топлива, т 5500 2350 4360 1602
Дальность, миль 10 500 10 000 12 500 12 000
Летная палуба, м 268,2 × 32,3 216,1 × 26,2 244,6 × 29,9 226,0 × 30,5
Истребители 22 × F4F-3 18 × F4F-3 27 × F4F-4 47 × F4F-3
Пикировщики 36 × SBD-3 37 × SB2U 36 × SBD-3 33 × SB2U
Торпедоносцы 12 × TBD-1 15 × TBD-1 3 × TBD-1
Запас авиабензина 390 т / 520 300 л 386 т / 514 400 л 505 т / 673 900 л 460 т / 613 500 л
Броня (пояс), мм 178-127 51 102-64 16
Орудия УК 12 × 127-мм/25 8 × 127-мм/25 8 × 127-мм/38 8 × 127-мм/38
Орудия ПВО МЗА 1 48 × 28-мм/75 24 × 28-мм/75 16 × 28-мм/75 16 × 28-мм/75
Орудия ПВО МЗА 2 22 × 20-мм/60 24-32 × 20-мм/60 32 × 20-мм/60
Пулеметы 20 × 12,7-мм/90 24 × 12,7-мм/90 8-12 × 12,7-мм/90 6 × 12,7-мм/90

Характеристики кораблей, состав вооружения и авиагрупп приведены по состоянию на весну 1942 г.

Приведены реальные авиагруппы этих кораблей на данный период, когда из-за нехватки современных самолетов аме­ри­ка­н­с­к­ие авианосцы были серьезно «недогружены» авиацией, но уже к концу лета 1942 г. авиагруппы уцелевших «Саратоги», «Эн­те­р­п­ра­й­за» и «Хорнета» могли достигать 90-95 машин.

Авианосец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники),

средствами управления и обеспечения полётов.

Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактически высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.

Развитие новых видов морского вооружения постепенно изменило взгляды на роль военных авианосцев. Долгие годы она была приоритетной: вплоть до 1960 г., то есть до появления атомных субмарин с ракетами на борту ни одно судно, кроме авианосца, не могло похвастаться своей принадлежностью к ВМС стратегического назначения. Со временем авианесущие корабли начали делить на несколько основных классов: тяжелые ударные авианосцы (водоизмещением более 70 000 т), легкие авианосцы (водоизмещением 13 000-35 000 т) и крейсера-вертолетоносцы.

Ударные авианосцы , чаще всего с ядерными энергетическими установками и тяжелыми штурмовиками на борту, способны решать широчайший круг задач борьбы с крупными группировками противника. Для базирования самолетов необходима длинная полетная палуба (до 330 м), вместительный ангар на 90-100 самолетов, мощные катапульты и самолетоподъёмники. По своему архитектурному облику тяжелый авианосец - гладкопалубный корабль с высокими бортами и небольшой «островной» надстройкой в средней части корпуса, как правило, смещенной к правому борту. Верхняя палуба специально расширена за счет угловой полетной палубы. Длина взлетных полос достигает 90 м.

На судах этого типа обычно установлено 2-4 катапульты, которые позволяют самолетам покидать палубу корабля с интервалом не более 30 секунд. Вкратце о принципе действия паровой катапульты. Самолет крепится к гаку (крюку) челнока, жестко связанного с поршнями двух паровых цилиндров, размещенных под полетной палубой. Перемещение поршней цилиндров и разгон челнока с самолетом до необходимой скорости в 250 км/ч производятся давлением пара. После разгона самолет автоматически отцепляется от гака челнока и взлетает.

Приземление самолета на палубу было бы невозможно без аэрофинишеров, аварийных барьеров, индикаторов посадки и других специальных систем. Аэрофинишер, сокращающий длину пробега самолета при посадке, представляет собой систему тросов, расположенных поперек посадочной палубы и соединенных с находящимися под ней тормозными механизмами. Идущий на посадку самолет выпускает специальный хвостовой гак и, цепляясь им за тросы, плавно тормозит. На случай, если самолет не сможет выпустить гак, предусмотрен аварийный барьер в виде натянутой между двумя стойками нейлоновой сети.

Легкие авианосцы - так называемые «корабли контроля моря» - не столь универсальны, как тяжелые, и, как правило, служат для противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей и конвоев. На них базируются легкие штурмовики, истребители и вертолеты. Большинству легких авианосцев, несущих самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, не нужны ни катапульты, ни аэрофинишеры.

Крейсера-вертолетоносцы - лучшее средство для противолодочной обороны и поддержки высадки десанта. Такие корабли не имеют сплошной полетной палубы. Носовой частью они напоминают крейсер и только в корме - авианосец. Первыми ударными авианосцами послевоенной постройки были американские корабли типа «Форрестол», спущенные на воду в 1954-1958 гг. и способные нести 90 тяжелых палубных бомбардировщиков взлетным весом до 35 т.
В состав этой серии вошли четыре корабля: «Форрестол», «Саратога», «Рейнджер» и «Индепенденс», полное водоизмещение которых находилось в пределах 79 250-81 160 т, а длина достигала 318 м. Разработчики этих кораблей, «переварившие» опыт войны, обратили особое внимание на схему бронирования, непотопляемость и защиту судна от подводных взрывов.
Кроме пусковых установок ракет на авианосцы установили артиллерийское вооружение, состоящее из четырех 127-мм универсальных артустановок. Авианосцы были способны разогнаться до 34 узлов. Экипаж одного корабля составил 5500 человек, из которых 2480 приходились на летно-технический состав.

«Форрестолы» недолго находились в гордом одиночестве - в скором времени у них появились последователи. Ими стали, с одной стороны, первый атомный авианосец «Энтерпрайз»,построенный в 1961 г., а с другой - четыре корабля типа «Китти Хок» (1961-1968 гг.) с котлотурбинными установками.

Сначала США планировали создать только 1 ядерные авианосцы, но из-за их большой стоимости все же решили строить корабли типа «Китти Хок» с обычной энергетической установкой. Но многолетняя эксплуатация «Энтерпрайза» показала, что, вопреки ожиданиям, современные атомные авианосцы обходятся государству не намного дороже, чем обычные.

Начиная с 1975 г. в США строят атомные авианосцы типа «Нимитц». В эту серию, кроме головного судна, вошли еще пять авианосцев: «Эйзенхауэр» (1977 г.), «Винсон» (1982 г.), «Рузвельт» (1986 г.), «Линкольн» (1990 г.) и «Вашингтон» (1992 г.). Это самые большие ударные авианосцы из когда-либо строившихся. Их полное водоизмещение - ни много ни мало 91 500 т, длина по ватерлинии 317 м, ширина корпуса 40,8 м, а габариты угловой взлетной палубы 23Т,7 х 76,8 м. Максимальная скорость этих кораблей достигает 36 узлов, а дальность плавания 800 000-1 000 000 миль.

При этом авианосцы очень слабо вооружены: всего три спаренные ракетные установки и четыре 20-мм автомата на каждом. Наверняка в этом виновата принятая в ВМС США концепция, согласно которой за противовоздушную и противокорабельную защиту авианосца должны целиком отвечать корабли его охранения. Зато на нем легко умещаются 90 самолетов.

В 1990 г., тогда еще в СССР, вступил в строй тяжелый авианесущий крейсер типа «Рига» полным водоизмещением 70 500 т. Традиционные катапульты на крейсере заменили самолетным трамплином. «Рига» стала первым советским кораблем, иа котором предусмотрено базирование реактивных самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой. А вот крейсеру-авианосцу «Ульяновск» с полноценной атомной энергетикой так и не суждено было появиться на свет. Этот большой корабль водоизмещением 75 000 т с полетной палубой 72-метровой ширины строили целых три года, после чего он был неожиданно исключен из списков флота и разрезан на металл.

Непобедимые гиганты, подобные «Нимитцу», казалось, должны были занять почетное место во всех военных флотах. Но большинство стран предпочло им легкие многоцелевые авианосцы. Пример таких кораблей - суда типа «Инвинсибл» (Англия), авианосцы «Дж. Гарибальди» (Италия), «Прииц Астурийский» (Испания), два французских корабля типа «Клемансо», новый атомный авианосец «Ришелье» (тоже французский), советские (теперь российские) авианесущие крейсера типа «Киев» и ряд устаревших авианосцев Аргентины, Бразилии и Индии.

Все эти, на первый взгляд не очень похожие суда легко разделить на две группы: легкие авианосцы водоизмещением 28 000-40 000 т, которые несут 20-80 самолетов и вертолетов с взлетной массой до 20 т, и новые авианосцы - корабли контроля над морем водоизмещением 13 000-20 000 т, несущие самолеты с вертикальным взлетом и посадкой.

Легкий многоцелевой авианосец «Инвиисибл» , вошедший в состав английского флота в 1980 г., положил начало серии из трех кораблей. Полное водоизмещение судов этого типа составляет 19 500 т при максимальной длине 209 м и ширине 31,9 м. Их максимальная скорость хода - 28 узлов, а дальность плавания - 5000 миль. Авианосцы типа «Инвиисибл» относятся к новому поколению кораблей - носителей самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, не требующих вспомогательного оборудования. На них базируется 8 самолетов и 12 вертолетов. Помимо авиации, вооружение этих кораблей включает зенитно-ракетный комплекс и две 20-мм артиллерийские установки ближней обороны.

Французские легкие авианосцы «Клемансо» и «Фош» имеют полное водоизмещение 32 780 т, длину 215 м и ширину 31,7 м. Максимальная скорость хода достигает 32 узлов, а дальность плавания - 7500 миль. На каждом авианосце базируется до 40 самолетов и вертолетов. «Ришелье», спущенный на воду в 1996 г., вскоре должен будет заменить эти корабли. Это судно имеет классическую архитектуру авианосца с небольшой надстройкой, сильно сдвинутой в нос.
Максимальная длина судна составляет 261,5 м, ширина по ватерлинии - 31,8 м, а ширина полетной палубы - 61 м; ядерная энергетическая установка мощностью 82 000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 28 узлов. Вооружение корабля, кроме 40 самолетов и вертолетов составляют 5 пусковых установок зенитно-ракетных комплексов и 20-мм автоматические пушки. «Ришелье» не позабыли оснастить радиоэлектронным оборудованием, системой постановки помех и гидроакустической станцией, расположенной в носовом бульбообразном обтекателе. Жилые помещения рассчитаны на 1850 человек, включая летчиков и десантников.

Италия тоже обзавелась легким авианосцем. Им стал построенный в 1985 г. корабль «Дж. Гарибальди». Его водоизмещение равно 13 850 т, наибольшая длина 180,2 м, ширина корпуса 23,4 м, а полетной палубы - 30,4 м.

Две мощные турбины обеспечивают судну скорость 30 узлов, а запасы топлива - дальность плавания 7000 миль. В отличие от обычного авианосца «Дж. Гарибальдн» несет мощное универсальное ракетное оружие - четыре противокорабельные установки и два зенитио-ракетных комплекса. Вооружение авианосца дополняют три спаренные артиллерийские установки и два трехтрубных торпедных аппарата для борьбы с подводными лодками. На корабле базируются 16 противолодочных вертолетов типа «Си Книг», хотя оптимальным признан вариант размещения шести вертолетов и восьми самолетов. Подсчитано, что это позволит обеспечить перехват воздушных целей на удалении до 800 км, воздушное патрулирование в зоне до 200 км и нанесение ударов авиацией на расстоянии до 370 км.

Для замены устаревшего авианосца «Дедало» постройки еще 1943 г. в 1988 г. испанцы ввели в строй легкий многоцелевой авианосец «Прииц Астурийский», настоящий корабль контроля над морем. Это судно в еще большей степени, чем «Иивиисибл» и «Дж. Гарибальди», приспособлено для базирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. «Принц» имеет водоизмещение 16 200 т и длину 175 м. Он способен принять на борт 20 самолетов и вертолетов. Для ближней самообороны на нем установлены четыре 20-мм зенитные артустановки. Скорость хода этого авианосца - 26 узлов.

В 1975 г. советский ВМФ получил первый из трех крейсеров типа «Киев» (длина 273,1 м, водоизмещение 43 220 т, экипаж 1300 человек), на котором базировалась эскадрилья противолодочных вертолетов и самолеты вертикального взлета и посадки. Ни один из этих боевых кораблей не дожил до сегодняшнего дня: в 1993-1994 гг. все они были расформированы, а затем демонтированы, как того требовала очередная программа разоружения.

Развитие вертолетостроения и успешное применение этих боевых машин для борьбы с подводными лодками привели к появлению нового класса авианесущих кораблей - крейсеров-вертолетоносцев. В 1964 г. практически одновременно вступили в строй сразу три таких корабля: французский «Жанна д’Арк» и два корабля типа «Аидреа Дориа» в Италии.

Крейсер-вертолетоносец «Жаниа д’Арк » является типичным представителем своего класса кораблей с развитой надстройкой и довольно большой взлетно-посадочной площадкой, занимающей около половины длины судна. На вооружении крейсера состоят восемь противолодочных вертолетов Линке», пусковая установка противокорабельных ракет «Экзосет» и четыре 100-мм универсальные артустановки.

Итальянские корабли «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» водоизмещением 6500 т - обычные гладкопалубиые крейсера с расширенной в кормовой части верхней палубой, где расположена взлетно-посадочная площадка. Здесь же, на верхней палубе, находится и анrap для четырех вертолетов. Вооружение дополняют два трехтрубных торпедных аппарата, спаренная пусковая установка зенитных ракет и восемь 76-мм артустановок.

Противолодочный Крейсер «Кайо Дуилио» типа «Андреа Дориа»

Энергичные итальянцы не остановились на достигнутом и пополнили свой авианосный, вернее сказать, вертолетоносный флот новым кораблем: в 1969 г. вступил в строй многоцелевой крейсер-вертолетоносец «Витторио Венето». Он стал дальнейшим развитием кораблей типа «Андреа Дориа», отличаясь от них более сильным противолодочным вооружением и гораздо большим числом вертолетов. На корабле их девять. Помимо них крейсер вооружен спаренной пусковой установкой зенитных ракет «Терьер», ракетным противолодочным комплексом «Асрок», восемью 76-мм универсальными артустановками и двумя торпедными аппаратами. Водоизмещение корабля 8850 т, турбина мощностью 73000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 32 узла и дальность плавания 5000 миль. Экипаж корабля состоит из 550 человек.

Англичане решили не строить новые вертолетоносцы, а переоборудовать в них три крейсера типа «Тайгер». Но модернизация первого корабля затянулась до 1971 г., к тому же затраты были очень большими, а толку оказалось мало. В итоге, переоборудовав два корабля, третий решили не переделывать. Новоявленные вертолетоносцы прослужили в английском флоте до 1984 г.

В 1967 г. советский флот получил первый из двух противолодочных крейсеров типа «Москва» (длина 189,1 м, водоизмещение 14 900 т, максимальная скорость хода 30 узлов, экипаж 850 человек), на котором базировалась эскадрилья из 14 противолодочных вертолетов. Крейсер «Москва» и по сей день входит в состав Черноморского флота, а его собрат «Ленинград» в 1991 г. был расформирован, а затем демонтирован.

Крейсера-вертолетоносцы не получили дальнейшего развития. За последние 20 лет на воду не было спущено ни одного нового корабля этого класса. Более того, судостроительные программы не предусматривают их создание и в ближайшие годы. Эти корабли окончательно вытеснены легкими многоцелевыми авианосцами, самым лучшим воплощением концепции корабля для контроля над морем.