Кредитование

Пояснение по поводу низкой зарплаты. Пояснения в налоговую инспекцию о причинах низкого уровня зарплаты (ниже среднеотраслевой)

Письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» была регламентирована деятельность по контролю за выплатой «теневой» заработной платы (далее - Письмо № ЕД-4-15/14490@). При этом управлениям ФНС по субъектам РФ было дано указание довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Из статьи вы узнаете, как производится отбор кандидатов для приглашения на заседание такой комиссии и что делать при получении из инспекции информационного письма и уведомления о вызове налогоплательщика.

Впервые правила работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы были сформулированы в Письме ФНС РФ от 17.07.2013 №  АС-4-2/12722 . Письмом от 21.03.2017 №  ЕД-4-15/5183@ ФНС отменила действие этого письма в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при ­УСНО, ЕНВД, ЕСХН. При этом отмена не затронула вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДФЛ.

В конечном итоге Письмом №  ЕД-4-15/14490@ были отменены оба вышеназванных письма и установлены обновленные правила работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

Налоговым ведомством цель работы комиссии определена следующим образом: увеличение поступлений НДФЛ и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены, в частности, факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления НДФЛ и страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности.

Положения Письма № ЕД-4-15/14490@ определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

фактов отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

  • фактов выплаты «теневой» заработной платы;
  • фактов несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • фактов несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижаются налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Этапы работы налоговых органов по легализации налоговой базы Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах
Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков
Направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и изменений в налоговой отчетности, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям
Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии
Рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий
Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях
Подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью:

Повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ;

Рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки

При наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии налоговая инспекция письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Отбор на комиссии

Основанием для отбора плательщиков для приглашения на «зарплатную» комиссию являются списки, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;
  • налогоплательщики - налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ доход, равный нулю, либо не представившие такие декларации за соответствующий период;
  • плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению взносов, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительному тарифу 9 либо 6%, при этом применившие в текущем отчетном периоде иные тарифные ставки;
  • плательщики, в отношении которых от компетентных источников иностранных государств получена информация о получении резидентами РФ дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
  • плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Анализ при подготовке комиссии

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных кандидатов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляются мероприятия налогового контроля.

Для анализа деятельности организаций и ИП, которая подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, используются:

  • данные информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.);
  • информация, полученная в рамках ст. 93.1 НК РФ ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;
  • сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, ЦБ РФ и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
  • информация, поступившая из других источников.
В Письме №  ЕД-4-15/14490@ приведены направления анализа, а в приложениях к нему даны рекомендуемые формы. Итак, анализ осуществляется по следующим направлениям:
  • анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) (приложение 1);
  • анализ показателей бухотчетности (баланса) (приложение 2);
  • анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ (приложение 3);
  • анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов (приложение 4);
  • анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей (приложение 5).
На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски, а сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в приложении 6. Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки (форма рекомендована в приложении 7).

Направление информационного письма

На этапе подготовки к заседанию «зарплатной» комиссии налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) может быть направлено информационное письмо (его форма приведена в приложении 8 к Письму №  ЕД-4-15/14490@ ).

Цель такого письма - побудить организации и ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также к исправлению ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в результате рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов).
В информационном письме инспекторы предлагают в том числе:
  • уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном ст. 81 НК РФ , в том числе уточнить сумму профессионального вычета, сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для их исчисления;
  • представить результаты СОУТ, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам;
  • погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных сотрудниками организации доходов, подлежащих налогообложению;
  • провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 №  ММ-3-06/333@ .
Информационное письмо должно направляться заблаговременно - не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.
Срок для принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания для приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.
По истечении установленного срока налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 №  ММВ-7-2/189@ ) в следующих случаях:
  • при непредставлении уточненных документов;
  • при непогашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;
  • при непредставлении пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию.

Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии

Деятельность налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. При этом представителю организации (либо ИП) предлагается:

Дать пояснения по выявленным фактам, несоответствиям;

Уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, а также по принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.

Например, может быть предложено:

представить уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за предыдущие налоговые периоды, в которых надо уточнить показатели отчетности, в том числе расходы плательщиков страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход;

  • перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом пеней;
  • принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов. Рекомендуемый срок - 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются:

Срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.

Информация по результатам работы «зарплатной» комиссии может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, ГИТ и т. п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

Если работодатели выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, информация о таких работодателях ежеквартально направляется для принятия соответствующих мер налоговыми органами:

На территориальном уровне - органам местного самоуправления;

На региональном уровне - органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ.

Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.

В уведомлении приводятся:

Подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

Дата и время явки;

Адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:

Представителю организации лично под расписку;

По почте заказным письмом;

В электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26 , п. 1 ст. 27 , п. 1 ст. 29 НК РФ ).

Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии

Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ №  ММВ-7-2/189@ .

В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 ­КоАП РФ .

Согласно ч. 1 ст. 19.4 ­КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан - в размере от 500 до 1 000 руб.;

На должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб.

Кроме того, в отношении плательщиков, которые не явились на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут проводиться следующие мероприятия:
  • повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
  • вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
  • проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика

Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обу­словлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом №  ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов:

Анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15);

Контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16);

Динамика численности и заработной платы (приложение 13);

Динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7)

Ежемесячный мониторинг Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17)

Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

ФНС в Письме №  ЕД-4-15/14490@ представила обновленный порядок работы «зарплатных» комиссий. Одной из особенностей этого документа является то, что его действие будет распространяться на анализ данных о начислении и уплате как НДФЛ, так и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Налогоплательщиков, которые не явятся на эту комиссию без уважительной причины или не выполнят рекомендации налоговиков по итогам заседания комиссии, могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, в отношении них могут быть иници­ированы выездные налоговые проверки.

В данной статье мы рассказали о некоторых нюансах определения размера зарплаты. И в конце статьи привели пример составления пояснений в о причинах низкого уровня зарплаты.

Из этой статьи вы узнаете :

  • На какие суммы надо ориентироваться при установлении размера заработной платы работника
  • Надо ли учитывать районные коэффициенты при сравнении зарплаты с МРОТ
  • Когда работник получит на руки сумму ниже МРОТ

Какую сумму оплаты труда сравнивать с МРОТ

При проверке на соответствие зарплаты сотрудника МРОТ имейте в виду, что в состав зарплаты входят следующие элементы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):

  • основная зарплата сотрудника по ставке (окладу);
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т. п.);
  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).

Таким образом, нужно учитывать любые доплаты и надбавки к окладу. То есть берите общую сумму оплаты труда (включая вознаграждение за труд, все без исключения доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты) и эту сумму сравнивайте с МРОТ.

Районные коэффициенты и надбавки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не учитываются. То есть зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ. После чего уже к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы (раздел 1 обзора Верховного суда РФ от 26.02.2014, определения Верховного суда РФ от 07.10.2011 № 3-В11-31, от 24.06.2011 № 3-В11-16).

Когда можно платить заработную плату ниже МРОТ

Если сотрудник с окладом в размере МРОТ отработал месяц не полностью либо не выполнил нормы труда (трудовые обязанности), он обоснованно получит сумму меньше МРОТ.

Также труд совместителей оплачивают пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Если установлены нормированные задания, оплату труда производят по конечным результатам за фактически выполненный объем работ (ст. 285 ТК РФ). Поэтому совместители могут получать заработную плату ниже МРОТ.

Заметьте: работодатель при выплате зарплаты удерживает НДФЛ. Так вот на руки сотрудник в любом случае получит сумму МРОТ за минусом налога.

Что такое региональный МРОТ

Помимо федерального МРОТ, обязательного для всех, во многих субъектах приняты еще свои региональные минимумы, которые больше общероссийского значения (ст. 133.1 ТК РФ).

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта РФ, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей). Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не отправят в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ. Причины не присоединиться к соглашению должны быть веские. Например, какая-то чрезвычайная ситуация.

Если в вашем регионе установлен повышенный МРОТ, платить заработную плату нужно именно не меньше этого значения, а не общефедерального. Узнать конкретную сумму можно в госинспекции труда по вашему региону.

Что нужно знать о величине среднеотраслевого заработка

Если вы выплачиваете зарплату ниже величины среднеотраслевого заработка, установленного на территории вашего региона, налоги организации не доначислят. Однако могут назначить выездную налоговую проверку (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, письмо УФНС России по Московской области от 23.07.2007 № 18-19/0372, постановления ФАС Поволжского округа от 16.10.2008 № А55-1720/2008, Московского округа от 30.07.2007 № КА-А41/7118-07, Западно-Сибирского округа от 30.10.2008 № Ф04-6627/2008(15063-А45-25)). Либо ка минимум затребовать пояснения ситуации. Пример такого документа смотрите ниже.

В последнее время количество запросов от налоговых органов неуклонно растет. Запрашивают всевозможные данные – пояснение причин убытка, величины налоговой нагрузки , наличие системы оценки добросовестности контрагентов и многое другое. Наряду с этим довольно часто претензии налоговиков касаются величины зарплаты, которая «ниже средней по отрасли».

Очень часто это замечание озадачивает бухгалтеров. И неудивительно. Во-первых, нередко очень трудно понять, о какой среднеотраслевой заработной плате идет речь. Ведь, наверное, только новичок будет считать, что такой показатель один. Среднеотраслевая заработная плата может быть по конкретному городу (району), а может быть областной.

Во-вторых, не так легко подверить и уровень заработной платы по данному показателю. Ведь требование-то с указанием нужной величины в любом случае уже приходит по факту, то есть тогда, когда подправить прошедшие периоды практически нереально. В тоже время нередки случаи некорректного составления запроса, в котором размер среднеотраслевой оплаты труда вообще просто не указывается, да еще и исполнитель неизвестен.

И что делать в такой ситуации? Конечно, самое главное и самое первое – это не паниковать, а спокойно в ней разобраться.

Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определяет систему планирования выездных налоговых проверок , а заодно устанавливает оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Так, в пункте 5 данного приказа определено, что одним из критериев оценки рисков для налогоплательщиков является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Сразу становится понятней, какое среднеотраслевое значение нужно считать. Субъектом РФ будет являться в этом случае не конкретный город, в котором зарегистрирован налогоплательщик, а субъект РФ. Перечень субъектов приведен в статье 65 Конституции РФ.

Например, организация, зарегистрированная в г. Смоленске и относящаяся к ИФНС России по г. Смоленску, будет брать среднеотраслевой показатель по Смоленской области.

Не успели

А вот оперативно получать эти значения будет проблематично, несмотря на то, что рассматриваемые данные открытые, – статистика подводит официальные итоги, которые и поступают в свободный доступ, с определенной объективной задержкой.

Например, на текущий момент времени (август 2018 года) на сайте статистики (https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/) доступны данные по май 2018 года. И то без разбивки по регионам страны. Поэтому подправить возникшее расхождение можно будет только в перспективе.

Хотя, подчеркнем, это совсем необязательно. Ведь, по факту, получается, что размер среднеотраслевой оплаты труда влияет лишь на то, будет ли налогоплательщик включен в списки для налоговой проверки. А штрафов или вообще обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Ведь административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ .

В письме УФНС России по Московской области от 23.07.2007 № 18-19/0372 так и говорится, что доначисления «зарплатных» налогов не зависят напрямую от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» заработной платы или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату налогов.

Об этом же говорят и судьи (Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2007 № КА-А41/7118-07 по делу № А41-К2-3115/ 07). Определением ВАС РФ от 05.12.2007 № 15995/07 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Аналогичный вывод был сделан ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.10.2008 № Ф04-6627/2008(15063-А45-25) по делу № А45-1955/2008, в Постановлении от 21.05.2009 № Ф04-2979/ 2009(6530-А81-37) по делу № А81-1884/2008, в Постановлении от 27.04.2010 по делу № А81-3998/2009.

Объективные причины

Но, конечно, попадать «на карандаш» налоговой тоже не хочется. Особенно если есть объективные причины в отношении выплаты заработной платы ниже отраслевой.

Надо спокойно разобраться в ситуации и изложить объективные доводы в ответе в налоговый орган.

К примеру, если начисления были меньше среднеотраслевого значения в связи с тем, что работники находились на больничных, в отпусках без сохранения заработной платы, работали согласно условиям трудовых контрактов неполное рабочее время и т. п., то эти пояснения и надо изложить в ответе.


ПРИМЕР 1. «ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ» ЗАПИСКА

Уровень оплаты на нашем предприятии, сопоставляемый со среднеотраслевой оплатой труда, определен налоговым органом некорректно, только по формальным цифровым значениям.

Однако надо учесть тот факт, что на предприятии имеются лица, работающие исходя из специфики работы предприятия неполный рабочий день.

Например, Миронов Д. В., выполняющий обязанности главного бухгалтера при окладе 18 000 руб. согласно трудовому договору должен отработать не более четырех рабочих часов в день. В его обязанности входят сводный контроль первичных документов, выявление ошибок, формирование налоговой отчетности по итогам работы за квартал.

А в соответствии с п. 79.3 Приказа Росстата от 22.11.2017 № 772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»» лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Таким образом, при пересчете сумм оплат труда на полный рабочий день согласно методике Росстата РФ получаем, что величина оплаты труда на предприятии не только не ниже среднеотраслевой величины, а значительно превышает ее.

Исходя из вышеизложенного отрицательных отклонений заработной платы от среднеотраслевого уровня оплаты труда не наблюдается.

Если все же будет установлена правота налогового органа в отношении соответствия фактического уровня заработной платы среднеотраслевому, надо понять, какова величина расхождения, насколько статистический показатель соответствует объективной экономической реальности в вашей местности.

Ведь не всегда «средняя температура по больнице» будет отображать состояние конкретного больного. Все эти доводы надо также аргументированно изложить в ответе.


ПРИМЕР 2. ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙ

Выдержка из ответа в налоговый орган (цифровые значения условные):

Заработная плата на нашем предприятии составляет 21 200 руб., что действительно ниже среднеотраслевой заработной платы в нашем регионе, которая составляет 27 380 руб. Однако повысить заработную плату мы не имеем финансовой возможности по определенным экономическим причинам. Сильная конкуренция, невысокие цены на наши услуги не позволяют пойти на такой шаг. Наша чистая прибыль за последний отчетный период составила 182 тыс. руб. Мы планируем провести ремонт нашего офисного здания, плановая стоимость которого составит 130 тыс. руб.

При этом в нашей организации трудится 15 человек. Повышение оплаты труда на 6180 руб. (27 380 руб. – 21 200 руб.) приведет к росту расходов на 92 700 руб., что в совокупности с запланированными расходами на ремонт отрицательно скажется на финансовом состоянии организации и выразится в получении убытка в размере 40,7 тыс. руб. (182 тыс. руб. – 130 тыс. руб. – 92,7 тыс. руб.).

Таким образом, на текущий момент наша организация не имеет финансовой возможности для увеличения заработной платы.

Естественно, аргументы могут быть различными. Здесь может быть и сопоставление реальной зарплаты с МРОТ, и наличие убытков, и готовящиеся крупные инвестпроекты, влияющие на платежеспособность компании. Главное, чтобы они были обоснованы.

И, конечно, еще один вариант действий – это повышение оплаты до рекомендованной величины.


ПРИМЕР 3. НЕ ВИНОВАТЫ, НО ИСПРАВИМСЯ

Выдержка из ответа в налоговый орган:

Ваш запрос относительно того, что уровень заработной платы в нашей организации ниже среднеотраслевого значения, был тщательно рассмотрен. После анализа финансового состояния нашей компании было принято решение с 1 числа будущего месяца произвести повышение заработной платы до рекомендованных размеров.

Бухгалтер и руководство предприятия должны тщательно оценить все возможные варианты действий, плюсы, минусы и последствия и после этого по любому варианту обязательно составить письменный ответ.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»