Банки

Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в российской федерации человек - для малых предприятий

А. В. НУРМУХАМЕТОВ, аспирант

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цель: проанализировать используемые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в странах с развитой экономикой для возможности применения в России.

Методы: статистический, абстрактно-логический, наблюдения.

Результаты: Выявлены действенные меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, среди которых: развитие инфраструктурных услуг, создание благоприятных условий функционирования для бизнеса, система государственных гарантий по кредитам, кооперирование между крупным и малым бизнесом и другие меры, на основе изученного опыта предложены методы, которые могут быть использованы в России.

Научная новизна: На основе анализа зарубежной практики государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса автор рассматривает опыт развитых стран и выделяет для России наиболее действенные меры в решении вопросов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассмотрена модель синергии, эффект которой может быть достигнут с использованием системы аутсорсинга.

Практическая значимость: Предложены меры, на которые стоит обратить внимание при решении вопроса государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в развитых странах; международная практика стимулирования роста субъектов малого и среднего предпринимательства.

Введение

В статье рассматривается состояние малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в странах с развитой экономикой. Не секрет, что состояние малого и среднего бизнеса в России не соответствует масштабам страны. В связи с этим, на фоне проблем развития МСП в России, особое внимание уделено формам и методам государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства, которые применяют многие страны.

Во многих странах государство играет важную роль в создании условий функционирования для предпринимателей и поддержании динамичного их развития. Субъекты МСП создают новые рабочие места, разрабатывают инновационные продукты, пополняют бюджет, способствуют развитию более преуспевающего общества. При этом государственное регулирование и под-

держка малого и среднего предпринимательства осуществляется различными методами, среди которых можно выделить: оказание прямой финансовой поддержки (субсидии, налоговые льготы, гранты и др.), а также программно-целевыми, в которых государство представлено в качестве заказчика на услуги/продукцию МСП.

В исследовании использованы статистические данные аналитического центра Открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - ОАО «МСП Банк») и сделана попытка обобщения опыта развитых стран в исследуемом вопросе.

Результаты исследования

В развитых странах Европы, Азии, Америки удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП составляет от 43 до 57 %. Так, в США значение

1 Аутсорсинг - это стратегия (система) управления, при которой происходит передача непрофильных бизнес-

процессов на договорной основе другим организациям, которые специализируются в конкретной области.

показателя ВВП достигает 52 %, в то время как в России данный показатель не превышает и 20 %. Один только макроэкономический по-казательВВП свидетельствует о результатах экономической деятельности государства развитых стран, в котором львиную долю занимает сегмент МСП (рис. 1).

■ Доля МСП в ВВП страны, %

Рис. 1. Вклад МСП в ВВП страны*

(Fig. 1. Contribution of small and middle entrepreneurship subject sin to the GDP of the country)

Как видно из рис. 2, доля малого и среднего предпринимательства в общей занятости демонстрирует хорошие показатели. По мнению экспертов, вовлеченность населения развитых стран в МСП помогает формировать достаточно устойчивый средний класс населения, в результате чегодостигается социальная стабильность в обществе.Например, в США доля МСП в общем количестве предприятий составляет 97,6 %, в то время как в общей структуре численности МСП составляет лишь 54 %. Это свидетельствует, что производительность в сегменте МСП значительно ниже, чем в крупных предприятиях. Анализ приведенных данных показывает, что существует достаточно высокий уровень концентрации на рынке США, где на 2,4 % крупных предприятий приходится 48 % объема ВВП.

2 Малый и средний бизнес в 2012 г.: международный опыт регулирования и финансирования // Аналитический центр ОАО «МСП Банк» (апрель 2013 г.).

■ Доля МСП о общей занятости, % ^__я Доля МСП о количестве предприятии, %___j

Рис. 2. Доля МСП, в %

(Fig. 2. Share of small and middle entrepreneurship subjects, %)

Инфраструктура сферы услуг для МСП в развитых странах характеризуется разнообразными кредитно-финансовыми операциями, предоставляемыми субъектам МСП: при поддержке правительств развитых стран для ускорения развития МСП создаются центры развития, бизнес-инкубаторы и технопарки, центры продвижения экспорта. Значительный вклад в развитие МСП в исследуемых странах внесло развитие кредитно-финансовых услуг. Например, в Италии количество центров развития МСП достигает 1200 (табл. 1).

Таблица 1

Инфраструктурные услуги для субъектов МСП (количество)*

(Infrastructure services for small and middle entrepreneurship subjects (quantity))

Инфраструктурные группы США Канада Япония Германия Франция Италия Великобритания

Центры развития МСП 1100 521 313 374 600 1200 450

Бизнес-инкубаторы и технопарки 330 186 11 182 216 26 471

Центры продвижения экспорта 20 15 сеть сеть 26 123 60

3 Малый и средний бизнес в 2012 г.: международный опыт регулирования и финансирования // Аналитический центр ОАО «МСП Банк» (апрель 2013 г.).

4 Малый и средний бизнес в 2012 г.: международный

опыт регулирования и финансирования // Аналитический центр ОАО «МСП Банк» (апрель 2013 г.).

Одним из самых распространенных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах, занимающий самую большую долю в структуре бюджета, является финансовая поддержка МСП. Наиболее распространенные меры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства государством приведены в табл. 2.

Таблица 2*

*Источник: по данным ОАО «МСП Банк».

Как видно из табл. 2, предоставление государственных гарантий по кредитам субъектам МСП является одной из наиболее популярных мер государственной поддержки субъектов МСП практически во всех странах. Анализируемые страны, за исключением Ирландии и Новой Зеландии, имеют свои программы государственных гарантий. В качестве иных мер поддержки сектора МСП в перечисленных странах используются целевые

5 Стартап-компания, имеющая короткую операционную деятельность.

кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями (в России, Швейцарии и др.), микрофинансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы. В табл. 3 приведены условия предоставления кредитов по федеральным и правительственным программам.

Таблица 3

Условия предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства6*

(Crediting conditions for small and middle entrepreneurship subjects)

Страна Процентная ставка по кредитам субъектам МСП (федеральные и правительственные программы) Примечание

Канада 2-3 % годовых Федеральное правительство облегчает получение субъектами МСП ссуд, частично проводя политику субсидирования процентной ставки

Корея 2,5-3 % годовых Вопросами регулирования субъектов МСП занимается 15 организаций, большая часть из них правительственные. Учреждены 2 банка и 2 фонда, ориентированных на малый бизнес

Япония 2-4 % годовых Правительство усиленно стимулирует кооперативную деятельность МСП, приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы (сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую стоянку для автомашин и пр.)

Сингапур 5-6, 5% годовых Отличительная черта льготного кредитования - микрофирмы, численность персонала которых не превышает 10 человек

Россия 12,25-19,5 % годовых ОАО «МСП Банк» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 г. и является проводником государственных ресурсов для малого и среднего бизнеса на территории всей страны.

6 Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 гг.: Постановление Кабинета Министров №° 302 от 07 мая 2014 г. URL: http:// prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub_id=240243 (дата обращения: 29.07.2014).

Меры государственной поддержки сектора МСП Страна

Поддержка в виде гарантий по кредитам МСП; - проведение политики сглаживания отраслевых циклов Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Корея, Нидерланды,Словакия, Словения, Испания, Швейцария, Таиланд, Великобритания,США, Испания

Предоставление особых условий по гарантиям для стартапов5 Канада, Дания, Нидерланды

Увеличение государственных га-рантийпо экспортным операциям Канада, Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Швейцария, Испания, Великобритания

Государственное софинанси-рование (в том числе и через пенсионные фонды) Швейцария, Ирландия, Дания

Увеличение доли прямого финансирования МСП Канада, Чили, Венгрия, Корея, Сербия, Словения, Испания

Субсидирование процентных ставок Венгрия, Португалия, Россия, Испания, Турция, Великобритания

Налоговые льготы, отсрочка платежей Франция, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Испания, Великобритания, Россия

Создание банков, специализирующихся на кредитовании МСП, в том числе кредитующих МСП с отрицательной процентной ставкой Ирландия, Дания

Фондирование Центральным банкомкредитных организаций Великобритания

Исследования показывают, что во многих развитых странах основной целью поддержки малого и среднего предпринимательства является не прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами, а создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСП, а также облегчение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к заемным ресурсам (прежде всего, посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым уровнем МСП (например, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к минимуму: упрощается система регулирования МСП и пересматриваются нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли (например, в Великобритании). При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. Ярким примером гибкой налоговой политики по отношению к малому и среднему бизнесу является практика налоговых льготв области инновационной деятельности, принятая в Великобритании.

Стоит напомнить, что вопрос о необходимости государственного регулирования экономической деятельности рассматривался в разных научных школах . Дж. М. Кейнс теоретически обосновал целесообразность и необходимость государствен-

ного регулирования экономики. Опыт США при Ф. Рузвельте, является подтверждением тезиса Дж. М. Кейнса, когда при помощи государственных расходов экономика получает развитие в нужном направлении. Но в обосновании необходимости государственного регулирования и степени ее влияния на экономику у экономистов нет единства (табл. 4).

Как видно из табл. 4, экономисты в своих исследованиях основываются на противопоставлении двух элементов - «рынок» и «государство». Каждое мнение имеет право на существование и в определенный период времени каждая из точек зрения подтверждала свою обоснованность и актуальность. На современном этапе развития, на наш взгляд, требуется баланс мнений, учитывающий различные теории.

Согласно версии агентства Bloomberg, в 2014 г. Россия впервые вошла в «Топ -50 лучших стран для ведения бизнеса», заняв 43-е место (поднявшись с на 13 позиций, по сравнению с 2013 г.). Всего эксперты агентства проанализировали данные по 157 странам. По части издержек предпринимателей отставание России наблюдается по затратам на открытие нового бизнеса, а также по стоимости продвижения товаров. Наиболее негативно эксперты оценивают российский уровень так называемых нематериальных издержек, к которому причислены риски коррупции, степень

Таблица 4

Экономические идеи и воззрения о необходимости государственного регулирования

экономической деятельности*

(Economic ideas and views about the need for state regulation of economic activity)

Классическая политическая экономика (А. Смит) Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник. М.: Эксмо, 2008. 608 с. «Невидимая рука» рынка предполагает минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции

Марксизм (К. Маркс) Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 25. Ч. 1. М., 1961. С. 481-482. К. Маркс указывал, что очевидна взаимная связь таких явлений, как «...государство, внешняя торговля, мировой рынок». Анализ деятельности акционерного общества привел Маркса к выводу, что «в известных сферах оно ведет к установлению монополии и потому требует государственного вмешательства»

Кейнсианство (Дж.М. Кейнс) Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник. М.: Эксмо, 2008. 608 с. Обосновал необходимость и назвал конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу

Современный монетаризм (М. Фридман) Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2009. 480 с. Рынок способен к саморегулированию, но в то же время существование свободного рынка не устраняет необходимость государственного вмешательства.

* Источник: .

защиты прав собственности, уровень инфляции и налоговой нагрузки . Агентство Bloomberg, присуждая низкие баллы качеству различных параметров госрегулирования, не принимает во внимание уровень доступности к финансовым ресурсам субъектов МСП. Хотя, стоитотметить данный факт, так как по нашему мнению,это может скорректировать многие позиции в рейтинге, после чего онстанет более полным и будет отражать реальную ситуацию в анализируемых странах.

Россия, несмотря на вхождение в список Топ-50 лучших стран для ведения бизнеса, все равно отстает по количеству открытия предпринимателями бизнеса. Среди 50 успешных компаний-стартапов последних 10 лет, 48 из них приходится на США, еще 2 - на Норвегию и Данию . Это хороший пример, когда статистика говорит сама за себя. Интересен опыт стран, в которых крупный бизнес и мелкое предпринимательство не просто сосуществуют, а еще и взаимодействуют, создавая эффект синергии. Для крупного бизнеса эффект синергии дает экономию на затратах. О роли синергии, которая имеет место быть при развитии промышленности , писали в конце XIX в. А. Маршалл, А. Серра, Ф. Лист.

Уже во многих странах мира крупный бизнес все больше взаимодействует с небольшими предприятиями, используя их преимущества в тех областях, где крупным предприятиям невыгодно затрачивать свои усилия. Примером таких развитых стран могут быть, например, США, Япония, Германия. В этих странах малый бизнес обладает высоким развитием подетальной (пооперационной) специализации ответственности, а также высоким уровнем компьютерного обеспечения. Уровень правовой базы в этих странах обеспечивается длительными отношениями крупного бизнеса и государства. В Японии даже самые крупные предприятия в своей работе взаимодействуют с семейными микрофирмами. Такой тандем обеспечивает эффект взаимодействия нескольких факторов, который оказывается гораздо мощнее, чем сумма эффектов каждого из них. В российских реалиях эффект синергии может быть достигнут при использовании системы аутсорсинга. Непрофильные бизнес-процессы могут быть переданы малому бизнесу, который находится в этой нише и занимается только этим направлением в своей деятельности. Передача

бизнес-процессов в аутсорсинг может помочь существенно снизить издержки производства.

Обратимся к успешному опыту Татарстана, где субъектам малого и среднего предпринимательства уделяется достойное внимание. Например, в инновационно-производственном технопарке «Идея» (г. Казань) успешно взаимодействуют между собой крупные международные компании и развивающиеся отечественные стартапы. Резиденты технопарка предложили крупным российским компаниями понятные условия в виде регламента взаимодействия, в котором прописали обязанности и функции при передачеим бизнес-процессов в аутсорсинг Большим достижением для резидентов стал опыт сотрудничества с ОАО «Газпром»7 . В ходе конференции резиденты технопарка довели до крупного бизнеса понятные условия сотрудничества, создав комфортную среду для совместной работы.

Еще один хороший пример - ОЭЗ «Алабу-га», открывающая широкие возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в части аутсорсинга. Например, компания ООО «Белая Дача» (представитель пищевого кластера) сельскохозяйственную продукцию будет получать у местных поставщиков и поставлять переработанный товар для сетей быстрого питания «Макдональдс».

Как отмечают ученые, крупные фирмы являются носителями научно-технического прогресса (далее - НТП), они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства . Если крупный бизнес будет более открытым и готовым к передаче непрофильных бизнес-процессов в малые предприятия, можно будет говорить о достижении положительного эффекта синергии.

Обобщая международный опыт поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах можно выделить следующие тенденции:

Правительства большинства стран мира рассматривают содействие развитию МСП как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы стоимостью в десятки миллиардов долларов;

7 Партнерство для развития кластеров: материалы Международной конференции, 23 апреля 2014 г. (г. Казань).

Основными инструментами поддержки являются финансовая и инфраструктурная, а также консалтинг, информационная поддержка, содействие экспорту;

Основными целями программ поддержки МСП являются создание новых предприятий, поддержка инноваций и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции, особенно на мировых рынках, создание новых рабочих мест, развитие отдельных регионов и отраслей;

Законодательство во многих странах направлено на снижение административных барьеров, правовое регулирование осуществляется преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не в подзаконных актах, проводится активная антимонопольная политика, принимаются меры по пресечению недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

Культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Эффективное государственное регулирование и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из важных направлений в развитии частного сектора, что под-тверждаетсяэкономическим подъемом страны. По оценкам, более 50 %8 всех рабочих мест в развивающихся странах приходится на сектор малого и среднего предпринимательства. Следовательно, для экономического роста и процветания страны необходимо наличие соответствующего государственного регулирования и поддержка развития-предпринимательской деятельности и связанных с ним институтов.

По итогам проведенного анализа, к наиболее действенным мерам по поддержке малого и среднего предпринимательства, принятым в мировой практике и имеющим возможность быть адаптированными в России, можно отнести:

1. Развитие инфраструктурных услуг для субъектов МСП, таких как центры развития МСП, бизнес-инкубаторы и технопарки, центры продвижения экспорта.

2. Создание благоприятных условий функционирования субъектов МСП.

3. Доступность разных форм получения финансирования.

4. Финансовая поддержка субъектов МСП путем разработки государственных программ.

5. Предоставления государственных гарантий по кредитам субъектов МСП.

6. Создание принципов кооперирования между крупным и малым бизнесом.

Список литературы

1. Мамина М.Т. Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 362-366.

Нормативное правовое регулирование развития предпринимательства в России основано на Конституции РФ 1993 г. и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственная поддержка и регулирование малого бизнеса - процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках является поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации.

Началу создания малых предприятий в стране послужило принятие Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий". С 1994 - 1995 гг. стали разрабатываться специальные государственные программы поддержки малого предпринимательства как инструмент координации усилий государства, включая федеральный и региональный уровни, и частных фирм, общественных организаций в направлении поддержки малого бизнеса.

Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования, что в настоящее время практически отсутствует. Сегодня малое и среднее предпринимательство регулируется различными отраслями права. Конституция РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, за исключением экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под предпринимательской деятельностью Гражданский кодекс РФ подразумевает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять дееспособные (достигшие совершеннолетия) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Существуют различные формы предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Одной из них является предпринимательская деятельность граждан. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" № 209-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года. Вплоть до этого времени Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" являлся базовым нормативным актом для развития в России малого предпринимательства. Он служил основой при принятии субъектами Российской Федерации региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса, не являясь, однако, достаточной и бесспорной правовой базой для поддержки малого бизнеса по целому ряду причин.

Для реализации норм нового Закона органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, и предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться, а тем более руководствоваться ими.

Следует подчеркнуть, что ряд положений утратившего с 31 декабря 2007 г. Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" противоречит Гражданскому, Бюджетному и Налоговому кодексам РФ. В данном Законе не установлены виды и формы государственной поддержки малых предприятий, а также правовой механизм оказания им финансовой, имущественной и информационной помощи, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества; не предусмотрен механизм участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.

Более того, в названном Федеральном законе отсутствовали понятия организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, не предусмотрены меры, сконцентрированные на развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства - начинающих предпринимателей, а также государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

Согласно ст. 8 нового Закона, реестр субъектов малого и среднего предпринимательства является федеральным информационным ресурсом и аходится в федеральной собственности, формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Правовой основой для проведения сертификации является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; при оценке соответствия.

Целый ряд нормативных актов предусматривает возможность защиты своих прав субъектами предпринимательской деятельности от неправомерных действий представителей органов государственной власти. Статья 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определяет, что в числе права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю имеется право на обжалование действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке. Результатом такого обжалования может стать не только отмена акта контролирующего органа, но и возмещение убытков, понесенных проверяемым. Статья 14 (п. 2) названного Закона предусматривает порядок определения состава убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора).

При определении размера убытков учитываются:

Расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности;

Затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Статья 39 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" предусматривает право гражданина обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. Норма сформулирована очень неудачно, поскольку не предусматривается право юридического лица на обжалование. Но ее можно косвенно истолковать так: поскольку от имени юридического лица выступает директор либо представитель по доверенности, то обжаловать действия милиции можно.

Статья 54 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает: "Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд". Лицо, подающее жалобу, должно помнить, что в исковом заявлении оно имеет право просить суд о приостановлении действия административного акта.

Статья 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что "решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке".

Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе" предусматривает, что "действия (решения) должностных лиц Государственной противопожарной службы и послужившая основанием для совершения действий (принятия решений) информация могут быть обжалованы в установленном порядке". Под "установленным порядком" следует понимать судебный порядок или подачу жалобы прокурору. Особенностью обжалования является отсутствие возможности приостановления выполнения обжалуемого решения.

Пункт 3 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержит указание: "Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации". Таким образом, предусматривается судебный порядок и обращение в органы прокуратуры. Лицо, обратившееся за защитой своих прав, имеет право на возмещение вреда, если докажет, что действиями должностных лиц органов власти причинен ущерб. В соответствии со статьей 1069 части II Гражданского кодекса от 26.01.1996 N 14-ФЗ "вред, причиненный гражданину или юридическому лицу... в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению".

В зависимости от того, какой орган производил проверку, вред возмещается за счет казны Российской Федерации, ее субъекта муниципального образования. От имени казны при возмещении вреда за ее счет выступают соответствующие финансовые органы, если, согласно п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Отсюда следует, что каждый предприниматель или юридическое лицо должны помнить, что финансовые органы соответствующего уровня должны указываться в исковом заявлении в качестве третьих лиц без самостоятельных требований. Это предусмотрено ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 04.07.2002 N 95-ФЗ.

Однако существенной особенностью функционирования малых предприятий является то, что субъекты малого предпринимательства не всегда имеют финансовую возможность содержать в штате квалифицированных юристов, создавать юридические службы, которые обеспечивали бы правовое сопровождение их деятельности, защиту их прав и законных интересов (При обращении же к участникам рынка правовых услуг малый бизнес сталкивается с ситуацией, когда большая часть организаций, предоставляющих квалифицированные услуги в сфере правовой поддержки, ориентирована в основном на крупные, платежеспособные организации, что создает неравные условия для субъектов малого предпринимательства.)

Указанные проблемы требуют соответствующего урегулирования, в том числе путем совершенствования федеральных и региональных законодательных и иных нормативных актов, и реализации органами государственной власти дополнительных мер по правовой защите субъектов малого предпринимательства.

Необходимо обязательное предварительное обсуждение всех законодательных актов, программ и мероприятий, касающихся вопросов регулирования и развития малого предпринимательства, с участием общественных объединений предпринимателей. Но этот процесс нужно институционализировать, зафиксировав в нормативных документах, как именно, через какие бюрократические процедуры происходит взаимодействие и согласование интересов между властью и бизнесом.

Эти цели достижимы только при формировании позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни. Необходимо менять и менталитет государственных чиновников всех рангов. Разумеется, на это потребуется время. Но есть меры, которые можно принять немедленно. Опыт показывает, что коренные изменения нужно производить быстро. Если в ближайшее время не будут предприняты конкретные шаги, то реальной станет опасность деградации этого сектора экономики с тяжелыми последствиями для социально-экономических перспектив страны.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов должны обеспечивать создание условий для внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства должны быть: реализация программ технической помощи, развитие экспорта конечных товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки и импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории России при отсутствии отечественных аналогов. Все попытки разработать и реализовать достойную государственную политику так и останутся попытками, если не удастся создать работающий механизм взаимодействия между властью и предпринимателями.

Государственное управление - это целенаправленное органи- зующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств регулирования. Система управления рыночной экономикой показана на рис. 2.

Осуществляя свои функции, государство воздействует на экономическую систему путем использования прямых и косвенных методов регулирования. Методы прямого воздействия основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на предписаниях государства. Они часто имеют высокую эффективность, однако не лишены недостатков, так как оказывают непосредственное воздействие не только на целевых агентов рынка, но и на связанных с ними рыночными отношениями субъектов, что нарушает естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектами экономических отношений предпочтительных вариантов развития, соответствующих целям экономической политики.

Недостатками прямых методов регулирования является наличие временного лага между моментами принятия государством мер, направленных на развитие экономической системы и ее реакцией на предпринятое воздействие.

Рис. 2.

Косвенные методы ориентированы на создание условий для развития предпринимательства, предоставляют выбор приоритетов деятельности, снижают возможности принятия коррумпированных решений, требуют меньших административных расходов. Прямые методы носят, как правило, адресный характер, ориентированы прежде всего на осуществление приоритетных направлений развития экономической системы и дают больше возможностей осуществлять контроль за бюджетными финансовыми потоками. Однако для таких методов характерны высокие сопутствующие риски и административные расходы.

Устойчивость и успешность развития малого и среднего предпринимательства зависит от осуществляемого государством комплекса мер. Выбор оптимальных инструментов и методов регулирования является сложным процессом и зависит, во-первых, от поставленных целей (достижение одних и тех же целей возможно посредством использования различных методов воздействия), во-вторых, от среды приложения (например, развитие культурной, научной и образовательной сфер в большей степени зависит от бюджетного финансирования (прямое государственное регулирование), нежели экономических объектов), в-третьих, от потребностей объектов регулирования (например, малые и крупные предприятия обладают специфическими преимуществами и недостатками, а следовательно, имеют различные потребности).

Воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно осуществляться таким образом, чтобы не разрушить рыночную основу и не усугубить кризисные явления в экономике путем использования системы государственного регулирования, включающей совокупность органов, методов, средств и инструментов. Содействуя развитию субъектов малого предпринимательства, государство через свои институты контролирует их деятельность, посредством административных и экономических механизмов способствует формированию конкурентной среды, ориентирует на наиболее перспективные общественно значимые направления.

Влияние государства на систему малого предпринимательства ограничено требованиями общества и рынка. Можно выделить следующие факторы:

  • 1) политические - решения политических партий, которые определяются экономическими отношениями, общественными настроениями, политической ориентацией партии, находящейся у власти, политическими институтами, решениями местных органов власти;
  • 2) правовые - законодательство, регламентирующее материальную, административную и судебную ответственность субъектов взаимодействия;
  • 3) экономические - ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, информационных (недостаточная информированность; ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора) и др.);
  • 4) административные - уровень регулирования. Высокие уровни налогообложения и регулирования, которые являются продолжением государственного контроля, в конечном итоге приводят к ограничению власти государства из-за того, что экономическая деятельность начинает осуществляться в обход закона и перемещается в неофициальный, или «черный», сектор экономики. Наличие теневого сектора в экономике является результатом неспособности института государственной власти защитить и обеспечить эффективную работу рыночной экономики и не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, пренебрежение ими со стороны органов государственной власти ведет к возникновению негативных последствий: ослаблению конкурентоспособности национальной экономики; росту безработицы и инфляции; расстройству денежной системы и системы государственных финансов.

Политические факторы отражают стабильность преобразований в стране: при каждой смене правительства принимаются новые законы, которые часто противоречат старым, в результате число бю-

зз

рократических препонов растет (регистрация, лицензирование, сертификация и т.д.), а надежная правовая база отсутствует. В области правовых факторов, например, неопределенность правового поля и быстрое изменение законодательства приводят к значительным сложностям осуществления предпринимательской деятельности . Для малых предприятий данное обстоятельство создает трудности при планировании будущих налоговых платежей, дополнительные затраты в виде оплаты консультационных услуг для осуществления своей деятельности в рамках законодательства. Ограниченность ресурсов сказывается на недостатке бюджетных средств на развитие предпринимательства и оказывает влияние на качество деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса, основной целью которой становится не развитие, а выживание. Высокий уровень государственного регулирования заставляет предприятия уходить в тень, что, с одной стороны, позволяет экономить средства от легализации деятельности (регистрация, лицензирование, налогообложение, преодоление бюрократических барьеров), а с другой - повышает риск возникновения дополнительных издержек в результате обнаружения теневых операций контролирующими органами.

В зарубежных странах широко практикуется организованное движение в пользу конкретных узких интересов - лоббизм. Массовый процесс становления организаций предпринимателей в России начался с 1990-х гг. Именно тогда создавались торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, некоммерческие объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса. Ставились следующие цели: выработка единого мнения по тем или иным вопросам общественной жизни, привлечение государства к их решению, оказание воздействия на власть.

  • Шеховцов Л. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах //Вопросы экономики. - 2001. - № 4. - С. 84-91.

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса - это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.

  • * устойчивый экономический рост;
  • * высокий уровень занятости;
  • * низкий уровень инфляции;
  • * устойчивое финансовое положение;
  • * справедливое распределение доходов;
  • * стабильность внешнеэкономической деятельности.

Реализация целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:

  • * создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;
  • * обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;
  • * обеспечение соблюдения правил конкуренции;
  • * оказание содействия предпринимательской деятельности.

Исходя из целей и задач государственного регулирования малого и среднего бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений :

  • 1) формирование правовой базы предпринимательской деятельности;
  • 2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • 3) защита прав потребителей;
  • 4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;
  • 5) формирование налоговой системы и перераспределение доходов;
  • 6) перераспределение ресурсов;
  • 7) регулирование цен и тарифов;
  • 8) государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
  • 9) государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
  • 10) регулирование валютного курса.

Формирование правовой базы малого и среднего бизнеса включает в себя гарантирование государством права частной собственности, регламентацию организационно-правовых форм субъектов малого и среднего бизнеса, регулирование договорных отношений между субъектами рынка, выполнение государством роли арбитра при разрешении хозяйственных споров.

Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности предполагает контроль государственных органов за деятельностью естественных монополий путем регламентирования цен, тарифов, качества предоставляемых услуг и введение запретительных мер в отношении действий любых монополий, направленных на ограничение конкуренции или злоупотребление доминирующим положением.

Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.

Регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства включает в себя формирование трудового законодательства, системы социального партнерства представителей работников и работодателей, охрану труда и систему мер по разрешению трудовых споров.

Формирование налоговой системы и перераспределение доходов осуществляется посредством бюджетного планирования, принятия ставок подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых изъятий, а также установления системы социального обеспечения.

Перераспределение ресурсов реализуется в целях финансирования природоохранных мероприятий, содержания органов государственного управления, обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

Регулирование цен и тарифов проводится государством в основном в отношении продукции и услуг естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для того, чтобы защитить интересы потребителей и не допустить использования монопольного положения в целях извлечения необоснованной прибыли.

Государственная поддержка отдельных видов бизнеса осуществляется исходя из принципов системности, протекционизма и селективности. В зависимости от целей, которые государство ставит при поддержке того или иного вида бизнеса, определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие на положительную динамику.

Государственное регламентирование внешнеторговой деятельности нацелено на гармоничное сочетание частных предпринимательских интересов с общегосударственными интересами и реализуется через таможенно-тарифную систему и систему мер по содействию и стимулированию внешнеторговой деятельности, к которым относятся разработка программ развития внешней торговли, кредитование и страхование, обеспечение гарантий, организация ярмарок и выставок и др.

Регулирование валютного курса осуществляется с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей от действий, которые могут привести к негативному изменению платежного баланса. Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативно-правовых актов (валютное законодательство), определяющих порядок операций с валютой и порядок проведения валютного контроля. Крашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник. М.: Экономика, 2003. - С. 101.

Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В ряде случаев деление методов на косвенные и прямые оказывается условным, а иногда его трудно провести, однако такое деление является целесообразным для целей анализа и классификации.

Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателя принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.

  • 1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.
  • 2. Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции -- фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.
  • 3. Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
    • * налоговых проверок;
    • * получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
    • * проверки данных учета и отчетности;
    • * осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
    • * других форм, предусмотренных НК РФ.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2003. - С. 25.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот -- налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.

4. Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования малого и среднего бизнеса включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.

Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.

К прямым методам регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

1. Правовые методы распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса. В соответствии с Конституцией РФ организации в зависимости от форм собственности могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смешанной формой собственности. Юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для регламентации отношений организаций со своими контрагентами, гражданами и государством законодательством предусмотрены организационно-правовые формы, определяющие вид и способ построения организации в зависимости от формы собственности, способа формирования капитала, масштабов организации. Основополагающим документом, регламентирующим организационно-правовые формы, является ГК РФ, содержащий подробно разработанную систему норм о юридических лицах и следующие организационно-правовые формы организаций: Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2003. - С. 25.

  • 2. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков.
  • 3. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.
  • 4. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, прожиточного минимума, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.
  • 5. Лицензирование относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства. Процесс лицензирования в Российской Федерации регулируется в настоящее время: Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: Правовые и организационные основы. М.: Дашков и К, 2004. - С. 62.

государство регулирование бизнес предпринимательский

Учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное учебное пособие по теме «Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства», изучаемой в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации». Содержит лекционный и практический материал, в том числе задания по изучению проблемных вопросов, нормативных правовых актов и судебной практики, задачи, тесты, список рекомендуемой литературы и т. д. Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников, работников органов государственной власти, а также для всех, кто интересуется предпринимательским правом.

* * *

компанией ЛитРес .

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лекция в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации»)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.1. Основные понятия.

1.2. Введение.

1.3. Основные принципы правового регулирования в сфере МСП, закрепленные в Стратегии 2030.

1.4. Нормативная правовая основа регулирования и развития субъектов МСП.

1.5. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства.

1.6. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1.7. Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Реестры.

1.8. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

1.9. Инфраструктура, формы и условия поддержки субъектов МСП.

1.10. Меры и виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

1.10.1. Перечень мер государственной поддержки субъектов МСП (таблица).

1.11. Порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

1.12. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства.

1.13. Краткие выводы.

1.1. Основные понятия

Малое и среднее предпринимательство («малый и средний бизнес») (далее – МСП ) – вид предпринимательства, основанный на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственными программами и муниципальными программами, содержащими особые мероприятия, непосредственно направленные на развитие МСП, а также деятельность АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в качестве института развития в сфере МСП.

1.2. Введение

«В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны», писал известный российский юрист А.И. Каминка. И подчеркивал, что развитие предпринимательского строя находится в прямой зависимости от степени развития в стране индивидуальной инициативы и энергии. Поэтому малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики. Оно создает разнообразные рабочие места, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется к изменяющейся стихии рынка и оперативно реагирует на конъюнктуру, способно к быстрым структурным и техническим изменениям, особо восприимчиво к внедрению инноваций.

По данным ФНС России в едином государственном реестре на 1 января 2017 г. было зарегистрировано 3,73 млн. индивидуальных предпринимателей, в т. ч. фермерских хозяйств. По наблюдениям Росстата на 1 октября 2016 года в РФ фактически действовало около 173 тыс. малых предприятий (без учета микропредприятий) со средней численностью работников около 5 млн. человек А в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 января 2017 года отражено 5,86 млн. малых и средних предприятий, на которых занято 15,9 млн. человек. При этом по информации Статкомитета СНГ на малых и средних предприятиях России работает около 25 % общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20–21 %. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50–52 %, в Италии – около 60 %, а Испании и Норвегии достигает 65–75 %. В ЕС малый бизнес составляет 90 % общего числа предприятий.

Огромное значение малого и среднего бизнеса для рыночной экономики привело к тому, что в развитых странах поддержка МСП является одним из основных направлений государственной экономической политики. Не стала исключением и Россия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) предусмотрено осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов. А в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, имеется специальный раздел, посвященный развитию малого предпринимательства и содержащий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013–2030 годы.

Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия 2030). Этот документ содержит долгосрочную позитивную программу деятельности органов государственной власти в сфере развития МСП. Стратегию 2030 можно рассматривать как политико-правовой документ, который обеспечивает координацию действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях создания благоприятных и комфортных условий для развития бизнеса.

1.3. Основные принципы правового регулирования в сфере МСП, закрепленные в Стратегии 2030

Стратегия 2030 базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки МСП, которые сложились к настоящему времени в России. Основная цель Стратегии 2030 – развитие сферы МСП как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Исходя из этого, предполагается, что ее реализация к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 %), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, а производительность труда в этом секторе – в два раза. Конечно, с учетом текущего состояния МСП такие задачи представляются сверхсложными и потребуют огромных усилий для их решения. В Стратегии 2030 достаточно тщательно проработаны правовые механизмы, обеспечивающие повышение качества государственного регулирования в сфере МСП.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

1) Малый бизнес прежде всего . Суть этого принципа заключается в том, что при принятии государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий. При этом основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении и сокращении норм регулирования предпринимательской деятельности.

2) Работать легально выгодно . Данный принцип нацелен на обеспечение минимального взаимодействия МСП с регулирующими органами. Вместе с тем, фактическая реализация данного принципа затруднена, поскольку действующая правовая система основана на непосредственном и всеобъемлющем контроле (надзоре) органов государственной власти за деятельностью МСП.

3) Содействовать ускоренному развитию . Этот принцип весьма важен для поддержки инновационных и перспективных предприятий. Он предусматривает нацеленность на оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше.

4) Создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно . Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства. Суть принципа не совсем ясна, поскольку стимулы в первую очередь связаны с перераспределением бюджетных средств от налоговых и иных поступлений, связанных с развитием предпринимательской деятельности, и последующим стимулированием чиновников, непосредственно влияющих на поддержку МСП. Реализация этого принципа потребует изменения бюджетной и налоговой системы, а возможно и системы стимулирования чиновников. Вряд ли в качестве стимулов может выступать лишь общее стремление к процветанию МСП и развитию территорий.

5) Обеспечить гарантированные и стабильные правила игры . Весьма важный принцип, который нацелен на обеспечение предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. К сожалению, в условиях хаотичного и значительного нормотворчества реализация этого принципа будет постоянно тормозиться практикой принятия нормативных правовых актов органами власти для решения сиюминутных задач.

1.4. Нормативная правовая основа регулирования и развития субъектов МСП

Законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о развитии МСП), который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов МСП содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.

К федеральным законам, в частности, можно отнести ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей), НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок), Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства), Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП), Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества), и др. Имеется большое количество постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов МСП (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т. д.). В ряде отраслей приняты ведомственные целевые программы развития МСП, созданы специальные координирующие органы, действует нормативная база для функционирования особой инфраструктуры поддержки МСП.

Значительную роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ и правовые акты муниципальных образований. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Кемеровской области и некоторых других субъектах РФ приняты специальные законы о развитии МСП (к примеру, Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. № 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» и др.), а также подзаконные акты, обеспечивающие их реализацию, в том числе различные программы поддержки МСП (Подпрограмма III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья на 2017–2021 годы «, утв. постановление Правительства Московской области от 25 октября 2016 № 788/39, и др.). Во многих муниципальных образованиях действуют программы развития МСП (например, Постановлением главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области от 16 октября 2015 № 130 была утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области на 2016–2020 годы»).

Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере МСП, в частности, акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, в Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В «Модельном налоговом кодексе для государств-участников СНГ. Общая часть» (новая редакция) (принят 29 ноября 2013 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ) имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Имеются международные соглашения, направленные на сотрудничество в сфере МСП, например, Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом малого и среднего предпринимательства Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства (заключено 25 июня 1998 г.). Аналогичное соглашение было заключено с Экспортно-импортным банком США в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в РФ (заключено 11 марта 1998 г.). Развитие сотрудничества между субъектами МСП России и государств-членов АСЕАН основывается на Соглашении между Правительством РФ и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития (заключено 10 декабря 2005 г.).

1.5. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства

Понятие малого предпринимательства появилось в России в 90-е годы с началом рыночных реформ. Впервые этот термин официально был использован в постановлении Совмина СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», а затем в постановлении Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Переход к рыночным отношениям потребовал ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места. В научной литературе развернулась дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, квалификации его в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица. Следует отметить, что правовые категории малых и средних предприятий применялись и в советское время, однако не связывались с понятием предпринимательства.

В современной российской правовой системе понятие «малого и среднего предпринимательства» («малого и среднего бизнеса») используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально юридическом смысле в законодательстве используются термины «субъекты малого и среднего предпринимательства», «малое предприятие», «среднее предприятие», под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства), соответствующие предусмотренным в законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.

В Федеральном законе о развитии МСП содержится определение субъектов малого и среднего предпринимательства: это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из этого определения следует, что законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства как микропредприятие отнесен к разновидности малого предприятия.

Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП. К ним относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным данным законом, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.6. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты для отнесения к категориям субъектов МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), определенным в статье 4 Федерального закона о МСП: (1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества) или инновационную направленность деятельности; (2) не превышать предельного значения среднесписочной численности работников; (3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерий.

а) Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП не превышает 49 %. При этом последнее ограничение не распространяется на ООО, соответствующие требованиям, указанным в нижеприведенных подпунктах «в» – «д».

б) Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Из этого следует, что АО, акции которых не относятся к инновационному сектору экономики, либо вообще не торгуются на организованном рынке, не могут быть отнесены к субъектам МСП.

в) Деятельность хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г) Хозяйственные общества или хозяйственные партнерства получили статус участника проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ;

д) Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. № 1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Рассмотренный критерий в литературе называется «критерием независимости» и основан на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса. Он также содержит в себе условия, ориентирующие предпринимательство на инновационную деятельность.

2. Второй критерий учитывает количество работников субъекта МСП. Среднесписочная численность таких работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

– от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий;

– до 15 человек для микропредприятий.

Среднесписочная численность работников субъекта МСП определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3. Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. У субъекта МСП доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные постановлением Правительством РФ от от 4 апреля 2016 г. № 265 для каждой категории субъектов МСП: микропредприятия – 120 млн. рублей; малые предприятия – 800 млн. рублей; средние предприятия – 2 млрд. рублей.

Доход определяется в порядке, установленном НК РФ, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам.

Сочетание различных показателей из предусмотренных законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП – микропредприятию, малому или среднему предпринимательству. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критерием. Категория субъекта МСП изменяется только в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

1.7. Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Реестры

Законодательство не предусматривает особой процедуры регистрации хозяйствующих субъектов в качестве субъектов МСП. В то же время на основании ст.8 Федерального закона об МСП органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, а также корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП обязаны вести специальные реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. В законе имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в указанных реестрах. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней любых лиц.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Учебно-методический комплекс (В. А. Вайпан, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром -