Открытие 

Особенности и проблемы использования электронных образовательных ресурсов электронные учебные материалы. Правовые аспекты использования и разработки электронных образовательных ресурсов Работу с такими средами до сих пор относят к привилегии одаренных дет

Введение……………………………………………………….

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов …………………………

1.1 Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности ……………………………………………………...

1.2 Программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов …………………………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………...

Приложения

Введение

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Актуальность разработки ЭОР связана с недостатком или отсутствием полноценных материалов по вновь введенным дисциплинам, внедрением методов дистанционного обучения в образовательный процесс, систематизацией и обобщением материалов преподавателей, необходимостью адаптации материалов для учебных программ и контингента студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Важно также иметь возможность постоянно развивать и совершенствовать имеющиеся обучающие материалы, сделать их максимально доступными для студентов. Электронные учебные пособия, разумеется, не являются копией бумажных, они должны включать средства навигации по учебному материалу, тезаурус, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала, а также средства привлечения внимания студентов, включая анимационные последовательности и активное содержимое.

Цель работы: Разработать ЭОР, для использования на уроках и в качестве методической копилки учителя;

    Изучить методическую литературу и источники сети Интернет;

    Изучить современные инструментальные программные средства для создания электронных образовательных ресурсов и сайтов.

    Определить структуру и содержание электронного образовательного ресурса «Профильное обучение информатике».

    Разработать ЭОР «Профильное обучение информатике».

Методы исследования

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов

    1. Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности

В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий для получения соответствующих специальности компетенций.

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Интерактивность – это возможность взаимодействия?

Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.

Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?

Всего их пять:

    интерактив;

    мультимедиа;

    моделинг;

    коммуникативность;

    производительность.

Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

    получение информации;

    практические занятия;

    аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

      конспекты не писать;

    сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

    экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;

    решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.

Классификацию электронных образовательных ресурсов целесообразно соотнести с видами образовательной деятельности. Наиболее известный вид – учебная работа, которая регламентируется Государственными образовательными стандартами (ГОС), учебными программами и организуется в различных формах: очной, заочной (дистанционной) и др. К учебной работе относится также сегмент самообразования, характерный для повышения профессиональной квалификации.

Значительное место в образовательной деятельности самых широких слоев населения определяется активностью, направленной на удовлетворение культурных и социальных запросов, разностороннее развитие личности и формирование общественной позиции.

К образовательной деятельности относится также получение справочной информации, необходимой в работе, учебе, личной жизни.

Соответственно, ЭОР разбиваются на три больших группы: учебные, социокультурные, информационно-справочные – рисунок 1.

Рисунок 1 – Классификация ЭОР

В рамках современной образовательной парадигмы, объединяющей три основных компонента обучения: получение информации, практические занятия и аттестацию, учебные продукты целесообразно подразделить на три соответствующих типа.

ЭОР можно классифицировать также по технологическим признакам, способам доставки и другим критериям. Для нас важно разделять текстографические ЭОР (иллюстрированный текст), аудиовизуальные (состоящие из одного медиаэлемента) и интерактивные мультимедийные ЭОР.

По способу доставки пользователю ЭОР подразделяются на продукты для глобальных компьютерных сетей, именуемые еще интернет-ресурсами, и ЭОР на локальных носителях (чаще всего – на оптических компакт-дисках).

Классификационная система ЭОР, позволяющая:

1) оперативно определять вид ЭОР в рамках предложенной системы;

2) выбирать адекватную технологию разработки нового или совершенствования ранее разработанного ЭОР, обеспечивающую его обучающую эффективность;

3) оптимизировать процесс анализа потребностей вузовского обучения в конкретных видах ЭОР (факультетов и кафедр) в соответствии с компетентностной моделью специалиста (выпускника кафедры, вуза).

При разработке классификационной системы ЭОР мы ориентировались на инновационные преобразования в области высшего профессионального образования и, прежде всего, на утверждение в современной высшей школе компетентностного, проектного и личностно ориентированного деятельностного подходов.

Концептуальной основойразработки оперативной системы классификации ЭОР стали следующие принципы:

    определение целевой (функциональной) направленности разрабатываемых ЭОР в соответствии:

    с логикой учебно-познавательного процесса, разворачивающегося по конкретной учебной дисциплине

    с запросами кафедры и ожидаемыми образовательными результатами в виде конкретных профессиональных компетенций или их структурных элементов;

    с необходимостью обеспечения заявленного уровня развития компетенций для конкретных специальностей;

    определение соответствия учебного содержания ЭОР новым моделям (технологиям) организации вузовского обучения (обеспечению необходимого уровня интерактивности организации учебного содержания ЭОР);

    использование достижений новых информационных технологий при разработке ЭОР;

    обеспечение всех компонентов образовательного процесса для формирования необходимых компетенций по специальности (на соответствующих кафедрах УрФУ).

Указанные принципы легли в основу выбора критериев нашей классификационной системы, в соответствии с которой все многообразие ЭОР, создаваемых в вузе, можно объединить в следующие группы:

    ЭОР, различающиеся по критерию функционального предназначения, а именно:

    информационные ЭОР (вспомогательные и справочные источники информации: справочники, словари, электронные энциклопедии, библиография (основная и дополнительная литература), сайтография и т.п.);

    обучающие ЭОР (видеолекции, электронные УМК, электронные учебники система электронных практических занятий, виртуальные лабораторные работы и т.п.,);

    контрольно-диагностические ЭОР.

    ЭОР, различающиеся по уровню интерактивности (по форме взаимодействия пользователя с контентом ЭОР – Осин):

    ЭОР, предполагающие работу пользователя с неизменным видом контента (условно-пассивная форма интерактивности) ;

    ЭОР, обеспечивающие взаимодействие с контентом на уровне элементарных операций с его элементами (условно-активная форма интерактивности);

    ЭОР, предполагающие самостоятельный выбор пользователем методически обоснованной последовательности действий, приводящих к заданному обучающему результату (деятельная форма интерактивности);

    ЭОР, обеспечивающие произвольную манипуляцию с объектами и процессами, представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с контентом (исследовательская форма интерактивности).

3. ЭОР, различающиеся по способу взаимодействия пользователя с ресурсом:

    с помощью персонального компьютера (с локального носителя, через Интернет);

    сопроводительные ЭОР (используется преподавателем в мультимедийной аудитории, в компьютерном классе, для web-семинара);

    работа с использованием мобильных устройств;

    интеграция в систему управления процессом обучения (LMS);

    с помощью электронной книжки (Elnk).

4. ЭОР, различающиеся по формату представления:

    текстовые документы (MS Word, Adobe PDF, HTML, CHM) ;

    тексты с автоматизацией проверки;

    видео и аудио файлы;

    интерактивные мультимедиа ресурсы (Adobe Flash);

    презентации (Power Point);

    программные продукты (виртуальные практикумы);

    с интегрированием видео, аудио и flash компонентами;

    SCORM – пакеты.

5. ЭОР, различающиеся по технологии изготовления:

    электронный учебник в формате SCORM;

    видео-ресурс;

    HTML + Flash (mediatransformater) ;

    Flash-ресурс.

Разработанная классификация ЭОР в соответствии со спецификой обучающей деятельности на кафедрах и факультетах будет способствовать адекватности выбора ЭОР и повышению эффективности обучения на их основе.

С целью обеспечения единой терминологии вводится следующая классификация ЭОР:

    Нормативно-методические ЭОР (учебные планы, рабочие программы дисциплин).

Обучающие основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний; по функциональному признаку (значению и месту в учебном процессе) делятся на:

  • информационно-обучающие (учебники: сетевые, мультимедийные, электронные текстовые; учебные пособия; электронные учебные издания; лекции (тексты лекций (полные, краткие), конспекты лекций, видео- и аудио лекции (их курсы и фрагменты);

    информационно-вспомогательные(справочники, словари/глоссарии, электронные энциклопедии, сборники документов и материалов, указатели научной и учебной литературы (библиография – основная и дополнительная литература –, сайтография), научные публикации педагогов, материалы конференций статьи специалистов, первоисточники, фрагменты из бумажных учебных пособий, фрагменты чат-занятий, стенограммы проведенных ранее чат-дискуссий по изучаемой теме, авторские работы обучаемых по изучаемой теме или их значимые фрагменты, рецензии специалистов на работы студентов, презентации, сопровождающие лекцию / практическую / лабораторную работу, хрестоматии);

    практико-ориентированные (задания для самостоятельной работы студентов, практикумы, сборники задач и упражнений, виртуальные лабораторные и практические работы, семинарские занятия и т.п.);

    контрольно-диагностирующие (задания для самоконтроля).

    Контролирующие (аттестационно-педагогические измерительные материалы, тестирующие программы, банки тем рефератов, курсовых проектов и работ, контрольных заданий).

Электронные образовательные ресурсы существенно упрощают работу учителя. Они позволяют полноценно использовать новые педагогические инструменты - интерактив, мультимедиа, моделирование. Ученику становится интересно изучать данный предмет. Причём ученик, может двигаться в индивидуальном темпе. Если какой-либо материал ученик не понял или пропустил, то повторить материал становится гораздо проще - достаточно просто перейти к нужной теме и ему будет еще раз рассказана теория по этой теме. Ученик может пользоваться электронным учебником и дома.

Одной из целей современного российского образования является информатизация образовательного процесса.

Информационно–коммуникационные технологии – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации учебного процесса.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Для организации такого вида деятельности педагогу требуется соответствующий инструментарий. Мощным инструментом организации системно-деятельного подхода в обучении является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.М. Зайдулина, И.Л. Дубина

Использование ЭОР в обучении: опыт, проблемы, перспективы.

(МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева)

Одной из целей современного российского образования является информатизация образовательного процесса.

Информационно–коммуникационные технологии – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации учебного процесса.

Каковы требования, предъявляемые к современному учителю в контексте использования средств ИКТ в учебном процессе? (из квалификационной характеристики профессионального стандарта педагога)

Учитель должен:

  • оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету используя компьютерные технологии ;
  • осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в условиях информационно-коммуникационных технологий ;
  • знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • знать современные образовательные технологии, включая информационные;
  • обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая электронные образовательные ресурсы.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Для организации такого вида деятельности педагогу требуется соответствующий инструментарий. Мощным инструментом организации системно-деятельного подхода в обучении является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

ЭОР - это инструмент: для познания нового; получения информации; исследования; выполнения творческого проекта учащегося; самооценки.

Использование ЭОР в образовательном процессе имеет ряд преимуществ и возможностей.

Преимущества:

  • учет особенностей современных детей и подростков;
  • мультимедийность;
  • экономия времени на отбор дидактических средств;
  • эффективный и оперативный контроль;

Возможности:

  • объективность контроля;
  • индивидуальный подход;
  • решение различных образовательных задач на уроке и во внеурочное время;
  • сочетание различных методических приемов;
  • разнообразие видов деятельности на уроке.

Как показывают психолого-педагогические исследования, именно использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет педагогу реализовать на практике инновационные идеи и направления индивидуализации и информатизации образования. Интерактивность обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей образования. Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с ЭОР.

С технической точки зрения ЭОР – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент , т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения.

Рассмотрим детально формы взаимодействия пользователя с ЭОР структурированные по четырём уровням в порядке повышения образовательной эффективности за счёт увеличения уровня интерактивности.

Условно-пассивные формы

Характеризуются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования. Данные формы названы условно-пассивными, поскольку от пользователя всё же требуют управляющих воздействий для вызова того или иного содержательного фрагмента.

  1. Чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления.
  2. Просмотр деловой графики: графиков и диаграмм; схем и графов; символьных последовательностей и таблиц.
  3. Прослушивание звука: речи; музыки; комбинированного (песня или речь на фоне музыки).
  4. Просмотр изображений: статических; динамических.
  5. Восприятие аудиовизуальной композиции: звук +текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук + последовательность статических изображений; звук + динамическое изображение (видео).

Активные формы

Характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его составляющими (элементами).

  1. Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
  2. Копирование элементов контента в буфер;
  3. Множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений);
  4. Масштабирование изображения для детального изучения;
  5. Изменение пространственной ориентации объектов;
  6. Изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
  7. Управление интерактивной композицией.

Деятельностные формы

Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента.

  1. Удаление/ведение объекта в активное поле контента;
  2. Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий;
  3. Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;
  4. Составление определенных композиций объектов;
  5. Объединение объектов связями с целью организации определенной системы;
  6. Изменение параметров/характеристик объектов и процессов;
  7. Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему

Исследовательские формы

Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных. Пользователю не предлагается заданное множество действий, его манипуляции с представленными в процессе взаимодействия с ЭОР объектами и процессами могут быть произвольными. Учебные цели не внедрены в контент, т.е. не предлагается методическая последовательность, которая заведомо приведёт к заданному результату.

  1. Для реализации исследовательских форм взаимодействия контент ЭОР должен представлять собой интерактивную многосвязную аудиовизуальную среду с многомодельной поддержкой.
  2. Такая среда близка к виртуальной реальности, максимально использующей новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг.

Для проектирования занятия с применением ЭОР учителю важно :

  • научиться осуществлять поиск и отбор ЭОР в соответствии с имеющимися условиями;
  • определять целесообразность использования ЭОР на различных этапах урока.
  • Структурированность представленного материала, логика изложения.
  • Ориентация на технологии развивающего обучения.
  • Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся.
  • Наличие методических рекомендаций и инструкции по применению.
  • Интеграция с другими предметными областями.
  • Соблюдение дидактических принципов обучения (от простого к сложному, научность, доступность, практическая направленность и т.д.).
  • Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению.
  • Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся.
  • Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.
  • Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых).
  • Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система.

Очень удобно, что различают всего три типа электронных учебных модуля: модуль получения информации (И-тип), модуль практических занятий (П-тип), модуль контроля (К-тип).

Модуль Информационного-типа содержит текст, анимацию, видеофрагменты и интерактивные модели, контрольные вопросы на закрепление.

Модуль практических занятий (П-тип) предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. Наличие в данном разделе режимов «Помощь», «Подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки, проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.

В модуле контроля (К-тип) представлены задания, аналогичные заданиям практического типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможность получить подсказку и выполнить задание повторно.

Возможности, заложенные в ЭОР, основанных на модульной структуре, обеспечивают расширение выбора форм организации учебной деятельности обучаемых: фронтальная работа в классе, самостоятельная работа учащихся по индивидуальным учебным траекториям в классе и дома при подготовке к занятиям, работа в парах сменного состава и групповая работа, выполнение виртуальных практических работ, контроль знаний учащихся, дополнительные занятия с отстающими учениками, на факультативах, кружках и т.д.

Современные информационные технологии предоставляют возможность использовать потенциал и других ресурсов, таких как дисковое пространство, память, вычислительные мощности и многое другое. Мы говорим об Облачных сервисах.

Облачные сервисы дают возможность пользователю работать с различными приложениями удаленно , в режиме онлайн, при этом не загружая программу на компьютер. Это могут быть офисные приложения - следовательно, не надо загружать MS Office на компьютер, так как всю работу можно проделать в окне браузера. При этом документы, созданные вами, могут быть как общедоступными в интернете, доступными некоторым пользователям, либо находиться только в личном пользовании.

Большие возможности сегодня п редоставляет нам интернет-портал Дневник.ру, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами сетевого взаимодействия между основными участниками образовательного процесса.

Вот уже 5 лет Дневник.ру сотрудничает с компанией Microsoft, в результате чего совместно реализовали множество значимых проектов в сфере онлайн-образования. На сегодняшний день в Дневник.ру интегрированы бесплатные сервисы для школьников, учителей и их родителей. Среди них – Office365 и облачное хранилище данных OneDrive .

OneDrive - это облачное хранилище для хранения всех учебных документов в едином месте с функциями файлообмена. При этом все необходимые файлы будут доступны с любого устройства. Данная функция очень удобна для использования в образовательном процессе с целью расширения и систематизации знаний обучающихся.

Очевидно, что использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом, орудием решения задач, и их применение ни в коем случае не должно превращаться в самоцель. Нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР может обернуться такими проблемами , как:

  1. возможность информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения;
  2. возникновение дополнительной когнитивной нагрузки вследствие обилия гиперссылок;
  3. несовпадение разработанных ресурсов с логикой различных УМК;
  4. наличие некачественных ЭОР;
  5. необходимость приобретения техники, соответствующей требованиям новейших ЭОР.

Основные ограничения

  • нормы СанПин (1- 4кл. – 10-15; 5-7 кл.-20 мин., 8-11 кл. - 25 мин.);
  • техническая оснащенность классов;
  • большой объем времени на подготовку к уроку (поиск, отбор, проверка, проектирование сценариев уроков с использованием ЭОР);
  • изменение позиции учителя по отношению к современным средствам и формам обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества образования обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, на наш взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать приемы и методы, чтобы достичь успехов в своей профессиональной деятельности.

Список используемых источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 31 с.
  3. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
  4. «Что такое электронные образовательные ресурсы» - www.ed.gov.ru/news/konkurs .
  5. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» - http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html .

Благодаря федеральным и региональным программам, а также частным инициативам за последние несколько лет создана база для массового внедрения ИКТ в образовательный процесс. Обязательность информатизации зафиксирована в новом образовательном стандарте (ФГОС), введение которого началось в 2011/2012 учебном году.

Рассматриваются некоторые проблемы создания электронных образовательных ресурсов для системы общего образования, а также принципы формирования целостной системы их разработки и массового использования, обеспечивающей возможности для индивидуализации образовательного процесса с учетом стартового уровня компетенций, особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации учащегося.

Информатизация - одно из важнейших направлений модернизации системы образования. Навыки в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), наличие информационной и коммуникационной культуры, умение адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий являются непременным требованием, предъявляемым сегодня к каждому участнику образовательного процесса.

Благодаря федеральным и региональным программам, а также частным инициативам за последние несколько лет создана база для массового внедрения ИКТ в образовательный процесс. Обязательность информатизации зафиксирована в новом образовательном стандарте (ФГОС), введение которого началось в 2011/2012 учебном году. Наличие технических условий подтверждают многие данные, в частности, проведенные в 2011 г. исследования НФПК. Так, все 100% опрошенных из более чем 5000 образовательных учреждений (ОУ) 53-х регионов РФ отметили наличие компьютеров в ОУ, более 90% отметили наличие интернета, и более 40% - наличие общешкольной локальной сети.

Однако эффективность использования ИКТ в образовании и на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Сегодня все педагоги обязаны использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, но по разным оценкам это количество составляет от 10 до максимум 50%, а эффективность использования составляет не более 10%.

Основные причины такого положения можно сформулировать следующим образом:

  • Отсутствует широкий спектр качественных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих требованиям ФГОС, программам обучения и педагогическим практикам. На полную обеспеченность ЭОР указали лишь 14% педагогов, почти половина педагогов (48,6%) говорит о нехватке или полном отсутствии ЭОР по своему предмету;
  • Отсутствуют общедоступные и апробированные методики применения ЭОР в образовательном процессе;
  • Отсутствует система сертификации электронного контента;
  • Отсутствует система распространения лучших педагогических практик, целостная система обмена опытом и методической поддержки педагогов по использованию ЭОР. Только треть опрошенных написали, что их поддерживают методические объединения различных уровней;
  • Большинство программ повышения квалификации касаются изучения ПО, и практически отсутствуют курсы по изучению различных методик встраивания ЭОР в образовательный процесс;
  • Не сформирована целостная система мотивации педагогов, обеспечивающая их заинтересованность во внедрении ЭОР. Так, более половины педагогов отметили, что использование ЭОР лишь увеличивает нагрузку на педагога, а кажущееся столь очевидным материальное поощрение за использование ЭОР имеет значение только для 8% педагогов;
  • Большинство педагогов отметили отсутствие необходимого спектра технических средств, а также их постоянной доступности, хотя, чем больше опыт педагога в области ИКТ, тем менее значимым для него является данный недостаток.

    Особо следует отметить проблемы, связанные с разработкой ЭОР:

  • Далеко не всегда разработчики образовательного контента заинтересованы в создании высококачественных дорогостоящих продуктов;
  • При реализации конкурсных процедур, как правило, сложно построить целостную систему взаимосвязанных госзаказов, обеспечивающих решение проблемы в целом, а не отдельных ее частей;
  • Конкурсные процедуры зачастую провоцируют потенциальных исполнителей на существенное сокращение сроков и снижение стоимости работ, что не может не влиять на их качество;
  • Длительность конкурсных процедур может не обеспечивать актуальности решаемых задач на стадии заключения контракта.

Формирование целостной системы разработки ЭОР, обеспечивающей создание ресурсов нового поколения и преодоление или минимизацию вышеперечисленных факторов, является одной из важнейших задач реализуемого в настоящий момент времени МОН РФ проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».

В рамках данного проекта создается целостная система, призванная обеспечить:

  • Разработку ЭОР и методик их использования в полном соответствии с ФГОСами и существующими педагогическими практиками;
  • Разработку системы оценки качества ресурсов, их апробации в реальном образовательном процессе и массового внедрения;
  • Повышение квалификации педагогов в области использования ЭОР по всем предметам школьной педагогики;
  • Создание системы методической и технической поддержки внедрения и использования ИКТ и ЭОР;
  • Создание единой информационной системы (контент-агрегатора), обеспечивающей агрегирование ресурсов, их экспертирование и распространение.

На настоящий момент времени разработано порядка 3000 ресурсов, сформирована система оценивания ЭОР, на основе которой были проанализированы все разработанные ЭОР и даны рекомендации по их доработке или передаче на апробацию. Разработаны более 700 методик по использованию различных типов ресурсов в образовательном процессе. Более 25000 педагогов прошли курсы повышения квалификации в области использования ЭОР в преподавании конкретных предметов. В состав методических on-line объединений вошли порядка 100000 педагогов, которые разработали почти 22000 рекомендаций по использованию отдельных ЭОР в образовательном процессе. Разработан прототип контент-агрегатора и начат процесс его опытной эксплуатации.

Шумихина Т.А., Авдеева С.М.
Национальный Фонд Подготовки Кадров (НФПК)

Электронные учебные материалы


Электронные ресурсы в образовании:

  • Для учащихся

  • Для педагогов

  • Организация единой информационной образовательной среды (школы, муниципалитета, региона и т.п.)


Повышение эффективности процесса -

  • главная цель применения ЭОР

  • (достижение цели с меньшими затратами и большим качеством)


ЭОР для учащихся


Электронные учебные материалы


Эффективность использования

  • Педагогическая целесообразность

  • Технологическая целесообразность


Педагогический дизайн

  • Педагогический дизайн

  • Разработка учебной архитектуры

  • Проектирование учебной среды


  • - конструктивистский

  • целеориентированный


Навыки 21 века

  • Коммуникативные навыки

  • Навыки решения проблем

  • Самоорганизация

  • Социальная ответственность


Информационное общество

  • Возрастание объемов информации (с середины 20 века):

  • Количество научных публикаций удваивается:

  • С 1900 года – каждые 50 лет

  • С 1950 – каждые 10 лет

  • С 1970 – каждые 5 лет

  • С 1990 – каждый год


Изменение структуры экономики в информационном обществе

  • 2/3 рабочих мест, появившихся с 1990 относятся к высокотехнологичным областям и управлению

  • В Европе в 1970 году было 35% рабочих мест, не требующих квалификации

  • В 2010 – их останется только 10%


Навыки 21 века

  • Ответственность и адаптивность.

  • Коммуникативные навыки

  • Творческая и интеллектуальная активность

  • Критическое и системное мышление

  • Информационно-коммуникационные навыки.

  • Навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества

  • Навыки решения проблем

  • Самоорганизация

  • Социальная ответственность


Два подхода в области современного педагогического дизайна

  • - конструктивистский

  • целеориентированный


Определение целей обучения

  • Цели – это то поведение, те знания, навыки и умения, которые должен продемонстрировать обучаемый, чтобы его можно было назвать «компетентным».

  • Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс


Определение целей обучения

  • Что именно сможет делать обучаемый?

  • При каких условиях он это сможет делать?

  • Насколько хорошо он это сможет делать?


Определение целей обучения


Определение целей обучения

  • Перечислить не менее 5 наркотических веществ, пагубно влияющих на здоровье человека;

  • Написать названия не менее трех галлюциногенов, описать их вредоносное воздействие;

  • Распознавать алкоголь как один из наркотиков;

  • Перечислить последствия неумеренного или продолжительного употребления алкоголя


Три метафоры компьютерного обучения


Позиция разработчика учебных материалов


Компьютер как хранилище информации

  • Компьютер - книга, где читателю доступен нелинейный текст (гипертекст), а картинки включают статическую графику, анимацию, видео и аудиофрагменты.


Достоинства:

  • Простота организации материала

  • Обучаемый не ограничен логикой учебного материала


Вывод:

  • Этот подход полезен для подготовленного пользователя, который может самостоятельно организовать работу с информацией, и умеет учиться.

  • Этот подход неприемлем для малоподготовленного пользователя, который еще не умеет ориентироваться в материале


Компьютер как развивающая среда

  • Компьютер - среда для свободного экспериментирования, в которой можно «играть» с объектами и таким образом получить представление о их возможностях и свойствах


Достоинства:

  • Присвоение учащимися новых способов действий

  • Единственный способ научить решению нестандартных задач


Вывод:

  • Работу с такими средами до сих пор относят к привилегии одаренных детей, и она выходит за рамки традиционной школьной педагогики,

  • Работа с развивающими средами вписывается в стандартный учебный процесс только при высокой квалификации учителя


Компьютер как обучающее устройство

  • Компьютер - регулировщик, который определяет скорость и направление движения ученика при освоении учебного материала


Достоинства:

  • Постоянный и полный контроль действий учащихся

  • Не требуются навыки самостоятельной работы учащихся


Вывод:

  • Этот подход подходит для малоподготовленного учащегося, который еще не до конца освоил алгоритмы и шаблоны действий.

  • В рамках этого подхода нельзя научить решать самостоятельные или творческие задачи



Критерии выбора подхода при создании учебных материалов

  • Уровень исходной подготовки учащихся

  • Содержание обучения, осваиваемые виды и способы деятельности


Критерии выбора подхода при создании учебных материалов

  • Развивающая среда также не направляет активность обучаемых, но ограничивает ее правилами функционирования учебной компьютерной среды.

  • Знакомый с этими правилами ученик "творит" то, что считает нужным.


Критерии выбора подхода при создании учебных материалов

  • проинформировать, напомнить - энциклопедия

  • закрепить знание фактов, обучить правилам работы (отработать соответствующие навыки - тренажер.

  • развитие творческих способностей, способов произвольных форм деятельности - развивающая среда


Электронные учебники

  • Обычно совмещают в себе функции энциклопедии и тренажера



Объяснение нового материала

  • Объяснение нового материала

  • Тренинг на закрепление пройденного

  • Тестирование





Недостатки электронных учебников

  • В электронных учебниках нет:

  • учета психолого-педагогических требований;

  • адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.);

  • междисциплинарных связей и строгой преемственности материала;


При оценке ЭУ учитываются:

  • Технические характеристики

  • Эргономические параметры

  • Содержательный и методический компонент



Сетевые образовательные ресурсы для учащихся

  • Обучающие информационные материалы

  • Обучающие олимпиады и конкурсы

  • Дистанционные курсы


Телекоммуникационные проекты


Математическая игра Кенгуру

  • Игра-конкурс – для младших классов

  • http://www.kenguru.sp.ru/


Центр "Эйдос“ http://www.eidos.ru/

  • Центр дистанционного образования "Эйдос" проводит для школьников дистанционные образовательные проекты, в которых могут принять участие все зарегистрированные учащиеся.

  • Победители проектов получают призы!

  • Для участия в дистанционных проектах необходимо выслать заявку в срок, обозначенный в положении выбранного проекта. Предварительно можно познакомиться с работами призёров предыдущих версий проекта.

  • ВАЛЕНТИНКИ

  • ЛЕТОПИСЬ ПОБЕДЫ

  • ВИРТУАЛЬНЫЙ ГОРОД

  • КУНСТКАМЕРА ФЕНОМЕНОВ

  • ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

  • ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ РОДОСЛОВНЫЕ

  • ВИТРИНА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОТКРЫТОК

  • ВЫСТАВКА ТРИПТИХОВ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ


Права и дети в интернете http://school-sector.relarn.ru/




Детские проекты http://www.solnet.ee/


Региональные конкурсы и проекты

  • Школьных команд

  • Флеш-открытка


ЭОР для учителя


ЭОР для учителя

  • методические, нормативные, информационные материалы (сайты, порталы, рассылки)

  • консультирование (форумы)

  • профессиональные сетевые сообщества

  • учебные материалы (дистанционные курсы)


Порталы

  • http://saripkro.ru/useful_links.html

  • http://edu.seun.ru/


Сетевое сообщество методистов

  • http://som.fsio.ru/


Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  • http://window.edu.ru/


Сеть творческих учителей it-n.ru


Сетевое сообщество учителей информатики Саратовской области

  • http://community.livejournal.com/iteachers_sar


Дистанционные курсы СарИПКиПРО


Средства организации единой информационной среды


Единая информационная среда

  • - внутри школы (медиатека)

  • муниципальной (сайт, сообщества)

  • http://www.mouoadm.ru/

  • региональной (порталы, сообщества, вики-сервера)


Учителю нужны в Сети:

  • Методические, учебные, нормативные материалы;

  • Возможность проконсультироваться и получить помощь;

  • Возможность обучаться;

  • Возможность презентовать свой опыт (конкурсы, наработки)



Введение.

Глава 1. Применение и сущность электронных образовательных ресурсов. Ошибка! Закладка не определена.

1.1.Определение, сущность, виды электронных образовательных ресурсов. Ошибка! Закладка не определена.

1.2. Структура электронных образовательных ресурсов на примере открытых образовательных модульных мультимедиа-систем (ОМС) 8

Глава 2. Применение электронных образовательных ресурсов. 16

2.1. Примеры электронных образовательных ресурсов. 16

2.2 Использование информационных технологий в учебном процессе. 22

Заключение. 28

Список литературы… Ошибка! Закладка не определена. 1

Введение

На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) является одной из главных задач в области информатизации образования в РФ. Если брать во внимание «эволюцию» электронных продуктов, то на смену текста графическим приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. При этом необходимо обеспечить возможность их сетевого распространения.

Также особенно важно учитывать интерактивность и мультимедийную насыщенность электронных образовательных ресурсов, так как школьник в своем распоряжении имеет комплект полиграфических учебников, а копия этих учебников в электронном варианте вряд ли вызовет у него интерес. «Более того, обычная книга обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобна в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500 летнюю традицию применения». Но с каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования, динамического изменения и дополнения содержания в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. Поэтому президент РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс .

Цель работы – исследование применения электронных образовательных ресурсов в школьном образовательном процессе

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом исследования является применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в школе

Задачи исследования :

1. Выявить определение, сущность, виды электронных образовательных ресурсов.

2. Описать структуру электронных образовательных ресурсов на примере открытых образовательных модульных мультимедиа-систем (ОМС).

3. Проанализировать примеры электронных образовательных ресурсов.

4. Проанализировать использование новых информационных технологий в учебном процессе.

Методы исследования – анализ педагогической литературы по проблеме ЭОР, анализ результатов Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ в области технологий электронного обучения в образовательном процессе.


Глава 1. Применение и сущность электронных образовательных ресурсов

1.1.Определение, сущность, виды электронных образовательных ресурсов

Так что же называют Электронным образовательным ресурсом (ЭОР)?

ЭОР – совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сеть . Более простым языком, ЭОР это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

ЭОР можно разделить на три уровня:

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу .

ЭОР следующего уровня тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР же это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание - аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием) .

Третий уровень ЭОР –- это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио- и видео-продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плейере .

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа-ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты.

Используя образовательный ресурс Московского энергетического института, электронные образовательные ресурсы можно так же можно разделить на виды:

● электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), обеспечивающий поддержку всех видов занятий, предусмотренных программой дисциплины;

● электронный учебный модуль (ЭУМ), поддерживающий все виды занятий по разделу (теме) дисциплины;

● электронное учебное пособие;

● электронное методическое пособие;

● электронный задачник;

● средства поддержки практических занятий;

● компьютерные модели изучаемых процессов и объектов, выполненные с помощью MathCAD Calculation Server, Matlab Web Server и др.;

● лабораторный практикум, обеспечивающий удаленный доступ к реальному оборудованию;

● виртуальный лабораторный практикум;

● модули проверки знаний по разделам (темам дисциплины);

● атлас конструкций и деталей, включая трехмерную графику;

● средства обработки и визуализации результатов исследований;

● компьютерные тренажеры;

● базы данных учебного назначения;

● программные системы автоматизированного проектирования .

Так же в рамках “Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы” был запущен проект по созданию ЭОР нового поления – открытых образовательных модульных мультимедиа-систем (ОМС). По мнению организаторов проекта, ОМС, объединяющие достоинства интерактивного мультимедиа-контента и сетевой доступности, позволяющие неограниченно расширять содержание предметной области и модернизировать каждый модуль, предоставляют широкие возможности для качественных изменений учебного процесса.

Соглашаясь с мнением А.В. Осина считаем, что к основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем можно отнести: ● отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделинга) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе узкополосных; ● Модифицируемость контента: возможность расширять имеющуюся структуру, т.е. дополнять содержимое ОМС новой информацией;●возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету; ● неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий .Дополнительно к положительным качествам ОМС можно отнести: ● возможность распространения на локальных носителях: избранные ЭУМ из совокупного контента ОМС вместе с программой реализатором легко переносятся на компакт диск; ● пользователь ОМС (преподаватель, учащийся) становится, по существу, соавтором учебного курса, для этого предоставляется две возможности: выбрать понравившийся вариатив того или иного ЭУМ, подготовленный профессиональными разработчиками, или сделать модуль своими руками для локального или всеобщего использования; ● ОМС допускает бесконечное расширение по осям: по мере получения новых знаний по предмету в систему легко включается новая тема, новые педагогические методики или прогресс компьютерных технологий и отражаются в новых вариативах ЭУМ; ● унификация архитектур и программных компонентов создает предпосылки развития контент индустрии электронных образовательных ресурсов .

Рассмотрим открытые образовательные модульные мультимедиа-системы (ОМС) подробнее.

1.2. Структура электронных образовательных ресурсов на примере открытых образовательных модульных мультимедиа-систем (ОМС)

Соглашаясь с мнением А. В. Осина, ОМС представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. Причем все модули являются автономными, содержательно и функционально полными образовательными ресурсами, предназначенными для решения определенных учебных задач. «В соответствии с общим сетевым принципом разделения программ и данных программа реализатор отделена от контентных модулей, которые включают только контентно зависимые программные компоненты - сценарий (script) и необходимые моделеры» .

Основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по тематическим элементам и компонентам учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль).

Информационный объем электронного учебного модуля (ЭУМ) составляет 1 -7 Мб, поэтому загрузка его через сеть в режиме offline не представляет принципиальных трудностей даже для современных низкопоточных компьютерных сетей.

А.В. Осин пишет, что любой ЭУМ может иметь аналог - вариатив по исполнению (технологическому, методическому, содержательному). Вариатив это - электронные учебные модули одинакового типа (И, П или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу учебного курса по данному предмету .

«Вариативность модулей достигается за счет различного содержания (глубины, детальности представления информации, альтернативности научных взглядов), различных методик подачи, различных технологий реализации модулей».

А. В. Осин отличает Вариативы друг от друга по:

● глубине изложения материала (например, соотношением постулатов и объяснений/доказательств);

● методике (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний);

● характеру учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере);

● технологии представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд);

● наличию специальных возможностей (например, для слабослышащих/слабовидящих);

● способам достижения учебной цели (например, вариантом доказательства теоремы Пифагора или иным содержанием лабораторной работы) .

Так как творческую мысль создателей ЭОР трудно ограничить, понятие вариативности можно расширять по самым разным признакам, однако нетрудно сформулировать всеобщий необходимый признак.

Общим необходимым условием, формализованным критерием, по которому два ЭУМ рассматриваются в качестве вариативов, является различие их контента, представленными в модуле учебными объектами и/или составляющими мультимедиа компонентами, не менее чем на 70%.

Электронный учебный модуль представляет собой вполне законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу.

Для того чтобы несколько модулей ОМС составили целостный электронный курс по предмету, они должны иметь унифицированную архитектуру и стандартизованные внутренние и внешние параметры.

«Элементы контента составляют учебные объекты на экране и в звуке. С точки зрения компьютерных технологий это набор файлов, каждый из которых содержит текст, графику, видео, анимацию» .

Сценарий (script) описывает компоновку компонентов в мультимедиа композицию, контентно зависимую часть пользовательского интерфейса, организацию интерактива и подключение моделеров. Сценарий реализуется на языках Java script и XML. Для повышения эффективности программирования и в целях унификации при разработке сценария используется специализированная технология RMT (rich multimedia technology) .

Моделеры исполняемые программы, которые моделируют объекты и процессы, являющиеся предметом изучения.

Метаданные для электронного учебного модуля включают все необходимые сведения на трех уровнях рассмотрения: как системы, как элементы более высокой системы и во взаимодействии с другими модулями.

Кроме электронных учебных модулей, содержащих образовательный контент по предмету, ОМС предусматривает еще так называемый «модуль методической поддержки» (ММП).

ММП задает последовательность ЭУМ, составляющих курс обучения по определенной траектории. ММП может также содержать файлы с методической информацией по курсу.

При анализе всего контента ОМС по предмету пользователь (преподаватель, учащийся) выбирает комфортные для него вариативы И, П, К модулей, т. е. создает индивидуальную траекторию в массиве совокупного контента. При этом должна быть определена последовательность изучения учебных тем и установлена методическая совместимость используемых ЭУМ. При нарушении этих правил может возникнуть ситуация, когда изучение очередного тематического элемента не обеспечено необходимыми исходными знаниями/умениями. Модуль методической поддержки предназначен для решения данной проблемы.Программные компоненты ОМС образуют функциональную среду, обеспечивающую хранение, поиск, выбор и воспроизведение ЭУМ.Функциональная среда ОМС состоит из двух частей - клиентской и серверной. Серверная часть в общих чертах обеспечивает выполнение следующих функций:● централизованное хранение ОМС по предметам в виде совокупности электронных учебных модулей;● разграничение прав доступа для получения или публикации ЭУМ;● поиск, выбор и выдача ЭУМ по запросу пользователя. Клиентская часть обеспечивает выполнение следующих функций:● получение информации о доступных ОМС и составляющих их ЭУМ;● доставка выбранных ЭУМ на клиентское рабочее место;● организация локального хранилища избранных ЭУМ;● воспроизведение ЭУМ на клиентском рабочем месте .Все ЭУМ всех предметных ОМС воспроизводятся одной программой реализатором. Такая унификация обеспечивает любому пользователю доступ и воспроизведение любых ЭУМ из состава ОМС по любому предмету, независимо от того, кем произведен и где хранится данный модуль. Кроме того, обеспечивается многократность использования ЭУМ (например, припостроении межпредметных курсов).Рис.1 Общая архитектура открытой образовательной модульной мультимедиа системы Серверная часть функциональной среды ОМС представляет собой набор хорошо известных интернет сервисов, так что в качестве хранилища совокупного контента ОМС может выступать любой интернет сайт или портал.Оригинальной является клиентская часть функциональной среды. Основным клиентским компонентом является программа-реализатор, воспроизводящая текущий (загруженный в память в данный момент) ЭУМ. Программа реализатор, дополненная средствами обращения к локальному хранилищу ЭУМ и унифицированным контентно независимым компонентом пользовательского интерфейса, составляет функционально полный плеер ЭУМ.Вторым компонентом клиентского программного обеспечения является органайзер, обеспечивающий доступ к источнику ЭУМ и структурированное (каталогизированное) хранение всех модулей, избранных пользователем, на его рабочем месте.В архитектуре ОМС предусмотрено два типа хранилищ ЭУМ:● Центральное хранилище (ЦХ) предназначено для регистрации, каталогизации, хранения ЭУМ, составляющих ОМС по различным предметам. Каждая предметная ОМС динамически расширяется за счет постоянного пополнения новыми ЭУМ. Центральное хранилище предоставляет средства поиска и пересылки ЭУМ на рабочее место пользователя.● Локальное хранилище (ЛХ) предназначено для хранения ЭУМ, избранных пользователем (группой пользователей), на локальном компьютере (сервере локальной сети). Структуризация, каталогизация, поиск ЭУМ в центральном и локальном хранилищах основаны на метаданных ЭУМ.«Программа-реализатор предназначена для воспроизведения ЭУМ в соответствии со сценарием (script), расположенным в самом модуле. В процессе выполнения сценария (script) ЭУМ программа реализатор обеспечивает декодирование различных мультимедиа компонентов, вывод графических объектов на экран, воспроизведение звуковых объектов и обработку пользовательских реакций. Программа реализатор обеспечивает также передачу данных о результатах работы пользователей с ЭУМ во внешнюю программу для последующей обработки на основе SCORM RTE.» Программа- реализатор состоит из следующих подсистем:● сопряжения с операционной системой;● доступа к ресурсам;● декодирования мультимедиа компонентов;● воспроизведения мультимедиа компонентов;● интерпретации сценария;● взаимодействия с пользователем .Программа-реализатор за счет модулей расширения позволяет использовать различные низкоуровневые средства вывода 2D/3D графики и звука. При этом программа-реализатор имеет открытую архитектуру, что позволяет дополнять ее функциональность в части поддержки мультимедиа компонентов и композиций, а также в части использования программных средств сторонних производителей в качестве «плагинов» (plug in). Такое решение значительно повышает способность адаптации программы к различным аппаратным и программным платформам, обеспечивает поддержку новых форматов мультимедиа компонентов и интерактивных композиций, а также позволяет вводить обработку сигналов новых средств фиксации реакций пользователя.С Рис.2 Структура программы- реализатора .Органайзер представляет собой программное приложение со стандартным графическим оконным интерфейсом пользователя.Органайзер способен работать в фоновом режиме, предназначенном для закачивания заранее выбранных пользователем учебных модулей. При этом основное окно программы скрыто от пользователя, выводится только значок программы в специальной системной области панели управления.Перечень функций органайзера включает:● просмотр списков и метаданных учебных модулей, доступных для получения из ЦХ;●поиск модулей в ЦХ;●перекачка ЭУМ и ММП из ЦХ в ЛХ;● отдельная загрузка метаданных ЭУМ и ММП из ЦХ в ЛХ;● поиск ЭУМ и ММП в ЛХ;● помещение ЭУМ и ММП в ЛХ с внешнего носителя;● удаление ЭУМ и ММП из ЛХ;● удаление метаданных ЭУМ и ММП из ЛХ;● запуск программы реализатора для воспроизведения ЭУМ и взаимодействие с ММП. Каждый процесс получения ЭУМ или его метаданных реализован в отдельном потоке управления. Это позволяет обеспечить приложению необходимый уровень быстродействия и мгновенную реакцию на действия пользователя.

Рис.3 Структура приложения «Органайзер».

Глава 2. Применение электронных образовательных ресурсов

2.1. Примеры электронных образовательных ресурсов

Рассмотрим один из примеров электронных образовательных ресурсов представленных на «всероссийский конкурс научно-исследовательских работ в области технологий электронного обучения в образовательном процессе» . Конкурс проводится при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. (ГК № 14.741.12.0063 от 13.09.2010 г.)

Итак рассмотрим многофункциональную открытую обучающую программу довузовского образования по разделу « МЕХАНИКА», разработанную в …, авторами которой являются:О.Б. Боднарь, А.И. Черноуцан, С.А. Сабуров, А.В. Асирян.

Этот учебно методический комплекс включает в себя:

● Курс лекций

● Задачи различного уровня сложности для пробного решения

● Лабораторный практикум

● Систему многоуровнего самоконтроля и контроля знаний.

Самоконтроль в этом учебном методическом комплексе делится на 2 этапа:

● Первый этап: при изучении лекционного материала обучаемый проходит тест на знание основных законов физики включенных в данный раздел.

● Второй этап: включает в себя задачи по теме раздела уровня сложности «А» ЕГЭ по физике. При дальнейшем изучении данного раздела будут доступны задачи сложности «B» и «С». Если обучающийся не в состоянии решить задачу, то при необходимости он может получить доступ к подробному решению этой задачи.

Контроль за обучаемыми может проходить удаленно, благодаря интернет-технологиям разработанных в рамках данной программы. В результате полученные обучаемым результаты отображаются в базе данных, которая является составной частью системы.

Важной частью этого ЭОР является система базовых мультимедийных анимаций, необходимых для визуализации физических понятий и законов, а также моделирования физических процессоа. Это позволяет более доступно излагать учебный материал, и акцентировать внимание обучаемого на главных соотношениях данного определения или закона

Одним из примеров применения анимационных технологий в данной программе, является исследование динамики изменения модуля и направления векторных велечин в зависимости от начальных условий и времени. Например показать связь между скоростью и ускорением.

Рис.4 Мультимедийная визуализация определения «Центростремительное ускорение» .

Другим примером представленным на рис. 5 является мультимедийный сценарий раздела кинематики «Движение под действием силы тяжести». Задавая различные исходные параметры движения (начальную скорость, начальные координаты и угол) (рис.5а), обучаемый исследует динамику изменения кинематических параметров (координат, проекций и модуля вектора скорости, проекций вектора ускорения) в режиме реального времени (рис.5б). Встроенные функции позволяют определять высоту и дальность полета для выбранных начальных условий (рис.5в).

Рис.5 Мультимедийный сценарий раздела динамики «Движение под действием силы тяжести»: а) задание начальных условий; б) визуализация динамики процесса; в) расчет дальности полета .

Так же примерами являются мультимедийные модели упругого и неупругого соударения. Анимация виртуального эксперимента «Абсолютно неупругий центральный удар» представлена на рис.6. Начальными данными задачи являются массы и проекции начальных скоростей взаимодействующих тел. Программа наглядно показывает физическую модель и методику расчета потерь энергии и скорости после абсолютно неупругого соударения.

В дальнейшем базовые анимации в качестве основы применялись для создания новой методики решения задач и создания виртуального лабораторного практикума, что позволило значительно снизить трудоемкость процесса построения учебно-методического контента.

Рис.6 «Абсолютно неупругий центральный удар» .

На основе базовых анимаций разработана новая методика проведения семинарских занятий, позволяющая пошагово излагать решения задач любой степени сложности. В качестве примера на рис.7 представлены элементы мультимедийной сценария решения задачи по разделу «Движение под действием силы тяжести». Каждый элемент решения сопровождается подробными методическими указаниями и анимациями. При необходимости обучаемый может регулировать скорость подачи учебного материала. Эту методику можно применять для проведения практических занятий по всем разделам общего курса физики.

Виртуальный лабораторный практикум, созданный в рамках открытой системы компенсирует недостаток навыков практической работы с приборами и установками, наглядно демонстрирует связь между теорией и практикой физического эксперимента. На основании данных виртуального эксперимента обучаемый проводит вычисления и заносит полученные результаты в таблицу. Программа автоматически проверяет правильность полученных данных (с учетом погрешности эксперимента) и указывает ошибки расчетов. Пример практической реализации виртуальной лабораторной работы «Упругое соударение двух тел» представлен на рис. 8. Задавая начальные массы тел и измеряя углы отклонения шаров до и после соударения, обучаемый проверяет закон сохранения импульса системы тел. Результаты расчетов импульсов тел до и после соударения заносятся в таблицу. Автоматическая проверка расчетных данных осуществляется нажатием кнопки в разделе «Проверить значения импульсов».

Рис.7 Элементы мультимедийного сценария решения задачи по разделу « Движения под действием силы тяжести».

Рис.8 Виртуальная лабораторная установка «Упругое соударение двух тел» .

Этот электронный образовательный ресурс обеспечивает широкий обмен информацией, позволяет получать консультации преподавателя в режиме онлайн и по переписке, дает возможность учащимся обсуждать различные вопросы на чате и форуме системы.

2.2 Использование новых информационных технологий в учебном процессе

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Поэтому в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является насущной проблемой. Бурное развитие информатики и информационных технологий ставит перед образованием проблему использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик. Перед учеными и педагогами стоит задача оптимизации объективного процесса информатизации образования. В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования – ее информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях.

По мнению Е.Т. Булгаковой «информационная технология» представляет собой методы обработки информации как результат сочетания технических возможностей вычислительной техники, электросвязи, информатики, направленных на сбор, накопление, анализ, доставку информации потребителям независимо от расстояния и объемов, на автоматизацию рутинных операций и подготовку аналитической информации для принятия решений .

Последние исследования зарубежных и отечественных ученых показывают, что программы усовершенствования школьного образования, в которых применялись новые технологии, дают положительные результаты как для школьников, так и для учителей. Многие школы и классы только недавно получили доступ к новым технологиям обучения, положительные результаты, выявленные в результате исследований, дают все основания надеяться на блестящее будущее для образования, если государство будет и дальше выполнять свои обязательства по развитию образовательных технологий. Применение имеющихся и новых технологий в школах и классах дает еще больше оснований для успеха. Имея широкий доступ, учителя смогут лучше помогать учащимся в овладении трудными для понимания понятиями и развить интерес к учебе, снабдить их доступом к информации и источникам знаний, а также удовлетворить индивидуальные запросы учащихся. Следуя из выше сказанного, если мы воспользуемся предоставленными нам возможностями, то образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика .

Канадские ученые Е. Бороховский, Р.М. Бернард, Р.Ф. Шмид, Р.М. Тамим, Ф.К. Абрами, К.А. Ваде и М.А.Суркес из университета Конкордия, Монреаль, Канада провели исследование влиянии компьютерных технологий на академическую успеваемость и восприятие учебного процесса студентами ВУЗов.

Для систематического исследования факторов воздействующих на разброс выборки индивидуальных эффектов исследователи использовали смешанную модель анализа разнородности данных. Результаты свидетельствуют о следующем:

Использование в учебном процессе компьютерных технологий имеет оптимальный порог, за пределами которого дополнительное насыщение ведет к снижению позитивного эффекта на академическую успеваемость;

Наиболее эффективно компьютерные технологии влияют на успеваемость, когда основная цель их использования – поддержка когнитивных процессов, а не просто модернизация представления учебного материала;

Сходные по средним значениям результаты объективной оценки успеваемости и субъективной удовлетворенности студентов учебным процессом, проявляют неоднородную динамику под воздействием проанализированных моделирующих переменных .

Однако стоит заметить, что использование новых информационных технологий ведет к решению острых проблем современного образования только в том случае, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической и т.д. Таким образом, новые технологии только тогда могут быть эффективны в образовании, когда они не вписываются в уже существующую образовательную систему, а входят как элемент в новую систему образования .

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной педагогики можно выделить метод проектов, обучение в сотрудничестве и разноуровневое обучение, так как в условиях существующей уже системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом.

3. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]// Образовательный ресурс Московского энергетического Института (Технического университета).- Режим доступа: ftemk.mpei.ac.ru/ctl/DocHandler.aspx?p=pubs/eer/types.htm

4. Гура, В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; – Таганрог, 2001.

5. Заседание Совета по развитию информационного общества в России 8 июля 2010 года[Электронный ресурс]// Портал экспертно-консультативной группы Совета при президенте РФ по развитию информационного общества РФ.- Режим доступа: www.infosovet.ru/hotnews/245-2010-07-08

6. Коджаспирова, Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2002.- 256 с.

7. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html

8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы // Постановление правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803.

9. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]/ А.В. Осин // Единое окно – Режим доступа: window.edu.ru/window/library?p_rid=45271

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256 с

11. Солдаткин, В.И. Сборник научных работ. Том 1 / В.И. Солдаткин, А.Н. Немцев, С.Н. Немцев, В.А. Беленко, Т.В. Беленко, С.Ю. Боруха, Ю.М. Кузнецов, В.В. Серебровский, А.П. Толстобров, А.В. Дьяченко; - Белгород: БелГУ,2010.

12. Стрезикозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1983.

13. Федеральная целевая программа « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы// Портал Министерства образования и науки РФ.- Режим доступа: www.fasi.gov.ru/fcp/npki/

14. Электронные образовательные ресурсы ресурсы [ Электронный ресурс ].- Режим доступа: