Недвижимость

Технология составления технологической карты изделия из древесины. Последовательность изготовления деталей из древесины

учитель: Шильников Александр Васильевич

Предмет: технология

Класс: 5

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Цели:

Образовательные: Ознакомление с природным конструкционным материалом - древесиной, пиломатериалами и древесными материалами

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; бережное отношение к природе; формировать и развивать экологическое мышление.

Формировать УУД:

Личностные УУД: готовность и способность к выполнению правил техники безопасности на уроках технологии; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; умение конструктивно разрешать конфликты

Регулятивные УУД: готовность и способность к постановке целей; планировать пути достижения целей; учиться самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самооценку правильности выполнения действия на всех этапах его реализации

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение, но устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; учиться высказывать свои мысли и внимательно выслушивать товарищей

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации; давать определения понятиям; работать с текстами (ознакомительное, изучающее, усваивающее или поисковое чтение): выделять главное и второстепенное

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определения древесины, пиломатериалов и древесных материалов и области их применения

Уметь различать породы древесины и виды пиломатериалов; подбирать нужный материал для изделия

Личностные: понимание значения леса для жизни отдельного человека и человечества; осознание потребности в бережном отношении к природе.

Метапредметные: понимание исторического отношения человека к древесине, как самому удобному природному конструкционному материалу и необходимостью сохранения экологического равновесия.

Основные понятия: древесина, хвойная и лиственная породы, строение древесины, кора, годичные кольца, пиломатериалы, доски, брусья, бруски, горбыль, пласть, ребро, торец, кромка, древесные материалы, фанера, шпон и т.п.

Оборудование: Учебник: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Методическое пособие. 5 класс. А.Т. Тищенко; Рабочая тетрадь; задания 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel, презентация, раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютеры

ВНИМАНИЕ. Этот урок имеет несколько особенностей, которые следует учитывать при анализе его структуры и планировании времени.

Это один из первых уроков технологии в 5 классе. Новое всё и учитель, и мастерская и некоторые приемы работы. Плотность этого урока от 60% до 80% ,т.е. учебная работа должна занять не все 90 минут, а от 55 минут до 72 минут (гигиенические критерии рациональной организации урока по Н.К. Смирнову).

Большое количество основных понятий в содержании темы урока для лучшего усвоения разбивается на отдельные группы и для каждой из них проходят этапы изучение нового и закрепление нового. Для закрепления нового продумано два варианта работы с заданиями. Если урок проводим в мастерской, то обучающиеся получают задания на карточках, а проверка выполняется с помощью соответствующих слайдов презентации.

Отличная работа получается, если на данном этапе урока класс переходит в кабинет информатики. Тогда учитель предлагает варианты заданий 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel. Такие задания любят выполнять все мои ученики. На их выполнение уходит намного меньше времени, компьютер строго следит за орфографией и не пропускает ошибки. И главное компьютер справедливо оценивает работу, не придирается, но и не делает поблажек. Переход из мастерской в кабинет информатики и обратно считается динамической паузой.

Основные этапы организации учебной деятельности

Ожидаемые результаты

(развитие УУД)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Момент (2 мин)

Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности

Приветствие учителя, психологический настрой

Рапорт дежурного

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование (Я должен...)

Коммуникативные:

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу»

Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое

Организует. Уточняет тематические рамки.

Предлагает продолжить предложение:

Карелия это край … и …

Предлагает выбрать только один объект, тот который подходит для урока технологии

Предлагает дать пояснение, ответить на вопросы: почему? как ты считаешь?

Повторяют основные правила техники безопасности

Предлагают варианты, выбирают, обобщают, комментируют

Выбирают лес

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

II. Формулирование темы урока, постановка цели (7 мин)

Цель: повторение изученного материала; проговаривание цели урока в виде темы урока

Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для открытия и усвоения новых знаний и способов действий.

Обеспечение мотивации учения, принятие целей урока

Предлагает назвать деревья, связанные с праздниками;

деревья и сказки;

деревья - польза и историческая слава Заонежья.

Предлагает сформулировать тему урока и цель урока;

Помогает наметить план работы.

Уточняет формулировки;

Предлагает оценочный лист для работы по методу райтин г

Задание 1: стр. 4 в рабочей тетради

Критерии оценки задания слайды 2 и 3

Отвечают на вопросы:

Ель - Новый Год

Верба - Пасха, Вербное воскресенье

Береза - Троица. Пятидесятница

Липа - Лиса и заяц (лубяная избушка)

Ель, сосна - музей - заповедник Кижи (памятники деревянного зодчества)

Осина - лемех (покрытие куполов храмов)

Формулируют тему: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Формулируют цель: Ознакомление с природным конструкционным материалом - древесиной, пиломатериалами и древесными материалами

Заполняют таблицу в рабочей тетради;

Вносят результаты работы в оценочный лист

Личностные: осознание своих возможностей

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные:

Целеполагание; выполнение пробного учебного действия

Познавательные:

Самостоятельное формулирование познавательной цели;

Логические - формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Динамическая пауза

III. Изучение нового (15 мин)

Цель:«Открытие» нового знания

приложение 4.jpg

приложение 3

приложение 3.1

приложение 2

приложение 2.1

приложение 1

IV. Закрепление нового (25 мин)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Открытие и усвоение обучающимися новых знаний и способов действий

Выполнение заданий на усвоение главного в новой информации, выполнение заданий, в том числе и творческих, на основе изученного.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Предлагает рассмотреть строение ствола дерева по учебнику стр. 10 - 11 (3 абзаца) и выполнить:

Задание 2 (карточка - приложение 1 или вариант MO Excel строение ствола);

Задание 3 (карточка - приложение 2 или вариант MO Excel поперечный разрез)

Предлагает работу с учебником стр.11 - стр.12 и назвать достоинства и недостатки древесины

Учитель крепит на доску карточки в 2 столбика или предлагает сделать это ученику.

Предлагает проблемный вопрос: как по маленькому образцу определить (предположить) от какого он дерева?

Предлагает работу с текстом учебника на стр. 13 и выполнить: Задание 4 (карточка - приложение 3 или вариант MO Excel виды пиломатериалов); слайд 8

Предлагает выполнить: Задание 5 (карточка - приложение 4 или вариант MO Excel элементы доски); слайд 10

Учитель показывает несколько образцов (фанера, рейка, вагонка, ДВП, и т.п.)

И просит выбрать натуральные древесные материалы, т.е. что получаются из бревен или пиломатериалов пилением, строганием, рубкой

Задание 2 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 4 и 5, заполнение листа самооценки.

Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 3 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 6 и 7, заполнение листа самооценки.

Обучающиеся работают с учебником, выделяют в тексте достоинства и недостатки.

Устно называют достоинства и недостатки древесины.

Обучающиеся работают с учебником и называют свойства древесины: порода, текстура, цвет, запах, твердость;

Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 4 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 9 и заполнение листа самооценки

Обучающиеся выполняют Задание 5 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 11 и заполнение листа самооценки

Обучающиеся делают выбор.

Появляется вопрос, а как назвать оставшиеся образцы? Где найти ответ? Какими источниками информации располагают обучающиеся в настоящий момент?

Работа с учебником стр. 14. Проговаривают названия образцов древесных материалов

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; инициативное сотрудничество: контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция

Познавательные:

Физкультминутка

(4 минуты за 2 урока)

Динамическая пауза

Зарядка для глаз

Учитель предлагает паузу после выполнения каждой смысловой группы заданий

Древесина

Пиломатериалы и древесные материалы

V. Контролирующее задание (20 мин)

Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.

Выполнение заданий, которые содержат новые понятия и переход к заданиям, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

Первичная проверка и самопроверка уровня освоенности материала и способов действий. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

На столе разложены образцы для практической работы. Учитель предлагает выполнить п.1 и п. 4 изЛР 1 на стр.15 учебника

Выполнить упражнение 2 на стр. 4 рабочей тетради.

Выполнить упражнение 5 на стр. 5 рабочей тетради.

Выбирают образец, разбирают свойства и пробуют определить вид древесины.

Вносят итоги практической работы в оценочный лист

Обучающиеся выполняют упражнение 2 и проводят самопроверку по критериям, используя слайды 12 и 13.

Обучающиеся выполняют упражнение 5 и проводят самопроверку по критериям, используя слайд 14.

Вносят данные в лист самопроверки.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение высказывания

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности

Учитель предлагает проанализировать работу на уроке. Высказать свое мнение по вопросу: совпали ли результаты учебной работы с плановыми показателями? В чем были трудности? Что было интересно, а что лучше не использовать?

Самооценка.

Обучающиеся работают с оценочными листами.

Высказывают свое мнение о заданиях урока, предложенных методах работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

VIII. Домашнее задание и уборка рабочих мест (5 мин)

Сообщение объема и содержания домашнего задания, в том числе и вариантов домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению

Учитель предлагает выбрать домашнее задание:

1. Найти в Интернете, чем отличается древесина карельской березы от древесины остальных видов берез.

2. Найти ответы на задания по карточкам с фотоизображениями

Обучающиеся записывают задания в дневники;

Выполняют уборку рабочих мест

Литература

Столярное дело/ Сост. Е.В. Смирнова - М.: Стройиздат, 1996 - 328 с.

Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: Учеб. для нач. проф. образования./М.: Издательский центр «Академия», 2003- 328с.

CD-ROM «Технология. Библиотека электронных наглядных пособий» ЗАО «ИНФОСТУДИЯ. ЭКОН» 2004.

Электронное сопровождение для уроков технологии и системы дополнительного образования, адаптировано к демонстрации на интерактивной доске. 5 класс. Глозман Е. С., Глозман А. Е., Хотунцев Ю.Л. Мнемозина, М., 2009.

Создание любого изделия проходит в несколько этапов, и первым из них является проектирование будущего изделия.

Не спешите сразу приступать к его изготовлению. Можно ошибиться, сделать что-то не так, и всю работу придется переделывать. Не зря бытует поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Сначала нужно сделать эскизы, или наброски, различных вариантов будущего изделия. Затем письменно анализируют достоинства и недостатки каждого из вариантов, что позволяет выбрать лучший.

Для выбранного варианта изделия разрабатывают техни-че-скую документацию: эскиз, технический рисунок или чертеж с указанием размеров.

После подготовки технической документации приступают к отбору качественных заготовок и их разметке. Заготовка - это материал определенных размеров, из которого будет изготовляться деталь (размеры заготовки для любой детали всегда больше, чем сама деталь). Из заготовки получают одну или несколько деталей.

Соединение деталей в изделие называют сборкой.

Превращение заготовки в деталь или изделие должно строго соответствовать технологическому процессу, т. е. определенной последовательности действий.

Технологический процесс изготовления изделия состоит из ряда технологических операций. Например, технологическими операциями являются выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление отверстий на сверлильном станке, окраска изделия в специальном помещении и т. д.

Последовательность операций по обработке заготовки и изготовлению из нее детали записывается в специальных технологических или маршрутных картах.

В технологической карте (табл. 6) подробно описывают последовательность технологических операций, выполняют графическое изображение заготовки, соответствующее каждой операции, указывают применяемые инструменты и приспособления.

Таблица 6
Технологическая карта изготовления разделочной доски

№ п/п

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия по шаблону

Шаблон, карандаш, верстак

Выпилить изделие по контуру

Ножовка, столярный верстак

Наколоть шилом центр отверстия. Просверлить отверстие

Шило, сверло, коловорот или дрель, верстак

Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы

Верстак, шлифовальная колодка

В маршрутных картах указывается только последовательность выполнения операций (табл. 7).

Таблица 7
Маршрутная карта изготовления разделочной доски

Практическая работа № 25
Составление простейшей технологической карты

Порядок выполнения работы

  1. Выберите одну из деталей изделия в вашем проекте.
  2. Внимательно изучите деталь, которую необходимо изготовить, или ее графическое изображение.
  3. Пользуясь таблицей 6, разработайте технологическую карту изготовления этой детали.
  4. Проверьте правильность составления технологической карты самостоятельно, после чего отдайте ее на проверку учителю.

Новые понятия

Этапы создания изделия, проектирование, заготовка, деталь, сборка, технологический процесс, операция, технологическая карта, маршрутная карта.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите этапы изготовления вашего проектного изделия из древесины.
  2. Чем отличается заготовка от детали?
  3. Для чего нужны технологические карты?
  4. Почему размеры заготовки больше размеров детали?

План-конспект урока

по технологии в 7 классе

Тема урока: «Технологическая документация».

Цель урока: дать учащимся основные понятия о конструкторской документации.

Задачи: 1. Научить учащихся составлять технологические карты.

2. Прививать, аккуратность, трудолюбие.

3. Воспитывать уважение к труду.

Вводная часть.

Проверка учащихся по списку класса.

Проверка наличия необходимых принадлежностей.

Правила техники безопасности.

Основная часть.

(теоретическая).

Проверка домашнего задания.

Тема: «Конструкторская документация».

а) Что такое конструкторская документация?

(Комплект графических и текстовых документов, в которых излагаются все сведения о конструкции изделия).

б) Какие конструкторские задачи решают при разработке конструкции изделия и чертежей, необходимые для изготовления?

(выбирают наилучших вариант изделия, его конструктивные элементы, материалы, анализируют образцы изделий и выполняют чертежи).

в) Что такое ЕСКД?

(Единая система конструкторской документации).

г) Что относят к конструкторским документам?

(чертёж детали, сборочный чертёж, чертёж общего вида, электромонтажный чертёж, схемы и инструкции).

д) Кто разрабатывает конструкции изделий, выполняют чертежи?

(конструкторы, чертёжники).

Новая тема.

«Технологическая документация».

Технологической документацией называют графические и текстовые документы, определяющие технологию изготовления изделий. В состав технологической документации входит и конструкторская документация.

Технологический процесс - это часть всего производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделий.

Технологический процесс осуществляют на различном технологическом оборудовании и с применением технологической оснастки: дополнительного оборудования, приспособлений, инструментов.

Технологическая операция - это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или станке.

Технологическая операция состоит из различных технологических переходов.

Технологическим переходом называют часть технологической операции, выполняемую на одном рабочем месте одним и тем же инструментом.

Технологические переходы выполняют при определённом базировании и закреплении обрабатываемой заготовки, которое называют установом.

Основными технологическими документами являются карты: технологическая, маршрутная, операционная…

Технологической картой называют документ, в котором записан весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологической операции и их составных частей - переходов, а так же материалов, конструкторской документации, технологической оснастки.

Разработку технологической документации осуществляют на основе стандарта ЕСКД- Единой системы конструкторской документации.

III .. Практическая работа.

Разработка и составление технологической карты изготовления изделия (ручки напильника, киянки).

Внимательно изучите содержание одной из учебных технологических карт.

Подберите или разработайте чертёж нужной детали.

Определите размеры заготовки с учётом припусков на обработку и подберите породу древесины.

Составьте операционную карту с записью переходов на изготовление изделия, изображением рисунков, простановкой размеров и перечнем необходимых инструментов и приспособлений.

  1. Подведение итогов.

Уборка рабочих мест.

Разбор ошибок, допущенных в практической работе.

Выставление оценок.

Дата публикации: 13.09.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

План - конспект урока

Занятие № 4 «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.

Последовательность изготовления деталей из древесины»

Цель урока : ознакомить обучающихся с устройством сто­лярного верстака, приёмами работы на верстаке, правила­ми безопасной работы у верстака и инструментами для обработки древесины; дать сведения о рабочей профессии сто­ляр, ознакомить с понятиями «производственный процесс», «технологический процесс», видами технологических опе­рации, примерами технологических процессов; научить формулировать и записывать последовательность технологического процесса изготовления простой детали из древесины; развивать техническое мышление, навыки планиро­вании трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий.

Образовательная: ознакомить с устройством инструментов, столярного верстака. Получить представление о последовательности изготовления изделий из древесины. Научиться организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда.

Развивающая: развивать техническое мышление, навыки планиро­вании трудовой деятельности с учётом имеющихся ресурсов и условий.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструментов, инструктаж по правилам безопасной работы, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: столярный верстак (крышка, передний и задний зажимы, отверстия (гнёзда), клинья, лоток), столяр, производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта, технолог.

Планируемые результаты обучения.

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Иметь мотивацию к учебной деятель-

ности, проявлять интерес к занятиям предметно-практической деятельности.

Познакомятся с устройством инструментов, столярного верстака. Получат представление о последовательности изготовления изделий из древесины. Научатся организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, изделие, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

Регулятивные УУД: уметь планировать алгоритм

действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, вступать в учебное

сотрудничество, формулировать ответы на вопросы.

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап 2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные : планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2. Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания:

Типы графических изображений

Линии чертежа
- масштаб

Чтение чертежа

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: где выполняется работа по изготовлению изделия?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные : осознание своих возможностей.

Регулятивные : умение планировать свою работу.

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные : сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

Урок состоит из 2 частей

1. тема «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины». 2. вторая часть урока «Последовательность изготовления деталей из древесины».

После каждой темы практическая работа.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные : мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные : целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Проводит объяснение нового материала первой темы «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины», помогает разобрать сведения:

Объясняет устройство столярного верстака, подробно останавливаясь на всех его основных элементах, и акцентируя внимание обучающихся на правилах безопасной работы у верстака;

Демонстрирует инструменты для столярных работ.

Личностные : осознание своих возможностей;

Регулятивные : умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные : вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 5 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

Задаёт вопросы:

Рабочее место для обработки древесины

Основные части верстака

Инструмент для обработки древесины

Правила ТБ при работе на верстаке

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.

Личностные :

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные : слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные : применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 15 мин

Практическая работа№3. Организация рабочего места для столярных работ.

Для закрепления учебного материала школьникам предлагается выполнить п. 1 и 2 задания 3 из рабочей тетради.

Расставляет учеников по рабочим местам, подгоняет верстак под рост каждого ученика, раздаёт заготовки из древесины.

Исправляет ошибки при закреплении заготовок. Следит за выполнением правил ТБ.

Ученики выполняют:

П. 1 и 2 задания 3 из рабочей тетради;

Изучают устройство столярного верстака и назначение его элементов;

Закрепляют заготовки в передней и задней зажимной коробки.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Познавательные :

7. Первичное усвоение новых знаний 10 мин

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала второй темы «Последовательность изготовления деталей из древесины».

Сначала доводит информацию, что создание машин, мебели, предметов быта и других изделий является сложным и длительным процессом, включающее проектирование, конструирование, технологическую подготовку и изготовление.

Прежде чем изготовить какое-нибудь изделие, его необходимо спроектировать и сконструировать.

Проектирование это разработка конструкции изделия в целом, а конструирование - создание изделия в чертежах. Документация, получаемая в результате проектирования и конструирования, носит единое наименование - проект .

Затем наступает этап эскизного конструирования , где конструктор делает эскизные наброски всех основных частей изделия, выбирает лучшие из них и вычерчивает чертежи в масштабе.

После этого разрабатывают технический проект изделия. Часто он заключается в изготовлении макета в определённом масштабе или в натуральную величину. Макетирование позволяет выявить допущенные в чертежах ошибки, уточнить пропорции и цветовое оформление изделия. На этом этапе подсчитывают стоимость деталей, из которых состоит изделие, и стоимость всего изделия. При необходимости вносят поправки и создаваемую конструкцию и разрабатывают уточнённые рабочие чертежи изделия.

На этапе технологической подготовки определяется последовательность выполнения операций по изготовлению изделии, составляются технологические карты (технологические процессы).

Завершающим этапом создания изделия является изготовление опытного образца , который испытывают в реальных условиях для выявления недостатков конструкции. После этого вносят изменения в техническую документацию и изготовляют по ней нужное количество изделий.

В создании машин, мебели, различных устройств участвуют как правило, творческие коллективы различных специалистов: инженеры-конструкторы, художники-конструкторы (дизайнеры), технологи, экономисты, рабочие разных специальностей.

Ознакомить с понятиями:

Производственный процесс- превращение материалов в готовое изделие при помощи инструментов;

Технологический процесс - часть производственного процесса с последовательностью действий по обработке заготовки для получения отдельной детали изделия или сборке изделия из деталей;

Технологическая операция - часть технологического процесса выполняемая на одном рабочем месте.

Разобрать на примере изображённого на рисунке 18 из учебника (общий вид стр.182). В мастерских ученики работают по технологическим картам - в упрощенном виде показан процесс изготовления детали. Для их составления лучше использовать компьютер.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Разбирают пример на рис.18. определяют инструмент для каждой операции.

Личностные :

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные :

Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, вступать в учебное сотрудничество, формулировать ответы на вопросы.

8. Первичное закрепление 20 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Практическая работа№4.Разработка последовательности изготовления детали из древесины.

Предлагает самостоятельно записать в рабочую тетрадь этапы технологического процесса изготовления детали, предложенной учителем. Для этого учитель должен заранее подготовить необходимое количество чертежей деталей. Выбор деталей должен определяться тем, чтобы их технологические карты (технологический процесс) содержали не более 5-6 позиций (операций). Вычерчивать эскизы обработки не нужно. Ученик может также разрабатывать технологический процесс изготовления детали своего творческого проекта, если выбор темы проекта уже определён.

Ученики выполняют задание:

Рассматривают чертёж или эскиз детали;

Записывает в рабочую тетрадь последовательность изготовления

Определяет инструменты для изготовления детали и записывает название в рабочую тетрадь.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию, преобразовывать информацию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе, формулировать ответы на вопросы.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

При выставлении оценки за усвоение данной темы урока учитывать та правильность выполнения п. 1 и 2 задания 3 из рабочей тетради

Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины»

Утверждение

Подведение итогов изучения второй темы урока «Последовательность изготовления деталей из древесины» осуществляется по результатам разработки технологической карты по критериям:

    правильный выбор материала детали;

    выбор размеров заготовки с учётом припусков;

    точность изложения содержания операций;

    полнота перечня инструментов;

    полнота перечня приспособлений;

    грамотность изложенного текста;

    правильное изложение последовательности выполнения операций;

    все необходимые операции указаны в технологическом процессе;

    аккуратность заполнения технологической карты;

10) время выполнения задания.

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Формулируют выводы по изученному материалу.

Личностные : осознание важности обучения предмету;

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала;

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, уметь слушать учителя и одноклассников

10.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 2 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

Конструктивный

- Творческий

1.Ответить на вопросы, приведённые в конце § 5 и 6 учебника.

2.Разгадать кроссворд из рабочей тетради.

3.Найти в Интернете и других источниках информацию о том, какие ещё существуют инструменты для столярных работ, кроме рассмотренных в учебнике.

4. Если ученик захочет изготовить деталь, изображение которой отсутствует в учебнике, то необходимо выполнить поиск в Интернете и записать последовательность технологических операций для выбранной детали.

Ответы на кроссворд . По горизонтали: 1 - столяр, 5 - конструктор. По вертикали: 2 - технолог, 3 - чертёж, 4 - верстак.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

11. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

Для чего необходимо знать данный материал?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного предложения.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные : осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные : самооценка деятельности на уроке;

Познавательные : развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Кухонная доска является незаменимым элементом во время приготовления пищи. Технологическая карта изготовления разделочной доски позволяет в условиях современных возможностей соорудить деревянную поделку высокого качества.

Методика художественной обработки деревянных изделий применялась еще в IX веке. Деревянные поделки выполнялись многими поколениями умельцев. Для этого использовалась древесина разных пород, характеризующихся различными художественными качествами: текстурой, природным строением ствола, сучков.

Выжигание, как выгодный способ обработки материала

Декоративная обработка дерева выполняется различными способами, в том числе художественным выжиганием. Это ремесло очень популярно и неразрывно связано с народными традициями. Его развитие происходило в сопровождении с другими видами обработки:

  • резьбой;
  • точением;
  • мозаикой;
  • художественной росписью.

Выжигание разнообразило эти искусства, но постепенно перешло в самостоятельные виды творчества.

Несколько десятилетий назад для выполнения кухонной разделочной доски применялись стальные прутья, их наконечники раскалялись огнем. Практиковалось использование специальных фигурных клейм, посредством которых гравировались рельефные узоры.

В современном производстве используются электрические выжигатели. Они включают трансформатор для преобразования электрического тока, электрокабель и ручку со стержнем. Для выполнения рабочей части используется нихромовая проволока. Она упрощает технологический процесс, позволяет плавно менять направление работы.

Перед тем как приступить к выполнению работ, требуется выбрать заготовку, это позволит определиться с формой изделия. В качестве исходного материала подходит любая обработанная древесина в виде:

  • досок;
  • бруса;
  • фанеры.

Дерево обязано быть тщательно и равномерно просушено, мастера рекомендуют использовать для заготовок центр бревна, он меньше поддается деформации. Очень важны выраженность текстуры, оттенка.

Деревья лиственных пород характеризуются наиболее приемлемыми качествами для декоративного выжигания. В них не слишком просматриваются годичные кольца, текстура довольно равномерна. Лучший вид будут иметь изделия из следующих пород:

  • липа;
  • тополь;
  • клен;
  • ольха;
  • молодая береза.

Дерево обязано быть светлого тона и не иметь блеска, тогда готовое изделие будет привлекательный вид.

Нужно выполнять предварительную обработку поверхности, она производится наждачной бумагой средней, а потом мелкой зернистости.

Методика выжигания доски

До начала выполнения работы следует иметь четкое представление о будущем рисунке и применяемой методике. Выжигание бывает трех видов:

  • по контуру;
  • по силуэту;
  • художественная обработка.

Выжигание по контуру отличается сравнительной простотой и напоминает карандашное изображение контура на бумажном листе. Этот вид часто практикуется многими начинающими, часто такая операция производится наконечником стержня. Контурное выжигание удобно для выполнения надписей, а при нанесении орнамента, таким способом можно наносить штриховку.

Выжигание по силуэту выполняется двумя приемами: «гладким штрихом» и «отжигом». Применяя первый из них, легко добиться гладкой черной поверхности. Обработанная в такой способ площадь бывает довольно большой. Быстрым движением иглы достигаются различные оттенки рисунка.

При «отжиге» выполняют полосу по краю заготовки, добиваясь обозначения наружного контура изображения. Наименование этого способа происходит от характера работы – отжига окантовки.

Для художественного или живописного вида выжигания характерно сочетание двух предыдущих способов. В результате добиваются объемного изображения, с учетом игры света и тени. При изготовлении изделия нужно обеспечить правильное отображение разно удаленных предметов в пространстве. Передача разной структуры объектов достигается разнообразными техниками штриховки и тушевания.

Чтобы в совершенстве овладеть техникой выжигания, надо обладать хорошими навыками рисования. Регулярные упражнения повысят наблюдательность. А также помогут развить необходимые качества. Перед самим процессом мастерами проводится разработка эскизов в карандаше. Такой подход упростит работу над заготовкой.

Техника производства нескольких досок

Изготавливаемый набор включает:

  • 2 разделочные доски габаритами 10×170×360 мм;
  • подвеска из дерева 20×90×360 мм;
  • 2 деревянных стержня диаметром 12 мм и длиной 42 мм.

Для изготовления понадобятся следующие инструменты и приспособления:

  • линейка, угольник с прямым углом, циркуль;
  • простой карандаш для разметки;
  • ножовка по дереву;
  • шило;
  • или дрель, но диаметр сверла 12, 20 мм;
  • лобзик, стол для выпиловки;
  • шаблон;
  • наждачная бумага;
  • кисточка, клей по дереву;
  • киянка;
  • токарный станок с отрезным и проходным резцами;
  • бесцветный лак;
  • электрический выжигатель.

Конструкция доски достаточно проста.

Технология изготовления:

Анализ себестоимости

Приведенный набор разделочных досок обойдется недорого. Колышки могут быть изготовлены из ненужных остатков материалов. Клея необходимо настолько мало, что его стоимость мастера рекомендуют не учитывать. Потребуется покупка лишь древесины и лака.

Средняя цена древесины составляет около 4 тыс. рублей, в случае производства разделочных досок материала необходимо 0,008 куб. метра, стоимость будет составлять 32 рубля, а 150 грамм лака обойдется в 21 рубль.

Затраты на заработную плату определяются половиной стоимости материалов – 26,5 рубля. Прочие накладные расходы – четверть суммы заработной платы и материалов – 19,8 рубля.

Подбив все расходы, общая себестоимость изделия составит 99,3 рубля.

Техника безопасности во время проведения выжигания

Для этих работ, как и любых других, от специалиста требуется соблюдение правил техники безопасности.

Распиливая дерево, мастер обязан придерживаться следующих принципов:

  • использовать ограничители и направляющие;
  • не допускать нахождение свободной руки вблизи полотна ножовки;
  • не сдувать стружку, она сметается щеткой.

Выполняя работы токарным станком, специалист обязан произвести такие действия:

  • ознакомиться с руководством по охране труда для этого оборудования;
  • производить обработку только обученным людям.

Выполняя сверление, мастер должен обратить внимание на следующие правила:

  • устанавливать сверло в соответствии с требованиями для станка или дрели;
  • просверливаемое изделие должно быть надежно закреплено;
  • подача сверла должна осуществляться без ускорения и рывков;
  • на выходе сверла, замедляем движение.

При выполнении лакокрасочных работ:

  • Емкость с лаком не держать открытой длительное время.
  • Выполняя работу, не подносить лак к лицу.
  • Помещение обязано быть проветриваемым.
  • Необходимо использовать средства индивидуальной защиты: защитную маску, перчатки.
  • По завершении работ тщательно вымыть руки, используя мыло.

При использовании электровыжигателя:

  • обеспечить приток воздуха в помещение;
  • токопроводящие части должны быть надежно изолированы;
  • завершая работу, следует выключить прибор из сети.

Изготовление досок вынуждает мастера затратить примерно 12 часов, методика несложна и не требует больших финансовых вложений. Вариантов формы готовых изделий, как и их отделки, бывает огромное количество, все зависит только от фантазии исполнителя.

Видео: Мастер-класс по изготовлению разделочной доски