Кредитование

Разговорный стиль речи. Презентация по русскому языку "разговорный стиль речи" Исследовательская работа по тексту

Мы говорим не так, как пишем. Наша речь
спонтанна и ситуативна.
Разговорный стиль выполняет, прежде всего,
функцию общения. Его назначение –
непосредственная передача информации,
преимущественно в устной форме. Исключение
составляют частные письма,
записки, дневниковые записи.
Данному стилю свойственны
непринужденность,
экспрессивность,
неофициальность.

Большое влияние на разговорный стиль оказывает ситуация –
реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно
сокращать высказывания. В них могут отсутствовать отдельные
компоненты, что, однако, не мешает правильному восприятию
разговорных фраз.
Например, в булочной нам не кажется странной фраза «Мне,
пожалуйста, один с отрубями и половинку черного».
На вокзале уместно и понятно прозвучит просьба: «Два до
Одинцова: детский и взрослый».
В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный
способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер
выражения. Отсюда и проистекает неупорядоченность,
фрагментарность речевых форм и эмоциональность данного стиля.

Как и любой стиль, разговорный имеет свою особую сферу
применения, определенную тематику.
Чаще всего
предметом разговора становятся погода, здоровье,
новости, какие-либо интересные события, покупки, цены.
При обсуждении научных достижений, новостей
культурной жизни лексика разговоров обогащается
книжными словами, терминами.
Необходимым условием непринужденной беседы
является отсутствие официальности, доверительные,
свободные отношения между
участниками диалога или
полилога.

Установка на естественное, неподготовленное общение
определяет использование определенных языковых
средств.
1. В разговорном стиле, для которого устная форма
является исконной, важнейшую роль играет звуковая
сторона речи и, прежде всего, интонация. Именно
она (в совокупности со своеобразным синтаксисом)
создает
впечатление
разговорности.
Непринужденная речь отличается резкими повышениями и
понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных,
скандированием слогов, паузами, изменениями темпа речи.
По разному звучанию можно легко отличить полный
(академический, строгий) стиль произношения, присущий
лектору,
оратору,
профессиональному
диктору,
вещающему по радио от неполного, свойственного
разговорной речи.

2. В разговорном стиле отмечается менее отчетливое
произношение звуков, их сокращение или редукция.
Так, вместо «Александр Александрович» мы скажем «Сан
Саныч», вместо «Мария Сергеевна» «Марь Сергевна».
Меньшая напряженность органов речи приводит к
изменениям качества звуков и даже порой к их полному
исчезновению: «Здрасьте», а не «Здравствуйте», «Грит», а
не «Говорит», «терь», а не «теперь».

Стоит отметить, что в радио- и тележурналистике особые правила произношения и интонации.
С
одной
стороны,
в
импровизированных,
неподготовленных
текстах
(беседа,
интервью)
закономерно
и
естественно
следование
произносительным нормам разговорного стиля, однако
не просторечным, а нейтральным вариантам.
В то же время высокая культура речи говорящего
требует точности произнесения слов, постановки
ударений, выразительности интонационного рисунка
речи.

ЛЕКСИКА РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ
делится на две большие группы:
1) Общеупотребительные слова (день, год, работать,
спать, рано, поздно, плохой \ хороший, молодой \ старый,
я, ты, он...);
2) Разговорные слова (картошка, читалка, заправский,
примоститься и т.д.).
Не исключается также использование жаргонизмов,
просторечий, снижающих стиль.
Вся эта лексика преимущественно бытового содержания,
конкретная.
Весьма узок круг книжных слов, отвлеченной лексики,
терминов и заимствований. (Таких, например, как
«альтернатива», «ренессанс», «конфиденциальный»,
«сентенция», «фатально» и т.д.).

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ (НЕЙТРАЛЬНАЯ) И РАЗГОВОРНАЯ
ЛЕКСИКА. РАЗЛИЧИЯ. ПРИМЕРЫ:
Нейтральная \\ общеупотребительная \\ межстилевая лексика –
это слова, которые не имеют стилистических помет в словаре
(книжн., офиц., высок., разг., просторечн.). То есть это такие слова,
которые без ограничений употребляются в любом стиле речи: в
непринужденной беседе и в речи ораторов, в учебниках и в научных
статьях..
К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок
неофициальности, непринужденности, (но не грубости!) Такие, как,
например, здоровяк, остряк, тарарам, чепуха, безалаберный,
новенький, расхлябанный, наобум, по-свойски, прихвастнуть,
облапошить, ага, вроде, (вроде того), хлоп, бац и другие
звукоподражания («Бац, бац, и мимо!» «Свадьба в Малиновке»).

В художественных текстах использование разговорных и просторечных слов служит
одним из средств речевой характеристики героев:
«Да... Значит, вроде моя коса будет косить, а сам я в это время спать. А ты
почем знаешь, что сам-то я не пойду? По-твоему, зачем я встал в такую рань?
Может, я и встал, чтобы на покос идти» (Солоухин) ;
«Видать, из поездки воротился, Вихров?.. Ну, нагляделся, поди, как люди-то
живут?» (Леонов) ;
«Браток, - сказал вдруг Сугоняй, - тут по дороге никакой забегаловки нет?
Жрать хочется» (Л. Лиходеев)
***
«Ну что, собрал манатки? – услышал Отличник грубый голос комендантши. - Все,
пора и честь знать, давай выметайся»
«Силком тя волочить, Симаков? – спросил Гапонов»;
« - Бросай книжку, пойдем на дискач!..(молодежный сленг) – смеясь, крикнула
она...»;
« - Зашкаливает же!! Сейчас как дам динамиком по балде!! – заорал Бумагин...»
(«Общага-на-крови», А. Иванов)
Общага – разг.-сниж. (просторечн.)

НЕПРИНУЖДЕННАЯ БЕСЕДА: типичная ситуация использования разговорного стиля.

Показательна в разговорном стиле активность
экспрессивно-эмоциональной лексики (фамильярной,
ласкательной, неодобрительной, иронической).
Оценочная лексика имеет здесь обычно сниженную
окраску.
Характерно использование окказиональных слов,
словосочетаний, неологизмов: пиарщик, открывашка,
андеграунд, рыба = образец статьи; увнучить (по аналогии
с усыновить), ми-ми-мишный, пользительный, ревность
перешкаливает и т.д.

* Фьюжн (англ. fusion – букв. сплав, слияние) - современное стилевое направление,
возникшее в 1970-е гг. на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской
академической музыки и неевропейского фольклора.

В разговорном стиле действует закон «экономии
речевых средств», поэтому здесь часто встречаются
сокращения слов (например, преподаватель – препод,
преп; дискотека – дискач, диско..., движение - движ и
т.д.).
Вместо названий, состоящих их двух и более слов, чаще
употребляется одно: вечерняя газета – вечерка,
сгущенное молоко – сгущенка, подсобное помещение –
подсобка, пятиэтажный дом – пятиэтажка.
В некоторых случаях сокращаются устойчивые
сочетания слов: скажем, ученый совет – совет,
больничный лист – больничный, декретный отпуск декрет, студенческий билет – студенческий, студак и
т.д.

Особое место в разговорной лексике занимают
слова с общим или неопределенным значением,
которые конкретизируются в определенной
ситуации: вещь, штука, дело, история... («Да, было
дело!.. Жили мы у моря...»; «Вот так история!.. Я
окончательно запутался, и ничего не понимаю!»).
К ним близки «пустые» слова, «лексические
нули», обретающие определенное значение лишь в
контексте
(волынка,
бандура,
драндулет).
Например, «А куда ты эту бандуру денешь?» (во
время ремонта, о шкафе), «Снова – отдыхать!..
Знаем мы эту музыку!» (т.е. знаем, что будет
сказано много слов, а сделано будет мало –
положиться не на кого).

Разговорный стиль богат фразеологией. Большинство русских фразеологизмов
обладают именно разговорным характером: нежданно-негаданно, как с гуся вода,
рукой подать, расквасить нос, пускать пыль в глаза, первый блин комом, без ножа
зарезать...
Сравним: уйти из жизни – сыграть в ящик, вводить в заблуждение – вешать
лапшу на уши \\ втирать очки, придумывать – брать с потолка.
Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность.
От книжных и нейтральных фразеологизмов (например, «кануть в Лету», «тьма
кромешная», «во время оно»...) они отличаются не значением, а особой
выразительностью и сниженным стилистическим звучанием (тянуть резину,
тянуть канитель; разделать под орех, дать задний ход...).
Для фразеологизмов типично наличие
той или иной оценки событий
(личности).
К примеру, «синий чулок», «голубая
кровь», «на широкую ногу»,
«не в своей тарелке», «видал виды»,
«как мешком прибитый»...

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ разговорной речи характеризуют черты,
обусловленные ее экспрессивностью и оценочностью.
Употребительными являются суффиксы субъективной оценки со
значениями ласкательности - неодобрения, уменьшительности увеличительности и др. (мамочка, лапушка, солнышко, дитятко;
кривляка, пошлятина, домище, холодина...), а также суффиксы с
функциональной
окраской
разговорности,
например,
у
существительных: суффиксы – к (раздевалка, ночевка, свечка,
печка), - ик (ножик, дождик), - ун (говорун), - яг(а) (работяга), ятин(а) (вкуснятина), - ш(а) (докторша, кондукторша,
секретарша и др.).
Активно используются бессуфиксальные образования (храп,
хрип, пляс) и словосложение (лежебока, пустозвон, пустомеля).
В целях усиления экспрессии нередко используется удвоение
слов: огромный-(пре)огромный, глазастая-глазастая, умнаяпреумная и т.п.

В области МОРФОЛОГИИ разговорный стиль выделяется особой
частотой глаголов, они здесь употребляются даже чаще, чем
существительные.
Показательно и особенно частое использование личных и
указательных местоимений, «из-за постоянной необходимости
обозначать участников разговора» (Г.Я. Солганик).
«Любой диалог (а это основная форма разговорной речи)
предполагает я – говорящего, ты – слушающего, который
попеременно берет на себя роль говорящего, и он – того, кто
непосредственно не участвует в беседе. В формулу я – ты – он
можно вложить любое содержание» (Г.Я. Солганик).
Указательные
местоимения нужны разговорному стилю
благодаря свойственной им широте, обобщенности значения. Их
конкретизирует жест, что создает условия для весьма сжатой
передачи той или иной информации (например, «Это не здесь, а
там», «Вам туда!»).

Из прилагательных в разговорной речи находят применение
притяжательные (мамина работа, дедово ружье...). Краткие формы
прилагательных используются редко. Почти совсем не встречаются причастия и
деепричастия.
Часто используются частицы и междометия: Что уж говорить! Вот так штука!
Упаси бог об этом и вспоминать-то! На тебе, сюрприз!
В разговорном стиле отдается предпочтение вариантным формам
существительных (в цеху, в отпуску, на дому; стакан чаю, меду; цеха, слесаря),
числительных (пятидесятью, пятистами \\ вместо пятьюдесятью,
пятьюстами), глаголов (прочту, а не прочитаю, подымать, а не поднимать, не
видать, не слыхать). В живой беседе часто встречаются усеченные формы
глаголов, имеющие значение мгновенного и неожиданного действия: хвать,
прыг, скок, стук и т.п. Например: А этот хвать его за рукав; А кузнечик прыг
- и в траву. Используются разговорные формы степеней сравнения
прилагательных (получше, покороче...), наречий (поскорей, поудобней,
вероятней всего) и варианты окончаний местоимений (саму хозяйку, в ихнем
доме). Даже просторечные формы встречаются здесь в шутливых контекстах
(ейный ухажер, евонные товарищи). В разговорной речи закрепились нулевые
окончания в родительном падеже множественного числа таких
существительных, как килограмм, грамм, апельсин, помидор и т.п. (сто грамм
масла, несколько помидор, пять килограмм апельсин).

Под действием закона экономии речевых средств разговорный стиль допускает
употребление вещественных существительных в сочетании с числительными
(два молока, две ряженки - в значении «две порции»).
Здесь обычны своеобразные формы обращений - усеченные существительные:
мам! пап! Кать! Вань!
Не менее самобытна разговорная речь и в распределении падежных форм:
здесь господствует именительный, который в устных репликах заменяет книжные
управляемые формы.
Например: Он построил дачу - станция рядом;
Купила шубу - серый каракуль;
Каша - посмотри! (разговор на кухне);
Дом обуви - где выходить? (в автобусе);
Поверните налево, переход и магазин спорттоваров.
Особенно последовательно именительный падеж
заменяет все остальные при употреблении в речи числительных:
Сумма не превышает триста рублей (вместо: трехсот);
с тысяча пятьсот тремя рублями (с тысячью пятьюстами тремя)...

Синтаксис
Синтаксис разговорной речи весьма своеобразен, что обусловлено ее устной
формой и яркой экспрессией. Здесь господствуют простые предложения, чаще
неполные, самой разнообразной структуры (определенно-личные,
неопределенно-личные, безличные и другие), к тому же, предельно лаконичные,
короткие. Сама ситуация восполняет пропуски в речи, делая ее понятной
слушающим: Покажите, пожалуйста, в линейку (при покупке тетрадей); Таганку
я не хочу (при выборе билетов в театр); Вам от сердца? (в аптеке) и т.д.
В устной речи мы часто не называем предмет, а описываем его: В шляпе здесь не
проходила? Они любят смотреть приключенческие (имеются в виду фильмы).
В результате неподготовленности речи в ней возникают присоединительные
конструкции: Надо ехать. В Санкт-Петербург. На конференцию. Такое
дробление фразы объясняется тем, что мысль развивается ассоциативно,
говорящий словно припоминает подробности и дополняет высказывание.
Сложные предложения не характерны для разговорной речи, чаще других
употребляются бессоюзные: Уеду - тебе будет легче; Ты говори, я слушаю.
Некоторые бессоюзные конструкции разговорного типа не сопоставимы ни с
какими книжными фразами. Например: А там что, богатый выбор или вы не
были?; А к следующему разу, чтоб, пожалуйста, и этот урок, и прошлый!

Необычен и порядок слов в живой речи: на первое место ставится, как правило,
самое важное в сообщении слово: Компьютер мне купи; Валютой расплатился;
Всего ужаснее - то, что ничего уже нельзя сделать; Дворцовая площадь выходите?; Вот эти качества в нем я и ценю.
При этом иногда переплетаются части сложного предложения (главное и
придаточное):
Я и так воды не знаю где достать;
И голод узнал, и что такое холод;
Вы спрашиваете о ней и что я сделал?
Для типичных разговорных сложных
предложений характерно ослабление
функции придаточного, слияние его с
главным, структурная редукция:
Ты могла бы поговорить о чем захотела;
Будешь работать с кем прикажут;
Зови кого хочешь; Живу как придется.
В ряде разговорных типов предложений
могут совмещаться вопросно-ответные
построения и отражаться структурные черты
диалогической речи, например: Кого я уважаю на курсе, так это Иванова; Кто
мне нужен, так это ты.

Следует отметить следующие черты разговорного синтаксиса:
· Употребление местоимения, дублирующего подлежащее: Вера, она
поздно приходит; Участковый, он это заметил.
· Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из
придаточной части:
Хлеб я люблю, чтоб всегда свежий.
· Употребление слов-предложений: Ладно; Ясно; Можно; Да; Нет;
Отчего же? Конечно! Еще бы! Ну да! Да нет! Возможно.
· Использование вставных конструкций, вносящих добавочные,
дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение: Я думал
(тогда я был еще наивен), он шутит; А мы, да ты и сам знаешь,
всегда рады гостю; Коля - он вообще добрый человек - хотел
помочь...
· Активность вводных слов: может быть, кажется, к счастью, как
говорится, так сказать, скажем так, знаете.

В заключение стоит отметить, что разговорный стиль в большей
степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием
языковых черт, выходящих за рамки нормированного
литературного языка. Он может служить убедительным
доказательством того, что стилистическая норма принципиально
отличается от литературной.
Каждый из функциональных стилей выработал свои
собственные нормы, с которыми следует считаться. Это не значит,
что разговорная речь всегда вступает в противоречие с
литературными языковыми правилами. Отступления от нормы
могут колебаться в зависимости от внутристилевого расслоения
разговорного стиля. В нем есть разновидности сниженной, грубой
речи, просторечие, впитавшее влияние местных говоров, и т.д.
Разговорная речь интеллигентных, образованных людей вполне
литературна, но в то же время она резко отличается от книжной,
связанной строгими нормами других функциональных стилей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стили речи: разговорный стиль

Особенности разговорного стиля Сложился в городской среде, имеет принципиальные отличия от литературного языка, являясь его частью. Это неподготовленная речь в условиях свободного общения. Стиль может быть представлен в устной и письменной форме (реплики в пьесах, диалоги в художественных произведениях и т.д.). Наличие разговорной лексики. Частое использование неполных предложений.

Разговорный стиль Особые признаки: Отсутствие подготовленности. Непосредственность и н епринужденность речевого общения. Экспрессивная окраска. Закон «упрощения языковых средств», т.е. закон языковой экономии. Основные функции В устной форме – средство общения. В художественной литературе – воплощение авторского замысла.

Основные функции разговорного стиля в художественных произведениях Создание словесного портрета. Воссоздание быта той или иной социальной среды. Создание комического эффекта (при столкновении с элементами книжной речи). Средство стилизации.

1. Создание словесного портрета Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится! Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. (монолог Осипа из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

2. Воссоздание быта той или иной социальной среды Это ты чей же будешь? Кошевой. Акимкин сын? Как бы ни звали и какой бы ни был, тебя это не касаемо. Почему, говорю, за Дон не уехал? Не схотел, того и не уехал. А ты что же это? В анчихристовы слуги подался? Красное звездо на шапку навесил? Это ты, сукин сын, поганец, значит, супротив наших казаков? Супротив своих-то хуторных? (разговор Кошевого и деда Гришака из произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон»

3. Создание комического эффекта Ваше высокоблагородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Всё это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей… (А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...








Признаки разговорной речи устная форма (как основная форма реализации); устная форма (как основная форма реализации); неофициальность отношений говорящих; неофициальность отношений говорящих; опора на внеязыковую ситуацию. опора на внеязыковую ситуацию.




Языковые особенности РР Лексика знаменательные нейтральные слова; знаменательные нейтральные слова; незнаменательные слова; незнаменательные слова; слова разговорной и просторечной окраски; слова разговорной и просторечной окраски; ситуативная лексика. ситуативная лексика.


Языковые особенности РР Словообразование суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения). словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения).


Языковые особенности РР Фразеология речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; обороты-жаргоны; обороты-жаргоны; обороты, заимствованные из научной терминологии. обороты, заимствованные из научной терминологии.


Языковые особенности РР Морфология отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; преобладание именительного падежа; преобладание именительного падежа; наличие особой звательной формы; наличие особой звательной формы; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; особая роль местоимений. особая роль местоимений.


Языковые особенности РР Синтаксис преобладание простых предложений; преобладание простых предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; употребление слов-предложений; употребление слов-предложений; активное использование неполных предложений; активное использование неполных предложений; паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы. паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы.



Уровень I 1. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова? 2. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской. 3. Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2. 4. Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма? 5. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают? 6. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом? УРОВЕНЬ II 7. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии? 8. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения? 9. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?


Разговорный стиль.

    Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика . Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог ; этот стиль чаще используется в устной речи. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.


Основной формой реализации разговорного стиля является устная речь, хотя он может проявляться и в письменной форме (неофициальные дружеские письма, записки на бытовые темы, дневниковые записи, реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы). В таких случаях фиксируются особенности устной формы речи.



Монолог.

    Монолог в разговорном стиле представляет собой форму непринужденного рассказа о каких-либо событиях, о чем-то увиденном, прочитанном или услышанном и адресуется конкретному слушателю (слушателям), с которым говорящий должен установить контакт. Слушатель, естественно, реагирует на рассказ, выражая согласие, несогласие, удивление, возмущение и т.д. или спрашивая о чем-то говорящего. Поэтому монолог в разговорной речи не настолько отчетливо противопоставляется диалогу, как в письменной.



В области морфологии можно отметить, во-первых, грамматические формы, которые функционируют преимущественно в разговорном стиле, а во-вторых, употребительность стилистически не маркированных грамматических категорий, их соотношение здесь иное по сравнению с другими функциональными стилями. Для данного стиля характерны формы на -а в именительном падеже множественного числа, там, где в книжных стилях нормативной является форма на -ы (бункера, крейсера, прожектора, инструктора), формы на -у в родительном и предложном падежах (килограмм сахару, стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску); нулевая флексия в родительном падеже множественного числа (пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор, сравни книжн.: граммов, килограммов, помидоров).




В разговорном синтаксисе преобладают простые предложения, причем в них часто отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность. В одних случаях высказывания понятны вне ситуации и контекста, что свидетельствует о их языковой системности (Я в кино; Он в общежитие; Мне бы билет; Завтра в театр), в других ѕ отсутствующий глагол-сказуемое подсказывается ситуацией: (на почте) ѕ Пожалуйста, конверт с маркой (дайте). Употребляются слова-предложения (утвердительные, отрицательные, побудительные): Купишь билет? Обязательно; Можешь принести книгу? Разумеется; Прочитал заметку? Нет еще; Приготовились! Марш! Только разговорной речи свойственно употребление специальных слов и соответствующих предложений, выражающих согласие или несогласие (Да; Нет; Разумеется; Конечно), нередко они повторяются (Поедем в лес? Да, да!; Вы покупаете эту книгу? Нет, нет).




Порядок слов в разговорной речи, не являясь основным средством выражения актуального членения, обладает высокой вариативностью. Он более свободный, чем в книжных стилях, но все же играет определенную роль в выражении актуального членения: наиболее важный, существенный элемент, имеющий главное значение в сообщении, обычно помещается в начало высказывания: Снег сильный с утра был; Странный он; Пушистая была елочка; Побыстрее надо бегать. Часто на первое место выдвигается существительное в именительном падеже, так как оно служит средством актуализации: Вокзал, где выходить?; Торговый центр, как пройти?; Книга тут лежала, не видали?; Сумка красная, покажите, пожалуйста!