Трудовые отношения

Презентация чем звук отличается от буквы. Конспект и презентация к уроку обучения грамоте: "Согласные звонкие звуки,, отличающиеся по признаку мягкости-твердости

Цель деятельности учителя: обеспечить условия для закрепления базовых понятий о буквах и звуках, формировать умение учащихся самостоятельно конструировать свои знания. Планируемые результаты (предметные): овладение речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка, не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слова на слоги, ставить ударение, определять роль гласных букв и согласных букв. Личностные УУД: приобретают личный опыт интегрированного обучения. Регулятивные УУД: определяют и формулируют учебную задачу с помощью учителя, выполняют и оценивают учебные действия. Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывают информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 1 классе "Звуки и буквы"»




  • Проверка

  • Как отличить гласный звук от согласного?

Гласные звуки

Согласные звуки

При произнесении звука воздух проходит свободно, без преград.

При произнесении звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.


  • Чем отличаются звуки от букв?

Звуки мы … и … .

Буквы мы … и … .


  • 1 . Вставь пропущенные буквы в алфавите

а б в? д е? ж з и?

к? м н? п р с т

х? ч ш? ъ ы ь э? я


2. Найди гласные буквы. Обведи в кружок.

Ф И К О П Р Й

А Г Е Я М Ы В

У Ю Щ Ё З Э Ж


  • 3.Найдите пару слов, которые отличаются одним звуком друг от друга:

кит пачка

тачка ворс


  • 4.Укажи количество слогов в слове:

муха- машина – заяц -

шар - зонт – сыр -

собака- зебра -


  • 5. Укажи количество слогов, букв и звуков:

пень - слог, буквы, звука

ель - слог, буквы, звука

чайка - слога, букв, звуков

этажи – слога, букв, звуков




  • Спиши предложение:

Урок обучение грамоте.

Тема урока: "Согласные звонкие звуки [в], [в"], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в"

Формируемые УУД:

личностные – осознавать значимость чтения; высказывать собственную точку зрения и уважать мнение собеседника; формирование внутренней позиции школьника

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий

коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре.

познавательные – формирование необходимого уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевых устных высказываний; структурирование знаний.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

образовательные : дать представлений о букве В (как печатается, где находится, из каких элементов состоит), научить читать слоги, слова с буквой В, знать условные обозначения звонкого, твердого и мягкого согласных звуков; звуковой анализ слов на основе одноуровневых, двухуровневых моделей; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким;

развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).

Планируемый результат : учащиеся должны уметь выделять в речи согласный звук (в), читать слоги и слова с этим звуком.

Оборудование: учебник “Азбука” УМК “Перспективная начальная школа” с. 67-68, тетрадь по чтению, письменные принадлежности, карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация 19 слайдов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд №1. Презентация

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

2. Артикуляционная гимнастика

Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.

Что записано на доске? (Буквы)

Какие звуки они обозначают? (Гласные)

Давайте их пропоём:

А-а-а-а у-у-у-у

А-а-а-а о-о-о-о

А-а-а-а и-и-и-и

А-о-у-и э-э-э-э

3. Знакомство со звуками [в], [в,].

У нас сейчас урок обучения грамоте. Чему мы учимся на них? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем в тетрадях и с учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)

1.Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте выполним интересное задание. Работать будем в группах, вы это делали уже ни один раз. Давайте вспомним правила работы в группе:

Распределимся на группы. И я объясняю задание: Что записано в каждой строчке?

Посмотрите на каждую строчку и найдите лишнюю букву в 1 ряду. Лишний слог во 2- ряду. Лишнее слово в 3 ряду. И объясните, почему они лишние?

2. Проверка: отвечают представители от каждого ряда

(лишняя буква в,В, слоги ва, во, ви, слова волк, вата, Вова)

Почему ваша группа так считает?

3. Определение темы и цели урока:

Чему будем учиться? Что вы хотите узнать об этой букве?

Давайте составим план знакомства с новым материалом. (5 слайд )

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий:

1.Сейчас мы отправимся в гости к Тетушке Сове, которая вам очень рада.Она познакомит вас с новым звуком, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов с новым звуком Понятно задание? (Фильм про букву В)

С какой буквой познакомила вас тетушка Сова? (с буквой В)

Какие слова с этой буквой вы запомнили? ? (Слайд 6)

Кто знает как она выглядит? И на что похожа? (Слайд 7)

5. Конструирование буквы печатание В, в

1.Найдите букву С,с на плакате Алфавита.

2.Сконструируйте эту букву. Лучше запомнить образ буквы поможет следующее задание – конструирование буквы.

Рассмотрите образцы печатных букв “В” “в”. Слайд №11, 12

Спать отправились подружки,

Взяли пышные подушки:

Р – одну, а буква В – две.

Из каких элементов – шаблонов они состоят? (Полуовалы, прямые). Сконструируйте у себя на партах. Проверьте друг у друга.

Буква - это знак, символ. Буквы мы... видим и пишем.

3. На готовых листочках, лежащих на столе, поучитесь печатать эту букву.

(научиться ее находить в словах и для того, что бы читать слова с этой буквой.)

Какую букву вы печатали? (Букву б, Б)

Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема? Почему? Слайд №6

Сравните первые звуки. Произнесите их.

Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки)

Какие у нас звуки? (Согласный – при произнесении воздух во рту встречает преграду, глухой – не слышим его в ушах, звонкий - слышим)

Чему вы научились, выполняя это задание?

6. Называние слов со звуками [в], [в,]. Слайд №7

Физкультминутка.

Дайте характеристику звукам буквы В. Какие звуки обозначает буквам В?

Если твердый звук - руки вверх, если мягкий звук – согнуться в поясе.

Ветер, ваза, вода, кровля, вянут, ловит, восток, варенье, корова, вилка, воробей.

4. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.

Откройте учебники на странице 67. Что изображено в левом верхнем углу? (Вазы) Чему мы будем учиться выполняя это задание?

Прочитайте слово “вазы” по слогам и орфоэпически.

Дайте характеристику первому звуку.

Почему первый звук твердый?

Что изображено справа? (Вязы) Слайд №10

Вяз - дерево. А почему такое название у дерева?

Эх, р-раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова!

Почему ж один чурбак

Не развалится никак?

В чурбаке топор увяз –

Не расколешь вязкий вяз.

В стихотворении можно найти ответ. У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево получило свое название.

Прочитайте слово “вязы” по слогам и орфоэпически.

Дайте характеристику первому звуку.

Чему научились? (Давать звуковую характеристику)

6. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.

Что изображено на странице? (Вёдра, выдра). Слайд 13

Сколько слогов?

Какой ударный?

На каком месте в слове стоит буква В?

Дайте характеристику звуку.

А.А. Черкасов. “Записки охотника Восточной Сибири”. Слайд №14

Где вода и рыба, там можно встретить и выдру. Зверь этот не живет долго на одном месте - живет на берегу какой-нибудь речки или озера до тех пор, пока рыбы достаточно; по уменьшении ее она переселяется к другой рыбной речке или озеру.

Поэтому, она никогда не делает себе прочной, постоянной норы, а живет где попало и как попало в наскоро приготовленном гнезде. Иногда же выдра помещается на временное житье-бытье и в чужих норах, отбивая их силою у лисиц.

Гнездо или нору выдры узнать нетрудно, потому что около нее всегда валяются рыбьи кости и кости других мелких животных. Кроме того, в зимнее время около норы видны на снегу отпечатки ее лап, след выдры сходен с гусиным.

Физминутка. Слайд №16

7. Практическая работа . Игра «Рассели пингвинов на льдины»

9. Работа в парах.

Игра «Кто самый внимательный?»

На парте две сигнальные карточки. Договоритесь, кто какую карточку будет показывать во время игры. Возьмите в руки свою карточку. Напомните всем, какой какой звук обозначается этой схемкой? (согл., тверд., звонкий) А это карточка – (согл., мягкий, звонкий)

Слушаем внимательно слова и поднимаем нужную карточку. Не забывайте, что во время работы вы можете советоваться с соседом по парте.

Чтение слогов, слов с буквой В Слайд с обучающего диска.

8. Откроем наши учебники на стр. 68. Пространственная ориентация.

Чему будем учиться?

Прочитайте слова полушепотом друг другу.

Чтение по цепочке.

А) Прочитайте слово - что любит лошадь, злаковое растение.

Б) Прочитайте слово - движение воздуха.

В) Прочитайте слово – он служит для соединения деталей, металлический стержень со спиральной нарезкой.

Г) Прочитайте соло – с листочками, а не книга, кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

д) Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.

Волшебная палочка приготовила для нас свои задания.

Какое задание будем выполнять?

Чтение пар слов на розовом и синем фоне, которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.

8. Чистоговорка.

Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.

Прочитайте слова в которых есть звук [в], [в,].

Чтение в парах. Проговаривание вслух.

9. Итог урока. Устная рефлексия.

Работа в группах.

Повторить правила работы в группе.

Игра «Звуковая дорожка»

Каждая группа выкладывает на парте разноцветную дорожку. Услышав твердый звук- красный квадрат, услышав мягкий звук - зеленый квадрат. Догадайтесь почему я выбрала для твердого красный цвет дорожки, (в слове красный все звуки твердые, а в слове зеленый почти все мягкие)

(Весы, вата, вилка, ум, вода, ура, ванна, усы, ветер)

Игра «Слово на ладошке» (Положить на ладушку учителя как можно больше слов на букву Г).

Мы сегодня с вами хорошо поработали.

Что мы делали? (Рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)

Что понравилось на уроке?

Что было сложно?

Если вам на уроке было легко, все было понятно поднимите веселый смайлик.

А если у вас что то не получилось. Обязательно еще получится.

Просмотр содержимого презентации
«готов ВВ»


Конспект урока обучение грамоте

Подготовила: Халитова Ирина Николаевна, учитель 1 квалификационной категории, МОБУ «СОШ №48» г. Оренбурга.


Согласные звонкие звуки в, в . Буква В,в.


Дорогие ребята!

Я очень рад вас видеть!

Приготовил вам

интересные задания.

Я думаю, что вы с ними

отлично справитесь!



Правила работы в группе:

Говори спокойно и ясно

Говори только по делу

Умей договариваться

Окажи помощь другу, если он нуждается в ней


Найди лишнюю букву (работа в группах)

1 ряд: а, о, в, у, ы, и

ва, ту, си, дя, го, ру

зима, енот, торт, волк

2 ряд: Э, Я, Е, В, О, А

мо, ны, га, ру, во,

дом, мел, вата, гром

3 ряд: ё, э, а, в, я

лю, му, за, ры, но, ви

Эля, Ира, Вова, Рая


Лишняя буква, слог, слово:

1 ряд: в, во, волк

2 ряд: В, ва, ива

3 ряд: в, ви, Вова


План работы на уроке:

потренируемся выделении звуков и дадим их характеристику;

познакомимся с буквой и научимся ее печатать;

потренируемся в чтении слогов, слов, предложений, текста с новой буквой В,в.


Утром Белочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой умылась,

Два –

изящно покрутилась,

Три –

в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять –

руками помахать,

Шесть – всем сесть,

Семь, восемь –

лень отбросим.


воробьи

виноград

варежки

ветка

венок

васильки

ватрушки

ворона

волк

ваза

вишня




Эх, р-раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова!

Почему ж один чурбак

Не развалится никак?

В чурбаке топор увяз –

не расколешь вязкий вяз.


Буква вэ –

звук [в] –

согласный,

парный,

звонкий,

может быть твёрдым [ в ],

может быть мягким [ в , ]

з в онок

з в енит


ВЫДРА

ВЁДРА



  • При выполнении задания помогайте друг другу.
  • Доброжелательно исправляйте ошибки друг другу, говори тихо, не мешая другим.
  • Действуйте согласованно. Ты в ответе за товарища, он за тебя.


Выполните задание НА ВЫБОР:

А) пройти лабиринт из буквы В;

Б) вставьте необходимую заглавную или строчную букву В.

...орона...ера

...ася...олк


Класс: 1

Цели урока:

образовательные:

  • уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов;

развивающие: развивать внимание, смекалку;

воспитательные:

  • учить работать в парах, в группах, учить слушать музыку и понимать ее настроение, учить работать с пословицами.

Оборудование:

  1. две разные по настроению и по тембру мелодии;
  2. карточки зеленого, синего и красного цветов;
  3. карточки с гласными буквами;
  4. демонстрационные карточки со словами;
  5. картинки с изображением разных предметов;
  6. карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Чистописание.

    На доске: Зв Бв Зв Бв Зв Бв

3. Проблемная ситуация.

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки нашей речи. А на какие звуки можно разделить все звуки нашей речи? (Ответы детей: гласные и согласные) Вот посмотрите, перед вами несколько примеров:

  • ш - ш - ш
  • р - р - р
  • кап - кап
  • динь - динь
  • бом - бом
  • тик - так

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)

А давайте и мы с вами попробуем изобразить разные по тональности мелодии похожими звуками нашей речи. (Звучат две разные музыкальные композиции: веселая детская песенка и торжественная классическая мелодия) Как вы думаете, какие звуки больше подойдут к первой мелодии? (Ля - ля, на - на) А ко второй? (Трам -трам, тада - дадам) Вот видите, нам удалось лишь несколькими звуками изобразить настроение музыкальных произведений! Какие же звуки сыграли здесь главную роль? (Мягкие и твердые согласные)

А как вы думаете, дети, чему будет посвящен весь наш сегодняшний урок? (Тему урока по возможности называют дети)

4. Тема урока "Звуки и буквы" Тему называют дети.

Скажите, ребята, а чем же отличаются буква и звуки? (Ответы детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим) По отдельности лишь некоторые звуки русского языка образуют слова, да и то очень короткие и ничего не значащие. А вот сливаясь вместе, звуки образуют слоги и слова. Но и здесь нужно быть очень внимательными - соединяться вместе звуки и буквы должны в определенной последовательности, а то, недалеко и до ошибки! Давайте проверим, умеете ли вы правильно сочетать звуки и буквы. Мы поиграем в игру "Найди свой домик".

Игра "Найди свой домик". (Игра является одновременно и физкультминуткой)

Стояло на опушке два домика. В одном жили мягкие согласные звуки, а в другом - твердые. Гласные тоже жили с ними, и, выходя на улицу, всегда возвращались в свои дома. Сможете ли вы, будучи гласными, найти свои дома? (Четверо детей выходят к доске. Двое берут карточки синего цвета, а двое - зеленого. У всех остальных детей на парте карточки с изображением гласных букв. По команде учителя гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных должны занять место в домике с зеленой карточкой, а гласные, которые пишутся после твердых согласных - в домике с синей карточкой.)

Вышли спозаранку
Буквы на полянку.
Отдыхали и гуляли,
Только их домой позвали.
Раз, два, три - слоги собери!

После того, как гласные заняли свои места, хозяева домика - согласные - проверяют, все ли буквы зашли в свой дом.

Скажите, ребята, а чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков) А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий) Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)

Игра "Молчанка".

  • Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку, затем последнему по заданию учителя. (Аист, белка, ворона, иголка, яблоко и т.д.)
  • Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (Облако, лиса, горка, пень, ива и т.д.)
  • Задание 3. Учитель показывает картинку с изображением предмета, дети молча называют себе предмет, изображенный на картинке, и снова показывают нужную карточку.

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

А как вы сможете поработать не с одним звуком, а сразу со всеми? Попробуем? Перед вами слова и схемы слов. Попробуйте найти нужную схему к слову. (Слова написаны в одном столбике, а схемы этих слов в - другом. Соединить стрелками слова и их схемы) А теперь давайте с одним из этих слов поиграем в игру "Живые звуки".

Игра "Живые звуки". Я приглашаю сюда столько детей, сколько звуков в слове МИШКА. Каждый из вас становится живым звуком. Вы становитесь по порядку, а я буду звать вас к себе, но только нужно быть очень внимательными. Итак, ко мне подойдет первый гласный звук в этом слове. (И) А теперь ко мне подойдет второй согласный в этом слове (Ш) , и т.д. Вы молодцы! Справились с заданием неплохо.

А теперь с нами поиграть хочет и Незнайка. Он тоже учится в первом классе и считает, что он хорошо умеет составлять звуковые схемы слов. Вот посмотрите. Как он составил схему своего имени. Как вы думаете, не допустил ли он ошибок? (Дети исправляют схему слова НЕЗНАЙКА - З К З С К С СК)

Физкультминутка

Работа в тетрадях. Раз вы так хорошо справились, значит, я могу быть уверена, что в своих именах вы точно не допустите ошибок. Давайте каждый из вас напишет в тетради свое имя и рядом составит его звуковую схему. (Дети работают в тетрадях)

Работа в парах. А теперь обменяйтесь тетрадями для проверки выполненного задания.

Итак, мы неоднократно убедились, что каждый звук в слове должен занимать свое место. В редких случаях бывает так, что при замене одного звука на другой тоже получается слово, но уже совсем с другим значением. Давайте выполним с вами упражнение 11 на стр. 12 и убедимся в этом. (Письменно дети выполняют упражнение в тетрадях)

Физкультминутка для глаз (выполняется на офтальмотренажере)

5. Закрепление материала.

Ну что ж, ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня и, думаю, вам не составит труда выполнить последнее задание на карточках, которые получит каждый из вас. (Учитель раздает карточки с заданиями:

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

Задание на смекалку. На доске пословица: СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ. Скажите, ребята, а эта пословица как-нибудь связана с нашей темой? (Ответы детей) Ребята, а сколько раз в этой пословице встречается звук [а]? (5 раз)

6. Рефлексия. О чем говорили сегодня на уроке? Чем отличается буква от звука? Какую характеристику мы даем гласным и согласным звукам?