Закон и право

Социальное партнерство профилактической деятельности в медицине. Система обеспечения качества среднего медицинского образования в условиях социального партнерства зорина ю.п

Н. С. Толстокора
(ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6, г. Михайловка»)

Социальное партнёрство как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов

Особенностью развития системы СПО на данном этапе является повышенное внимание к проблемам качества. Сегодня качество профессионального образования часто связывают с социальной эффективностью образования. Иначе говоря, прогрессивность экономического развития любого общества определяется качеством подготовки студентов, успешным освоением ими учебной программы, а также востребованностью выпускников в соответствии с полученным образованием, эффективностью их трудоустройства, быстрой производственной адаптацией, высоким качеством труда на рабочем месте, подготовленностью к освоению более сложных образовательных программ.

Решение обозначенных задач возможно только при наличии эффективно работающей системы социального партнёрства, в основе которой социальной диалог.

Социальное партнёрство – это система взаимодействия образовательного учреждения с потребителями кадров, государственными, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников соглашения, это отношения, построенные на взаимной заинтересованности в конечном результате.

При этом основными целями социального партнёрства являются:

  • повышение адекватности результата образовательной деятельности колледжа социальным ожиданиям, потребностям личности, сферы труда и конкретных работодателей посредством гармонизации и интеграции образовательного процесса в ССУЗе;
  • кадровое обеспечение образовательного процесса;
  • обеспечение профессиональной адаптации и социально-профессиональной социализации и самореализации студентов и выпускников;
  • реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Взаимодействия колледжа с социальными партнёрами осуществляется в различных формах и направлениях, таких как:

  • совершенствование организации и содержания целостного образовательного процесса;
  • интеграция требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов;
  • укрепление связи обучения студентов с производством;
  • непрерывное изучение рынка труда и т. д.

Работа по созданию механизма эффективного социального партнёрства – это движение на встречу друг другу. В нашем колледже оно состоит из следующих этапов:

1) Подготовительный – на этом этапе нами определены основные группы социальных партнёров и направления развития партнерства, мониторинг потребностей в кадрах, формирование «портфеля предположений» по налаживанию форм сотрудничества.

Основными социальными партнерами нашего колледжа являются:

  • работодатели: ЛПУ г. Михайловки, Михайловского района и области.
  • органы управления: Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, отдел по здравоохранению и социальной защите населения городского округа г. Михайловка, «Центр занятости населения Михайловки и Михайловского района»;
  • учреждения культуры: городские библиотеки, городской центр «Юность»;
  • образовательные учреждения: ССУЗы и средние общеобразовательные школы.

2) Организационный – разработка нормативно-правовых основ взаимодействия, разработка критериев эффективности социального партнёрства, формирование организационных структур.

3) Системообразующий – совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе требований сферы труда, оптимизация практического обучения, выработка единых критериев уровня компетентности специалиста, создание системы непрерывного обучения сотрудников ЛПУ, разработка методов профориентации, адаптации, трудоустройства выпускников.

4) Обобщающий – обобщение реализации целей и задач социального партнёрства, выработка рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.

Социальное партнерство позволяет проявлять гибкость в подготовке студентов, используя вариативный компонент образовательной программы, включая новые дисциплины или углубленные курсы, реализующие потребности работодателя. Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь благодаря собственному опыту, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Повысить качество подготовки медицинских кадров невозможно без активной помощи заказчиков – лечебно профилактических учреждений. Без тесного взаимодействия с ЛПУ трудно определить слабые стороны среднего профессионального образования, наметить реальные пути его совершенствования.

В формировании ключевых компетенций для среднего медицинского работника большое значение имеет практическое обучение. Учебный процесс в медицинских ССУЗах имеет ряд особенностей. В частности, нужно чередовать получение теоретических знаний с закреплением полученных умений и навыков при проведении практических занятий, прохождении производственной практики непосредственно в ЛПУ, или, как говорят, «у постели пациента».

Администрация колледжа, ориентируясь на требования работодателей, успешно реализует задачу обеспечения условий для трудовой адаптации студентов через использование возможности проведения учебных занятий и прохождения производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях города и района. Взаимодействие с лечебными учреждениями осуществляется на основе прямых договоров «О взаимном сотрудничестве» (на 2011–2012 учебный год заключены договора с 9 ЛПУ). Для учебной и практической работы со студентами привлекаются высококвалифицированные специалисты ЛПУ. До 80 % учебных занятий по специальному циклу проводится врачами, главными и старшими медицинскими сестрами в учебных кабинетах, расположенных в лечебно-профилактических учреждениях.

Успешность нашего студента как будущего профессионала формируется в большой степени при прохождении производственной практики, когда теоретические знания и отработанные на фантомах и муляжах манипуляции трансформируются в конкретные умения и навыки по оказанию медицинской помощи конкретному пациенту. Возможность помочь больному, облегчить его страдания, увидеть конкретные результаты своей работы позволяют студенту осознать важность своей профессии, заложить фундамент будущей успешности. И здесь необходимо соблюдение единства требований к студенту как со стороны преподавателей колледжа, являющихся методическими руководителями, так и со стороны специалистов лечебных учреждений, являющихся общими и непосредственными руководителями практики. Данная проблема в нашем колледже решается следующим образом:

  • при прохождении студентами производственных и квалификационных практик для приёма зачёта в комиссию включаются врачи-специалисты, главные и старшие медицинские сестры учреждений, проводится анализ работы студентов на практике (в виде индивидуальных характеристик, отчётов бригадиров, отчётов методических и непосредственных руководителей);
  • на педагогических советах, заседаниях ЦМК педагогическим коллективом совместно с руководителями ЛПУ обсуждаются положительные и отрицательные моменты прохождения практики, вопросы медицинской этики и деонтологии при работе с пациентами в отделениях больниц;
  • при организации производственного обучения на следующий год учитываются все замечания и рекомендации, данные специалистами.

Эти мероприятия позволяют не только повышать ответственность руководителей производственной практики студентов, но и формировать высокий уровень профессиональной компетентности будущих медиков.

К последнему году обучения у большинства студентов, как правило, имеется четкое представления о профессии, особенностях работы в различных медицинских учреждениях, складываются индивидуальные предпочтения. Хочется, чтобы не только выпускник выбирал учреждение, но и чтобы нашего выпускника ждали в медицинских учреждениях. Для такого сотрудничества в нашем колледже организуется стажировка на рабочем месте, которая возможна при соблюдении следующих условий:

  • работодатель имеет соответствующие вакансии;
  • студент четко определился в выборе будущего места работы.

При наличии вакансий в колледж подаются не только сведения о свободных рабочих местах, но и заявки на проведение преддипломной практики выпускника с гарантией его последующего трудоустройства.

Если выпускник проявляет интерес к предложенной работе, мы направляем его на стажировку, обеспечиваем всем необходимым методическим материалом, осуществляем методическое руководство. Со стороны лечебно-профилактических учреждений при проведении такого вида практики назначаются наставники из наиболее опытных и квалифицированных специалистов. Если стажировка проходит успешно, выпускник после получения диплома будет гарантированно трудоустроен в медицинское учреждение. При этом он придет в коллектив, с которым уже хорошо знаком, будет выполнять работу, которая ему известна.

Такая совместная организация практического обучения позволяет не только вырабатывать единые требования к компетентности специалиста, но и единые критерии контроля уровня подготовки.

Работодатели активно учувствуют в оценке качества наших выпускников. Председателями и членами Государственных аттестационных комиссий являются руководители и главные специалисты лечебно-профилактических учреждений города и района. С 2007 г. в итоговую государственную аттестацию выпускников включена защита выпускной квалификационной работы. Разработчиками тем и руководителями выпускных квалификационных работ являются специалисты практического здравоохранения. Подготовка дипломной работы дает возможность глубже изучить потребности пациента, определить организацию сестринской помощи на разных этапах её оказания, совершенствовать навыки профессионального общения, определить свою причастность к положительным переменам, происходящим в лечебном учреждении. Ежегодно на педагогическом совете совместно с председателями и членами Государственных аттестационных комиссий проводится анализ профессиональной подготовки выпускников, составление плана мероприятий по устранению замечаний Государственной аттестационной комиссии.

Важнейшей частью совместной работы стало трудоустройство выпускников. Для этого создана и активно работает комиссия по содействию трудоустройству выпускников. В ее состав входят работники колледжа, представители органов управления города и района, представители ЛПУ.

Ежегодно проводится мониторинг вакансий для выпускников, информирование их о вакантных местах в ЛПУ города, района, области, анализ трудоустройства выпускников. Заявки поступают в колледж еще в процессе обучения. В этих случаях планируется индивидуальное прохождение стажировки на рабочем месте согласно заявке работодателя. Некоторые студенты выпускных групп начинают работать в должности младших медицинских работников в медицинских учреждениях города и района еще в процессе обучения в колледже, что дает им возможность быстрее трудоустраиваться по специальности. По заявкам лечебно-профилактических учреждений города и области проводится обучение по программе 060109 Сестринское дело (повышенный уровень СПО) на базе среднего профессионального образования по профилю здравоохранения.

Отрадно отметить, что наши выпускники имеют соответствующую запросам здравоохранения региона квалификацию и не испытывают проблем с трудоустройством, и в этом большая заслуга наших социальных партнеров – лечебно-профилактических учреждений.

И хотя отражена только часть совместной работы с социальным партнёром – лечебно-профилактическим учреждением, очевидна выгода от совместной деятельности партнёров. Образовательное учреждение благодаря такому социальному партнёрству может осуществить практикоориентированное обучение, так как получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу, где персонал понимает, как надо готовить будущих специалистов. В свою очередь, лечебно-профилактические учреждения могут приобрести специалистов, подготовленных по единым требованиям к уровню компетентности, затрагивая гораздо меньше усилий на процесс адаптации молодого специалиста.

Одним из направлений практикоориентированного обучения является формирование здорового образа жизни у будущих специалистов. Медицинские сестры – главные проводники здоровьесберегающей политики. При организации работы в этом направлении социальное партнерство колледжа осуществляется не только с ЛПУ, но и с образовательными учреждениями города. В нашем колледже накоплен большой методический материал для проведения бесед, внеаудиторных мероприятий по здоровому образу жизни, медицинской профилактике, гигиеническому обучению населения. Студенты-волонтеры не только активно пропагандируют здоровый образ жизни в колледже, но и осуществляют гигиеническое обучение пациентов в стационарах, школьников, их родителей, студентов других образовательных учреждений. В школах и ССУЗах города проводятся беседы и лекции по профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем. Разработаны для школьников различных возрастов классные часы, включающие конкурсы, викторины, анкетирование: «Откровенный разговор о нас самих», «Как уберечь себя от наркотиков», «Суд над наркоманией», «Нужны ли нам прививки», «По кому звонит колокол», «Поговорим о гриппе», «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!».

Ежегодно совместно с Волгоградским областным центром медицинской профилактики студенты и преподаватели колледжа участвуют в акциях по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний: «Здоровое сердце», «Скажи диабету нет», «Роль медицинского работника в борьбе с туберкулезом», «Всемирный день борьбы с курением» и т. д.

Опыт работы нашего колледжа по формированию системы социального партнерства показывает, что социальное партнёрство – это долгий процесс, требующий усилий обеих сторон. Однако в складывающихся условиях формирование социального партнёрства становится особенно актуальным, так как оно является предпосылкой получения качественного образования на современном этапе. Совместная работа с социальными партнерами, применение пациент-ориентированного подхода ведет к созданию условий для повышения уровня профессиональной готовности, развития у студентов профессионального мастерства, обеспечивает эффективную подготовку будущего специалиста.

Литература

  1. Брянцева И.В. Перспективы формирования профессиональной компетенции у будущих специалистов в свете внедрения ФГОС нового поколения. Журнал «Главная медицинская сестра» №6, 2010.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитауия в образовании», №16, 2007.
  3. Дмитриев А.М. Опыт организации работы по трудоустройству выпускников методического колледжа. Журнал «Главная медицинская сестра» №10, 2009.
  4. Золочевская И.Г., Ваятва Н.Л. Роль практики в ЛПУ для формирования профессиональной компетентности. Журнал «Сестринское дело» №5, 2010.
  5. Крисько О.В., Лопатина Л.А. Стажировка на будущем рабочем месте. Журнал «Сестринское дело» №1, 2010.
  6. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007
  7. Никитина Г.А. Формирование мотивации к усвоению профессии, журнал «Сестринское дело №1, 2010.
  8. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб.пособие. – 2-е изд. – М: Альлфа-М; Инфра, 2010.
  9. Пылаев С.В., Лаврин Д.В., Аськова Н.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей с учетом потребности работодателей. Журнал «Главная медицинская сестра» №2, 2011.

В наше время особую тревогу вызывает рост количества безнадзорных детей. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль социального партнерства в работе образовательного учреждения по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

В наше время особую тревогу вызывает рост количества безнадзорных детей. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствуют о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье, а также в плохой организации профилактической деятельности социальных учреждений и служб.

Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности несовершеннолетних.

Говоря о социальном партнерстве в сфере профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, мы имеем в виду тесное взаимодействие социального педагога, классного руководителя, инспектора ОДН, специалиста СПЦ по микрорайону, КДН и ЗП, РОВД. Каждый из перечисленных выше субъектов социального партнерства, выполняет определенные функции, осуществляя главную задачу - помощь семье и ребенку, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И только работая вместе и организованно, эта помощь может своевременно и профессионально оказана. Остановимся подробнее на участи каждого субъекта в решении проблемных ситуаций. В первую очередь, необходимо подчеркнуть важную роль классного руководителя, потому что он выявляет семью, общаясь с ребенком ежедневно, он видит его проблемные стороны. Задача классного руководителя на этом этапе - попытаться разобраться в ситуации, и если в результате проделанной работы проблема остается нерешенной, необходимо обратиться к специалистам социально-психологической службы школы.

Большое значение имеет понимание каждым из субъектов взаимодействия своей роли и не перекладывание своих обязанностей на других. Некоторые классные руководители считают, что им не нужно проводит работу с «трудным» ребенком или социально-опасной семьей, потому что в школе для этого существует социальный педагог. Но это большое заблуждение. И каждый классный руководитель должен знать, что прежде чем обратиться к социальному педагогу, он должен проделать определенную работу самостоятельно (поговорить с ребенком, встретиться с родителями, посетить семью на дому и т.п.), т.е. прийти к социальному педагогу с определенным багажом проделанной работы. И только потом к решению проблему будут подключаться психологи, социальные педагоги. Задача специалистов ан данном этапе - определить, какую помощь можно оказать семье, ребенку (в зависимости от случая), каких специалистов привлечь дополнительно для решения проблемной ситуации.

Также необходимо отметить родителей, как одного из важных субъектов социального партнерства, которые играют большую роль в решении проблемных ситуаций. Проблема может решиться намного быстрее, если родители будут тесно и плодотворно сотрудничать со школой.Очень часто бывают случаи, когда родители не идут на контакт с о школой, и классный руководитель, социальный педагог или психолог остаются наедине с проблемой своих детей.

Для того чтобы четко определиться, с кем взаимодействовать в решении данной конкретной проблемы необходимо знать, куда и для решения какого вопроса необходимо обращаться:

прокуратура – нарушение прав и свобод несовершеннолетних;

КДН и ЗП – нарушение прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и т.д.

органы опеки и попечительства - выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо нахождение детей в обстановке представляющей угрозу их жизни и здоровью;

органы социальной защиты – выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью; семей, находящихся в социально опасном положении;

ОВД – выявление родителей и иных лиц, которые жестоко обращаются с несовершеннолетними, вовлекают их в совершение преступлений или антиобщественные действия;

органы здравоохранения –выявление детей, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных иди одурманивающих веществ;

органы управления образованием - выявление детей, нуждающихся в помощи вс вязи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других ОУ, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в ОУ;

органы по делам молодежи – оказание помощи в организации отдыха, досуга, занятости несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

Подводя итоги, можно сказать о том, что тесное взаимодействие и сотрудничество всех выше перечисленных организаций, учреждений, отдельных специалистов позволит нам выстроить систему по организации профилактической работы с несовершеннолетними.


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду является насущной педагогической проблемой. В современных условиях она приобретает особую остроту, что обусловливается негативными тенденциями, происходящими в обществе: экономической нестабильностью, падением нравов, трансформацией традиционных духовных ценностей, ростом в молодежной среде пьянства, наркомании, правонарушений. В этой связи одной из наиболее актуальных педагогических проблем является профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.

Девиантное поведение несовершеннолетних, являясь сложным социальнопсихологическим проявлением, которое характеризуется большим разнообразием признаков отклоняющегося от нормы поведения, несоответствием такого поведения социальным нормам, выраженным в законах и нравственных правилах поведения, незавершенностью формирования социально-нравственных ценностей, обусловливает задачи воспитательно-коррекционной и профилактической работы специалистов - инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), педагогов-психологов, медицинских работников, учителей. Решение этих задач следует рассматривать с позиции их социальной значимости, что требует объединения усилий семьи, школы, различных общественных институтов, в целом широкого социума.

Одним их перспективных путей повышения эффективности профилактики девиантного поведения подростков следует считать установление социального партнерства между ПДН, школой и семьей, установление постоянного, непрерывного взаимодействия, поиска новых эффективных форм и методов работы, направленных на недопущение подростками общественных норм и морали.

Под социальным партнерством понимается согласованный по цели, задачам, направлениям, времени и месту особый тип взаимодействия или совместная деятельность субъектов, с одной стороны, имеющих разные основные функции (профессиональные), с другой - нацеленных на решение общих воспитательно-профилактических задач путем максимального согласования и учета интересов всех участников процесса, находящихся на определенной территории (как правило, это микрорайон школы).

Главными целями социального партнерства являются максимальное согласование и реализация общих интересов участников процесса, использование механизмов социального партнерства при решении воспитательно-профилактических задач. Следует отметить, что в этом партнерстве каждый субъект профилактики девиантного поведения подростков осознает свою ответственность в решении проблем, обладая разными возможностями. При этом важно соблюдать основные принципы социального партнерства, каковыми являются: заинтересованность сторон в договорных отношениях; добровольность, равноправие сторон и доверительные отношения при принятии решений и соглашений; согласованность всех действий; непрерывность; принцип сотрудничества; уважение и учет интересов участников; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств и т.д.

Социальное партнерство в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних способствует расширению и углублению позитивного нравственноправового влияния на несовершеннолетних и ликвидации негативных очагов влияния. В этой связи его необходимо рассматривать в качестве механизма действенного влияния на реальную ситуацию, характеризуемую неблагополучием в воспи-

тании несовершеннолетних: отсутствием действенной системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних; отсутствием единого представления о содержании взаимодействия; слабым взаимодействием между ПДН, школой и семьей; теоретической и методической неподготовленностью инспекторов ПДН, классных руководителей и родителей к профилактической работе по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних. Социальное партнерство является также механизмом упорядочивания процесса воспитания с целью эффективного позитивного воздействия на развитие личности несовершеннолетнего. Партнерство, построенное на принципах добровольности и ответственности, не может быть жестким и всегда должно быть готовым принять в свою структуру любого субъекта профилактики как в открытую систему. В ней постоянно происходят ввод и вывод информации, элементов, целей, субъектов и т.д.

Взаимодействие субъектов социального партнерства происходит на основе согласования мероприятий, установления сроков и исполнителей, совместной выработки основных направлений борьбы с девиантным поведением несовершеннолетних; общей и индивидуальной профилактики правонарушений несовершеннолетних и раннего выявления несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения; своевременного выявления лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, антиобщественную, преступную деятельность; решения вопросов трудоустройства несовершеннолетних, их общественно полезной деятельности. При этом важно осознание инспекторами ПДН, классными руководителями, родителями целей и задач нравственно-правового воспитания, роли социальных факторов, поскольку в условиях отсутствия нравственных ориентиров у части подростков трудно достичь желаемых результатов.

Правовой основой социального партнерства следует считать совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ПДН, школы и семьи и определяющих основные направления, формы и методы их деятельности.

Формы организации социального партнерства зависят от содержания, направленности совместных действий, а также от того, какие социальные группы участвуют в организации социального партнерства. В случае, когда социальное партнерство имеет отношение к воспитательно-профилактическим проблемам, т.е. связано с профилактикой, предупреждением, преодолением, пресечением, коррекцией девиантного поведения подростков, совершенствованием системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участниками партнерских отношений соответственно будут субъекты общей и специальной профилактики: педагоги, родители, правоохранительные органы, руководители предприятий, организаций, учреждения здравоохранения, культуры, органы местного самоуправления, СМИ, сеть библиотек, депутатский корпус, подростковые клубы, социально-культурные центры. Без такого расширенного участия в работе с несовершеннолетними сложно и зачастую невозможно решать проблему девиантного поведения подростков, их культурную социализацию.

Важным моментом партнерства является то, что кроме объединения усилий разных субъектов оно требует включения в данную систему государственных структур (органов местного самоуправления), которые, как правило, выступают в качестве ведущего партнера в профилактике девиантного поведения подростков, определяя цель, задачи, направления этой деятельности. Органы местного самоуправления в лице комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), должны следить, чтобы интересы субъектов были представлены в равной степени, координировать их деятельность. Однако социальное партнерство отличается от просто координации тем, что в нем все субъекты равны, здесь нет элементов подчинения тому или иному партнеру, так как никто из них не обладает властными полно-

мочиями. Отсюда следует, что демократичность всех взаимоотношений и открытость ставятся в основу деятельности субъектов социального партнерства.

Примером открытого и гласного влияния на поведение несовершеннолетних является создание целесообразно организованной среды - социальнокультурных центров (СКЦ) в микрорайоне школы. Такая среда не возникает сама по себе, для ее влияния и позитивного воздействия на девиантов требуется организованная работа по ее созданию со стороны ПДН, родителей, социальных педагогов, психологов, учреждений дополнительного образования, социальных институтов, инициативных групп жителей, органов самоуправления, представителей муниципальных органов власти и управления. В этих условиях эффективность деятельности ПДН во многом определяется тем, в какой мере оно взаимодействует с другими субъектами воспитательного пространства. В этой связи отметим, что внешкольная среда ученика не должна оставаться без педагогического влияния и педагогической поддержки.

Сегодня становится очевидным, что для всех субъектов профилактики девиантного поведения детей партнерство может стать одним из основных рычагов воспитательного воздействия на детей группы риска. Именно оно выступает условием и средством поиска и достижения оптимальной координации действий ПДН, школы и семьи, позволяя создавать относительную устойчивую, саморегулирующую систему согласования общих интересов в решении проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Объединение усилий партнеров для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей стимулирует развитие положительной установки партнеров на взаимодействие, усиливает взаимосвязь и способствует взаимопомощи. В этой связи уместно высказывание выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко, который писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают в одиночку кто как хочет» .

Таким образом, очевидно, что установление социального партнерства ПДН, школы и семьи является объективной закономерностью. Оно направлено на консолидацию всех сил общества в борьбе с социальным злом, каковым является правонарушение, на создание здоровой среды для подрастающего поколения.

Литература

1. Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушителей в детской среде // Сов. педагогика, 1989. № 7. С. 31-32.

2. Гриценко Н.Ю., Попов Ю.Н. О социальном партнерстве // Солидарность, 1996. № 5. С. 29-33.

3. Каменецкий В.А. Социальное партнерство в Европе и России: проблемы реформирования и развития. Дис. ... канд. экон. наук. М., 1999.

4. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. Т. 5. С. 179.

ВАСИЛЬЕВА РАИСА МИХАЙЛОВНА родилась в 1963 г. Окончила Чувашский государственный педагогический институт и Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД РФ. Соискатель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета. Автор 5 научных статей.

выявляются признаки готовности субъектов к последующей технологизации партнерства в профессиональном образовании; формируются условия для осуществления партнерского взаимодействия субъектов образования, в т.ч. гарантируется необходимое всестороннее обеспечение этого процесса;

определяется конкретный механизм налаживания и реализации последующих этапов партнерства в образовании; оцениваются результаты партнерства, способность социальных субъектов к самостоятельному участию в согласованной бесконфликтной деятельности, а также итоговая эффективность социального партнерства в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Таким образом, развитие и обогащение практики социального партнерства в профессиональной подготовке специалистов способствует формированию региональной системы профессионального образования, профессионального самоопределения учащихся.

Тема 9. Социальное партнерство в третьем секторе

В современном обществе усугубляется поляризация между бедностью и богатством. Возникает необходимость анализа разных моделей социальной политики, которые способны уменьшить эту поляризацию. До сих пор не удалось сконструировать такую модель социальной политики, которая, с одной стороны, была бы воплощена на практике, а с другой, - отвечала бы требованиям современных социальных наук. Такая модель должна опираться на гибкую стратегию, позволяющую теории и практике взаимно обогащать и дополнять друг друга.

Модель социальной политики, отвечающая требованиям устойчивости общества, должна, во-первых, учитывать и обобщать весь имеющийся опыт, во-вторых, учитывать специфику конкретной ситуации.

Таким образом, социальная политика должна быть в высшей степени дифференцирована, особенно в регионах с неоднородным населением, имеющим большие социальные и культурно-исторические различия.

В то же время социальная политика должла обладать способностью быстрой корректировки в зависимости от изменения объективных и субъективных условий существования социальных групп, которым она адресована.

Как добиться того, чтобы социальная политика способствовала повышению эффективности социальной поддержки представителей различных социальных групп?

По-видимому, сегодня выход виден во взаимодействии госуда частного сектора и «третьего сектора» (общественных организаций), в сочетании профессиональной и непрофессиональной (волонтерской) социальной работы.

В решении многих важных социальных проблем российского общества важную роль играет «третий сектор», деятельность которого направлена на оказание широкого спектра услуг населению, причем основной целью не является извлечение прибыли.

Формирование «третьего сектора» обусловлено прежде всего тем, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем.

Большинство организаций, входящих в «третий сектор», - это частные некоммерческие организации (НКО), которые созданы для решения задач, которыми занимаются и государственные, и муниципальные органы (забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, защита прав и свобод человека и т.д.).

Первым отличительным признаком этих организаций является то, что они не ставят извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников.

Второй отличительный признак - имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.

Сотрудничество государственных и муниципальных структур с «третьим сектором» может осуществляться для совместного обсуждения социальных проектов и программ, их экспертизы; участия в рабочих группах по разработке и реализации социальных программ.

Среди приоритетных направлений в деятельности «третьего сектора» сегодня можно выделить: 1) оказание неотложной социальной помощи; 2) социальную реабилитацию; З) профилактику асоциального поведения.

Следует отметить, что для организаций «третьего сектора» Характерны привлечение добровольцев, разработка и реализация инвестиционных проектов решения социальных проблем, а также участие в государственных и муниципальных программах, направленных на развитие науки, природоохранительную деятельность, благоустройство территорий и т.д.

Знакомство с зарубежным опытом показывает, что благотворительные организации лучше государственных и муниципальных справляются с уходом за престарелыми и инвалидами, с помощью бездомным, лечением людей от алкоголизма, наркомании и т.п.

Усилия многих общественных организаций направлены на вовлечение в социальный процесс женщин, подростков, пенсионеров и т.д. Наиболее активные люди сами создают организации, деятельность которых направлена на преодаление сложных ситуаций и решение социальных проблем. Как правило, это делается в тесном взаимодействии с органами власти.

Подобное партнерство «третьего сектора» и власти необходимо, так как представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы. Кроме того, сегодня уже все понимают, что в одиночку невозможно преодолеть социальную несправеддивость и конфликты. Подобное партнерство выгодно каждой из сторон и всем в целом. Это доказывают успешные примеры конструктивного взаимодействия «третьего сектора» и государственных (муниципальных) структур.

Плодотворная работа многих НКО, их стремление создать работоспособные механизмы взаимодействия с властями и государственными учреждениями содействовали тому, что представители власти и местного самоуправления стали серьезно относиться к организациям «третьего сектора». Такое партнерство способствует, во-первых, достижению социально-политической

стабилизации в обществе в целом, а также в отдельных регионах; во-вторых, эффективному, нетрадиционному решению возникающих проблем.

Общественные организации эффективнее решают свои задачи, когда они могут объединить свои усилия и осознать себя важной частью общества.

До сих пор у нас на уровне как руководящих структур, так и отдельных специалистов отсутствует четкое понимание необходимости координации деятельности государственных структур, бизнеса и «третьего сектора», особенно повышении эффективности социальной защиты населения.

Порой «третий сектор» отождествляется лишь с общественными организациями, и чаще всего - только с благотворительными. Между тем общестнные и благотворительные организации - только часть «третьего сектора», рая выделяется по особому характеру и целям деятельности.

Несомненно, что «третий сектор» в России нуждается в моральной и материальной поддержке государства и органов местного самоуправления.

Например, добровольцы готовы объединить усилия и средства для оказания помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно платить налоги по ставкам, установленным для коммерческих организаций.

Таким образом, поддержка государством добровольческих объединений необходима прежде всего в вопросе о льготном налогообложении, выделении беспроцентных кредитов, а также предоставлении помещения и транспорта. Государство должно также включаться в процесс координации деятельности общественных объединений.

В настоящее время как управленческие кадры, так и специалисты не в полной мере владеют информацией о статусе общественных и благотворитель ных организаций и НКО в целом, о механизмах и способах взаимодействия государства и «третьего сектора», тем более государства, «третьего сектора» и бизнеса.

Уместно напомнить, что сегодня существуют определенные формы партнерства НКО и государства, которые включены в соответствующие законы.

Во-первых, это Федеральный закон «Об общественных объединениях» №82-ФЗ (19.05.1995), где ст. 17 установлено предоставление государственных грантов - целевого финансирования отдельных общественно полезных программ ОО (по их заявкам); заключение любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; введение социального заказа на выполнение государственных программ на конкурсной основе.

Во-вторых, это Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» . (11.08.1995), где ст. 18 предусмотрено: предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот в пределах компетенции органов государственной власти субъектов РФ; материально-техническое обеспечение и субсидирование БО (полное иди частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемьгх государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муницивальным имуществом); финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых БО; размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов; передача в собственность БО на бесплатной или льготной основе государственного и муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации.

В конце 1990-х гг. в органах исполнительной власти практически всех субъектов, Российской Федерации были созданы организационные структуры по взаимодействию с общественными объединениями. Во многих регионах разработаны нормативно-правовые основы регулирования взаимодействия органов исполнительной власти с «третьим сектором». Принятие региональных законов стимулировало принятие федеральных законов: «Об общественных объединениях» (19.05.95.), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (26.05.95.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.95.), «О некоммерческих организациях» (12.01.96.) и др.

Можно констатировать, что на уровне регионов наиболее актуальными формами участия организаций «третьего сектора» в реализации государственных и муниципальных социальных программ являются совместная разработка социальных программ, выполнение заказа на реализацию социальных проектов. Организация этой деятельности предполагает выход на новый уровень сотрудничества государства и «третьего сектора», в основе которого лежит социальное партнерство.

Тема 10. Социальное партнерство в сфере медико-социальной работы

Медико-социальная работа представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении. Увеличение доли пожилых людей, числа больных хроническими заболеваниями, с особенностями их образа жизни и работы, выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи, медицинской реабилитации.

Медико-социальная работа как направление в социальной работе включает разнообразную специализацию. В России введена специальность «Меди- ко-социальная работа с населением» и «Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений»; «Социальная работа в учреждениях здравоохранения».

Медико-социальная работа – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического, социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физиологических и психопатологией, а также социальным неблагополучием.

Поскольку медицина и социальная работа не должны ограничиваться констатацией наличия или отсутствия у человека конкретной болезни, физических дефектов или социальной патологии, в рамках социально-медицинской работы рассматриваются пути профилактики болезней, адаптации и реабили-

тации людей, перенесших операции и заболевания, пострадавших от техно-

генных, стихийных или вооруженных бедствий.

Объектом медико-социальной работы выступают люди, нуждающиеся

в охране и укреплении здоровья: как отдельные люди, так и группы населения

– престарелые, инвалиды, больные (диабетики, аллергики, астматики и пр.), лица с аддиктивным поведением (пьяницы, алкоголики, наркоманы, курящие и пр.) и все остальные члены общества, так как наличествуют факторы, имеющие биосоциетальный глобальный характер.

Социальный работник, оказывающий социально-медицинские услуги, является своего рода социальным врачом (лечение словом), его клиенты – больные, имеющие социальные проблемы. Социальный врач добивается, чтобы его пациенты, имеющие проблемы не только медицинские, но и социального характера, обеспечили себе достойные условия жизни, необходимые для нормального существования и нормального функционирования в обществе.

В работе социального работника общего профиля и социальномедицинского специалиста имеется много общего. И те, и другие решают вопросы улучшения показателей жизни своих клиентов – слабозащищенных слоев населения, нуждающихся в помощи. Но имеются и узкие профильные задачи по оказанию социально-медицинских услуг: оказание первичной меди- ко-социальной помощи, услуги по уходу за больными и одинокими, как на дому, так и в условиях стационара с дневным пребыванием или пребыванием

в реабилитационных, восстановительных отделениях и отделениях медицин-

ской профилактики. Например, госпитали ветеранов ВОВ.

Таким образом, медико-социальная работа – одно из направлений деятельности лечебно-профилактических учреждений. Служба медикосоциальной работы включает специалистов трех уровней с высшим, средне специальным образованием и добровольного персонала, занимающегося уходом. Специализация внутри медико-социальных работников на лечащих врачей и врачей, занимающихся профилактикой приводит к появлению новых

специализаций – семейный врач, врач-реабилитолог, санитарный врач, доверенный врач и пр.

Социальная природа здоровья зависит от экологических, генетических, экономических, профессиональных и других факторов. Как и сама система здравоохранения является социальным институтом и частью социальной системы, что обуславливает взаимопроникновение социологии, социальной работы и медицины.

Стремясь создать оптимальные и наиболее эффективные технологии медико-социальной работы, специалисты разрабатывают базовые модели, которые позволяют обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть соответствующую специфику.

Чтобы построить такие модели, нужно, во-первых, выделить наиболее однородные группы клиентов (например, инвалиды, одинокие пожилые и др.), во-вторых, с каждой выделенной группой проводить медико-социальную работу в двух направлениях – профилактическом и патогенетическом, а, в- третьих, осуществлять ее на основе социального партнерства. Это позволит учесть специфику профессиональной медико-социальной работы с различными контингентами в отдельных областях медицины или системе социальной защиты населения при сохранении единых методических принципов.

Проблемы становления социального партнерства в сфере здравоохранения делают актуальными и востребованными, по крайней мере, три фактора наблюдаемой нами действительности.

Во-первых , все более заметны выдавливание медицинских учреждений из зоны государственного бюджетирования в зону платных услуг населению и неоднозначное положение в системе здравоохранения института обязательного медицинского страхования, что в совокупности отражает изменение отношений собственности и в то же время оставляет все меньше шансов на укрепление некоммерческого статуса медицинского труда.

Во-вторых , приходится отдавать себе отчет в том, что возвращение в практику законодательством РФ коллективных договоров и соглашений и

юридическое признание института социального партнерства еще не смогли восполнить нарушенный баланс социально-трудовых отношений в сфере здравоохранения.

В-третьих , нельзя не считаться с тем, что профсоюз работников здравоохранения после распада СССР и начала реформ снизил свое влияние на со- циально-трудовые отношения в отрасли; профсоюзные организации на местах не смогли пока добиться реализации справедливых требований медперсонала о повышении зарплаты и улучшении условий труда. Нестабильность министерских и ведомственных структур разного уровня, которые продолжают перестраиваться, усугубляет трудности общественного контроля за выполнением государством и его службами своих конституционных и договорных обязательств.

Независимо от того, в какой сфере реализуется социальное партнерство (здравоохранение - не исключение), партнерские отношения профсоюзов с работодателями и государством не снимают с них прямых функций защиты интересов работников. Именно данная сторона трипартизма нуждается прежде всего в подробном методологическом анализе и статистической оценке, которые и осуществляются в данном научном исследовании, посвященном вопросам реализации медико-социальной работы на основе социального партнерства.

Программы социального партнерства в сфере здравоохранения и социальной защиты населения предусматривают предоставление грантов для реализации совместных проектов по медико-социальной работе, направленных на повышение качества предоставляемых населению медико-социальных услуг и социальной помощи и повышение их доступности, в особенности – для наиболее уязвимых категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Целью программ является обеспечение гибкого и эффективного механизма внедрения новых концепций и практики здравоохранения и социальной помощи в России и регионах. Программы социального партнерства сосредо-

точены на передаче технического, управленческого и другого опыта с целью содействия процессу развития, расширению участия в зарождающихся сетях организаций гражданского общества и содействии диалогу между профессионалами и лицами, принимающими политические решения.

Подобная деятельность открыта для государственных и муниципальных органов, работающих в сфере здравоохранения и социальных услуг, добровольных и некоммерческих организаций. Примеры проектов социального партнерства в сфере медико-социальной работы, которые могут быть реализованы на региональном и муниципальном уровне:

обмен персоналом между организациями по программам прямого сотрудничества;

обучение и проведение семинаров с целью распространения новой методологии медико-социальной работы;

публикация материалов, освещающих положительный опыт медикосоциальной работы и социально-партнерского взаимодействия;

улучшение управления ресурсами и предоставлением услуг в организациях здравоохранения и социальных услуг.

Раздел 4. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Тема 11. Деятельность Международной организации труда в сфере социального партнерства

Впервые и наиболее основательно идеи и принципы социального партнерства были воплощены в деятельности Международной организации труда

(МОТ). МОТ была создана в 1919 г. и с 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. Создание МОТ было первым реальным шагом в направлении развития социального партнерства в мировом масштабе. А ее многолетняя деятельность показала высокую эффективность системы социального партнерства. Она показала также, что посредством взаимодействия