Судебные споры

Профессия космонавт описание для детей. Особенности профессии космонавта

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.

На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, и даже на летучих мышах!

♦ Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок?

Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позлее стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала взоры людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

Когда-то великий ученый, основоположник отечественной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство. Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

Циолковский начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: еще не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Он опередил свое время на многие десятки лет!

Судьба этого замечательного русского ученого необычна.

Он родился 5 сентября 1857 г. в Рязанской губернии, в небогатой семье. Маленький Костя рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.

Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка-воздухоплавателя в полет.

Костя любил фантазировать, придумывать удивительные истории: он представлял себя то необыкновенным силачом, способным поднять Землю, то крошечным человечком-лилипутом.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он тяжело заболел и потерял слух. После болезни Костя уже не смог учиться в обычной школе, и с ним стала заниматься его мать.

Несколько лет спустя мальчик нашел в библиотеке отца учебники и стал уже заниматься самостоятельно.

Затем отец отправил его в Москву. В столице юный Циолковский часами просиживал в библиотеках"; изучал физику, математику, химию и другие науки. В те годы ярко проявились его способности к изобретательству и склонность к точным наукам.

С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. И всю дальнейшую жизнь он посвятил созданию теории космонавтики.

Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолет, ни вертолет для таких полетов не подходят! Ведь самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. Но в космосе, как вы знаете, воздуха нет!

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата-ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.

Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.

Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи ученого воплотились в жизнь!

Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, а люди изучают другие планеты.

Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:

«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

Когда читаешь эти сроки, кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!

А вот как он описывает орбитальную космическую станцию: «Нужны особые жилища — безопасные, светлые, с желаемой температурой, кислородом, притоком пищи, удобствами для жизни и работы».

Последние годы жизни основоположник космонавтики жил в г. Калуге. Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королев.

Королев с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шел всего лишь двадцать четвертый год.

Константин Эдуардович радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».

Позже Королев писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам».

И ему это блестяще удалось!

Королевым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

Сергей Павлович Королев, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь многие идеи Циолковского.

В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли — первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.

♦ Что же представлял собой спутник Земли?

Небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.

Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они выносливы, неприхотливы и очень смышлены.

Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королев очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким лакомством.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкли к тому, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!

Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет.

Что же было делать?

Дублера пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой. Одного небольшого песика покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.

Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю.

Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

Сотрудники ему ответили: «Зиб!»

— Какая странная кличка! — удивился Королев.

Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».

Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало!

Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.

Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

После длительной подготовки 19 августа 1960 г. произвел старт космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.

Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

Все благополучно вернулись на Землю.

А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники — собаки Чернушка и Звездочка.

Фотографии этих смелых собачек облетели весь мир.

Все эти полеты предшествовали самому главному — полету в космос человека.

В 1961 г., 12 апреля, на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.

♦ Знаете ли вы его имя, ребята?

Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот отважный молодой человек самым первым из всех живущих на нашей планете людей увидел Землю из космоса.

И она показалась ему прекрасной!

Послушайте стихотворение.

Первый космонавт

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вкруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

Как же простой русский паренек стал космонавтом? Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г. мальчик пошел в школу, но Великая Отечественная война прервала его учебу.

После войны Гагарины поселились в г. Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая. Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.

В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.

Небо влекло к себе талантливого юношу. Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, сразу же написал заявление с просьбой принять его туда.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

♦ Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Совершенно верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.

Все эти качества у Юрия Гагарина были!

Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия».

Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».

♦ Как же проходил полет Юрия Гагарина?

Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4725 кг. Полет начался утром — в 9 ч 7 мин по московскому времени и проходил на высоте около 200 км над Землей.

На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королев. Ведь он любил Юрия как родного сына!

Когда ракета стала отрываться от стартового стола, Юрий Гагарин сказал свое знаменитое: «По-е-ха-ли!»

«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли», — так написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.

Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

Именем первого космонавта Земли были названы города, улицы, площади и даже цветы! Голландские цветоводы вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин».

В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд.

С той поры в космосе побывали многие космонавты.

В 1963 г., 16 июня, на орбиту Земли был выведен космический корабль «Восток-6», который пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Она родилась в Ярославской области, закончила техникум и работала ткачихой на текстильном комбинате в г. Ярославле.

Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в городском аэроклубе.

Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету.

Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли.

Валентина Терешкова — необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом и космическим кораблем.

На время полета ей был присвоен позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку.

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Архипович Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю в космическом пространстве.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов.

Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой нашей планеты — ведь с помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную и телефонную связь.

За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станция ми. Такие станции исследовали Луну, Венеру, Меркурий. Сейчас активно исследуется поверхность Марса.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «...нельзя же вечно жить в колыбели».

Человек стремится покинуть родную «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!

Ответьте на вопросы

♦ Кого считают основателем космонавтики?

♦ Расскажите о Константине Эдуардовиче Циолковском и Сергее Павловиче Королеве.

♦ Кто до человека побывал в космосе?

♦ Как звали первого в мире космонавта?

♦ Расскажите о Юрии Гагарине.

♦ Как звали первую в мире женщину-космонавта? А кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

♦ Как искусственные спутники помогают людям?

Вселеннаяи haut - плавать) - человек, совершивший полет в космос на космическом корабле. Само слово «космонавт» произошло от космонавтики - науки от межпланетных путешествиях - оба этих слова, а также космодром впервые увидели свет в научном труде А. А. Штернфельда «Введение в космонавтику», опубликованном в 1937 году. Официально это слово было утверждено лишь незадолго до того, как был совершен первый космический полет: до этого представители этой профессии именовались астронавтами как в СССР, так и в США. Любопытно, что основоположник науки о космических путешествиях К. Э. Циолковский использовал в своих трудах слово «звездоплавание», что фактически является синонимом греческого слова «астронавтика».

Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт прежде всего должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для обычного человека.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Он должен обладать высоким летным мастерством, превосходно разбираться в космической технике, должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой.

Первые космонавты в США (с 1959 года) и в СССР (с 1960) набирались из числа военных летчиков и летчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, ученые и представители других профессий.

За время, прошедшее с начала освоения космоса было установлено немало рекордов. Они неоднократно переписывались и улучшались. И все же некоторые из них навечно войдут в историю.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Этим человеком был Ю. А. Гагарин , его полет продолжался 108 минут и он доказал всему миру, что человек может жить и работать в космосе.

19 марта 1965 года А. А. Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение 12 минут находился в открытом космосе.

15 января 1969 года А. С. Елисеев , Б. В. Волынов и Е. В. Хрунов на космическом корабле «Союз 5» совершили полет, в ходе которого была осуществлена стыковка с запущенным днем ранее космическим кораблем «Союз-4», а затем А. Елисеев и Е. Хрунов вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» под управлением летчика-космонавта

В центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ при поддержке госкорпорации «Роскосмос» состоялся открытый урок для учащихся кадетского класса московской многопрофильной школы №1374 и Московского технологического колледжа, проведенный летчиком-космонавтом России, героем РФ Федором Юрчихиным. В мероприятии также приняли участие Виктор Савиных - летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза, Николай Тихонов - космонавт-испытатель, Евгений Прокопьев - кандидат в отряд космонавтов.

Урок «Профессия космонавт» стал первым из цикла встреч Федора Юрчихина со школьниками и студентами профильных специальностей. На занятии прославленный космонавт и его коллеги рассказали о своей профессии, вспомнили множество случаев, происходивших в экспедициях, и ответили на вопросы аудитории.

Четыре поколения отечественной космонавтики, четыре разных судьбы в профессии, четыре истории выбора своего призвания - учащимся удалось увидеть космос глазами тех, кто был на орбите, и тех, кто только собирается в полет. Жизненный путь каждого из них складывался по-разному. И если более молодое поколение космонавтов, вдохновленное достижениями Гагарина, Леонова, Титова, с детства грезило полетами на орбиту, изучением Вселенной, то их старшим товарищам ровняться было не на кого.

Виктор Савиных рассказал о том, что о подвиге Юрия Гагарина он узнал уже в достаточно зрелом возрасте, будучи железнодорожником и даже не задумываясь об изучении астрономии. Однако судьба распорядилась так, что Виктор Петрович не просто пошел по стопам Гагарина, но и совершил полет, который по сей день считается самым сложным с технической точки зрения в истории отечественной космонавтики. На орбитальной станции «Салют-7» произошла авария: станция не подавала сигналы, вышла из-под контроля и стала терять высоту. Для предотвращения трагедии был отправлен экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных.

- Оказалось, что на станции из-за отказа датчика полетело все энергопитание. Станция фактически замерзла: отключилась система подачи кислорода, горячей воды и прочего. Кстати, перед полетом моя жена связала нам теплые шапочки, как знала, - вспоминает Виктор Савиных .

Команда справилась с задачей, восстановив работу орбитальной станции. Эти события не только были изложены в книге «Записки с мертвой станции», написанной Виктором Петровичем, но и легли в основу фильма «Салют-7», вышедшего на российских экранах в 2017 году.

Николай Тихонов и Евгений Прокопьев рассказали о тонкостях подготовки к полетам и ответили на самый популярный вопрос: «Вам не страшно?»

- Конечно, страх испытывают все - и парашютист, совершающий сотый прыжок, и космонавт, отправляющийся в очередной полет. Чувство страха заставляет мозг работать быстрее, все чувства обостряются. Важно научиться контролировать страх, использовать его себе на пользу, чтобы быстро реагировать на нештатные ситуации и принимать грамотные решения. Подготовка к полету, во время которой мы учимся этому, получаем всевозможные знания, - это большой и очень интересный путь, - рассказал Николай Тихонов .

- Из этого следует, что профессия космонавт - это когда страшно интересно, - добавил Федор Юрчихин .

Подводя итог уроку, Федор Николаевич выразил надежду, что подобные мероприятия станут традиционными и сделают свой вклад в развитие отрасли.

- В моем детстве каждый мальчишка хотел стать космонавтом. Сегодня по всей стране желание освоить эту профессию проявляют чуть больше 400 представителей молодого поколения. Я надеюсь, что встречи в уникальном космическом музее страны, где заслуженные и новоиспеченные космонавты будут честно, простыми словами рассказывать молодежи о своей профессии, вернут интерес к освоению Вселенной и помогут прогрессу отечественной космонавтики , - сказал Федор Юрчихин .

Use Scan QR Code to copy link and share it

Космонавт - человек, совершивший полет в космос на космическом корабле или на каком-либо другом космическом объекте.

12 апреля 1961 г. мир был потрясен сообщением ТАСС о том, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту, пилотируемый гражданином Союза Советских Социалистических Республик Ю. А. Гагариным. Всего 108 мин продолжался полет Юрия Гагарина, но он был первым, кто доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия - космонавт.

Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт прежде всего должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. Так, десятикратная перегрузка означает, что космонавт, например, при собственном весе 80 кг ощущает свой вес равным 800 кг. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для человека, родившегося и живущего в условиях земной силы тяжести. Для сохранения высокой работоспособности в этих условиях и возможности быстрой адаптации организма при возвращении на Землю космонавт, находясь в космическом корабле, должен по нескольку часов в день заниматься тяжелыми физическими упражнениями.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Каждый старт в космос - полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. И хотя в космическом корабле или на орбитальной станции космонавт защищен прочным непроницаемым корпусом, внутри для него созданы практически привычные для человека условия жизнедеятельности, непредвиденные аварийные ситуации могут возникать и на Земле при испытаниях космической техники, и в космосе, и при возвращении на Землю. Двадцатипятилетняя летопись пилотируемых космических полетов хранит не только героические, но и трагические страницы.

Космонавт должен превосходно знать космическую технику и безукоризненно владеть ею. Уже первые космические корабли обладали очень сложным техническим устройством. С тех пор космическая техника стала еще более сложной и совершенной, что предъявляет еще более высокие профессиональные требования к космонавту. Только идеальное взаимодействие космонавта с космическим кораблем, умение проводить регулярные профилактические и ремонтные работы может обеспечить полностью успешное выполнение программы полета.

Наконец, космонавт - это исследователь, и он должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой. А с каждым годом научные программы космических полетов становятся все шире и насыщеннее, научная аппаратура - все сложнее и разнообразнее. Современная научная программа работ экипажа на орбитальной станции «Салют» включает медико-биологические исследования и эксперименты с целью изучения, как влияют факторы космического полета на состояние и рост человека, животных и высших растений; наблюдения таких интересных атмосферных явлений, как полярные сияния, серебристые облака, а также наблюдения за штормами, ураганами, смерчами, лесными пожарами для своевременного оповещения наземных служб о надвигающихся стихийных бедствиях; наблюдения и фотосъемки земной поверхности и Мирового океана с целью изучения природных ресурсов Земли для нужд лесного и сельского хозяйства, геологии, мелиорации и землепользования, океанографии и рыбного хозяйства. Интересная область работ космонавтов на орбитальных станциях - космическое материаловедение. Они проводят разнообразные технологические эксперименты - плавки, пайки, сварки - со многими веществами, чтобы получить материалы с новыми необычными свойствами, а также определить, как ведут себя те или иные материалы при проведении технологических процессов в космических условиях.

Одно из наиболее перспективных направлений космических исследований - внеатмосферная астрономия. У космонавта превосходные возможности вести астрономические наблюдения, поскольку ему не мешает атмосфера - основной фактор, препятствующий проникновению к наземным инструментам электромагнитного излучения в большинстве диапазонов спектра.

Космонавты все шире пользуются предоставленной возможностью для проведения астрономических наблюдений. На борту орбитальной станции «Салют-4» были установлены инфракрасный телескоп-спектрометр, телескоп для регистрации ультрафиолетового излучения Солнца и рентгеновские телескопы. С помощью этих инструментов космонавты провели ряд исследований Солнца, отдельных звезд, галактик, остатков взрывов сверхновых звезд. Интересная информация, которая расширяет и углубляет наши представления о Вселенной, была получена на орбитальной станции «Салют-6», где установлен крупный субмиллиметровый телескоп с криогенной системой охлаждения приемников излучения до температуры -269°С и малогабаритный гамма-телескоп. Космонавты В. А. Ляхов и В. В. Рюмин для астрономических исследований использовали радиотелескоп с зеркальной параболической антенной диаметром 10 м. Совместно с космическим действовал наземный радиотелескоп с антенной диаметром 70 м, установленный в Крыму. Космонавты провели радиокартографирование Млечного Пути и отдельных районов Земли, исследовали радиоизлучение Солнца, наблюдали пульсар.

После полета Юрия Гагарина каждый старт человека в космос становился новым шагом в освоении космического пространства. Удлинялись сроки полетов, расширялись программы научно-технических исследований и экспериментов, космонавты овладевали все более сложной космической техникой. Полет Германа Титова продолжался свыше суток, а Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт - находилась в космическом полете почти трое суток.

В марте 1965 г. Алексей Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение примерно 20 мин находился в открытом космосе.

В.В. Терешкова - первая в мире женщина-космонавт

Из космонавтов США наиболее известны Н. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз - экипаж космического корабля «Аполлон-11», который в июле 1969 г. совершил полет к Луне с высадкой на ее поверхность. Н. Армстронг и Э. Олдрин стали первыми людьми, побывавшими на Луне.

А.А. Губарев (СССР) и В. Ремек (ЧССР) - экипаж космического корабля «Союз-28».

В 70-е гг. советская программа пилотируемых космических полетов была направлена на создание долговременных орбитальных станций со сменяемыми экипажами - магистрального пути человека в космосе. Доставляемые транспортными космическими кораблями «Союз» на орбитальные станции «Салют» советские космонавты совершили ряд длительных космических экспедиций. Так, полет космонавтов П. И. Климука и В. И. Севастьянова на корабле «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» продолжался почти 64 сут. На базе орбитальной станции «Салют-6» был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6» - «Союз», регулярно снабжаемый топливом и другими необходимыми материалами автоматическими грузовыми кораблями «Прогресс». На этом орбитальном научно-исследовательском комплексе советские космонавты Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, В. В. Коваленок и А. С. Иванченков, В. А. Ляхов и В. В. Рюмин, Л. И. Попов и В. В. Рюмин, В. В. Коваленок и В. П. Савиных совершили длительные космические полеты продолжительностью соответственно 96, 140, 175, 185 и 75 сут.

Еще более длительные экспедиции в космос совершили советские космонавты на научно-исследовательском комплексе «Салют-7» - «Союз Т» - «Прогресс». 211 сут работали в космосе А. Н. Березовой и В. В. Лебедев, 150 сут - В.А. Ляхов и А.П. Александров, 237 сут - Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев и О.Ю. Атьков.

На орбитальной станции «Салют-7» дважды работала С.Е. Савицкая - вторая в мире женщина, совершившая полет в космос. Во время второго полета она выходила в открытое космическое пространство, чтобы провести испытания нового универсального ручного инструмента (УРИ), предназначенного для выполнения сложных технологических операций. С помощью УРИ С.Е. Савицкая выполнила операции по резке, сварке, пайке металлических пластин и напылению покрытия.

С.Е. Савицкая - первая в мире женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос; с помощью руного инструмента она выполнила ряд сложных технологических операций.

В 70-е гг. успешно развивалось сотрудничество космонавтов различных стран непосредственно в космосе. В июле 1975 г. был выполнен совместный экспериментальный полет космического корабля «Союз-19», пилотируемого советскими космонавтами А. А. Леоновым и В. Н. Кубасовым, и космического корабля «Аполлон», пилотируемого американскими космонавтами Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брандом.

А.А. Леонов, Т. Стаффорд, В.Н. Кубасов, Д. Слейтон и В. Бранд - участники совместного полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского «Аполлон».

В 1978-1981 гг. по программе «Интеркосмос» вместе с нашими космонавтами на советских космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» совершили полеты космонавты Чехословацкой Социалистической Республики - В. Ремек, Польской Народной Республики - М. Гермашевский, Германской Демократической Республики - 3. Йен, Народной Республики Болгарии - Г. Иванов, Венгерской Народной Республики - Б. Фар-каш, Социалистической Республики Вьетнам - Фам Туан, Республики Куба - А. Тамайо Мендес, Монгольской Народной Республики - Ж. Гуррагча и Социалистической Республики Румынии - Д. Прунариу.

В 1982 и 1984 гг. в составе международных экипажей на советских космических кораблях «Союз Т» и орбитальной станции «Салют-7» вместе с советскими космонавтами полеты совершили гражданин Франции - Ж. Л. Кретьен и Индии - Р. Шарма.

К I января 1986 г. в космосе побывали 195 человек - 60 советских космонавтов, 116 американских, 3 космонавта из ФРГ, 2 космонавта из Франции и по одному космонавту из ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, Республики Куба, МНР, СРР, Индии, Канады, Саудовской Аравии, Нидерландов и Мексики.

П.И. Климук (СССР) и М. Гермашевский (ПНР) - экипаж космического корабля «Союз-30».

В.Ф. Быковский (СССР) и З. Йен (ГДР) - экипаж космического корабля «Союз-31».

Н.Н. Рукавишников (СССР) и Г.И. Иванов (НРБ) - экипаж космического корабля «Союз-33».

В.Н. Кубасов (СССР) и Б. Фаркаш (ВНР) - экипаж космического корабля «Союз-36».

В.В. Рюмин и В.В. Горбатко (СССР) и Фам Туан (ВРВ) - экипаж космического корабля «Союз-37».

Ю.В. Романенко (СССР) и А. Тамайо Мендес (Республика Куба) - экипаж космического корабля «Союз-38».

В.А. Джанибеков (СССР) и Ж. Руррагча (МНР) - экипаж космического корабля «Союз-39».

Л.И. Попов (СССР) и Д. Прунариу (СРР) - экипаж космического корабля «Союз-40» и В.В. Ковалёнок, В.П. Савиных на борту станции «Салют-6».

А.С. Иванченков, В.А. Джанибеков (СССР) и Ж.Л. Кретьен (Франция) - экипаж космического корабля «Союз-Т-6».

Л.Д. Кизим, В.А. Соловьёв, О.Ю. Атьков (СССР) - экипаж космического корабля «Союз-Т-10».

Ю.В. Малышев, Г.М. Стрекалов (СССР) и Р. Шарма (Индия) - экипаж космического корабля «Союз-Т-11».

Полеты советских космонавтов и космонавтов зарубежных стран на космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз» и орбитальных станциях «Салют»

№ п/п Космический корабль,
орбитальная станция
Дата старта и посадки Экипаж Позывной экипажа
1 «Восток» 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин «Кедр»
2 «Восток-2» 6-7 августа 1961 г. Г.С.Титов «Орел»
3 «Восток-3» 11-15 августа 1962 г. А. Г. Николаев «Сокол»
4 «Восток-4» 12-15 августа 1962 г. П. Р. Попович «Беркут»
5 «Восток-5» 14-19 июня 1963 г. В. Ф. Быковский «Ястреб»
6 «Восток-5» 16-19 июня 1963 г. В. В. Терешкова «Чайка»
7 «Восход» 12-13 октября 1964 г. В. М. Комаров,
К. П. Феоктистов,
Б. Б. Егоров
«Рубин»
8 «Восход-2» 18-19 марта 1965 г. П. И. Беляев,
А. А. Леонов
«Алмаз»
9 «Союз-1» 23-24 апреля 1967 г. В.М.Комаров «Рубин»
10 «Союз-3» 26-30 октября 1968 г. Г. Т. Береговой «Аргон»
11 «Союз-4» 14-17 января 1969 г. В. А. Шаталов «Амур»
12 «Союз-5» 15-18 января 1969 г. Б. В. Волынов,
А. С. Елисеев,
Е. В. Хрунов
«Байкал»
13 «Союз-6» 11-16 октября 1969 г. Г. С. Шонин,
В. Н. Кубасов
«Антей»
14 «Союз-7» 12-17 октября 1969 г. А. В. Филипченко,
В. Н. Волков,
В. В. Горбатко
«Буран»
15 «Союз-8» 13-18 октября 1969 г. В. А. Шаталов,
А. С. Елисеев
«Гранит»
16 «Союз-9» 1-19 июня 1970 г. А. Г. Николаев,
В. И. Севастьянов
«Сокол»
17 «Союз-10» 23-25 апреля 1971 г. В. А. Шаталов,
А. С. Елисеев,
Н. Н. Рукавишников
«Гранит»
18 «Союз-11»,
«Салют»
6-30 июня 1971 г. Г.Т.Добровольский,
В. Н. Волков,
В. И. Пацаев
«Янтарь»
19 «Союз-12» 27-29 сентября 1973 г. В. Г. Лазарев,
О. Г. Макаров
«Урал»
20 «Союз-13» 18-26 декабря 1973 г. П. И. Климук,
В. В. Лебедев
«Кавказ»
21 «Союз-14»,
«Салют-3»
3-19 июля 1974 г. П. Р. Попович,
Ю. П. Артюхин
«Беркут»
22 «Союз-15» 26-28 августа 1974 г. Г. В. Сарафанов,
Л. С. Демин
«Дунай»
23 «Союз-16» 2-8 декабря 1974 г. А. В. Филипченко,
Н. Н. Рукавишников
«Буран»
24 «Союз-17»,
«Салют-4»
11 января - 9 февраля 1975 г. А. А. Губарев,
Г. М. Гречко
«Зенит»
25 «Союз-18»,
«Салют-4»
24 мая - 26 июля 1975 г. П. И. Климук,
В. И. Севастьянов
«Кавказ»
26 «Союз-19» 15-21 июля 1975 г. А. А. Леонов,
В. Н. Кубасов
«Союз»
27 «Союз-21»,«Салют-5»
6 июля - 24 августа 1976 г. Б. В. Волынов,
В. М. Жолобов
«Байкал»
28 «Союз-22» 15-23 сентября 1976 г. В. Ф. Быковский,
В. В. Аксенов
«Ястреб»
29 «Союз-23» 14-16 октября 1976 г. В. Д. Зудов,
В. И. Рождественский
«Родон»
30 «Союз-24»,
«Салют-5»
7-25 февраля 1977 г. В. В. Горбатко,
Ю. Н. Глазков
«Терек»
31 «Союз-25» 9-11 октября 1977 г. В. В. Коваленок,
В. В. Рюмин
«Фотон»
32 «Союз-26»,
«Салют-6»
10 декабря 1977 г. - 16 марта 1978 г. Ю. В. Романенко,
Г. М. Гречко
«Таймыр»
33 «Союз-27»,
«Салют-6»
10-16 января 1978 г. В. А. Джанибеков,
О. Г. Макаров
«Памир»
34 «Союз-28»,
«Салют-6»
2-10 марта 1978 г. А. А. Губарев,
В. Ремек (ЧССР)
«Зенит»
35 «Союз-29»,
«Салют-6»
15 июня - 2 ноября 1978 г. В. В. Коваленок,
А. С. Иванченков
«Фотон»
36 «Союз-30»,
«Салют-6»
27 июня - 5 июля 1978 г. П. И. Климук,
М. Гермашевский (ПНР)
«Кавказ»
37 «Союз-31»,
«Салют-6»
26 августа - 3 сентября 1978 г. В. Ф. Быковский,
3. Йен (ГДР)
«Ястреб»
38 «Союз-32»,
«Салют-6»,
«Союз-34»
25 февраля-19 августа 1979 г. В. А. Ляхов,
В. В. Рюмин
«Протон»
39 «Союз-33» 10-12 апреля 1979 г. Н. Н. Рукавишников,
Г. И. Иванов (НРБ)
«Сатурн»
40 «Союз-35»,
«Салют-6»
9 апреля - 11 октября 1980 г. Л. И. Попов,
В. В. Рюмин
«Днепр»
41 «Союз-36»,
«Салют-6»
26 мая - 3 июня 1980 г. В. Н. Кубасов,
Б. Фаркаш (ВНР)
«Орион»
42 «Союз Т-2»,
«Салют-6»
5-9 июня 1980 г. Ю. В. Малышев,
В. В. Аксенов
«Юпитер»
43 «Союз-37»,
«Салют-6»
23-31 июля 1980 г. В. В. Горбатко,
Фам Туан (СРВ)
«Терек»
44 18-26 сентября 1980 г. «Союз-38»,
«Салют-6»
Ю. В. Романенко,
А. Тамайо Мендес (Куба)
«Таймыр»
45 «Союз Т-3»,
«Салют-6»
27 ноября-10 декабря 1980 г. Л. Д. Кизим,
О. Г. Макаров,
Г. М. Стрекалов
«Маяк»
46 «Союз Т-4»,
«Салют-6»
12 марта - 26 мая 1981 г. В. В. Коваленок,
В. П. Савиных
«Фотон»
47 «Союз-39»,
«Салют-6»
22-30 марта 1981 г. В. А. Джанибеков,
Ж. Гуррагча (МНР)
«Памир»
48 «Союз-40»,
«Салют-6»
14-22 мая 1981 г. Л. И. Попов,
Д. Прунариу (СРР)
«Днепр»
49 «Союз Т-5»,
«Салют-7»
13 мая-10 декабря 1982 г. А. Н. Березовой,
В. В. Лебедев
«Эльбрус»
50 «Союз Т-6»,
«Салют-7»
24 июня - 2 июля 1982 г. В. А. Джанибеков,
А. С. Иванченков,
Ж. Л. Кретьен (Франция)
«Памир»
51 «Союз Т-7»,
«Салют-7»
19-27 августа 1982 г. Л. И. Попов,
А. А. Серебров,
С. Е. Савицкая
«Днепр»
52 «Союз Т-8» 20-22 апреля 1983 г. В. Г. Титов,
Г. М. Стрекалов,
А. А. Серебров
«Океан»
53 «Союз Т-9»,
«Салют-7»
27 июня - 23 ноября 1983 г. В.А.Ляхов,
А. П. Александров
«Протон»
54 «Союз Т-10»,
«Салют-7»
8 февраля - 2 октября 1984 г. Л. Д. Кизим,
В. А. Соловьев,
О. Ю. Атьков
«Маяк»
55 «Союз Т-11»,
«Салют-7»
3-11 апреля 1984 г. Ю. В. Малышев,
Г. М. Стрекалов,
Р. Шарма (Индия)
«Юпитер»
56 «Союз Т-12»,
«Салют-7»
17-29 июля 1984 г. В. А. Джанибеков,
С. Е. Савицкая,
И. П. Волк
«Памир»
57 «Союз Т-13» 6 июня - 26 сентября 1985 г. В. А. Джанибеков «Памир»
58 «Салют-7»
«Союз Т-14»
«Салют-7»
6 июня - 21 ноября 1985 г.
17 сентября - 21 ноября 1985 г.
17-26 сентября 1985 г.
В. П. Савиных
В. В. Васютин
Г. М. Гречко
А. А. Волков
«Чегет»

В нашем мире существует множество самых разных профессий. Некоторые из них увлекательные, другие - сложные, а есть и романтические. Каждая из них по-своему полезна и нужна людям.

Но есть одна профессия, которая сочетает в себе все перечисленное. Она увлекательная и романтическая, но в то же время очень сложная. Эта профессия - космонавт.С ней связана самая большая опасность, но в то же время она является наиболее заманчивой и интересной. Для того чтобы точно определить, сможете ли вы стать настоящим космонавтом, нужно узнать как можно больше об этой героической профессии.

Профессия космонавта - мечта каждого ребенка

Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. Прошли годы, однако и сейчас каждый современный ребенок хоть раз в жизни задумывается о профессии космонавта. Очень часто можно встретить школьные сочинения на тему «Моя будущая профессия - космонавт». В них дети описывают свои мечты после школы. Однако, несмотря на такую популярность среди молодого поколения, эта профессия остается в числе самых редких в мире из-за высочайших требований к каждому кандидату. Именно поэтому, если вы решили остановить свой выбор на данной специальности, вы должны начать знакомство с профессией космонавта с того, чтобы узнать, что она в себя включает. Также нужно знать, какие требования предъявляются к будущему космическому пилоту, потому что работать над собой надо начинать уже в школе.

История профессии

Эта профессия довольно молодая. Всего лишь в прошлом веке люди не могли даже мечтать о том, чтобы приблизиться к звездам, а сегодня эта задача успешно решается настоящими профессионалами.

1961 года был совершен первый космический полет с первым космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Корабль под названием «Восток» стартовал с Байконура, и именно с этого момента зародилась героическая профессия - космонавт,о которой мечтают практически все дети. Это название официально закреплено за данной специальностью во всем мире, и только в США представителей профессии называют астронавтами.

Первые пилоты должны были решить только одну задачу - совершить полет. Однако со временем, по мере того как совершенствовались космические системы, профессия космонавт стала подразумевать уже и многое другое. Увеличиваются требования, а значит, на борту космического судна находятся самые разные профессионалы: инженеры, исследователи, врачи и множество других людей, которых объединяет общая цель - освоить новые просторы Вселенной.

Профессия космонавт. Описание для детей

Космонавт - это человек, который должен решать множество задач на борту корабля. В его обязанности входит управление бортовыми системами, а также оборудованием для научных исследований. Кроме того, он должен уметь считывать показания всех приборов на борту и контролировать режим работы всей аппаратуры и двигателя судна.

Многое еще подразумевает профессия "космонавт". Описание для детей должно включать в себя все требования к будущему пилоту. Среди них главное - уметь принимать решения в неожиданных ситуациях. Когда корабль плывет в космосе, возможно всякое.

Например, может выйти из строя аппаратура, которая начнет давать неправильные сведения. Не всегда возникшую проблему можно решить с помощью Земли. Космонавт должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и быстро принимать решения по устранению каждой возникшей проблемы. Именно поэтому паникерам не место на космическом судне.

Основные специальности космонавтов

На сегодняшний день, когда человек все дальше заходит в своих исследованиях Вселенной, информация о профессии космонавтастановится все обширней. Она уже не подразумевает только умение управлять космическим судном. Если на начальном этапе космонавтами становились профессиональные летчики, то на современном этапе в эту профессию входит уже множество других профилей. Сейчас выделяют три основных специальности космонавтов.

    Космонавт-испытатель, который является пилотом корабля. В его обязанности входят пилотирование космического судна, взлет и посадка. Он также должен координировать работу каждой системы и любого действия экипажа. Космонавтами-испытателями, как правило, становятся военные летчики.

    Космонавт-инженер. Это человек, который отвечает за правильную работу всей технической системы летательного аппарата, согласовывает всю подготовку перед полетом и после него, а также принимает участие в разработке и испытании новейших технических систем.Информация о профессии космонавта будет неполной без упоминания инженера, потому что именно на него возложена ответственность по проведению любых ремонтных работ во время космического путешествия.

    Космонавт-исследователь, который обязательно должен иметь медицинское образование. Он несет ответственность за состояние здоровья каждого члена экипажа. Кроме того, он ставит различные эксперименты и проводит исследования поведения живых организмов в условиях невесомости. Длительные космические экспедиции невозможны без участия исследователей.

    Таким образом, не только умения летчика подразумевает эта профессия. Космонавт должен уметь и знать многое. Описаниеэтой работывключает в себя множество самых различных специальностей, каждая из которых выполняет важнейшую задачу в совершении космических путешествий.

    Какие требования предъявляются к будущему космонавту

    Если вы решили, что после школы станете космонавтом, вам нужно знать, что к этой профессии предъявляются самые высокие требования. Именно поэтому она является самой редкой в мире.

    Итак, если профессия космонавт - это ваш твердый выбор, вы должны в первую очередь тщательно следить за своим физическим состоянием. Крепкое, практически идеальное здоровье - главное требование к будущему кандидату. У вас не должно быть никаких хронических заболеваний и вредных привычек. Кроме того, вы должны обладать идеальным зрением. Здоровье космонавта должно быть отличным еще и потому, что в космосе не найдешь больницу. Именно поэтому будущие пилоты обязательно должны владеть основами медицинской помощи в различных ситуациях.

    Помимо физического здоровья, предъявляются высокие требования и к здоровью психическому. Будущий космонавт должен уметь сохранять трезвую голову и не поддаваться панике в любой ситуации. Кроме того, он не должен быть подвержен различным депрессиям и приступам тоски. Ведь находиться так далеко от дома неопределенное время сможет не каждый.

    Помимо идеального физического и психического здоровья, другое главное требование к будущему космонавту - свободное владение английским языком. Именно на нем общаются на которая создана усилиями многих стран. На ней постоянно находятся космонавты из разных уголков мира, периодически сменяя друг друга.

    Кроме того, у вас должно быть высшее образование по какой-либо технической, медицинской или военной специальности, в которой вы разбираетесь лучше всех. Ведь в космосе надо проводить множество научных экспериментов, поэтому там не нужны певцы, артисты и представители других творческих специальностей.

    Как стать космонавтом

    В Подмосковье расположен Звездный городок, где есть специальный Центр подготовки космонавтов. Если у вас отличное здоровье, высокая успеваемость и образование по требуемым профилям, вы можете подать заявление сюда еще в период обучения в университете.

    Первый этап отбора идет по предоставленным анкетам, из которых отбирают 350 человек. Они сдают зачеты по таким предметам, как физика, математика и русский язык. Затем их ожидает строгая медицинская комиссия. После данного этапа количество кандидатов сокращается до 50. Самый последний отбор проходит уже в Центре подготовки космонавтов, где проверяют, сможет ли человек выдержать разные сложные испытания.

    Например, кандидата в космонавты могут запереть в абсолютно закрытом пространстве, где царит полнейшая тишина, и нет ни одного человека, кроме него самого. Срок такого заточения составляет 5 дней, в течение которых за испытуемым тщательно наблюдают, отмечая малейшие изменения в его поведении. После таких непростых испытаний остается всего восемь счастливчиков, которых зачисляют в отряд будущих космонавтов. Однако это не означает, что скоро состоится полет в космос. Обычно готовятся к такому событию 5-10 лет, в течение которых постоянно учатся проходить самые разные испытания.

    Во время взлета экипаж космического корабля испытывает сильнейшие перегрузки, а в самом космосе пребывает в состоянии невесомости. Для того чтобы быть готовым ко всем этим испытаниям, будущие космонавты учатся столько лет, прежде чем совершить свой первый полет. Их занятия проходят в специальных учебных классах и спортивных залах. Они прыгают с парашютом, уделяют много времени полетам и учатся переносить любую жару и холод, быть приспособленными к условиям перегрузок и невесомости. Поэтому тем, кто решил выбрать для себя эту героическую профессию, нужно быть готовыми к преодолению множества препятствий и упорной работе.

    Суеверия космонавтов

    Несмотря на то что космонавтика - область, в которой царят точность науки и новейшие технологии, с ней связано очень много суеверий и различных ритуалов. Если вы собираетесь выбрать эту работу, вам обязательно следует знать, какие суеверия связаны с профессией космонавта.

    Некоторые из них берут свое начало еще с дней зарождения данной работы. Например, Сергей Королев, первый генеральный конструктор, считал понедельник неудачным днем для старта. Традиция переносить дату вылета дошла и до наших времен. Также запуск корабля никогда не назначается на 24 октября - день, с которым связаны две трагедии. В 1960 году в этот день взорвалась опытная ракета, что принесло многочисленные жертвы, а через три года произошел пожар в одной из шахт с боевой ракетой. После этого дата стала запретной в российской космонавтике.

    Суеверия, связанные с профессией космонавта, также прочно связаны с именем Юрия Гагарина - первого в мире космонавта. Перед полетом экипаж в обязательном порядке посещает его кабинет, который до сих пор сохранился в том же виде, в котором его оставил легендарный пилот, и вписывает свои слова в книгу посетителей. Обязательным считается посещение мемориала памяти Гагарина и других первых космонавтов, которые погибли при выполнении служебных обязанностей и возложение цветов - красных гвоздик.

    Прибыв на Байконур, будущий экипаж вселяется в гостиницу «Космонавт», которая является своеобразным символом представителей этой профессии. Перед зданием этой гостиницы есть аллея, деревья которой посажены заботливыми руками космонавтов, вернувшихся из удачных экспедиций. Будущие пилоты совершают прогулку по ней, мысленно прося поддержки у своих старших коллег.

    В гостинице демонстрируется сеанс фильма «Белое солнце пустыни», который должен посмотреть каждый член экипажа.

    Также к числу обязательных ритуалов относится то, что в день полета все космонавты должны постричься.

    Во время завтрака перед взлетом они делают по глотку шампанского и оставляют свои автографы на дверях номеров, в которых жили. Садятся в автобус, украшенный подковами, под песню «Трава у дома». После прибытия на взлетную площадку каждый член экипажа повторяет то, что сделал когда-то Гагарин - орошает заднее правое колесо автобуса. Поднявшись на борт, экипаж машет рукой провожающим, но в ответ прощаться строго запрещается - плохая примета.

    Также среди ритуалов есть и такой - выводить на ракете-носителе перед запуском слово «Таня». Считается, что это имя впервые написал влюбленный офицер. По слухам, когда один раз забыли написать заветное слово - ракета взорвалась.

    У всех членов экипажа есть талисман команды, который выбирает капитан космического судна. Обычно это небольшая игрушка, которая носит общее имя Борис. Ее крепят так, чтобы было видно камерам, и наземные службы могут по игрушке понять, что корабль вышел на высоту, где уже не действует земное притяжение.

    На космонавтов встречают хлебом и солью.

    После возвращения на Землю команда снова выполняет ряд ритуалов, среди которых посещение мемориала и посадка собственного дерева.

    Такое количество суеверий - еще один ответ на вопрос о том, чем интересна профессия космонавта.

    Плюсы профессии

    Когда вы принимаете решение о своей будущей специальности, очень важно тщательно изучить все ее плюсы и минусы. Что касается работы космонавта, конечно, у нее много достоинств:

    • вы увидите то, что видели очень немногие в мире;
    • будете принимать участие в научных экспериментах и можете открыть что-то новое, что поможет развитию всего человечества;
    • получите возможность прикоснуться к будущему;
    • будете выглядеть героем в глазах родственников и друзей;
    • своими глазами увидите звезды.

    Все это возможно только для космонавтов, ни одна другая профессия не позволит столько увидеть и узнать. Однако не стоит забывать, что при всей романтичности этой работы она связана со множеством опасностей и трудностей.

    Минусы профессии

    Конечно, профессия космонавт для детей- одна из самых заманчивых и увлекательных. Однако при этом вам обязательно надо понимать, какие минусы она с собой несет, и быть готовым к ним. Это:

    • долгая и упорная работа перед первым полетом;
    • большое количество опасностей во время космического путешествия;
    • долгая разлука с семьей и друзьями;
    • вред, наносимый здоровью долгим пребыванием в невесомости.

    Кроме того, вы должны знать, что, невзирая на уровень технического прогресса, на Земле невозможно создать условия, полностью повторяющие космические. Несмотря на такое количество тренировок, космонавт, попав на орбиту, должен быть готов ко всем трудностям, которые могут возникнуть.

    В заключение

    После того как вы узнали все тонкости профессии космонавта, требования, которые предъявляются к кандидатам, условия, в которых придется работать, ваше решение будет более взвешенным. Для того чтобы вы сами осознали, насколько хорошо поняли все трудности работы, можете написать сочинение «Профессия - космонавт»,в котором опишете все ее плюсы и минусы. Это поможет вам увидеть, насколько данная работа подходит именно вам.

    Однако если вы все же решите, что хотите связать свое будущее с космонавтикой, начинайте уже сегодня делать шаги к своей мечте. Начните активно заниматься спортом, учить английский и физику. Читайте литературу по теме и каждый день узнавайте что-то новое. Возможно, именно вы сделаете важнейшие открытия, которые приблизят человечество к освоению новых планет, и станете тем специалистом, с именем которого будет прочно связана профессия космонавт. Все в ваших руках, и только от вас зависит, какое будущее у вас будет!