Документы

Осень поредела на березах листва сиротливо качается. Листья с веток опадают

Презентацию подготовила Датская Н..М. 2010 г.

г. Краснодар




Этапы проведения изложения

  • Работа над заголовком текста.

  • Чтение текста.

  • Работа над основными микротемами текста.

  • Орфографическая подготовка.

  • Вторичное чтение текста.

  • Написание изложений.

  • Самопроверка. Анализ учителем.


Работа над заголовком текста.

  • Прощальная песенка.

  • -О чём будет текст?

  • -Какое настроение навевает название?


Чтение текста. Прощальная песенка.




План.

1.Пришла осень.

2.Сиротливый скворечник.

3.Прощальная песенка.

4.Пора в далёкий путь.



Орфографическая подготовка.

  • Безударная гласная.

  • Поредела, листва, качается, скворечник, подлетели, скворчиха, скользнула, поглядел, сторонам, родным, весной, далёкий.

  • Выделите корень. Подчеркните буквы безударных гласных в корне слов.

  • Подберите проверочные слова


Орфографическая подготовка.


Чтение текста.(вторичное)

    Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку, поглядел по сторонам и тихо запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.Птицы прощались с родным домиком. Весной они снова прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.


При написании данной работы “ВПР по русскому языку 6 класс - 2018. Вариант 8” было использовано пособие “ .

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Летом в лесу буше вали пожары. Сре ди обго релых де ревь ев сохра нила сь не большая осинка на краю не высокого холма. Под осе нь ли ства на ней поре дела и окраси ла сь ярким ба грянцем. (4) Возле этой осинки ещё летом постави ли стог , и сено от време ни стало жё лто -соломенн ого цвета. Изда лека увиди шь стог и осинку и сразу узнае шь родные места.

В нашей заводи сомов больше , чем в городе жите лей . А по утрам рыба жерех набрасы ваетс я на стаи мальков. Жерех хлеще т (3) хвостом по воде, и мале нькие (2) рыбки перевёрты ваютс я вверх брюхом, а хищн ик их поедае т. Мелкой рыбы в воде так много, что от удара ве сла выскаки вает к поверхности целая стайка. Будто кто-то её вверх подброси л. На удо чку рыба плохо бе рёт, зато по ночам ловя тс я на ля гушку сомы. Только ля гушек в этом году по случаю засухи мало.

(По М.М. Пришвину )

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) Морфемный и словообразовательный разборы слова

маленькие (2)
Состав слова:
мал - корень,
еньк - суффикс,
ие - окончание,
маленьк - основа слова.

малый + [еньк] = маленькие (суффиксальный способ словообразования)

(3) Морфологический разбор слова

хлещет (3)

1) Хлещет (что делает?) – глагол, н.ф. – хлестать.
2) Пост. – несов. вид, невозвр., переход., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед.ч.
3) В предложении является сказуемым.

(4) Синтаксический разбор предложения

Под осень листва на ней поредела и окрасилась ярким багрянцем . (4)

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными сказуемыми.
  • Грамматическая основа: листва (подлежащее, выражено именем существительным), поредела (и) окрасилась (однородные сказуемые, выражены глаголами).
  • Второстепенные члены предложения: (поредела) под осень – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (поредела) на ней – дополнение (возможно: обстоятельство), выражено местоимением с предлогом; (окрасилась) багрянцем – обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным; (багрянцем) ярким – определение, выражено именем прилагательным.

Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Ответ

Больше (6 букв и 5 звуков, буква ь звука не обозначает)

Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Звони т, краси вее, повтори шь, сантиме тр.

Задание 5

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Задание 6

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1. менее нужная вещь
  2. двое учениц
  3. к семистам метрам
  4. широкое авеню

Ответ

  1. две ученицы
  2. широкая авеню

Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Рождественские морозы в этом году особенно крепкие.
  2. Неприметны в высокой траве мышиные норы.
  3. Песчаные дюны придают особую красоту балтийскому берегу.
  4. Дирижёр самая главная фигура в оркестре.

Ответ

  • распознавание предложения и места постановки тире

Дирижёр – самая главная фигура в оркестре.

В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им.п.

Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Горы полностью закрыли заходящее солнце и на озеро опустились сумерки.
  2. На клумбе росли белые и красные розы и несколько георгинов.
  3. Ольгу взяли в госпиталь не медсестрой, а санитаркой.
  4. А не пойти ли нам Иван Николаевич завтра в театр?

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

А не пойти ли нам, Иван Николаевич, завтра в театр.

  • обоснование выбора предложения

Это предложение с обращением.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

Текст 2

(1)Самовар в России не был обычной принадлежностью домашнего хозяйства. (2)Он считался залогом достатка, семейного уюта, благополучия. (3)К его покупке относились серьёзно: копили деньги, долго выбирали. (4)Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили на торжества. (5)Дома самовар тщательно начищали, и он всегда красовался на самом видном месте в комнате.

(6)Особой известностью в России пользовались тульские самовары братьев Лисицыных. (7)Братья делали товар высокого качества и на любой вкус. (8)Самовар мог быть большим или маленьким. (9)Обычным или с витиеватым орнаментом. (10)Были самовары круглые, самовары, похожие на яйцо, на бочонок. (11)Походные самовары со съёмными ножками. (12)На дорогих самоварах краники были сделаны в виде зверей и рыб. (13)Изделия братьев Лисицыных соответствовали той важной роли, которую играл в России самовар. (14)Потому они стали у нас востребованным товаром и украшением любой ярмарки.

(15)Самоварное дело не случайно стало развиваться именно в Туле. (16)При всей простоте самовара процесс его создания был сложен и трудоёмок. (17)Чтобы качественно изготовить и спаять детали, требовалось особое умение работать с металлом. (18)Таким умением в то время обладали прежде всего мастера-оружейники. (19)А центром оружейной промышленности России была Тула. (20)Благодаря оружейным умельцам в XIX веке Тула стала центром самоварного дела. (21)В любом уголке России можно было встретить тульский самовар. (22)В 1913 году на тульских фабриках было выпущено около 660 тысяч самоваров. (23)А спрос на эту продукцию, благодаря особому отношению потребителя к изделию, в стране только рос.

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Самовары, большее количество которых изготавливалось в Туле, стали для русского человека важной частью его быта и культуры.

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответ

  1. Значимость самовара для русской семьи.
  2. Самовары братьев Лисицыных.
  3. Тула – центр самоварного производства

Задание 11

Почему центром производства самоваров в России стала именно Тула?

Ответ

Изготовление самовара требовало особых навыков работы с металлом. Этими навыками обладали оружейные мастера. А в Туле находился центр оружейной промышленности.

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «включали» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ

Включали – добавляли, вносили в состав чего-либо.

Вечером в гостиной включали свет.

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «витиеватый» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ

витиеватый- книжное

витиеватый – сложный, затейливый, замысловатый

Задание 14

Объясните значение фразеологизма заговаривать зубы , запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ

Заговаривать зубы – обманывать, отвлекать внимание.

Костик часто не делает домашних зданий, но двойку ему ставят редко. Он умеет заговаривать зубы учителям, придумывая разные важные причины, из-за которых он не смог подготовиться к уроку.

— А теперь какой месяц будет? — спросила Зинька у Старого Воробья.

— Теперь будет сентябрь, — сказал Старый Воробей. — Первый месяц осени.

И правда: уже не так стало жечь солнце, дни стали заметно короче, ночи — длиннее, и всё чаще стали лить дожди.

Первым делом осень пришла в поле. Зинька видела, как день за днём люди свозили хлеб с поля в деревню, из деревни — в город. Скоро совсем опустело поле, и ветер гулял в нём на просторе. Потом раз вечером ветер улёгся, тучи разошлись с неба. Утром Зинька не узнала поля: всё оно было в серебре, и тонкие-тонкие серебряные ниточки плыли над ним по воздуху. Одна такая ниточка, с крошечным шариком на конце, опустилась на куст рядом с Зинькой. Шарик оказался паучком, и Синичка, недолго думая, клюнула его и проглотила. Очень вкусно! Только нос весь в паутине.

А серебряные нити-паутинки тихонько плыли над полем, опускались на жнитво, на кусты, на лес: молодые паучки рассеялись так по всей земле. Покинув свою летательную паутинку, паучки отыскивали себе щёлку в коре или норку в земле и прятались в неё до весны. В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Уже птичьи семьи-выводки собирались в стайки, стайки — в стаи. Кочевали всё шире по лесу: готовились в отлёт.

То и дело откуда-то неожиданно появлялись стаи совсем незнакомых Зиньке птиц — долгоносых пёстрых куликов, невиданных уток. Они останавливались на речке, на болотах; день покормятся, отдохнут, а ночью летят дальше — в ту сторону, где солнце бывает в полдень. Это пролетали с далёкого севера стаи болотных и водяных птиц.

Раз Зинька повстречала в кустах среди поля весёлую стайку таких же, как она сама, синиц: белощёкие, с жёлтой грудкой и длинным чёрным галстуком до самого хвостика. Стайка перелетела полем из леска в лесок.

Не успела Зинька познакомиться с ними, как из-под кустов с шумом и криком взлетел большой выводок полевых куропаток. Раздался короткий страшный гром — и Синичка, сидевшая рядом с Зинькой, не пискнув, свалилась на землю. А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, замертво ударились о землю. Зинька до того перепугалась, что осталась сидеть, где сидела, ни жива ни мертва.

Когда она пришла в себя, около неё никого не было — ни куропаток, ни синиц.

Подошёл бородатый человек с ружьём, поднял двух убитых куропаток и громко крикнул:

— Ay! Манюня!

Пробегая мимо куста, она увидела на земле упавшую с ветки Синичку, остановилась, наклонилась, взяла её в руки. Зинька сидела в кусту не шевелясь.

Девочка что-то сказала отцу, отец дал ей фляжку, и Манюня спрыснула из неё водой Синичку. Синичка открыла глаза, вдруг вспорхнула — и забилась в куст рядом с Зинькой.

Манюня весело засмеялась и вприпрыжку побежала за уходившим отцом.

Октябрь

— Скорей, скорей! — торопила Зинька Старого Воробья. — Скажи мне, какой наступает месяц, и я полечу назад в лес: там у меня больной товарищ.

И она рассказала Старому Воробью, как бородатый охотник сшиб с ветки сидевшую рядом с ней Синичку, а девочка Манюня спрыснула водой и оживила её.

Узнав, что новый месяц, второй месяц осени, называется октябрь, Зинька живо вернулась в лес.

Её товарища звали Зинзивер. После удара дробинкой крылышки и лапки ещё плохо повиновались ему. Он с трудом долетел до опушки. Тут Зинька отыскала ему хорошенькое дуплишко и стала таскать туда для него червячков-гусениц, как для маленького. А он был совсем не маленький: ему было уже два года, и, значит, он был на целый год старше Зиньки.

Через несколько дней он совсем поправился. Стайка, с которой он летал, куда-то исчезла, и Зинзивер остался жить с Зинькой. Они очень подружились.

А осень пришла уже и в лес. Сперва, когда все листья раскрасились в яркие цвета, он был очень красив. Потом подули сердитые ветры. Они сдирали жёлтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.

Скоро лес поредел, ветки обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями.

Пролетели с далёкого севера, из тундр, последние стаи болотных птиц.

Теперь каждый день прибывали новые гости из северных лесов: там уже начиналась зима.

Не всё и в октябре дули сердитые ветры, не всё лили дожди: выдавались и погожие, сухие и ясные дни. Нежаркое солнышко светило приветливо, прощаясь с засыпающим лесом. Потемневшие на земле листья тогда высыхали, становились жёсткими и хрупкими. Ещё кое-где из-под них выглядывали грибы — грузди, маслята.

Но хорошую девочку Манюню Зинька и Зинзивер больше уже не встречали в лесу.

Синички любили спускаться на землю, прыгать по листьям — искать улиток на грибах.

Раз они подскочили так к маленькому грибу, который рос между корнями белого берёзового пня.

Вдруг по другую сторону пня выскочил серый, с белыми пятнами зверь.

Зинька пустилась было наутёк, а Зинзивер рассердился и крикнул:

— Пинь-пинь-черр! Ты кто такой?

Он был очень храбрый и улетал от врага, только когда враг на него кидался.

— Фу! — сказал серый пятнистый зверь, кося глазами и весь дрожа. — Как вы с Зинькой меня напугали! Нельзя же так топать по сухим, хрустким листьям! Я думал, что Лиса бежит или Волк. Я же Заяц, беляк я.

— Неправда! — крикнула ему с дерева Зинька. — Беляк летом серый, зимой белый, я знаю. А ты какой-то полубелый.

— Так ведь сейчас ни лето, ни зима! И я ни серый, ни белый. — И заяц захныкал: — Вот сижу у берёзового пенька, дрожу, шевельнуться боюсь: снегу ещё нет, а у меня уж клочья белой шерсти лезут. Земля чёрная. Побегу по ней днём — сейчас меня все увидят. И так ужасно хрустят сухие листья! Как тихонько ни крадись, прямо гром из-под ног.

— Видишь, какой он трус, — сказал Зинзивер Зиньке. — А ты его испугалась. Он нам не враг.

Ноябрь

Враг — и страшный враг— появился в лесу в следующем месяце. Старый Воробей назвал этот месяц ноябрём и сказал, что это третий, и последний, месяц осени.

Враг был очень страшный, потому что он был невидимка. В лесу стали пропадать и маленькие птички и большие, и мыши, и зайцы.

Только зазевается зверёк, только отстанет от стаи птица — всё равно, ночью, днём ли, — глядь, их уж и в живых нет.

Никто не знал, кто этот таинственный разбойник: зверь ли, птица или человек? Но все боялись его, и у всех лесных зверей и птиц только и было разговору, что о нём. Все ждали первого снега, чтобы по следам около растерзанной жертвы опознать убийцу.

Первый снег выпал однажды вечером. А на утро следующего дня в лесу не досчитались одного Зайчонка.

Нашли его лапку. Тут же, на подтаявшем уже снегу, были следы больших, страшных когтей. Это могли быть когти зверя, могли быть когти и крупной хищной птицы. А больше ничего не оставил убийца: ни пера, ни шерстинки своей.

— Я боюсь, — сказала Зинька Зинзиверу. — Ох, как я боюсь! Давай улетим скорей из лесу, от этого ужасного разбойника-невидимки.

Они полетели на реку. Там были старые дуплистые ивы-ракиты, где они могли найти себе приют.

— Знаешь, — говорила Зинька, — тут место открытое. Если и сюда придёт страшный разбойник, он тут не может подкрасться так незаметно, как в тёмном лесу. Мы его увидим издали и спрячемся от него.

И они поселились за речкой.

Осень пришла уже и на реку. Ивы-ракиты облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка ещё бежала, но по утрам на ней был ледок. И с каждым морозцем он рос. Не было по берегам и куликов. Оставались ещё только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и падал — и больше уж не таял.

Только было синички зажили спокойно, вдруг опять тревога: ночью неизвестно куда исчезла утка, спавшая на том берегу — на краю своей стаи.

— Это он, — говорила, дрожа, Зинька. — Это невидимка. Он всюду: и в лесу, и в поле, и здесь, на реке.

— Невидимок не бывает, — говорил Зинзивер. — Я выслежу его, вот постой!

И он целыми днями вертелся среди голых веток на верхушках старых ив-ракит: высматривал с вышки таинственного врага. Но так ничего и не заметил подозрительного.

И вот вдруг — в последний день месяца — стала река. Лёд разом покрыл её и больше уж не растаял. Утки улетели ещё ночью.

Тут Зиньке удалось наконец уговорить Зинзивера покинуть речку: ведь теперь враг мог легко перейти к ним по льду. И всё равно Зиньке надо было в город: узнать у Старого Воробья, как называется новый месяц.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Дмитриевна, и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Сегодня мы с вами будем писать изложение.
Сейчас я вам прочитаю текст, слушайте внимательно.
(читаю текст)

О каком времени года говориться в тексте?
- Об осени.

Что происходит с деревьями осенью?
- Листья желтеют и опадают.
Прочтите предложение, в котором говориться об этом.

- Поредела на березах листва.

О каких птицах говориться в тексте?

О скворцах.
Что же они делают?
- Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Когда птицы прилетят домой?
- Весной.


Теперь давайте подумаем, сколько частей в тексте?
- 3 части.

Правильно. Прежде чем приступить к работе с текстом, давайте вспомним: из чего состоит рассказ.
- Начало, основная часть, заключение.
Верно, ребята. Я повешу вам на доску памятку, которую я нарисовала для вас.


Прочитайте, пожалуйста, 1 часть (начало).
(кто-то из детей читает)
О чем говорится в этой части?
- О наступлении осени, о том, что происходит осенью.

-
(варианты детей)

Думаю, что самым подходящим названием будет «Одинокий скворечник». В этой части у нас получилось 3 предложения.
Давайте посмотрим: какие же слова станут вспомогательными в этой части?
Осень, поредела, листва, сиротливо качается.
Отлично, кто может пересказать мне эту часть?
(пересказывают)

Теперь переходим ко второй части этого текста. Прочитайте мне её.
(кто-то из детей читает)

О чём говорится в этой части?

О скворцах. О том, как прилетел скворец и спел последнюю песню.

Как бы вы озаглавили эту часть?
(варианты детей)
Давайте назовем её «Скворцы». В ней 5 предложений. Теперь запишем, какие слова нам помогут запомнить эту часть лучше.
Прилетела, скользнула, веточку, кончилась.

Кто может пересказать мне вторую часть текста?
(пересказывают)

Теперь читаем заключительную часть текста.
(кто-то из детей читает)

О чём же говорится в этой части?
- О том, что птицам пора улетать в теплые края, но они вернутся.
Как бы вы озаглавили эту часть?
(варианты детей)

Эту часть мы назовем «В далёкий путь». Эта часть содержит 3 предложения. Теперь запишем слова-помощники.

Прощались, теперь.
Кто может пересказать эту часть?
(пересказывают)

В этом тексте, ребята, так же встречаются сложные слова, на которые мы должны обратить внимание. На ваших столах лежат карточки с этими словами.
Кто мне прочтет задание?

- Прочитай слова, вставь пропущенные буквы и напиши рядом проверочное слово.

Приступайте.

(проверка)


Теперь я прочитаю этот текст ещё раз.

Как бы мы могли озаглавить этот текст?
- «Прощальная песенка»

Молодцы, ребята!

Теперь перескажите мне весь текст.

(пересказывают)

Давайте повторим все сложные слова и вспомогательные.
(повторяем)
Теперь я читаю вам текст ещё раз, собираю листочки с текстами и вы приступаете к работе.
(читаю текст, затем собираю листики с текстами)

Приступайте к работе. Помните, что каждая часть текста начинается с красной строки.
(собираю листочки с текстом)
Учащиеся записывают в тетради по частям текст, а учитель индивидуально контролирует работу в тетрадях.

Пора уже заканчивать, ребята. Если вы уже закончили, перечитайте ваш текст ещё раз. Проверьте, соответствует ли он составленному плану на доске? Все ли слова для справок вы использовали? У всех ли получилось нужное количество красных строк? Проверяйте так же, чтобы не было ошибок.

Чем мы сегодня занимались на уроке?
Чему мы сегодня научились?
Что понравилось на уроке?

Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Страница 35 упражнение 79.

Спасибо за урок! До свидания!

Изложение.

Прощальная песенка.


Прощальная песенка.

вылетела из скворечника.

путь.


Как вы понимаете выражение

«сиротливо качается»?

Кто прилетел к скворечнику?

Что сделала скворчиха?

А скворец?

Зачем птицы посетили старый скворечник?

Куда собрались лететь скворцы?



  • Повествовательный
  • Текст описание
  • Текст рассуждение

Определи тип текста


Деление текста на части.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо

качается на голой ветке скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро

скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку

и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка

вылетела из скворечника.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они

опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий

путь.


  • Одинокий скворечник.
  • Прощальная песенка.
  • В далёкий путь.

Найдите ряд однокоренных слов.

Скв о ре чн ик, два скв о рца, скв о рчиха,

скв о рец, скворушка.


1.Одинокий скворечник

п о р е дела, л и ства

с и р о тлив о , к а чае тс я

Осень. Поредела на берёзах листва.

Сиротливо качается на голой ветке

скворечник.


2. Прощальная песенка.

В дру г , прил е тели,

ск о льзнула, в пти ч ий,

т и хоньк о , законч и лась,

выл е тела.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро

скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку

и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка

вылетела из скворечника.


3. В далёкий путь.

пр о щ а л и сь, с дом и к о м.

пр и л е тят, т е перь пора .

Птицы прощались с родным домиком. Весной они

опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий

путь.


самопроверка

Прощальная песенка.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо

качается на голой ветке скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро

скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку

и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка

вылетела из скворечника.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они

опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий