Исследования эффективности РК, как правило, относят к тактическому контролю РД. Большинство авторов различают экономическую, психологическую и коммуникативную эффективность рекламных мероприятий.
Экономическая эффективность рекламы определяется по степени ее воздействия на развитие товарооборота. Сравнивают также затраты на рекламу и ту прибыль, которую получил рекламодатель вследствие увеличения товарооборота под воздействием рекламы. Сложность состоит в том, что не всегда РК может оказать непосредственное влияние на сбыт, например имиджевая РК. Кроме того, подчас, бывает трудно отделить рекламное влияние от каких-либо других воздействий. Так, например, можно предположить, что при проведении общенациональной РК уровень продаж кондиционеров будет выше в том регионе, в котором температура поднимется до 35 С, по сравнению с регионом, где столбик термометра не поднимется выше 25 С. Таких факторов, оказывающих влияние на сбыт, существует множество. И все же экономическую эффективность некоторых РК можно рассчитать довольно точно. Приведем методику расчета экономической эффективности .
Исходными данными являются оперативная информация и бухгалтерская отчетность.
где Т д - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы в рублях, Т с - среднедневной товарооборот до рекламного периода в рублях, П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный период в процентах, Д - количество дней учета товарооборота в рекламный и послерекламный период.
Экономический эффект РК определяется также по соотношению между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее:
где Э - экономический эффект рекламирования в рублях, Т а - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы (см. предыдущую формулу) в рублях, Н т - торговая надбавка за товар в % к цене реализации, U p - расходы на рекламу в рублях, U д - дополнительный расходы по приросту товарооборота в рублях.
Одной из разновидностей эффективности рекламы является так называемая психологическая эффективность. При изучении психологической эффективности рекламы оценивается степень влияния рекламы на психологические процессы представителей целевой аудитории рекламы, адекватность выбора различных средств воздействия рекламы. Психологическую эффективность рекламы исследуют, используя методы наблюдения, эксперимента, опроса, семантического дифференциала, фокус-группы и т.д. Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что реклама исследуется в естественных условиях, а потребитель рекламы не знает о том, что является объектом наблюдения. Таким образом можно, например, изучить степень привлечения внимания витрины, наружной рекламы:
где В - степень привлечения внимания прохожих, О - число людей, обративших внимание на рекламу в течение определенного периода, П - общее число людей, которые прошли мимо рекламы (витрины, щита) за определенный период .
Наблюдения могут проводится и с помощью технических средств. Так, измерения телевизионной аудитории -аудиометрию, или пиплметрию - проводят с помощью специальных приборов, устанавливаемых в квартирах и домах телезрителей. Эти приборы позволяют наблюдать за тем, кто, сколько, когда смотрел телевизор, собирать данные о рейтингах каналов и телепродукции.
Недостатком этого метода является то, что с его помощью можно изучать только уже готовую и размещенную рекламу.
Метод опроса получил широкое распространение в рекламной практике. Опрос можно проводить в устной или письменной форме, по почте, по телефону, через средства массовой информации, разместив анкету в газете, журнале, теле- или радиорекламе, а также при личном контакте с респондентом. Разновидностью личного интервью является так называемое глубинное интервью, в ходе которого используется не стандартный опросник, а метод свободной беседы с информантом, направляемой специалистом в нужное русло. Опрос является хорошим средством получения информации в тех случаях, когда удается соблюсти ряд условий - правильность выборки по качественным и количественным показателям, корректность выбранного инструментария (анкета, интервью, телефонный опрос). Особое искусство - составление анкеты. Это должен делать специалист, так как на результаты анкетирования влияют многие факторы - порядок вопросов, их формулировка, язык, стиль. Повышению уровня мотивации участия в опросе способствуют подарки, купоны со скидками, участие в розыгрыше и т.д. Важно, чтобы цель исследования соответствовала методу. Так, вряд ли можно выяснить с помощью опроса скрытую мотивацию покупок товаров личного пользования. А вот канал поступления информации о новом товаре и степень влияния рекламы, размещенной в том или ином средстве распространения, с помощью опроса можно определить. Вот вопросы анкеты, ответы на которые можно получить, к примеру, на месте продажи товара: как вы узнали о новом товаре - от знакомых, из объявления по радио, в газете, в магазине?
В психологическом плане реклама изучается с начала XX в. В процессе планирования, организации и изготовления рекламы не стоит пренебрегать теми выводами, которые сделали ученые в ходе многочисленных исследований. Эти выводы нужно знать и определенным образом к ним относиться, помня о том, что, во-первых, это, как правило, результаты зарубежных исследований, во-вторых, социальные и психологические характеристики потребителей меняются со временем, и выводы исследований могут оказаться устаревшими. И все же некоторые результаты исследований с помощью такого метода, как эксперимент, не теряют актуальности и по сегодняшний день. Полезно знать, что количество повторов рекламных объявлений имеет гораздо большее значение для психологического воздействия, чем их величина. Психологи У. Дж. Скотт и Г. Мюнстерберг еще в начале XX в. экспериментально доказали, что эффект психологического воздействия РК определяется не площадью рекламного объявления, а соотношением оптимальной площади и количества публикаций. У. Дж. Скотт доказывал также, что рекламные объявления для мужчин эффективнее делать по У 4 страницы и размещать не менее четырех раз, а объявления для женщин лучше макетировать размером У 8 страницы и размещать не менее восьми раз . Большую роль при производстве рекламы играют понятия «фигуры и фона». Если в ходе РК удается представить товар как фигуру на фоне рекламы других конкурентов, то такую РК можно считать эффективной с точки зрения психологического воздействия. Укажем и на элементарные требования, которым должна соответствовать реклама с точки зрения психологов, - простота и быстрота восприятия информации, удобочитаемость (выбор шрифта, соотношение между размерами букв по горизонтали и вертикали, пробелами между буквами) и т.п. Интересны результаты экспериментов по изучению восприятия женщинами витрин. Оказалось, что большее количество людей останавливались у витрин с большим количеством товаров; но время рассматривания товаров в среднем было
больше у той витрины, где товаров было немного; число обращений оказалось выше по поводу товаров, представленных в витрине, где их также было немного. Однако среди проданных товаров чаще встречались вещи, которые были представлены на витрине с большим количеством вещей. В исследовании начала XX в. ученым В. Блюменфельдом было доказано, что предметы, находящиеся в средней вертикальной части, замечаются прохожими в два раза чаще, чем лежащие сбоку. Вещи, лежащие внизу, замечаются в десять раз больше, чем те, которые находятся в верхней части витрины.
Широкую известность получили эксперименты Д. Старча. Он установил, что информация (в эксперименте Д. Старча - бессмысленные слоги) в У 2 полосы, размещенная в ее верхней части, воспроизводится 54 % испытуемых, в нижней части - 15 %. Если же размер информации У 4 полосы, ее лучше размещать в верхней правой четверти, У 9 полосы -в верхней левой четверти. Д. Старч также установил, что объявление, помещенное на первой и последней страницах, привлекает внимание в 100% случаев, а на второй и предпоследней - в 50% случаев . Американский психолог А. Адам доказывал, что правая сторона замечается в большей степени, чем левая. Немецкий ученый В. Меде опубликовал экспериментальную работу, в которой показал, что наибольшее внимание читателя привлекает объявление в рекламной газете, если оно напечатано в правом верхнем углу. Можно предположить, что эти результаты могут варьироваться в зависимости от типа и вида издания. Печатному СМИ неплохо бы прежде, чем устанавливать расценки на размещение рекламы, провести подобного рода исследования и использовать его результаты в процессе взаимодействия с рекламодателем.
При исследовании психологической эффективности рек ламы часто используется методика психологического эксперимента - как на этапе предтестирования при выборе наиболее эффективного варианта рекламного ролика, так и на этапе посттестирования при исследовании эффективности уже размещенной рекламы. Следующие эксперименты, проведенные Психологическим Агентством Рекламных Исследований (ПАРИ), позволяют ответить на некоторые практические вопросы. Опишем эксперимент, направленный на выяснение того, какой из приемов телевизионной рекламы является более эффективным - прямое обращение к зрителю или диалог рекламных персонажей друг с другом. Исследователем О. Н. Поповой была сконструирована батарея роликов, основанных на монологах, обращенных к зрителю, и на диалогах персонажей (по пять роликов для каждой ситуации). Были выбраны ролики, напрямую не связанные с актуальными потребностями зрителей. Двум группам испытуемых по 30 человек предлагались стимульные материалы первой и второй категории. Оценка роликов проводилась по методике семантического дифференциала. Полученное распределение свидетельствует о том, что реклама, основанная на прямом обращении к зрителю, может оцениваться намного ниже, чаще отторгается зрителем .
Следующий эксперимент был направлен на выявление того, какое из средств психологического воздействия - эффект ореола или механизм идентификации - является более эффективным. Трем группам испытуемых предъявлялись плакаты с рекламой мебельного салона. Первой группе был предложен плакат с изображением модного дивана; второй - плакат с изображением молодой симпатичной девушки, неудобно сидящей на этом диване; а третьей - плакат с изображением пожилой малосимпатичной индианки, лежащей на этом диване в удобной расслабленной позе. Испытуемые оценивали плакаты по методу семантического дифференциала. Эксперимент показал, что эффект ореола (девушка на диване) заставил испытуемых высоко оценить рекламу, а идентификации (испытуемые представляли себя на месте индианки) - рекламируемый товар.
Методика следующего эксперимента может быть использована при оценке ощущений, возникающих у потребителей при употреблении пищевых продуктов, напитков, духов, их места по отношению к конкурентам, а также влияния рекламы, упаковки, бренда, этикетки на восприятие того или иного товара. В ходе эксперимента испытуемым предлагают оценить напиток методом парных сравнений. В результате выяснилось, что при сравнении напитков вслепую исследуемый напиток оказался на четвертом месте. При проведении эксперимента открытым методом (испытуемые знали марки напитков, видели их этикетки) исследуемый напиток оказался на шестом месте.
Следующая методика способна решить конкретную задачу - определить наиболее эффективный тип рекламного объявления для конкретного издания. Хорошо известно, что рекомендации, содержащиеся во многих пособиях по рекламе о том, «каким должно быть рекламное объявление», носят общий характер и не всегда работают на практике. Эксперимент, проведенный ПАРИ совместно с газетой «Экстра М», показал, что для данного издания с данным форматом в данный период (1996 г.) наиболее эффективны с точки зрения восприятия, внимания, памяти рекламные объявления с графикой, занимающие примерно У 4 - V 8 рекламного модуля, окруженные пустым белым незаполненным полем.
Следующая методика использовалась в ходе РК для ее коррекции. На психологическую экспертизу были представлены три телевизионных рекламных ролика, которые являлись составными элементами большой РК йогурта «Чудо» компании «Вимм-Билль-Данн». Первый ролик под условным название «Фрукты» был ориентирован на создание особого эмоционального впечатления у зрителей. Он содержал минимум информации. Сюжет был предельно прост: в белоснежное молоко падают свежие сочные фрукты. Растворяясь в молоке, они превращаются в йогурт. Второй ролик под условным названием «Объяснение» предлагал зрителю некую «обучающую» информацию, объясняющую преимущества и особенности хранения «живых» йогуртов. Третий ролик под условным названием «Персонажи» также был ориентирован на эмоции зрителей, но при этом в качестве приема воздействия в нем использовался психологический механизм идентификации. В полноформатном варианте ролика демонстрировались 23 персонажа, которые слизывали йогурт с крышки стаканчика. Использование метода семантического дифференциала и сравнение с «идеальным» образом позволило сделать определенные выводы. Ролик «Фрукты» был рекомендован к показу, ролик «Объяснение» был направлен на доработку, так как в нем обнаружилось несколько существенных психологических ошибок и технических неточностей, а ролик «Персонажи» после нескольких показов был снят с экрана и заменен другим.
Практически во всех описанных экспериментах используется метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и его многочисленные модификации. Этот метод позволяет получить более точную информацию по сравнению с методами опроса, анкетирования в такой тонкой сфере, как психические процессы в рекламе. Представителей целевой аудитории (репрезентативную выборку) просят оценить на первом этапе «идеальную» рекламу, на втором - реальную. Для оценки предлагается заполнить специальную таблицу, состоящую из антонимов, пользуясь шкалой. В разновидностях этого метода используются шкалы, состоящие из разного количества элементов. Сравнение идеального графика и графика реального объекта исследования позволяет делать выводы об эффективности рекламы.
Большое значение в исследовании психологических процессов в рекламе имеют инструментальные методы исследования. Так, эффективно и объективно исследование рекламы с помощью прибора тахистоскопа, а также прибора NAC, напоминающего шлем для виртуальных игр. Использование этих приборов в практике работы рекламных и исследовательских организаций на региональном рынке - это будущее, будем надеяться, что ближайшее.
Опишем еще один вид эффективности рекламы - коммуникативную эффективность. Как правило, объектом исследования коммуникативной эффективности рекламы является рекламный текст. Изучение коммуникативной эффективности рекламы имеет значение и на этапе разработки рекламных продуктов при тестировании их различных вариантов - образов, текстов, названий, заголовков, слоганов, и в ходе проведения РК для ее коррекции, и в процессе оценки результатов РК. По мнению Ю. К. Пироговой, чтобы корректно оценить эффективность созданной рекламы, необходимо четко проводить границу между коммерческим успехом и коммуникативной эффективностью информационной деятельности фирмы . Исследование коммуникативной эффективности рекламы позволяет найти ответы на вопросы, почему одну рекламу замечают быстрее в общем информационном потоке, почему одно рекламное сообщение легче и проще понять, чем другое, почему одно рекламное сообщение прочитывают (прослушивают) до конца, а другое пропускают, почему одно рекламное сообщение запоминается лучше, чем другое, почему одна рекламная информация вызывает доверие, а другая нет, почему одна реклама улучшает отношение к фирме, товарам а другая не меняет его или даже ухудшает, почему одна реклама способна вызвать действие потребителя, а другая - нет. На все эти вопросы Ю. К. Пирогова предлагает получить ответы, изучая критерии коммуникативной эффективности рекламы - распознаваемость, запоминаемость рекламного сообщения, его притягательную и агитационную силу. Основные методы коммуникативной эффективности рекламы - опрос и эксперимент.
Исследования любого рода - это достаточно затратное мероприятие, требующее привлечения специалистов в этой области. Результаты некорректно проведенного исследования могут ввести в заблуждение, привести к ошибкам в планировании и организации РК. Исследовательскую деятельность, как и РД, планируют заранее. Напомним, что один из разделов рекламного плана - это план исследований, используемых в ходе РК.
План исследовательских мероприятий, как правило, состоит из следующих разделов:
1. Описание результатов предшествующих исследований.
2. Цели предстоящих исследований.
3. Описание объектов исследований.
3. Описание стратегии исследований.
4. Разработка концепции и описание методов и методологии исследований.
5. Этапы исследований.
6. Описание ресурсов и кадров, необходимых для проведения исследования.
7. Инструменты исследования (анкеты, технические приспособления и т.д.).
8. Смета исследований.
9. Календарный график исследований.
Документ, завершающий исследования - это подробный отчет с выводами и рекомендациями по проведению РК, ее корректировке или обобщениями по уже проведенной РК и рекомендациями на будущее.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие особенности имеет контроль в сфере РД? Пере
числите цели такого контроля.
2. Опишите особенности планирования и организации контроля в РА.
3. Классифицируйте исследования, проводимые в рамках РК, по целям и задачам.
4. Перечислите методы и методики исследований. Опишите инструментарий исследований.
5. Составьте план исследования экономической эффективности рекламной кампаний по продвижению нового продукта на региональном рынке. Разработайте инструментарий исследования экономической эффективности РК.
6. Составьте план исследования психологической эффективности рекламных материалов (на примере исследования телевизионной рекламы).
7. Опишите особенности планирования и организации исследований в рамках различных РК.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
2. Участники РД, их характеристика и функции.
6. Характеристика крупных зарубежных и отечественных рекламодателей (по выбору).
7. Централизованная и децентрализованная структура организации РД рекламодателем.
8. Внутрифирменное РА: преимущества и недостатки.
10. РА как важная составляющая РД. Роль РА в РД.
11. Характеристика РА (по выбору).
12. Функции РА. Сильные и слабые стороны РА.
13. Типы РА. Агентства полного цикла (универсальные РА). Специализированные РА и их виды. Региональные РА.
14. Структура РА. Виды работ, выполняемые РА.
22. Тактика поведения агентства с заказчиком. Приемы привлечения рекламным агентством рекламодателя.
23. Контрактные отношения. Особенности договорных отношений в системе «рекламодатель - РА».
28. Документы для проведения переговоров с заказчиком.
29. Этапы работы с клиентом и их документальное сопровождение.
31. Типология РК.
32. Варианты построения РК.
33. Этапы РК.
34. План РК: функции, структура.
35. Анализ маркетинговой ситуации как этап организации РК.
37. Определение целевой аудитории как этап РК.
42. Медиапланирование как составляющая организации и планирования РД.
43. Цели и задачи медиапланирования.
45.Исходные данные для медиапланирования. Медиабриф.
46.Этапы медиапланирования.
47. Основные медиахарактеристики.
48. Оптимизация медиапланирования.
49. Основные документы медиапланирования: медиа-обсчет, расчет бюджета РК и график размещения рекламы.
50. Понятия, уровни и виды контроля РД. Особенности контроля в сфере РД. Цели контроля.
51. Тактический и стратегический контроль рекламы.
52. Объекты контроля в сфере РД. Внешний и внутренний контроль.
53. Особенности планирования и организации контроля в РА.
54. Исследования как форма тактического контроля РД.
55. Классификация исследований, проводимых в рамках РК, по целям и задачам.
57. Первичные и вторичные данные исследований. Качественные и количественные исследования рекламы.
58. Этапы проведения РК и исследования.
59. Методы и методики исследований. Инструментарий исследований.
60. Исследования эффективности РК.
61. Экономическая эффективность РК.
62. Психологическая эффективность РК.
63. Коммуникативная эффективность РК.
64. Планирование исследований в рамках РК.
Литература
4. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н., Бочарова О., Левин-сон А., Лернер А. Общественный договор. Социологическое исследование. М., 2001. 264 с.
5. Евстафьев В. А., Яссонов В. Н. Введение в медиап-ланирование. М., 1998. 70 с.
7. Креатив. 2001. № 1.
8. Курилина А., Курнатовская А. Рабочая тетрадь специалиста по продажам рекламных возможностей СМИ. М., 2001. 75 с.
10. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002. 368 с.
11. Материалы II межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российской рекламы: теория и практика». Ростов н/Д, 2001.
12. Назайкин А. Н. РД газет и журналов: Практическое пособие. М., 2002. 205 с.
13. Назайкин А.Н. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку рекламных площадей, эфира, пространства: Практическое пособие. 2-е изд. М., 2000. 200 с.
14. Николаева Т. Основы медиапланирования // Маркетолог. 2000. № 4. С. 8-13.
15. Панкратов Ф., Баженов Ю., Серегина Т., Шаху-рин В. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М., 2000. 364 с.
16. По материалам Интернета.
17. Практический маркетинг. 2001. № 48, 49, 52. С. 35, 37, 43.
22. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989. 630 с.
23. ТВ парк. 2002. № 40. С. 68-69.
24. Уэллс У., БернетДж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб., 1999. 736 с.
25. Щепакин М. Б., Петровский В. Н., Капитонов А. П., Фролов И.
26. Введение в рекламоведение. М., 2002. 302 с.
Балабанов А. В. Занимательное медиапланирование. М., 2001. 104 с.
Засорина Т. Н. Основы медиапланирования: методическое пособие. Ростов н/Д, 1998. 25 с.
Лепешко Р. Н. Анализ эффективности рекламы. 2-е изд. Киев, 2001. 112 с.
Лэвидж Р., Стейнер Г. Модель прогнозирующих показателей эффективности рекламы // Классика маркетинга / Сост. Энис Б. М., Кокс К. Т., М.; СПб., 2001.
Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1. Монография. М., 1998. 400 с.
Назайкин А. Н. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку рекламных площадей, эфира, пространства: Практическое пособие. 2-е изд. М., 2000. 200 с.
Райе Э., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. СПб., 2001. 256 с.
Смирнов Э. А. Управление качеством рекламы. М., 2001. 263 с.
Учебник. М., 2002. 272 с.
Федъко Н. Г., Федько В. П. Маркетинговые коммуникации. Ростов н/Д, 2002. 384 с.
Четвертой П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник. М., 2002. 608 с.
Щепакин М. Б., Петровский В. П., Капитонов А. Н. Технологии производства в рекламе. М., 2002. 265 с.
Щепилова Г. Г., Щепилов К. В., Краснюк В. М. Введение в рекламоведение. М., 2002. 302 с.
Приложение
Анализ текущей ситуации
Ни одна страховая компания не использует весь комплекс СМИ в своих РК. Традиционные рекламные носители - пресса и наружная реклама. РК проводят все лидеры рынка. Следовательно, наилучшая перспектива планируемой рекламной кампании - использование всех видов СМИ, что позволит обеспечить максимальный охват.
Цели маркетинга логически вытекают из анализа ситуации, маркетинга прогнозов и тенденций, расстановки приоритетов и задают следующие критерии:
Создание имиджа надежной компании;
Общее увеличение объема страховой премии добровольного страхования до уровня, близкого к среднему значению основных конкурентов;
Увеличение темпа роста объема страховой премии автострахования.
Постановка целей маркетинга зависит от размера денежных средств, которыми располагает организация для вложения в маркетинг.
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо разработать стратегию маркетинга, которая будет определять цели рекламы. Стратегия зависит не только от целей маркетинга, но и от того, на какой именно рынок будет направлена деятельность. Следовательно, первым шагом является выбор целевого рынка. В данном случае их три:
Потенциальные клиенты (корпоративные и частные
лица);
Страховые агенты;
Федеральные страховые компании.
Второй шаг - позиционирование компании. Огромный спектр и существующий потенциал традиционных видов страхования, повышение уровня доверия к страховым компаниям позволяют занять сходную позицию с конкурентами и постараться добиться доверия их клиентов. Компания должна позиционировать себя через дифференцирование цена/качество и по сегментированию рынка. То есть основные рекламные усилия должны быть направлены на завоевание самого перспективного сегмента страхового рынка - автомобильного. При этом различным целевым рынкам предлагаются различные услуги: страховые услуги, продажа страховых услуг, жизнеспособность компании, имидж крупной страховой компании; различными средствами продвижения: реклама прямая и косвенная; реклама, стимулирование продаж; реклама, изучение рынка.
Планируется рекламировать не часто приобретаемую услугу, поэтому необходимо продолжительное время проведения РК. Следовательно, должно происходить изменение целей рекламы во время кампании. Вначале наибольшие усилия должны быть направлены на создание осведомленности о компании и формирование ее имиджа. Затем внимание должно быть сосредоточено на создании интереса к услугам и желании приобретать эти услуги. Следующий этап - стимулировать приобретение услуг.
Целевые аудитории;
Средства распространения информации.
Целевая аудитория - это конкретные люди, которым предполагается адресовать рекламу. В плане маркетинга выявлено три целевых рынка. В рекламном плане целевые аудитории формируются на базе целевых рынков:
Автовладельцы
По данным маркетингового исследования компании Gallup Media Russia, в Москве в 35 % семей имеются личные автомобили. Поскольку автовладельцами являются в основном мужчины, следует рассмотреть распределение их по возрастам:
Что касается распределения работающих по полу, то среди женщин это 53,2 %, среди мужчин - 46,8 % от общего числа работающих в сфере страхования.
Анализ данных позволяет сформировать вторую категорию целевых аудиторий: основная - мужчины 25-60 лет, вторичная - женщины 25-50 лет.
3. Региональные страховые компании
По данным Media & Marketindex:
Стратегические решения принимаются руководителями, влияют на принятие решений специалисты. Таким образом, третья категория целевых аудиторий: основная - мужчины 25-54 лет, вторичная - женщины 25-50 лет. Целевые аудитории трех целевых рынков пересекаются, в целях оптимизации бюджета возможно проведение единой РК для всех целевых групп. Объединенные целевые группы: основная - мужчины 25-60, дополнительная - 25-50 лет. Концепция продукта - совокупность полезных качеств, представленных с точки зрения потребителя. При разработке концепции необходимо учитывать степень и род вовлеченности потенциальных клиентов в принятие решения. Страхование - тот вид «товара», который требует наибольшей степени участия и очень рационального подхода при принятии решения. Иными словами, принятие решения и выбор конкретной страховой компании происходят не спонтанно, а после изучения рынка. Учитывая маркетинговые, рекламные задачи и степень вовлеченности рекламы в принятие решения, концепцию товара, можно выделить следующие определяющие факторы:
Позиционирование: надежность, профессионализм;
Соотношение цена/качество: то же качество услуг по меньшей цене;
Полный спектр страховых услуг: все известные виды страхования в одной компании.
|
не разрабатывалась.
Далее из базы данных специализированного исследования прессы и радио National Readership Survey компании Gallup Media Russia проводился выбор среди специализированных тематических изданий на основании следующих медиахарактеристик: Rating (Cover) и Affinity Index.
Отобранные по этим характеристикам издания оценивались по показателям:
Basic Cost - базовая стоимость размещения рекламы;
Discount - процент скидки, предоставленный изданием;
Cost Per Rating Point (CPP) - цена информирования 1% целевой аудитории данным рекламным носителем (рассчитывается как отношение реальной стоимости размещения к рейтингу этого рекламного носителя по целевой
аудитории).
Сопоставление медиа и стоимостных характеристик определило следующий выбор:
Общественно-политические: «Итоги», «Деньги», «Эксперт»;
ТВ-гид: «ТВ-парк».
Расчет медиаплана, скидки и позиционирование рекламных модулей основаны на согласованных с изданиями условиях. Период начала РК в прессе обусловлен сроками предварительной подачи материалов в издания.
Выбор радиостанций проводился на основании данных специализированного исследования прессы и радио National Readership Survey компании Gallup Media Russia по характеристикам:
Cover (охват радиостанции) - доля радиослушателей из целевой аудитории, слушавших данную радиостанцию хотя бы 15 минут в неделю (в тысячах человек);
а) до того, как выбран окончательный вариант рекламного обращения (предварительный анализ);
Предварительный анализ направлен на снижение степени неопределенности, связанной с последующим осуществлением рекламной деятельности. Данный анализ проводится на базе выборки из целевой аудитории, которой предлагается ознакомиться с разработанными рекламными материалами для проверки следующих параметров:
Доступность для понимания (улавливается ли смысл, заложенный в рекламном обращении?);
Внушаемость (вызывает ли скрытый смысл рекламного обращения, его символическое значение благоприятные ассоциации в умах предполагаемых клиентов?);
-"положительный" интерес (способствует ли рекламное обращение возникновению у предполагаемого клиента достаточного интереса к приобретению рекламируемого продукта?).
Текущий анализ предназначен для своевременного выявления недостатков в ходе реализации рекламной деятельности и принятия, необходимых мер по исправлению положения. В рамках данного анализа необходимо осуществлять контроль за поступающими запросами, что позволяет определить наиболее подходящие для охвата конкретного целевого сегмента средства рекламы. Основная проблема при этом -выявление конкретного источника, из которого клиент получил рекламную информацию. С этой целью используется достаточно простой и эффективный прием: в рекламных обращениях, распространяемых через различные средства, указывается определенный отличительный знак, по которому и происходит опознание (например, таким знаком могут быть разные номера комнат в адресе). Текущий анализ позволяет также корректировать график выхода рекламных обращений.
Среди наиболее известных и часто используемых методов последующего анализа можно назвать следующие:
1. Отзыв с помощью. Клиентам показывается рекламная продукция фирмы и задаются наводящие вопросы для определения того, было ли их отношение к фирме (рекламируемому продукту) сформировано ранее или возникло под воздействием рекламы. При этом сотрудник фирмы помогает сформулировать ответы.
2. Отзыв без помощи. Клиентам предлагается самостоятельно заполнить заранее подготовленные анкеты. Их анализ позволяет определить, насколько реклама способствует приобретению определенного туристского продукта.
3. Метод Гэллапа-Робинсона. Используется для того, чтобы оценить запоминаемость рекламы "по свежим следам", то есть непосредственно после рекламных контактов. Метод состоит в том, что через несколько дней после рекламного мероприятия 200 лицам, отобранным из целевой аудитории, предъявляют перечень рекламодателей. Каждый из опрашиваемых должен ответить на вопрос, помнит ли он тот факт, что видел в определенном издании рекламу фирмы.
4. Метод Старца. Каждый отобранный представитель целевой аудитории в присутствии проводящего опрос просматривает рекламные материалы и отмечает рекламные обращения, которые он видел раньше. Опрашиваемые делятся на следующие группы:
Прочитал его практически полностью.
5. Метод "тайников". При его применении используют рекламные обращения, в которых отсутствуют сведения о рекламодателе. Это позволяет определить степень внимания к рекламному обращению и одновременно выявить связанные с ним ассоциации.
6. Метод купонов. В рекламное обращение, опубликованное в газете или журнале, включается купон на получение определенных льгот (например, скидки на стоимость). По числу поступивших купонов можно оценить сравнительную отдачу от размещения обращений в различных средствах массовой информации.
Танцевальная студия ИП Рожнова И.В. является новой на рынке танцевальных услуг Нижнего Новгорода. До марта 2015 года рекламную деятельность студии осуществлял директор ИП Рожнова И.В., далее в рамках выпускной квалификационной работы в организацию была введена должность «менеджера по работе с рекламой», с целью привлечения новых клиентов, повышения узнаваемости студии и формирования позитивного образа студии. До периода введения новой должности бюджет на рекламу и рекламная деятельность отсутствовала.
Существует множество различных способов изучения и исследования рекламы, которые можно применять для анализа и эффективности. Так как танцевальная студия ИП Рожнова И.В. открылась относительно недавно, работа над рекламой и ее продвижением находится на начальной стадии. Поэтому эффективность рекламной деятельности до появления новой должности, можно считать незначительной, и фактом является то, что организация нуждается в разработке рекламы.
Реклама любого вида товара или услуги многокомпонентна. Ее эффективность зависит от многих факторов: от содержания и формы сообщения, от соответствия ему средства распространения (газеты, журнала, телевидения, радио и т.д.), от его размера, от времени и количества публикаций или выхода в эфир.
Реклама в целом достигает наилучших результатов тогда, когда имеется комплекс положительных решений. Когда качественное рекламное сообщение доводится до аудитории с помощью наиболее подходящего рекламного носителя. Когда выбраны необходимый размер рекламы и самое выгодное время ее размещения. Когда рассчитана оптимальная частота размещения. Каждый неучтенный фактор может повлиять на эффективность самым негативным образом. В принципе, чем лучше реклама, тем меньшего количества размещений в рекламоносителях она требует для эффективного воздействия на потенциальных потребителей.
Любая рекламная кампания (Advertising campaign) основывается на использовании принципов воздействия рекламы. Например, по одной из схем восприятие и понимание состоит из восьми стадий: рекламу должны увидеть или услышать, затем обратить на нее внимание, усвоить, оценить, запомнить, воссоздать через время, сравнить с другими товарами или услугами, принять решение.
Разработка рекламной кампании начинается с ситуационного анализа. На основе данных, полученных с его помощью, производится стратегическое планирование рекламной кампании. В рамках планирования определяются такие параметры, как цели, стратегия, время, бюджет. Разрабатываются исходные данные (бриф ) для медиапланирования и разработки рекламных материалов.
По одной из концепций в десятку основных принципов успешной рекламной кампании входит: «...понимание исторических аспектов и ключевых понятий; применение релевантных теорий; понимание вытекающих из теорий следствий и того, как взаимодействуют между собой различные компоненты информационной кампании; планирование кампании и соответствие целей индивидуальным затратам и полученной пользе; применение предварительного анализа; анализ целевой аудитории; анализ и понимание выбора масс-медиа; эффективность сочетания различных медиа и каналов межличностного общения; понимание пользы и вреда масс-медиа; установление разумных критериев для определения успеха кампании и использование итогового оценивания успеха как теории, так и самой программы». [ 8 с. 26 ].
«Рекламная кампания – это комплекс взаимосвязанных, скоординированных действий, разрабатываемых для достижения стратегических целей и решения проблем компании, и являющихся результатом общего рекламного плана для различных, но связанных друг с другом рекламных обращений, размещенных в различных рекламных носителях в течение определенного периода времени».
К действиям рекламной кампании относят как разработку рекламной кампании, так и собственно ее проведение, а также анализ эффективности проведенной рекламной кампании, ее оценка и коррекция. Во время действий рекламной кампании нужно:
· решить, что и кому сказать,
· решить, каким образом это лучше всего сделать,
· сказать то, что было решено сказать,
· оценить эффект от сказанного
Рекламные кампании можно классифицировать по разным признакам, например, по рынкам, по использованным рекламным носителям, по срокам, по целям и т.д. Так, рекламные кампании, с точки зрения территориального охвата, могут быть локальными, региональными, национальными и транснациональными (международными).
С точки зрения интенсивности воздействия, рекламные кампании могут быть ровными, нарастающими, нисходящими, что определяется использованием различных СМИ, изменением в производстве и поставке товара, сменой рыночной ориентации и т.д.
С точки зрения выбора целевой аудитории, рекламные кампании могут быть массовыми и нишевыми, для потребителей и для продавцов, B2C и B2B.
Изучив виды рекламных кампаний, определяем следующее виды в танцевальной студии ИП Рожнова И.В. По интенсивности рекламная кампания планируется быть нарастающая телевизионно- или интернет-ориентированная. Целью рекламной кампании будет – выход на рынок и формирование имиджа танцевальной студии ИП Рожнова И.В.. Рекламная кампания четко спланированная направленная на продвижение услуг танцевальной студии имеет коммерческий и социальный характер. По сроку проведения – долгосрочная, с соблюдением всех норм законодательства.
Рекламная кампания – это процесс, включающий в себя несколько последовательных этапов, начиная с постановки целей и заканчивая анализом эффективности. В целом процесс работы над рекламной кампанией можно представить в следующем виде, представленном на рисунке 17.
Анализ ситуации рекламной деятельности ИП Рожнова мы рассмотрели в разделе «Определение методов анализа эффективности рекламной деятельности ИП Рожнова И.В», где сделали выводы о том, что в танцевальной студии, отсутствует какая либо рекламная кампания, и в связи поставленными перед студией задачами, необходима ее разработка и внедрение.
На этом основании перейдем к стратегическому планированию рекламной кампании ИП Рожнова И.В.. Основная цель рекламной компании, увеличить количество клиентов танцевальной студии и сформировать позитивный имидж. Рекламный бюджет составляет 180 000 рублей и выделен для рекламной кампании на один календарный год.
Воздействие рекламной кампании на целевую аудиторию будет происходить по нарастанию и последовательно в виде равномерного размещения рекламы течение года, для этого был составлен график размещения рекламы с учетом сезонности, ожидаемых конъюнктурных изменений и других факторов. График размещения представлен в разделе «
Так как цель рекламной кампании заключается в максимальном охвате потенциальных клиентов, то учитывая возраст целевой аудитории и ее предпочтения выбора рекламных источников, было принято решение использовать следующие виды рекламы:
· размещение видеоролика о танцевальной студии на телевидении;
· выпуск печатных буклетов и листовок;
· разработка и запуск корпоративного сайта;
В заключении исследования в разделе 12 «Оценка эффективности рекламной деятельности танцевальной студии», получили следующие результаты
Выводы: Учитывая поставленную цель по максимальному охвату аудитории за счет проведения рекламной кампании, мы видим, что целесообразно правильно поставить задачу, провести анализ и выполнить стратегическое планирование.
Определение коммуникативной эффективности рекламы позволяет установить, насколько эффективно она передает целевой аудитории необходимые сведения или формирует желательную для рекламодателя точку зрения.
Коммуникативная эффективность рекламы характеризуется степенью привлечения внимания потенциальных потребителей, яркостью и глубиной их впечатлений, запоминаемостью рекламных обращений. Такая оценка особенно актуальна в следующих ситуациях:
- до того, как выбран окончательный вариант рекламного обращения (предварительный анализ);
- во время проведения рекламных мероприятий (текущий анализ);
- после проведения рекламных мероприятий (последующий анализ).
Предварительный анализ направлен на снижение степени неопределенности, связанной с последующим осуществлением рекламной деятельности. Несмотря на то что в данном случае не учитываются такие факторы, как частота воздействия, обстановка, реально окружающая рекламу, такой анализ позволяет предварительно изучить восприятие концепции рекламной кампании, психологическое воздействие рекламного обращения, а также внести необходимые изменения и дополнения в соответствии с полученными результатами.
Для проведения предварительного анализа из целевой аудитории формируется выборка, которой предлагается ознакомиться с разработанными рекламными материалами для проверки ряда параметров (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Параметры |
Исследовательская проблема |
Примеры вопросов |
Идентификация |
С каким продуктом, товарной маркой, предприятием респонденты идентифицировали рекламу |
Кто, на ваш взгляд, является производителем данного товара? |
Доступность для понимания |
Улавливается ли респондентами смысл, заложенный в рекламном обращении |
|
Убедительность |
Согласны ли вы с теми аргументами (мнениями, высказываниями), которые содержатся в рекламном обращении? Какие, на ваш взгляд, аргументы, содержащиеся в рекламном обращении, являются неубедительными или раздражающими? |
Параметры |
Исследовательская проблема |
Примеры вопросов |
Сила внушения |
С какими из предложенного перечня положительных и отрицательных высказываний о рекламируемом продукте вы согласны? |
|
«Положительный» |
Купите ли вы этот продукт? |
Примечание. Составлено на основе: Ромат Е. Реклама. - СПб.: Питер, 2008; Россис- терДж.З., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: Питер, 2002.
Оценку приведенных в табл. 6.1 параметров осуществляют, как правило, с помощью интервью, проводимых после демонстрации рекламных материалов. В зависимости от конкретных задач, временных и финансовых ограничений такие интервью могут осуществляться как в рамках количественного, так и качественного исследования с использованием ряда методик.
Сборник объявлений. Тестируемую рекламу размещают среди рекламных обращений в специальном буклете. Респонденты просматривают его, а затем отвечают на вопросы, связанные с параметрами эффективности рекламного обращения (см. табл. 6.1). Как правило, тест проводится на выборке в 100-200 человек. В некоторых случаях респонденты опрашиваются повторно (через 24 часа и 48 часов). Недостатком подобной методики является то, что реклама оценивается в нетрадиционном, необычном для респондентов контексте.
Макет журнала (газеты). Реклама размещается в специально подготовленном журнале (газете) - имитации настоящего издания. Респонденты просматривают журнал, затем отвечают на вопросы исследователей: сразу после ознакомления с изданием, через 24 часа и через 48 часов. Тест проводится на выборке размером в 100-200 человек.
Такой вариант тестирования гораздо ближе к реальности, но в любом случае респонденты знают о сути исследования, а потому рассматривают рекламные обращения внимательнее, чем обычно.
Визуальный тест - макет рекламного обращения демонстрируется респондентам, представляющим целевую аудиторию. Затем происходит обсуждение обращения: как оно было понято и воспринято, насколько убедительны были аргументы, привлекательна форма обращения и т.п. Тест, как правило, проводится в форме качественного исследования, позволяет изучить незначительное число параметров, определяющих эффективность рекламного обращения, а потому его результаты не могут распространяться на всю целевую аудиторию.
Тест Clucas. Рекламный видеоролик демонстрируется на большом экране сначала целиком, потом по эпизодам. После просмотра респонденты заполняют формализованную анкету. Тест проводится на выборке объемом 300 человек. Недостатком подхода является то, что реклама анализируется в непривычных для потребителя условиях. Изучение реакции респондентов на отдельные эпизоды ролика не всегда позволяет составить полную картину восприятия рекламного обращения как целостного образа.
Тест Shwerin. Тестируемый ролик транслируется в комплексе с другими роликами на большом экране. После просмотра респонденты заполняют формализованную анкету. Тест проводится на выборке объемом 150 человек. Данная методика в большей мере, чем предыдущая, моделирует реальную ситуацию (особенно когда ролик идет в рекламном блоке).
Тест в домашней обстановке. Исследователь демонстрирует респондентам на дому реальную телепередачу, в которую включены рекламные блоки с тестируемым видеороликом. Тест проводится на выборке размером 150 человек. Он наиболее приближен к реальной ситуации просмотра телевизионной рекламы.
Симуляционные тесты представляют собой попытку воссоздать реальную рекламную кампанию, но в ограниченном варианте. Так, в целях предварительного тестирования рекламы в текущем выпуске обычного журнала размещаются тестируемые рекламные обращения. Журнал распространяется среди представителей целевой аудитории, которых просят прочесть его к определенному дню. Затем проводится опрос читателей с использованием анкеты, включающей вопросы по оценке эффективности тестируемого рекламного обращения. Другим вариантом подобных тестов является размещение различных вариантов рекламного обращения в одном номере журнала по принципу «один вариант на определенный процент общего тиража». Проведение последующего опроса позволяет определить, какой вариант рекламного обращения был воспринят респондентами наиболее благоприятно. Несмотря на то что большие затраты на такого рода исследования компенсируются высокой достоверностью получаемых результатов, применяются они крайне редко.
Предварительный анализ рекламных обращений может осуществляться также с использованием физиологических тестов. Они дают возможность измерить объективные реакции (сердцебиение, расширение зрачков, эмоциональное возбуждение и т.п.) респондентов на просмотр рекламных обращений. Лабораторные тесты проводятся в оснащенных специальными техническими средствами помещениях на небольших выборках (до 30 человек) и, как правило, сопровождаются последующим обсуждением результатов с применением качественных методов (фокус-групп). Так, тахитоскоп позволяет демонстрировать рекламные обращения в течение короткого промежутка времени (от 1 / 250 до 1 секунды или более), что дает возможность воссоздать временные условия их реального восприятия. Это позволяет всесторонне оценить эффективность рекламного обращения и, в частности, определить средний отрезок времени, необходимый как для его полного усвоения, так и для идентификации отдельных элементов: слогана, иллюстраций, текста.
Психогальванометр применяется для определения реакции на стимулы рекламы. Он работает по принципу детектора лжи. К ладони респондента прикладываются два электрода. Как только начинается показ (прослушивание) рекламы, ладонь человека начинает потеть, и прибор регистрирует изменения электрического сопротивления между электродами. Чем большее впечатление на респондента будет производить реклама, тем большим будет и показание прибора.
Анализаторы движения глаза, часто называемые киноглазом, применяются для проведения теста наблюдения за взглядом. Они позволяют регистрировать движение глаз, проследить за направлением взгляда и увидеть его «маршрут» на рекламном обращении, повторное обращение к некоторым элементам рекламы, места остановок и их продолжительность.
Для анализа восприятия и степени интереса к рекламному обращению могут использоваться частотные анализаторы голоса. После демонстрации рекламного обращения респондента просят рассказать о своих впечатлениях и ответить на вопросы интервьюера. Технические возможности анализаторов голоса позволяют определить голосовые «пики» и «спады», которые отражают отношение респондента к рекламному обращению в целом и к его отдельным элементам.
Несмотря на то что физиологические тесты обеспечивают получение достаточно объективной информации в первую очередь об эмоциональной реакции респондентов на рекламу, они не получили широкого распространения. И отчасти это вызвано тем, что надежность результатов подобного тестирования зависит от множества факторов, а возможность проверки и перепроверки затруднительна. Кроме того, лабораторные условия и «пугающие» процедуры проведения исследований также ограничивают сферу их применения.
Перспективным, но пока еще малораспространенным приемом тестирования телевизионных рекламных роликов и других видеоматериалов является проведение электронных фокус-групп. В специально оборудованном мини-кинотеатре каждое зрительское кресло оборудовано специальным прибором, поворачивая ручку которого по просьбе модератора респондент выражает свое отношение к тому, что в данный момент демонстрируется на экране. Прибор градуируется следующим образом: чем дальше от нейтральной точки ручка повернута по часовой стрелке, тем более одобрительное отношение выражает респондент к проецируемому видеоматериалу. И, наоборот, чем дальше от нейтральной точки ручка повернута против часовой стрелки, тем менее одобрительная реакция респондента.
Тестируемый ролик располагается среди других рекламных материалов, которые обычно демонстрируются трижды. В первом случае респонденты указывают, в какой мере им нравится или не нравится то, что в данный момент им показывают; во втором - вызывает ли демонстрируемый ролик у них доверие; в третьем - какие ассоциации вызывает реклама.
Информация, поступающая от каждого респондента, обрабатывается компьютером и представляется в виде динамических кривых (например, усредненной реакции мужчин, женщин и всех участников фокус-группы в целом). Благодаря этому появляется возможность, во-первых, оперативного сравнения реакции респондентов на тестируемый ролик и другие рекламные обращения; во-вторых, отбора наиболее удачных роликов; в-третьих, поиска в отобранных материалах моментов, которые нуждаются в уточнении и переработке.
По завершению экспериментальной части исследования с респондентами проводится традиционная фокус-группа, в ходе которой выясняется, в частности, мотивация той или иной реакции респондентов на представленные рекламные материалы.
Следует отметить, что общепризнанного подхода к предварительному анализу эффективности рекламы не существует. В зависимости от конкретных задач и возможностей маркетологи используют и адаптируют существующие методики или создают новые исследовательские схемы, так как практика убедительно доказала, что предварительные исследования являются действенным инструментом в повышении эффективности рекламы, а средства, затраченные на них, многократно окупаются.
Текущий анализ предназначен для своевременного выявления недостатков в ходе осуществления рекламной кампании и принятия необходимых мер по ее корректировке. Традиционно для этого используются данные по изменению объема продаж и доли рынка. Эти показатели постоянно меняются в ходе рекламной кампании, поэтому оперативные сведения необходимы для обоснования необходимости корректировки мероприятий и будущего анализа.
В ходе проведения рекламной кампании особая роль принадлежит опросам потребителей. Для контрольных исследований можно воспользоваться следующими часто применяемыми на практике методами: повторными опросами группы потребителей, опросами методом волн и методом последовательных опросов.
Повторные опросы группы потребителей оптимальным образом подходят для оперативной диагностики эффективности осуществляемой рекламной кампании. С этой целью одни и те же респонденты опрашиваются на предварительном этапе (до начала рекламной кампании) и во время последующих (по ходу рекламной кампании) исследований. Это позволяет выявить закономерности воздействия рекламных мероприятий на уровне отдельных потребителей. К сожалению, на практике такие исследования оказываются трудоемкими и дорогостоящими, однако крупные компании позволяют себе их проведение. Кроме того, если повторные исследования следуют друг за другом с небольшими временными интервалами, они могут оказать влияние на респондентов и те начнут совершать покупки уже не столько под воздействием рекламы, сколько под влиянием самой процедуры опросов.
Метод волн предполагает проведение опроса на различных выборках потенциальных потребителей в течение рекламной кампании. Обычно между волнами исследований проходит значительное время (от 3 до 6 месяцев), что замедляет поступление информации к рекламодателю и не позволяет своевременно принимать корректирующие меры.
Метод последовательных опросов заключается в проведении ежедневно или еженедельно интервью с небольшими группами потребителей. К примеру, вместо одного опроса 450 респондентов раз в два месяца опрашивают 50 человек в неделю, причем для каждого интервью выбираются новые респонденты. По мнению многих специалистов, метод является оптимальным для проведения контрольных исследований в ходе рекламных кампаний. Это связано с тем, что, хотя последовательные опросы относятся к разряду волновых (с очень небольшим промежутком между «волнами»), а поэтому не позволяют выявить закономерности воздействия рекламы на отдельных потребителей, у них есть неоспоримое преимущество: они позволяют выявить и проследить за зависимыми факторами по мере их изменения. Помимо этого предоставляется возможность установить причинно-следственные зависимости и обеспечить получение достаточно надежных результатов. Более того, поскольку информация об эффективности осуществляемой рекламной кампании поступает к рекламодателю непрерывно, он может оперативно вносить в нее необходимые меры, касающиеся корректировки медиаплана, силы и частоты воздействия рекламы, доработки и внесения изменений в содержание рекламных обращений, перераспределения рекламного бюджета.
В анкету для проведения контрольных исследований обычно включают вопросы, касающиеся вспоминаемости рекламы, осведомленности о товарной марке, действий потребителей, намерения совершить покупку, отношения к товарной марке, узнаваемости рекламного обращения, контактов респондентов со средствами распространения рекламы.
Частота проведения контрольных исследований определяется состоянием рекламной кампании (табл. 6.2).
Таблица 6.2
ЧАСТОТА КОНТРОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ХОДЕ РЕКЛАМНОЙ
КАМПАНИИ
Примечание. Составлено на основе: РоссистерДж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров,- СПб.: Питер, 2002. С. 609-617.
Контрольные исследования сразу после начала рекламной кампании необходимы для проверки обоснованности медиаплана и подтверждения сделанных предположений. Начальная стадия рекламной кампании должна быть достаточно длительной для того, чтобы появилась возможность выявить причинно-следственные зависимости воздействия рекламы на потребителей. Для часто приобретаемых туристских услуг необходимо, чтобы этот период охватывал не менее трех-четырех циклов покупки. Если же цикл покупки длительный, то начальная стадия рекламной кампании растягивается на продолжительное время, а контрольные исследования проводятся не ранее чем через шесть месяцев после ее запуска.
В период проведения рекламной кампании могут произойти крупные изменения в деятельности конкурентов или на самом рынке (например, введение мер государственного регулирования, негативная пропаганда и т.п.). Эти изменения следует отслеживать и контролировать, так как они способны прямо или косвенно повлиять на эффективность рекламных мероприятий.
Поддерживающие измерения проводятся на протяжении всего оставшегося срока действия рекламной кампании методом последовательных опросов. Систематическое проведение опросов, контроль расходов на рекламу и объемов сбыта позволяют, кроме всего прочего, выявить момент, когда рекламная кампания начнет попросту «выдыхаться». Это заставляет обратиться к такому аспекту оценки рекламы, как ее износ. Если реклама начинает изнашиваться, значит, она перестает работать на пользу предприятию и рекламируемому продукту. Нарушение функционального состояния рекламных коммуникаций обусловлено главным образом следующими причинами: устареванием целей рекламной кампании, потерей актуальности медиаплана, износом творческой идеи или ее исполнения. Соответственно для обнаружения источника проблемы необходимо: оценить актуальность целей рекламной кампании; проверить обоснованность медиаплана; проанализировать сами рекламные обращения. Подобные действия позволяют выявить причины и принять корректирующие воздействия, направленные на уменьшение влияния износа рекламы на эффективность рекламной кампании (табл. 6.3).
Таблица 6.3
Возможные корректирующие воздействия |
|
Разные варианты реализации одной и той же рекламной идеи с целью удержания внимания целевых аудиторий |
|
Отсутствие запоминаемости из-за воздействия рекламы конкурентов или вследствие слишком длинных интервалов в графике выхода рекламы |
Увеличение или уменьшение интервалов -для устранения интерференции (она наблюдается, когда один или несколько основных конкурентов меняют графики выхода рекламы с целью увеличения частоты или меняют число рекламных обращений в кампании либо видоизменяют их) |
Негативная реакция из-за слишком частого или длительного контакта с рекламой |
Разные варианты исполнения одной и той же рекламной идеи с целью отдалить негативную реакцию на элементы рекламных обращений; чередование существующих рекламных обращений; создание их укороченных версий |
Примечание. Составлено на основе: РоссистерДж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров,- СПб.: Питер, 2002. С. 617-625.
Последующий анализ, проводимый после завершения рекламной кампании, дает возможность осуществить комплексную оценку ее коммуникативной эффективности. Применяемые при этом методы позволяют определить эффект рекламы на важнейших уровнях ее воздействия на потребителей: когнитивном (область сознания, рациональная деятельность); аффективном (психологические установки и мотивации); конактивном (определение поведения, действия). Их учет положен в основу формирования системы параметров оценки коммуникативной эффективности рекламной деятельности в процессе последующего анализа. Так, известный маркетолог Ж.-Ж. Лам- бен выделяет три группы параметров, характеризующих*:
- эффективность восприятия;
- эффективность уровня отношения;
- поведенческую эффективность.
Эффективность восприятия определяет, насколько продуктивна рекламная коммуникация, которая может быть существенно различной даже для отдельных рекламных кампаний равной интенсивности. Индикаторами эффективности обычно служат показатели узнаваемости и вспоминаемости, которые в комплексе характеризуют запоминаемость рекламы.
Анализ узнаваемости призван ответить на вопрос, способен ли респондент узнать рекламное обращение, которое он видел раньше. Такого рода исследования базируются на использовании анкетирования, в ходе которого, помимо прямого вопроса об узнаваемости рекламы (например, «Какой слоган использовался в рекламе товара А?», «Какой был сюжет рекламного ролика?» и т.п.), выясняется, какие ассоциации она вызвала у целевой аудитории (включение в анкету вопросов типа: «Опишите героев рекламного ролика, какие характеристики им свойственны?», «Нравятся ли вам эти персонажи?», «Похожи ли они на вас или ваших знакомых?» и т.д.). При этом респонденту предлагается также выбрать одну из обозначенных в анкете товарных марок, которая, по его мнению, рекламируется в данном обращении. Поэтому при формулировке вопросов следует создавать дополнительные сложности для респондентов, включая в варианты ответов реальные слоганы и персонажи из рекламных обращений конкурентов. По итогам опроса рассчитывается процент его участников, узнавших рекламу, правильно указавших товарную марку. Если анкетирование осуществляется несколько раз, оценивается корреляция между полученными результатами, которая, с одной стороны, выступает критерием качества анкеты, а с другой - критерием репрезентативности сформированных для опроса выборочных совокупностей.
Наиболее часто для анализа узнаваемости рекламы в прессе применяется метод Старча (D. Starch ). Сущность его заключается в следующем. Каждый респондент в присутствии анкетера просматривает рекламные материалы и отмечает те обращения, которые он видел раньше. При этом опрашиваемые делятся на следующие группы: те, кто только видел рекламное обращение; частично его читал и установил рекламодателя; прочитал его практически полностью.
Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок,- СПб.: Питер, 2007.
Для тестирования рекламных телевизионных роликов применяется тест BRC (Bruzzone Research Company ), который предполагает проведение почтового опроса. Респонденты получают анкету, в которой показаны сцены из телевизионной рекламы, но без названия рекламировавшегося продукта (товарной марки). Респонденты должны указать, помнят ли они, что видели раньше рекламный ролик. Если ответ положительный, то их просят определить рекламируемый продукт (товарную марку) и описать содержание обращения. В результате этой процедуры подсчитываются баллы для каждого рекламного ролика вместе с краткой оценкой того, скольким респондентам он понравился и сколько из них думают, что в нем содержалось что-то, имеющее отношение к их нуждам и потребностям.
Для анализа узнаваемости используется также метод «тайников». При тестировании применяются реальные рекламные обращения, в которых отсутствуют сведения о рекламодателе. Это позволяет определить степень внимания респондентов к рекламному обращению и одновременно выявить связанные с ним ассоциации.
Для более углубленного анализа узнаваемости применяются также методики, предлагающие респондентам закончить фразу, предложение, рекламный слоган или точно идентифицировать изображение.
Анализ вспоминаемости относится к измерению той части случайным образом сформированной выборки, которая может не только узнать, но и вспомнить рекламу. Различают два вида вспоминаемости: спонтанная известность и известность по подсказке. Для исследования спонтанной известности в анкете используются вопросы типа: «Рекламу каких туристских предприятий вы видели в течение последнего месяца?», «Когда вам говорят о продукте А, какая марка вам приходит в голову в первую очередь?». Изучение известности по подсказке предполагает постановку следующих вопросов: «Видели ли вы рекламу туристского предприятия А?», «Вспомните, рекламу каких товарных марок из перечисленных вы видели в течение последнего месяца?».
Для оценки вспоминаемости рекламы М. Вандеркаммен (V Vandercammen ) рекомендует также использовать соотношения: числа респондентов, назвавших конкретную товарную марку первой (top of mind), к показателю спонтанной известности; показателей спонтанной известности к известности по подсказке.
Для анализа вспоминаемости телевизионной рекламы широко применяется метод DAR (day-after-recall) - опрос телезрителей спустя сутки после показа рекламы. Он чаще всего реализуется на основе телефонного опроса 150-300 телезрителей, смотрящих передачу, по ходу которой демонстрировался тестируемый рекламный ролик. Респондентам вначале задают вопрос, могут ли они вспомнить какую-либо рекламу предыдущего дня по интересующему исследователей продукту. Если они затрудняются указать товарную марку, им сообщают ее и затем снова спрашивают, могут ли они вспомнить содержание и главную идею рекламы. Долю респондентов, вспомнивших что-либо конкретное из этой рекламы (например, сюжет, персонажей, слоган, актеров, музыку и т.п.), называют процентом доказанного воспоминания. Доля зрителей, видевших рекламу, но не способных воспроизвести ее специфические элементы, характеризует такой показатель, как процент относительной запоминаемости. Он сравнивается с так называемой нормой - исторически установленным средним показателем для подобной рекламы. По оценкам, средний уровень вспоминания 30-секундного рекламного ролика по различным видам товаров колеблется от 15 до 30% и более.
Для анализа вспоминаемости рекламы в прессе используется метод Гэллапа - Робинсона (Gallup and Robinson ), предполагающий раздачу какого-либо издания (к примеру, журнала) для его прочтения в обычной манере примерно 150-200 постоянным читателям. После этого (чаще всего через сутки) их просят описать рекламу тех или иных конкретных товарных марок.
В целом тестирование вспоминаемости рекламы менее целесообразно для эмоциональной (взывающей к чувствам) рекламы, нежели для рациональной (обращающейся к разуму потенциального потребителя и приводящей доводы для его убеждения). Эмоциональная реклама при этом в большей степени «узнаваема». Кроме того, по мнению ряда специалистов, надежность подобных исследований вызывает сомнения. Так, при тестировании рекламных роликов отдельных продуктов были выявлены крайне низкие (менее 0,3) значения коэффициентов корреляции между первоначальными и повторными исследованиями. На показатели вспоминаемости оказывают сильное влияние привлекательность и популярность программы, во время которой демонстрируется тестируемая реклама (в новых программах они примерно на 25% ниже, чем в уже известных телезрителям). И, наконец, большинство проведенных исследований не обнаруживают явно выраженной связи между вспоминаемостью рекламы и полученным благодаря этому убеждениям. В связи с этим большое значение приобретает проведение исследований эффективности рекламы на уровне отношения.
Эффективность уровня отношения касается эмоциональной реакции и влияния воспринимаемого рекламного обращения на отношение к продукту или товарной марке. Сам факт восприятия рекламного обращения целевой аудиторией еще не свидетельствует об эффекте изменения отношения. Хорошо понятое и усвоенное обращение может быть недейственным, если оно не обладает убедительностью.
Анализ убедительности предполагает оценку эффективности рекламы с точки зрения позитивной восприимчивости к продукту или марке. Для этого в анкету включается специальный блок вопросов, направленных на изучение намерения респондентов купить рекламируемый продукт («Вызвала ли реклама у вас желание больше узнать о рекламируемом продукте?», «Купить этот продукт?», «Как изменилось ваше отношение к продукту благодаря этой рекламе?», «Захотели ли вы узнать о других продуктах предприятия?», «Захотелось ли вам после ознакомления с этой рекламой приобрести другие продукты предприятия?»).
По результатам исследования выделяются следующие группы респондентов:
- отрицательно настроенные - респонденты, на которых реклама не произвела положительного впечатления и не вызвала желания купить рекламируемый продукт;
- положительно настроенные - респонденты, у которых реклама вызвала интерес к продукту;
- потенциальные потребители - респонденты, которые заявили, что реклама вызвала желание приобрести продукт.
Очевидно, что подход, базирующийся на вероятных заявлениях респондентов о готовности приобрести продукт, не отличается высокой точностью. Более надежные данные, свидетельствующие об убедительности рекламы, о ее способности побуждать к покупке рекламируемого продукта, дают исследования поведенческой эффективности.
Поведенческая эффективность характеризует влияние рекламы на акт покупки, что и является конечной целью рекламных кампаний. Используемые для этого индикаторы - объем продаж или занимаемая товарной маркой доля рынка.
Степень поведенческой эффективности рекламы может быть также оценена путем подсчета непосредственных откликов, которые часто называют тестом запросов. Для этого широко используются возвратные купоны, которые включаются в рекламное обращение, опубликованное в газете или журнале и предусматривающее получение потребителем определенных льгот (например, скидок). По числу поступивших купонов можно оценить сравнительную отдачу от размещения рекламы в различных средствах ее распространения.
Тестирование запросов полезно с точки зрения определения средств распространения рекламы, наиболее подходящих для охвата целевой аудитории. Основная проблема при осуществлении подобных исследований состоит в выяснении, из какого именно источника потребитель получил информацию. С этой целью может использоваться достаточно простой и эффективный прием: в рекламных обращениях, распространяемых через различные носители, указывается свой отличительный знак (например, код на купоне, разные номера телефонов и т.п.), по которому и происходит опознание.
Естественно, что результаты подсчета непосредственных откликов пригодны лишь для ограниченного круга форм рекламного воздействия. Поэтому для анализа динамики покупательского поведения наиболее предпочтительным представляется проведение сравнительных до и после проведения рекламной кампании выборочных опросов респондентов, представляющих целевую аудиторию. При этом в анкету включаются блоки вопросов, позволяющие выявить следующие показатели:
- покупательского поведения в отношении рекламируемого продукта - покупка продукта (разовая или повторные покупки); факторы, повлиявшие на принятие решения о покупке; удовлетворенность/неудовлетворенность покупкой;
- характеристик рекламы продукта - известность рекламы товарной марки (спонтанная, по подсказке); самооценка респондентов о влиянии рекламы на принятие решения о покупке продукта; степень соответствия рекламы характеристикам продукта;
- использования респондентами различных медианосителей - просмотр телеканалов, прослушивание радиостанций, чтение газет и журналов; отношения к различным средствам распространения рекламы.
Подобные исследования опираются на предположение, что между покупательским поведением, рекламным воздействием и другими влияющими на принятие решения о покупке факторами существует тесная взаимосвязь. Задача состоит в том, чтобы при проведении анализа «изолировать» друг от друга эффект рекламы и прочие факторы, определяющие поведение потребителей. Для этого респондентам дополнительно задаются вопросы об их информационном поведении и частоте использования различных средств распространения рекламы.
Существует множество методик определения коммуникативной эффективности рекламы. Рассмотрим некоторые из них.
Россер Ривс для оценки эффективности рекламы предложил показатели «внедрение» и «вовлечение в потребление». «Внедрение» представляет собой отношение числа лиц, запомнивших рекламу, к числу лиц, ее не запомнивших. Показатель «вовлечение в потребление» рассчитывается как разница между количеством покупателей на каждую сотню лиц, запомнивших рекламу, и числом покупателей на каждую сотню лиц, не знакомых с рекламой.
Для определения коммуникативной эффективности рекламной кампании могут быть использованы различные методы. Рассмотрим методы предтестирования (оценка эффективности отдельных составляющих рекламного обращения до проведения самой кампании) и посттестирования (исследование эффективности рекламной кампании после проведения ее основных мероприятий).
Предтестирование должно обеспечить защиту от ошибок в разработке рекламной коммуникации. Проверку проходят такие параметры, как форма и содержание обращения. Проверяется также правильность выбора фирмой рынка и целевой аудитории, оцениваются средства и каналы передачи рекламных сообщений. Предтестирование способствует разработке обоснованного бюджета рекламной компании и, наконец, дает прогноз, какова будет ее эффективность.
К методам предтестирования относят фокус-группы , эксперименты по продаже (рассмотрены в п. 7.1), метод сравнения в парах и др.
Метод сравнения в парах и тесты для распознавания заключаются в предоставлении респондентам нескольких вариантов с просьбой выделить лучшие, ранжировать их по определенному признаку и т. д.
Методы посттестирования можно разделить на следующие категории:
· тесты на запоминание;
· тесты на убедительность;
· подсчет непосредственных откликов;
· физиологические тесты (рассмотрены в параграфе 7.1).
Несомненно, такая классификация является достаточно условной. Поэтому при проведении исследований коммуникативной эффективности рекламы получают оценки, дающие лишь указания на возможные результаты/итоги проводимых рекламных мероприятий.
Тесты на запоминание основываются на предположении, что какая-то часть информации остается в памяти человека. Тесты на запоминание делятся на две группы: тесты на вспоминание и на узнавание .
Tест на вспоминание – тест, который оценивает вспоминание рекламы с помощью обращения к членам рекламной аудитории и выяснения того, что они помнят. При определении процента вспомнивших рекламное обращение респондентам не демонстрируются исследуемые рекламные обращения, а задаются вопросы относительно того, какое рекламное обращение они видели, читали, слышали в последнее время. Процент вспомнивших может быть измерен с использованием нецелевого метода, когда респондентов просят идентифицировать рекламное обращение без дополнительных подсказок и с использованием целевого метода, когда респондентам показывают список названий продукции марок, компаний и прочий подсказывающий материал. Применение этих методов аргументируется тем, что вероятность покупки продукта больше, если потребитель помнит рекламное обращение.
Как и тесты на вспоминание, тесты на узнавание были использованы первыми при оценке печатной рекламы. Один из самых ранних и все еще один из самых популярных тестов на узнавание называется по имени своего изобретателя Даниеля Старча.
Тест Старча может проверить только печатные объявления, которые уже выпущены. После проверки того, что респондент просмотрел журнал, ему показывают страницу за страницей, спрашивая, видел ли он или читал каждое объявление.
В журнале, используемом для исследования, каждому объявлению присвоен номер, и оно разбито на составные части (такие, как иллюстрации, заголовок, логотип или текст). Этим частям присваиваются коды. Если респондент говорит, что помнит или видел определенное объявление в этом выпуске, ему задают серию вопросов, чтобы точно определить, какую часть объявления респондент видел или читал. Процедура теста Старча дает результат в виде следующих оценок:
1. Заметили. Доля респондентов, которые говорят, что они заметили рекламу, когда просматривали журнал раньше.
2. Ассоциировали. Доля респондентов, которые говорят, что заметили часть объявления, содержащую название рекламодателя или его логотип.
3. Прочитали большую часть. Доля респондентов, которые говорят, что прочитали половину или больше текста рекламы.
Тест на убедительность – тест, оценивающий эффективность рекламы по тому, влияет ли она на намерение потребителей купить товар определенной марки.
Основная форма теста на убедительность, или теста на изменение отношения, такова: потребителей сначала спрашивают, вероятно, что они купят. Затем им показывают рекламу товарной марки. После этого их снова спрашивают, что они намерены купить. Результаты анализируются, чтобы определить, возросло ли их намерение купить в результате просмотра рекламы.
Подсчет непосредственных откликов – оценочные тесты, которые подсчитывают количество зрителей или читателей, запрашивающих дополнительную информацию или покупающих товар.
Трудности в определении эффективности рекламы заключаются в том, что абсолютно точно определить эффективность рекламной кампании в большинстве случаев не представляется возможным, так как встает проблема определения результатов рекламы. Если результатом считать увеличение сбыта товаров, то встает вопрос: какой период времени учитывать?
Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса. В то же время эффект рекламы дорогостоящего промышленного оборудования может проявиться далеко не сразу.
Следующая проблема определения эффективности рекламы состоит в том, что практически невозможно точно вычленить рекламу из весьма активной деятельности паблик рилейшнз, стимулирования сбыта и прямого маркетинга, проводимой фирмой в этот же период, и от других подобных мероприятий.
Сложность в точной оценке эффективности рекламы также связана с тем, что в процессе проведения рекламной кампании на потребителя оказывают воздействие множество объективных и субъективных факторов – нестабильность маркетинговой среды, связанной с изменениями политической обстановки, изменением курса валют, деятельностью конкурентов, сезонностью спроса.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, рекламодателю необходимо оценивать эффективность рекламы. Даже приблизительные подсчеты позволят получить информацию о целесообразности выделения средств на рекламу и результативности ее определенных средств.
Контрольные вопросы
2. В чем различие между первичной и вторичной информацией?
4. Что такое панель? Какие виды панелей вы можете назвать.
5. Что такое фокус-группа?
6. Назовите основные процедуры медиаисследований.
7. В чем достоинства и недостатки измерения телеаудитории с помощью пиплметров?
8. Дайте определение коммуникативной и экономической эффективности рекламы.
9. Назовите проблемы измерения эффективности рекламы.
10. Охарактеризуйте основные методы предтестирования и посттестирования.
библиография
29. Аристархова М. К. Маркетинговые исследования рекламной деятельности / М. К. Аристархова, Т. В. Матягина // Маркетинг. – 2002. – №1. – С. 52–57.
Ч. 1. – 2002. – 316 с.
Ч. 2. – 2003. – 376 с.
Ч. 3. – 2002. – 396 с.
35. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
36. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
37. Левешко Р. Н. Анализ эффективности рекламы. – Киев: ВИРА-Р, 1999.
38. Матанцев А. Н. Эффективность рекламы. – М.: Финпресс, 2002. – 416 с.
48. Щепилов К. В . Медиаисследования и медиапланирование. – М.: «РИП-холдинг», 2004. – 222 с.
Похожая информация.
Сейчас существует множество различных методик для определения коммуникативной эффективности рекламы.
Вот, например, Россер Ривс предложил показатели «внедрение» и «вовлечение в потребление» для оценки эффективности рекламы. По его методике отношение числа лиц, запомнивших рекламу, к числу лиц, ее не запомнивших - это показатель «внедрение», а показатель «вовлечение в потребление» рассчитывается как разница между количеством покупателей на каждую сотню лиц, запомнивших рекламу, и числом покупателей на каждую сотню лиц, не знакомых с рекламой.
Для определения коммуникативной эффективности рекламной кампании могут быть использованы различные методы. К таким методам относятся предтестирование и посттестирование.
Предтестирование - это оценка эффективности отдельных составляющих рекламного обращения до проведения новой рекламной компании. Предтестирование проводится с целью избежания ошибок в разработке рекламной коммуникации. Проверяются такие параметры как форма и содержание обращения. А главное проверить и правильно выбрать целевую аудиторию. Если фирмой выбрана не правильно целевая аудитория, то вся рекламная компания будет безуспешной. А также важно проверить и оценить средства и каналы передачи рекламных сообщений. К методам предтестирования относят фокус-группы, метод сравнения в парах и т.д.
Метод сравнения в парах заключается в том, что респондентам предоставляются несколько вариантов и им нужно выделить лучшие, ранжировать их по определенному признаку.
Посттестирование - это исследование эффективности рекламной компании после ее проведения.
Множество существующих методов посттестирования можно разделить на несколько категорий:
Тесты на запоминание
Тесты на убедительность
Подсчет непосредственных откликов
Физиологические тесты.
Тесты на запоминание основываются на предположении, что какая-то часть информации остается в памяти человека. В свою очередь тесты на запоминание делятся на две группы: тесты на вспоминание и на узнавание.
Tест на вспоминание - это тест, который оценивает вспоминание рекламы с помощью обращения к членам рекламной аудитории и выяснения того, что они запомнили. При определении процента вспомнивших рекламное обращение респондентам не демонстрируются исследуемые рекламные обращения, а задаются вопросы относительно того, какое рекламное обращение они видели, читали, слышали в последнее время. Процент вспомнивших может быть измерен с использованием нецелевого метода, когда респондентов просят идентифицировать рекламное обращение без дополнительных подсказок и с использованием целевого метода, когда респондентам показывают список названий продукции марок, компаний и прочий подсказывающий материал. Применение этих методов аргументируется тем, что вероятность покупки продукта больше, если потребитель помнит рекламное обращение.
Как и тесты на вспоминание, тесты на узнавание были использованы первыми при оценке печатной рекламы. Один из самых ранних и все еще один из самых популярных тестов на узнавание называется по имени своего изобретателя Даниеля Старча.
Тест Старча может проверить только печатные объявления, которые уже выпущены. После проверки того, что респондент просмотрел журнал, ему показывают страницу за страницей, спрашивая, видел ли он или читал каждое объявление.
В журнале, используемом для исследования, каждому объявлению присвоен номер, и оно разбито на составные части (такие, как иллюстрации, заголовок, логотип или текст). Этим частям присваиваются коды. Если респондент говорит, что помнит или видел определенное объявление в этом выпуске, ему задают серию вопросов, чтобы точно определить, какую часть объявления респондент видел или читал. Процедура теста Старча дает результат в виде следующих оценок:
1. Заметили. Доля респондентов, которые говорят, что они заметили рекламу, когда просматривали журнал раньше.
2. Ассоциировали. Доля респондентов, которые говорят, что заметили часть объявления, содержащую название рекламодателя или его логотип.
3. Прочитали большую часть. Доля респондентов, которые говорят, что прочитали половину или больше текста рекламы.
Основная форма теста на убедительность, такова: потребителей сначала спрашивают, вероятно, что они купят. Затем им показывают рекламу товарной марки. После этого их снова спрашивают, что они намерены купить. Результаты анализируются, чтобы определить, возросло ли их намерение купить в результате просмотра рекламы.
Подсчет непосредственных откликов - это оценочные тесты, которые подсчитывают количество зрителей или читателей, запрашивающих дополнительную информацию или покупающих товар.
Итак, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что оценка эффективности рекламы является одной из сложнейших проблем в рекламной практике, так как она в целом связана с изучением комплекса взаимовлияющих факторов и вопросов, измерить которые часто практически невозможно.
Трудности в определении эффективности рекламы заключаются в том, что абсолютно точно определить эффективность рекламной кампании в большинстве случаев не представляется возможным, так как встает проблема определения результатов рекламы. Если результатом считать увеличение сбыта товаров, то встает вопрос: какой период времени учитывать?
Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса. В то же время эффект рекламы дорогостоящего промышленного оборудования может проявиться далеко не сразу.
Сложность в точной оценке эффективности рекламы также связана с тем, что в процессе проведения рекламной кампании на потребителя оказывают воздействие множество объективных и субъективных факторов - нестабильность маркетинговой среды, связанной с деятельностью конкурентов, сезонностью спроса.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, рекламодателю необходимо оценивать эффективность рекламы. Даже приблизительные подсчеты позволят получить информацию о целесообразности выделения средств на рекламу и результативности ее определенных средств.