Открытие 

Публикации. Владислав волынский погорел на любви к красивой жизни

Сергей Варнаев

Владислав Александрович Волынский за двадцать с лишним лет службы дорос до генеральских звездочек и должности начальника Организационно-инспекторского департамента (ОИД) МВД России. Деятельность этой структуры практически незаметна для тех, кто находится вне милицейской системы. ОИД - это, если так можно выразиться, продукт для внутреннего потребления. Департамент следит за порядком в подразделениях, подбивает отчетность, контролирует выполнение планов. Словом, своего рода служба внутреннего контроля. Поэтому оидовцы пользуются стойкой нелюбовью со стороны коллег за выпитую кровь. С другой стороны иметь в друзьях «ревизоров» - значит априори избавить себя от лишней головной боли и необязательных выволочек большого начальства. Отсюда и профессиональная болезнь у тех, кто служит в департаменте, спровоцированная частыми посещениями ресторанов, бань и других увеселительных заведений, где горячительные напитки льются рекой.

Но не это главное преимущество службы в ОИДе. По крайней мере, такими проявлениями лояльности со стороны коллег Волынского не удивишь. За время службы в департаменте, а генерал только на должности зама пробыл 10 лет, Владислав Александрович обзавелся знакомствами и связями, с помощью которых, при желании, можно решить практически любой вопрос или проблему. Например, посодействовать в том, чтобы не трогали хороших людей из солидной консалтинговой компании «Финсервисконсалтинг» (ФСК).

История с вымогательством денег у руководства этой компании подчиненным Волынского вызвала настоящий приступ гнева главы ведомства Рашида Нургалиева, назвавшего этот вопиющий случай «беспрецедентным актом предательства интересов службы». Главный эксперт-консультант ОИД полковник Александр Жарков попался на взятке в 850 тысяч долларов. Причем это был аванс. Просили в два раза больше. За эти деньги полковник обещал решить проблемы ФСК, возникшие после визита борцов с экономическими преступлениями. Консалтинговая компания проходила по крупному делу об обналичке денег вместе с двумя другими московскими фирмами - «Консалтинг групп» и «Спортинформ». Во время обыска в офисе ФСК изъяли не только всю финансово-бухгалтерскую документацию и жесткие диски, но и поддельные печати, в том числе с гербом МВД. Несколько человек были арестованы.

В качестве свидетеля по этому делу проходил некто Александр Сколков, гендиректор ООО «Капитал-групп», которое тоже не брезговало сомнительными финансовыми операциями. Но в узких кругах Сколков известен не столько этим, сколько крепкой дружбой с руководством того самого ОИДа. Туда и побежал напуганный до смерти дотошными расспросами следователя коммерсант.

Мы решим твою проблему, - успокоил Сколкова куратор с большими звездами.

Понятно, что после таких заверений будущее гендиректору «Капитал-групп» уже не казалось мрачным. Тем более, что друзья в погонах предложили ему еще и хорошо заработать на внезапно возникшей проблеме ФСК.

Роль переговорщика с руководством финансовой компании отвели полковнику Жаркову. Он-то и раскрыл коммерсантам глаза на ближайшее будущее.

Сейчас вы свидетели, а завтра будете обвиняемыми, - внушал полковник. - Но мы вас можем защитить.

Услуги защиты оценили в 1 миллион 700 тысяч «зеленых».

А вернуть изъятое во время обыска можно? - интересовались бизнесмены.

Не вопрос, еще 250 тысяч, - увеличил ценник Жарков, после чего побежал докладывать об успехе на переговорах начальству. Что было дальше, подробно описано в СМИ. Полковника с деньгами взяли практически под стенами МВД на Большой Якиманке. Затем пришли и за Сколковым. На допросах у следователя СКП Жарков из себя молодогвардейца разыгрывать не стал и тут же вложил шефа. В результате Волынскому пришлось объясняться. Явный оговор! Он и знать не знает о каких-то сотнях тысяч долларов. Да Владислав Александрович и деньжищ-то таких в руках отродясь не держал.

В общем, поверим генералу на слово. Тем более, что ничего другого нам пока не остается. Волынский ведь человек чрезвычайно осторожный и до этого случая нигде в полный рост не светился. Разве что в светской хронике. И то Владимир Александрович предпочитает лишний раз не поставлять лицо под объективы фотоаппаратов. Чего не скажешь о его хорошей знакомой Анжелике Богачевской.

В конце 90-х она представлялась молодым модельером, сейчас - экспертом по благородным напиткам. Впрочем, Владислав Александрович еще способен тряхнуть стариной и зажечь в каком-нибудь ночном клубе вроде столичного «Кино» на Олимпийском проспекте. Примечательно, что на номерах «Мерседеса» S-класса, подаренного генералом Анжелике, красуются три буквы «А». Как говорится, круче не бывает.

Ну и что здесь такого, спросите вы, слава Богу, в России еще остались благородные офицеры, способные на такие широкие жесты. Вопрос, где генерал взял деньги на железного коня «бизнес-класса», приличные люди обычно не задают. Мог подать квартиру, доставшуюся в наследство от бабушки, или копил всю жизнь.

В конце концов, Волынскому могли эти деньги подарить. Кто? Например, однокашник по Омской школе милиции Сергей Ряписов, который в оперативных делах ликвидированного Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России почему-то проходил как член омской ОПГ (будем надеяться, что не активный). Милицейская карьера Ряписова в отличие от Волынского не задалась, зато в бизнесе ему везет куда больше. Правда, бизнес у него весьма специфический. Иных за такие «коммерческие проекты» сажают далеко и надолго. Выпускник Омской школы был одной из ключевых фигур в скандально известной инвестиционной компании «Россия». Все инвестпроекты «России» реализовывались по одной ключевой формуле: пришел - увидел - отобрал. На счету этой компании, которую уместнее назвать банда, более трех десятков захваченных объектов. Не случайно «россиян» называют самой «отмороженной» группой рейдеров. Кроме того, Ряписов отметился при захвата Легпромбанка, банка «Олимпийский», ОАО «ВИЛС» и Ступинского металлургического комбината. Словом, поступь у бывшего милиционера твердая.

Еще одного «шапочного» знакомого генерала Волынского называют просто Фарит. В миру он носит фамилию Валеев. Хотя Фарит омскую школу милиции не заканчивал и даже туда не поступал, человек он авторитетный. Причем во всех смыслах этого слова. Валеев неровно дышит к лошадям. Но это не единственное, что роднит его с Волынским и другими очень близкими знакомыми генерала. Фарит вместе с Ряписовым «брал» Легкпромбанк, ВИЛС и СМК. Но запомнился сей господин не только этим. В 2001 году Валеев возглавил группу, которая штурмовала администрацию Тульской области, где заседала избирательная комиссия. Столь экстравагантным способом Валеев продемонстрировал свою поддержку одному из кандидатов на пост губернатора. По инициативе ФСБ тогда возбудили уголовное дело, но наш герой непостижимым образом остался «вне подозрения». Хотя, если брать во внимание знакомство с некоторыми генералами МВД, можно предположить, кто похлопотал за Фарита.

Безусловно, все это ни в коей мере не ставит крест на карьере генерала Волынского. Мали ли кто, где и с кем пересекался. К примеру, беглый гражданин США Кузнецов, который будучи министром финансов Московской области, нагрел эту самую область на несколько миллиардов рублей, разве что не расцеловался в Куршавеле с руководителем одной из самых могущественных российских спецслужб. И ничего оба до сих пор, как говорится, на коне. Чем Владислав Александрович хуже?

На днях в Москве прошло первое заседание президентской комиссии по чистке МВД во главе с Сергеем Нарышкиным. (Этой комиссии предстоит провести переаттестацию всех милицейских генералов.)

Сам факт заседания анонсировался широко, а вот о его результатах общество так и не узнало. Между тем итоги комиссии крайне показательны и поучительны.

Как стало известно “МК”, сразу три генерала из центрального аппарата МВД не прошли переаттестацию и были зарублены. В их числе — и Владислав Волынский, начальник Организационно-инспекторского департамента МВД (проще говоря, штаба).

Генерал-майор Волынский.

Генерал-майор Волынский — фигура в МВД весьма примечательная. Его не без оснований считают правой рукой главного реформатора ведомства, замминистра Александра Смирного. Именно вместе с Волынским, силами его подчиненных, Смирный и готовил все свои прожекты, которые опровергнуты теперь самой жизнью. Профессионалов-практиков к мозговым штурмам принципиально не допускали.

И новая структура “обновленного” МВД — это тоже плод творений Смирного и Волынского. Словно в насмешку над всеми мантрами министра Нургалиева, написанное ими штатное расписание полностью расходится с президентскими указаниями.

В первую очередь сокращению подверглись почему-то оперативные подразделения. По первоначальной версии, утвержденной Нургалиевым в феврале, Департамент уголовного розыска и транспортный департамент обрезались на 40% (вместо положенных 22%). В Департаменте экономической безопасности сократили 400 человек — почти половину.

Зато штабные структуры и сам аппарат либо урезаны были совсем незначительно, либо и вовсе прибавили в весе. Из оргинспекторского департамента Волынский со Смирным умудрились слепить даже два самостоятельных управления…

В течение последних лет, стараниями Смирного, милицейский штаб превратился в главный центр притяжения. Здесь вырабатывались основные решения, здесь формировалась кадровая политика. Только за два года начальниками региональных УВД-ГУВД стали более 20 выходцев из Омска — родового гнезда Смирного—Волынского.

Созданная этими людьми иезуитская система отчетности позволяла им держать в страхе всю систему. Ни один руководитель не осмеливался вступать в пререкания со штабом: в противном случае спешно выехавшая проверка без труда составляла разгромный отчет. Жонглирование цифрами было поставлено на поток.

Впрочем, генерал Волынский был славен не только своими управленческими талантами. Неоднократно главный штабист попадал в эпицентр коррупционных скандалов.

В 2009 году при получении взятки в размере 850 тысяч долларов был задержан его подчиненный Александр Жарков. На допросе полковник сказал, что нес деньги “наверх”. Сразу после этого Владислав Волынский был вызван на допрос в СКП.

Прозвучала в печати и другая грязная история, когда гендиректор коммерческой фирмы “Группа Квадро Телеком” Евгений Ухабин впрямую обвинил Волынского в пособничестве рейдерам и многолетней передаче ему взяток. Проведенная собственной безопасностью МВД проверка подтвердила правильность многих обвинений. В частности, документально было установлено, что Волынский как минимум пользовался “Рэйндж-Ровером” Ухабина.

Кстати, с печально известным генерал-лейтенантом Александром Боковым — бывшим начальником штаба МВД — Волынского тоже связывали самые теплые отношения. (Когда-то Боков оказал Волынскому протекцию.)

К сожалению, никаких выводов по горячим следам ни тогда, ни после ареста Бокова сделано не было. Единственное, чего добился ДСБ при поддержке ФСБ, — неприсвоения Волынскому очередного генеральского звания: теперь он навсегда останется генерал-майором несуществующей милиции…

Снятие с пробега одного из самых влиятельных генералов МВД, без сомнения, означает, что тучи сгущаются и над Александром Смирным. Наши источники говорят, что в президентской администрации Нургалиеву неофициально рекомендовали “воздержаться” от внесения кандидатуры Смирного для переаттестации. В противном случае — министр может угодить в конфуз.

Если это случится и Смирный вслед за Волынским покинет благодатную житницу МВД, можно будет констатировать торжество справедливости. Те, кто из-за собственной дурости и амбиций развалил здание, сами и погибли под его развалами. Туда им и дорога…

Визитная карточка:

В 1981 г. поступил в Омскую высшую школу милиции МВД СССР. После ее окончания работал инженером по спецтехнике и связи отдела внутренних дел № 3 8-го управления МВД СССР. С 1986 по 1988 год - оперуполномоченный, а затем старший оперуполномоченный уголовного розыска отдела внутренних дел № 3 8-го управления МВД СССР.

Научная деятельность Владислава Александровича началась в 1988 г. с его приходом в отдел по разработке проблем гражданской обороны и мобилизационной подготовки в ОВД ВНИИ МВД СССР.

В 1991 г. он закончил адъюнктуру ВНИИ МВД СССР, получил ученую степень кандидата юридических наук.

С 1991 по 1998 год последовательно занимал должности научного сотрудника, старшего научного сотрудника ВНИИ МВД СССР, ведущего научного сотрудника НИЛ-8 ВНИИ МВД России, ведущего научного сотрудника 2 отдела НИЛ-4 ВНИИ МВД России, начальника 4 отдела НИЛ-5 ВНИИ МВД России, заместителя начальника НИЛ-5 ВНИИ МВД России.

Сфера научных интересов Владислава Александровича - криминалистика, уголовный процесс, организация управления.

В 1988 г. был прикомандирован к аппарату Счетной палаты РФ.

В этом же году был назначен заместителем начальника Главного организационно-инспекторского управления МВД России.

С 2001 г. - заместитель начальника Главного штаба МВД России, заместитель начальника Главного организационно-инспекторского управления МВД России. С 2004 г. генерал-майор милиции В.А. Волынский - первый заместитель начальника Организационно-инспекторского департамента МВД России. Указом Президента РФ от 29 сентября 2008 г. № 1417 назначен начальником Организационно-инспекторского департамента МВД России.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Награжден знаком «Почетный сотрудник МВД», именным оружием.

В прошлом месяце штабные подразделения в системе органов внутренних дел отметили 90-летие. История их становления богата самыми разнообразными событиями, порой драматическими, иногда угрожавшими самому суще-ствованию штаб-ных аппаратов. Но время постепенно все расставило по местам. Несмотря на все пе-рипетии, они с честью выдержали все выпавшие на их долю испытания, убедительно доказав на деле свою способность оперативно и грамотно решать самые сложные проблемы в сфере борьбы с преступностью.

В канун Дня милиции мы встретились с начальником Организационно-инспекторского департамента МВД России генерал-майором милиции Владиславом ВОЛЫНСКИМ и попросили его ответить на вопросы журнала.

Владислав Александрович, в дни празднования вашей службы читатели «Милиции», полагаем, имели возможность достаточно подробно ознакомиться с историей ее создания. Предлагаем перекинуть «мостик» в день сегодняшний. Что вы думаете по поводу процесса формирования вертикали штабной службы? Он завершен?

В основном завершен. Хотя отдельные изменения в струк-туре штабных подразделений и выполняемых ими задачах еще будут проис-ходить, цель одна - дальнейшее совершенствование деятельности штабов.

В центральном аппарате МВД России функции штаба осуще-ствляет Организационно-инспекторский департамент, который со-единяет в себе ор-ганизационно-аналитическую, контрольно-плано-вую и орга-низационно-штатную работу, проведение инспектирова-ний и кон-трольных проверок, а также комплексных документальных проверок и ревизий финан-сово-хозяй-ственной деятельности орга-нов внутренних дел на мес-тах.

Одновременно на ОИД МВД России возложены функции коор-динации действий подразделений и органов внутренних дел при проведении крупно-масштабных комплексных операций, а также при осложнении оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельст-вах и в условиях введения правового режима чрезвычайного или военного положения.

Кроме этого, департамент обеспечивает работу Научного со-вета МВД России, осуществляет координацию деятельности научно-практических сек-ций подразделений органов внутренних дел, про-водит работу по оказанию им организационно-методической, кон-сультативной и практической помощи, принимает участие в разра-ботке нормативных правовых актов, направленных на совершенст-вование правового регулирования управления в сфере внут-ренних дел.

Именно многогранность, широта компетенции департамента и штабных подразделений на местах откры-вают реальные возможно-сти для обеспечения оптимального управления в системе органов внутренних дел, позволяют на-ладить должное взаимодействие ме-жду различными службами, улучшить де-ловые отношения с другими правоохранительными органами, министерст-вами и ведомствами.

Бытует мнение, что некоторые службы и подразделения органов внутренних дел «ревниво», если можно так выразиться, относились к повышению статуса штабов...

И видели угрозу своей самостоятельно-сти...Так вот, сегодня можно с уверенно-стью сказать, что подобные опасения не оп-равдались. Штабы пре-вратились в надежный инструмент преодоления ве-домственной ра-зобщенности. Им в одинаковой степени важны все задачи, стоящие перед органами внутренних дел в целом. Они способны выработать комплексные меры по решению любых проблем в правоохрани-тельной сфере.

Наделение штабов новыми полномочиями и расширение круга решае-мых ими задач послужило началом коренной перестройки системы управле-ния, суть которой - в переходе от отраслевого к комплексному управлению деятельностью органов внутренних дел. Концентрация в штабах основных рычагов управления силами и средствами органов МВД помогла сущест-венно повысить уровень организации деятельности служб и подразделений органов внут-ренних дел и как следствие этого - улучшить результаты их функ-ционирования, сохранить контроль за крими-нальной ситуацией.

Не могли бы вы рассказать о работе департамента, направленной на совершенствование го-сударственной по-литики в области внутренних дел?

Это одно из важнейших направлений нашей деятельности. Департаментом подготовлены и направлены в соответствующие инстанции много-численные предложения по проек-там ряда федеральных законов, указов Президента РФ, постанов-лений Прави-тельства РФ, решений заседаний Совета безо-пасности РФ, Государственной пограничной ко-мис-сии, Морской коллегии при Правительстве РФ. Кроме того, разработано несколько ведомственных целевых программ.

Успешно реализуется План мероприятий МВД России по про-ведению административной реформы, рассчитанный на период до 2010 года, целью которого является оптимизация управленческой деятельности, обеспечение законности, развитие открытости и дос-тупности информации о работе милиции.

Значительно обновлена нормативная правовая база. В целях оптимизации работы МВД России подготовлены приказы «О мерах по повышению эффективности инспектирования и контрольных проверок дея-тельности органов внутренних дел», «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и мили-ции общественной безопасности, ор-ганов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте», «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Россий-ской Федерации», «Об утверждении инструк-ции о порядке приема, регистра-ции и разрешения в органах внутрен-них дел заявлений, сообщений и иной информации о про-исшествиях», «О едином учете преступлений», «О порядке органи-зации и проведения экспериментов в системе Министерства внут-ренних дел Российской Федерации» и ряд дру-гих, в том числе меж-ведомственных, нормативных правовых актов.

- Как вы оцениваете работу штабных подразделений на местах?

В целом удовлетворительно. Однако хотел бы указать и на не-которые недос-татки в их работе, требующие скорейшего устранения.

Как известно, одним из важнейших направлений деятельности штабов всех уровней является информационно-аналитическая ра-бота. От ее состоя-ния зависит обоснованность и действенность принимаемых управленческих решений. Не зная реального положе-ния дел, не владея оперативной обста-новкой, невозможно своевре-менно выявлять неблагополучные участки и уп-реждать негативные тенденции, оперативно маневрировать силами и средст-вами, эф-фективно влиять на организацию и конечные результаты деятельно-сти органа внутренних дел.

Именно штаб призван осуществлять общесистемный анализ и оценку оперативной обстановки, прежде всего факторов, обусловливаю-щих ее изменения, результатов оперативно-служебной деятельно-сти служб и подразделений, го-товить на этой основе комплексные управленческие решения, ориентирован-ные на достижение сис-темно значимых целей и задач органа внутренних дел.

К сожалению, работа на этом направлении в отдельных подразделениях хромает на обе ноги. Ре-зультаты инспекторских и контрольных проверок свидетель-ствуют о том, что в большинстве МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ кри-минологический анализ осуществляется уп-рощенно - как правило, это только сопоставление статистических показателей, которое далеко не всегда сопровождается ка-кими-либо глубокими выводами и конкретными предло-жениями. Факторы, прямо или косвенно влияющие на состояние преступности, а также данные судебной практики не учитываются. Узость информацион-ной базы, естест-венно, негативно влияет на качество принимаемых решений, которые, к сожалению, иногда не адекватны складывающейся криминальной ситуации.

Оценка результатов деятельности ОВД, его служб и подразде-лений страдает однобокостью. Во многих регионах, вопреки указа-ниям министра, до настоящего времени широко используются давно отмененные показатели «общий процент раскрываемости», различные рейтинги, ранжиры и т.д.

За примерами, как говорится, ходить далеко не надо. Руково-дитель одного из подразделений ГУВД по Тюменской об-ласти ввел плановые задания подчиненным по числу пресеченных адми-нистративных правонару-шений. В 2007 году начальник УВД по Аст-раханской об-ласти Тапилин А.А. обязал каждый горрайорган ежесу-точно регистрировать и раскрывать не ме-нее 20 преступлений, а также получать от подозреваемых не менее пяти явок с повинной.

К сожалению, таких примеров немало. Инертность отдельных руководителей в рассматриваемом вопросе в совокупности с незнанием действующей нормативной правовой базы приводит к обозначенным выше управленческим решениям. И не удивительно, что такое упрощенчество, если не сказать извращение, требований министерства охотно и справедливо критикуется в средствах массовой информации, обращениях граждан. Мы сами даем серьезный повод общественности верить в существование «палочной системы», плановых показателей по различным направлениям оперативно-служебной деятельности. Вот в таких ситуациях и должна прослеживаться роль началь-ника штаба, задача которого - вовремя подсказать руководителю, что его указания противоречат ведомственным нормативным правовым актам, а где это необходимо - проявить принципиальность.

Задача штаба - организовать работу так, чтобы содержание всех поступающих нормативных актов своевре-менно до-водилось до всех сотрудников, тем более до руководите-лей. Казалось бы: это элементарная вещь, не требующая напоми-наний. Но проверки показывают, что это далеко не так.

Например, в ходе инспектирования УВД по г. Рубцовску ГУВД по Ал-тайскому краю установлено, что в городском отделении мили-ции «Северное» указанного управления полностью отсутствуют ка-кие-либо нормативные правовые акты МВД России, ГУВД по Алтай-скому краю и УВД по г. Руб-цовску. Начальник отделения знакомится с ними только в городском УВД, при этом никаких выписок не дела-ется.

Аналогичная ситуация сложилась в территориальном отделе милиции ОВД по Ленинскому району г. Барнаула, где членам комис-сии были пред-ставлены лишь 2 приказа МВД России и один - ГУВД по Алтайскому краю. Подобные примеры можно при-вести и по другим регионам.

К сожалению, отмечаются случаи, когда начальники штабных подраз-делений сами не знают содержания даже тех нормативных актов, которые должны были бы стать их, что называется, настольной книгой.

- Как департаментом осуществляются контрольные функции?

Важнейшим рычагом успешной оперативно-служебной и управленче-ской деятельности является контроль. Конечная его цель состоит не столько в том, чтобы выявлять отклонения и про-счеты в работе, сколько в том, чтобы их предупреждать, а также устранять причины и условия, им способствую-щие. Тема эта доста-точно объемная, требует отдельного и обстоятельного разговора. Отмечу лишь два момента: это вопросы установления особого кон-троля и институт кураторства.

Многочисленные недос-татки в этой сфере в деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ свидетельст-вуют об иска-жении самого понятия «особый контроль», которое сейчас нередко означает лишь формальную процедуру. Реа-лизуе-мые в его рамках меры зачастую ма-лоэффективны и несостоя-тельны. Самыми распространенными из них явля-ются запрашива-ние справок и ред-кие выезды в подконтрольные органы на подведе-ние итогов. Требования приказа МВД России № 580 от 2005 г. нару-шаются на всех этапах - от мо-мента установления особого кон-троля до его снятия.

Нередки случаи, когда основанием для постановки на особый контроль служит только достаточно расплывчатая формулировка «снижение результа-тов оперативно-служебной деятельности», при этом выезды на места не осу-ществляются, истинные причины ухудшения положения дел в том или ином органе внутренних дел не выясняются.

Не выдерживает никакой критики качество и своевременность плани-рования мероприятий, проводимых в ходе осуществления особого контроля. Например, в ГУВД по Самарской области план мероприятий по осуществле-нию особого контроля за деятельностью УВД по Совет-скому району был ут-вержден только через три месяца после его ус-тановления.

Количество подразделений и направлений деятельности, по которым установлен особый контроль, нередко превышает все ра-зумные пределы. В УВД по Пензенской области число подкон-трольных органов и подразделений достигало 60, в ГУВД по Волго-градской области - 56, при этом в 34 из них (61 процент) никто из аппарата ГУВД не выезжал.

Не практиковали выезды в органы, стоящие на особом кон-троле, сотрудники аппаратов МВД по Республике Саха (Якутия), УВД по Еврейской автономной области. И наоборот, сотрудники аппарата МВД по Республике Адыгея осуществили более 50 выездов в под-контрольные подразделения, но ни разу оказание практической по-мощи не было целью и содержанием командировок.

Привлекает к себе внимание ситуация, при которой в наруше-ние тре-бований нормативных правовых актов МВД России дея-тельность значитель-ного количества горрайорганов или их струк-турных подразделений безре-зультатно числится на особом кон-троле в течение нескольких лет. Неудиви-тельно, что снятие особого контроля зачастую происходит по формальным признакам, а ре-зультаты работы половины из подконтрольных органов оце-нива-ются после этого отрицательно. При этом никто из руководителей не не-сет никакой дисциплинарной ответственности.

В ГУВД по Самарской области после пяти лет (с 2001 по 2006 год) нахождения на особом контроле главка деятельность ОВД по району Кинель-Черкасский при инспектировании комиссией МВД Рос-сии в 2007 году оценена неудовлетворительно.

Аналогичная ситуация отмечается в МВД по республикам Тыва, Бурятия, УВД по Новгородской области, Западном, Азово-Черномор-ском и Забайкальском УВДТ, где по итогам инспектирования служеб-ная деятельность подчиненных ОВД, незадолго до этого снятых с особого контроля, оценена комиссиями МВД России неудовлетвори-тельно.

Во многих регионах практически не работает ин-ститут кура-тор-ства. Вместо оказания практической помощи по направле-ниям дея-тельно-сти, постоянного позитивного влияния на организацию и ре-зультаты работы курирующие руководители МВД, ГУВД, УВД по субъек-там РФ, УВДТ и ОВДРО в лучшем случае заняты обыч-ным сбором разных справок и не чувствуют практически никакой ответст-венности за положение дел в курируемом ими ор-гане внутренних дел.

Только вдумайтесь: какая может быть польза от 20 кураторов, закрепленных за каждым линейным органом внутренних дел Азово-Черноморского УВДТ, если они в течение года там практически не появлялись?!

А вот другой пример: в четырех прове-ренных горрайорганах во Владимирской области отметки о провер-ках со стороны кураторов отсутствовали даже в книге записей про-веряющих, находящейся в дежурной части.

За последние пять лет Инспекцией ОИД МВД России про-ведено 87 инспекти-рований и 36 контрольных проверок, сделано более 300 целевых выездов в регионы с целью тематических про-верок и оказания практической помощи. На особый контроль была поставлена деятельность 21 органа внутренних дел. В настоящее время он осуществляется за работой пяти органов (МВД по Респуб-лике Ингушетия, ГУВД по Нижегородской области, Забайкальское УВДТ, УВД № 53 и УВД № 185 МВД России).

Методика проведения инспектирования родилась несколько десятилетий назад, еще в советское время, и не претерпела существенных изменений. Хотя техника, информационные технологии шагнули далеко вперед и диктуют необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию работы в целом и, разумеется, в процесс инспектирования, в частности. Организационно-инспекторский департамент приступил к разработке новых подходов к инспектированию и проверке оперативно-служебной деятельности ОВД, основными целями которых являются:

Максимальная экономия денежных средств и людских ресурсов за счет существенного сокращения времени проверки и количества проверяющих, а также более четкой регламентации порядка отмены инспектирования или его замены целевым выездом для изучения отдельных направлений работы;

Объективизация результатов проверки путем смещения акцента работы проверяющих с анализа преимущественно статистических данных на учет иных факторов, отражающих реальную ситуацию в ОВД в целом и по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности. Иными словами, выезжая в командировку, основное внимание сотрудники должны уделять проверке тех вопросов, которые не могут быть зафиксированы в статистике.

На постоянной основе контролируется развитие ситуации в Северо-Кавказском регионе. Проводится работа по выработке про-ектов нормативных актов и управленческих решений, направленных на повышение эффективно-сти проведения контртеррористических мероприятий, результативности вы-полнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач органов и под-разделений МВД России в составе Объединенной группировки войск. Непре-рывно осуществ-ляется контроль за реализацией комплекса мер по предупре-ждению диверсионно-террористических актов на территории РФ.

- Как вы оцениваете внутриведомственный контроль?

Хотел бы отметить, что если в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ пред-принимаются меры по его со-вершенствованию, то на уровне гор-райлинорганов ситуация меняется доста-точно медленно.

Мое мнение таково: надо пересмотреть систему зонального контроля и кураторства в плане расширения полномочий кураторов и определения сте-пени их ответственности за положение дел в под-ведомственной оперативной зоне в виде соответствующего норма-тивного правового акта. Этот норматив-ный акт должен четко регла-ментировать цели и задачи зонального контроля, понятие куратор-ства в органах внутренних дел, права и обязанности зональ-ных ку-раторов, а также перечень материалов КНД по осуществлению зо-нального контроля.

Инспекциям необходимо осуществлять постоянное слежение за опера-тивной обстановкой и процессами, происходящими в закре-пленных органах внутренних дел, своевременно обобщать инфор-мацию и доводить ее до кура-торов, а в дальнейшем совместно с ними готовить для руководства проекты соответствующих решений. Считаю также целесообразным чаще практико-вать заслушивания руководителей горрайлинорганов на уровне МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

- Существует ли в органах внутренних дел проблема с так называемым бумаготворчеством?

Полагаю, надо принимать более активные меры по снижению в органах внутренних дел документооборота. Решений на этот счет принималось много, од-нако они пока не дают желае-мого эффекта. Конечно, многое тут за-висит от принципиальности и настой-чивости ОИД МВД России. К сожалению, нам пока не удалось изменить ситуацию к лучшему. Руководители отдельных подразделений центрального аппарата МВД России практикуют бумажный стиль руководства, засыпают ре-гионы письмами и указаниями, которые заканчиваются требова-нием итоги выполнения той или иной поставленной задачи рассмот-реть на оперативном совещании или на заседании коллегии. До-бавьте сюда чрезмерную заседа-тельскую активность самих местных начальников и тогда будет складываться примерно такая картина.

В органе внутренних дел субъекта РФ, с учетом текущих требований ру-ководства МВД Рос-сии, департаментов МВД России, а также в связи с необ-ходимо-стью приня-тия собственных управленческих решений, в течение од-ного года должно проводиться более 50 заседаний коллегии и оперативных со-вещаний при начальнике УВД. И это при том, что на исполнении, кроме того, имеется значи-тельное количество совместных решений с дру-гими правоохрани-тельными органами. В таком круговороте бумаг можно утопить лю-бое реальное дело.

Известно: одна из важнейших задач штабов - организационно-штатное обеспечение органов внутренних дел. Как она сегодня решается?

Эта работа строится с учетом криминаль-ной и демографиче-ской ситуаций и реальных нагрузок. Однако в ряде МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ этот ин-струмент используется неэффек-тивно.

Так, в ГУВД по Свердловской области за 10 лет численность ох-ранно-конвойных подразделений сокращена вдвое, что привело к несоответствию штатной обеспеченности данного направления дея-тельности. В результате председатель Свердловского областного суда вынужден был в сентябре с.г. обратиться по данной проблеме в МВД России.

В министерство продолжают поступать необоснованные за-просы о выделении дополнительной численности, увеличении числа должностей заместителей руководителя, создании территориаль-ных органов в других регионах.

Так, МВД по Республике Татарстан в августе текущего года обратилось в МВД России с просьбой о выделении дополнительной штатной численно-сти охранно-конвойных подразделений. Вместе с тем за период 2003-2008 г.г. штатная численность ИВС и охранно-конвойных подразделе-ний МВД по Республике Та-тарстан была сокращена на 10,6 процента. При этом в результате организационных мероприятий произошло значитель-ное уменьшение количества должностей, содержащихся за счет средств федерального бюджета (с 48,1 до 9,3 процента).

В марте с.г. МВД по Республике Саха (Якутия) обратилось в МВД России с просьбой о создании оперативно-разыскной части кри-минальной милиции республиканского министерства с дислокацией в г. Москве с функциями оператив-ного обслуживания бюджетообразующих предприятий республики, офисы кото-рых расположены в столичном ре-гионе. Это свидетельствует о незнании или иг-норировании Конституции РФ и федерального законодатель-ства по вопросам формирования государственных структур, разграничения их за-дач и функций, а также нормативно-правовой базы органов внутренних дел.

ГУВД по Пермскому краю, МВД по Кабардино-Балкарской Республике ходатайствовали о введении в УГИБДД третьей (дополнительной) должности «заместитель на-чаль-ника управления», хотя, как показал анализ, дополнительные функ-ции на эти подразделения не возлагались, количество аварий на до-рогах на 10 тыс. транспортных средств и пострадавших на 100 тыс. жителей значительно ниже общероссий-ских показателей.

- Каковы горизонты научной деятельности департамента?

В подраз-делениях МВД России созданы и успешно работают 183 научно-прак-тические секции Совета МВД России по науке и передовому опыту, деятельность большинства из которых организуется штабными под-разделениями.

В то же время анализ основных результатов научного обеспе-чения показывает, что предпринимаемые меры по повышению эффективности научного обеспечения системы МВД России пока не приносят ожидаемых результатов.

Отдельные позитивные результаты проводимой работы, как говорится, налицо. В то же время существует ряд серьезных недостатков в органи-зации научного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

В ряде подразделений МВД России продолжают грубо нару-шаться нормативные предписания, регламентирующие организа-цию работы по научному обеспечению органов внутренних дел. От-дельными руководителями МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ не приняты исчерпывающие меры по безус-ловному выполнению требований нормативных правовых и распо-рядительных документов, регламентирующих организацию научного обеспечения оперативно-служебной деятельности.

Тревожная ситуация с организацией научного обеспечения оперативно-служебной деятельности сложилась в МВД по республикам Марий-Эл, Саха (Якутия), Тыва, ГУВД по Иркутской области.

Не соответствует предъявляемым требованиям организация работы по научному обеспечению в МВД по республикам Ингушетия и Дагестан.

Не организовано должным образом взаимодействие с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями в МВД по Карачаево-Черкесской Республике, ГУВД по Самарской области, УВД по Амурской, Рязанской, Пензенской, Ярославской областям. Крайне слабо осуществляется внедрение результатов научных исследо-ваний в МВД по республикам Адыгея, Карачаево-Черкесия.

Основной причиной отсутствия в ряде подразделений МВД России качественной системы доведения научных разработок до низового звена органов внутренних дел продолжает оставаться крайне низкий уровень профессиональной квалификации сотрудни-ков, назначенных ответственными за выявление и анализ проблем, требующих научной разработки, формирование заявок на их иссле-дование, внедрение научной продукции и передового опыта в прак-тику.

Как следствие - планы деятельности по научному обеспечению подчиненных органов и итоговые отчеты составляются формально, а их содержание не отражает актуальных проблем оперативно-слу-жебной деятельности, требующих научной разработки, и не содер-жит мероприятий, направленных на реальное повышение эффек-тивности оперативно-служебной деятельности.

Подобное положение отмечено в МВД по республикам Адыгея, Северная Осетия-Алания, УВД по Камчатскому краю, Чукотскому автономному округу, Кировской, Рязанской, Сахалинской и Тульской областям.

Рассматриваемому направлению не оказывается должного личного внимания со стороны руководителей штабов МВД по рес-публикам Карелия, Хакасия, Алтай, Чувашской Республике, ГУВД по Кемеровской, Новосибирской, Тюменской, Волгоградской, Челябин-ской областям, УВД по Мурманской, Магаданской, Читинской, Том-ской областям.

Одновременно серьезную озабоченность вызывает сохраняю-щаяся практика заказа и выполнения научных разработок, имеющих заведомо низкую актуальность практического применения в органах внутренних дел.

- Как скоро научные исследования внедряются в жизнь?

К сожалению, при-емка результатов научных исследований оставляет желать лучшего... Много формализма, а иногда, что греха таить, и фальсификации.

Так, в УВД по Брянской области в результате внедрения результатов диссертационного исследования «Админи-стративно-правовое регулирование задержания и запрещение экс-плуатации транспортного средства», выполненного в Брянском фи-лиале Московского университета МВД России, по итогам 2007 г. произошло сокращение на 26,3 процента дорожно-транспортных происше-ствий из-за неисправности транспортного средства. И что же? Оказалось, указанная работа была принята только 31 октября 2007 года!

Еще одна проблема... Отдельные подразделения МВД России не владеют информа-цией о ранее заказанной научной продукции.

Так, например, в интересах ГУВД по Воронежской области ВНИИ МВД России было выполнено 6 научно-исследовательских работ. Однако в ОИД МВД России была представлена информация о приемке только 2. Воронежским институтом МВД России по заяв-кам ГУВД по Воронежской области выполнено 29 НИР. Вместе с тем, по информации ГУВД, принято и внедрено в оперативно-служебную деятельность только 15 НИР, информация о приемке и внедрении 14 работ в ОИД МВД России не поступила.

Эти факты свидетельствуют о том, что во многих подразделениях МВД России продолжает сохраняться бюрократический подход к организации деятельности по научному обеспе-чению и внедрению в практику результатов научных разработок, не уделяется внимания адекватности осуществляемых меро-приятий по научному обеспечению органов внутренних дел склады-вающейся оперативной обстановке.

Завершая беседу, отмечу, что объем задач, выполняемых сегодня штабными подразделениями, довольно значителен. Пожалуй, нет такого подразделения в структуре МВД России, деятельность которого носила бы столь широкий и разноплановый характер. И, надо отдать должное, в основной своей массе штабные аппараты вполне успешно справляются с возложенными на них многочисленными функциями.

В октябре, когда отмечали юбилей, поощрено более 5 тысяч сотрудников и ветеранов службы, в том числе представлены к государственным наградам 141 человек, более 2 тысяч работников - к ведомственным.

07.12.2008

За двадцать с лишним лет службы дорос до генеральских звездочек и должности начальника Организационно-инспекторского департамента (ОИД) МВД России. Деятельность этой структуры практически незаметна для тех, кто находится вне милицейской системы. ОИД – это, если так можно выразиться, продукт для внутреннего потребления. Департамент следит за порядком в подразделениях, подбивает отчетность, контролирует выполнение планов. Словом, своего рода служба внутреннего контроля. Поэтому оидовцы пользуются стойкой нелюбовью со стороны коллег за выпитую кровь. С другой стороны иметь в друзьях «ревизоров» - значит априори избавить себя от лишней головной боли и необязательных выволочек большого начальства. Отсюда и профессиональная болезнь у тех, кто служит в департаменте, спровоцированная частыми посещениями ресторанов, бань и других увеселительных заведений, где горячительные напитки льются рекой.

Но не это главное преимущество службы в ОИДе. По крайней мере, такими проявлениями лояльности со стороны коллег Волынского не удивишь. За время службы в департаменте, а генерал только на должности зама пробыл 10 лет, Владислав Александрович обзавелся знакомствами и связями, с помощью которых, при желании, можно решить практически любой вопрос или проблему. Например, посодействовать в том, чтобы не трогали хороших людей из солидной консалтинговой компании «Финсервисконсалтинг» (ФСК).

История с вымогательством денег у руководства этой компании подчиненным Волынского вызвала настоящий приступ гнева главы ведомства Рашида Нургалиева, назвавшего этот вопиющий случай «беспрецедентным актом предательства интересов службы» . Главный эксперт-консультант ОИД полковник Александр Жарков попался на взятке в 850 тысяч долларов. Причем это был аванс. Просили в два раза больше. За эти деньги полковник обещал решить проблемы ФСК, возникшие после визита борцов с экономическими преступлениями. Консалтинговая компания проходила по крупному делу об обналичке денег вместе с двумя другими московскими фирмами - «Консалтинг групп» и «Спортинформ». Во время обыска в офисе ФСК изъяли не только всю финансово-бухгалтерскую документацию и жесткие диски, но и поддельные печати, в том числе с гербом МВД. Несколько человек были арестованы.

В качестве свидетеля по этому делу проходил некто Александр Сколков, гендиректор ООО «Капитал-групп», которое тоже не брезговало сомнительными финансовыми операциями. Но в узких кругах Сколков известен не столько этим, сколько крепкой дружбой с руководством того самого ОИДа. Туда и побежал напуганный до смерти дотошными расспросами следователя коммерсант.

- Мы решим твою проблему, - успокоил Сколкова куратор с большими звездами.

Понятно, что после таких заверений будущее гендиректору «Капитал-групп» уже не казалось мрачным. Тем более, что друзья в погонах предложили ему еще и хорошо заработать на внезапно возникшей проблеме ФСК.

Роль переговорщика с руководством финансовой компании отвели полковнику Жаркову . Он-то и раскрыл коммерсантам глаза на ближайшее будущее.

- Сейчас вы свидетели, а завтра будете обвиняемыми, - внушал полковник. – Но мы вас можем защитить.

Услуги защиты оценили в 1 миллион 700 тысяч «зеленых».

- А вернуть изъятое во время обыска можно? – интересовались бизнесмены.

Не вопрос, еще 250 тысяч, - увеличил ценник Жарков, после чего побежал докладывать об успехе на переговорах начальству. Что было дальше, подробно описано в СМИ. Полковника с деньгами взяли практически под стенами МВД на Большой Якиманке. Затем пришли и за Сколковым. На допросах у следователя СКП Жарков из себя молодогвардейца разыгрывать не стал и тут же вложил шефа. В результате Волынскому пришлось объясняться. Явный оговор! Он и знать не знает о каких-то сотнях тысяч долларов. Да Владислав Александрович и деньжищ-то таких в руках отродясь не держал.

В общем, поверим генералу на слово. Тем более, что ничего другого нам пока не остается. Волынский ведь человек чрезвычайно осторожный и до этого случая нигде в полный рост не светился. Разве что в светской хронике. И то Владимир Александрович предпочитает лишний раз не поставлять лицо под объективы фотоаппаратов. Чего не скажешь о его хорошей знакомой Анжелике Богачевской .

В конце 90-х она представлялась молодым модельером, сейчас – экспертом по благородным напиткам. Впрочем, Владислав Александрович еще способен тряхнуть стариной и зажечь в каком-нибудь ночном клубе вроде столичного «Кино» на Олимпийском проспекте. Примечательно, что на номерах «Мерседеса» S-класса, подаренного генералом Анжелике, красуются три буквы «А». Как говорится, круче не бывает.

Ну и что здесь такого, спросите вы, слава Богу, в России еще остались благородные офицеры, способные на такие широкие жесты. Вопрос, где генерал взял деньги на железного коня «бизнес-класса», приличные люди обычно не задают. Мог подать квартиру, доставшуюся в наследство от бабушки, или копил всю жизнь.

В конце концов, Волынскому могли эти деньги подарить. Кто? Например, однокашник по Омской школе милиции Сергей Ряписов, который в оперативных делах ликвидированного Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России почему-то проходил как член омской ОПГ (будем надеяться, что не активный). Милицейская карьера Ряписова в отличие от Волынского не задалась, зато в бизнесе ему везет куда больше. Правда, бизнес у него весьма специфический. Иных за такие «коммерческие проекты» сажают далеко и надолго. Выпускник Омской школы был одной из ключевых фигур в скандально известной инвестиционной компании «Россия». Все инвестпроекты «России» реализовывались по одной ключевой формуле: пришел – увидел – отобрал. На счету этой компании, которую уместнее назвать банда, более трех десятков захваченных объектов. Не случайно «россиян» называют самой «отмороженной» группой рейдеров. Кроме того, Ряписов отметился при захвата Легпромбанка, банка «Олимпийский», ОАО «ВИЛС» и Ступинского металлургического комбината. Словом, поступь у бывшего милиционера твердая.

Еще одного «шапочного» знакомого генерала Волынского называют просто Фарит. В миру он носит фамилию Валеев . Хотя Фарит омскую школу милиции не заканчивал и даже туда не поступал, человек он авторитетный. Причем во всех смыслах этого слова. Валеев неровно дышит к лошадям. Но это не единственное, что роднит его с Волынским и другими очень близкими знакомыми генерала. Фарит вместе с Ряписовым «брал» Легкпромбанк, ВИЛС и СМК. Но запомнился сей господин не только этим. В 2001 году Валеев возглавил группу, которая штурмовала администрацию Тульской области, где заседала избирательная комиссия. Столь экстравагантным способом Валеев продемонстрировал свою поддержку одному из кандидатов на пост губернатора. По инициативе ФСБ тогда возбудили уголовное дело, но наш герой непостижимым образом остался «вне подозрения». Хотя, если брать во внимание знакомство с некоторыми генералами МВД, можно предположить, кто похлопотал за Фарита.

Безусловно, все это ни в коей мере не ставит крест на карьере генерала Волынского. Мали ли кто, где и с кем пересекался. К примеру, беглый гражданин США Кузнецов, который будучи министром финансов Московской области, нагрел эту самую область на несколько миллиардов рублей , разве что не расцеловался в Куршавеле с руководителем одной из самых могущественных российских спецслужб. И ничего оба до сих пор, как говорится, на коне. Чем Владислав Александрович хуже?

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.