Банки

Трудовая деятельность. Труд определение Основные категории науки о труде

Произведение Ф. Энгельса, в котором он излагает марксистские взгляды на происхождение и развитие человека. Эта работа была написана в 1876 г. и представляет собой незаконченную рукопись. Впервые была опубликована на немецком языке в 1896 г. (см.) доказал происхождение человека из мира животных и осветил этот вопрос со стороны биологической. Но полного и правильного решения проблемы не было, поскольку не была разработана социологическая сторона вопроса. Такое решение даёт Энгельс. Принимая положение передовой естественной науки о происхождении человека из животного мира, Энгельс сосредоточивает внимание на вопросе о социальных закономерностях, обусловивших возникновение человека.

Основным фактором в превращении обезьяны в человека был труд, трудовая деятельность - то, что присуще только человеку. «...Труд,- указывал Энгельс,-создал самого человека» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 70). Для перехода от обезьяны к человеку нужны были известные предпосылки. Решающими среди них были переход обезьяноподобных предков человека к прямой походке и освобождение передних конечностей. Но передние конечности их были способны лишь к самым простым операциям. В человеческие руки они превратились только в результате труда, который в течение тысячелетий совершенствовал их. Рука, таким образом, является не только органом труда, но и его продуктом. Развитие руки, вызванное трудом, оказывало воздействие на весь организм. Человеческая речь обязана своим возникновением труду. Именно в процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.

Под влиянием труда и членораздельной речи происходило усиленное развитие мозга. Параллельно с ним шло развитие органов чувств. Развитие мозга и органов чувств, развитие сознания, способности к умозаключению и т. п. в свою очередь оказывали мощное обратное воздействие на развитие труда и (см.). Подтверждением мыслей Энгельса о роли языка в развитии человеческого мозга является учение (см.) о высшей нервной деятельности, о второй сигнальной системе (речи), надстраивающейся у человека над первой сигнальной системой.
С выделением человека из царства животных, с появлением «готового человека» возникает новый элемент, оказавший могучее воздействие на процесс развития человека,- стадо преобразуется в общество. «И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде» . Труд начинается с изготовления орудий. Изготовление и употребление орудий имело исключительное значение для всего последующего развития человека.

Оно создало для человека возможность жить в самых разнообразных природных условиях. Животное способно только пользоваться природой. Человек же при помощи орудий заставляет природу служить своим целям. Он приспосабливается к природе путём изменения своих искусственных органов - орудий производства. Рост производительных сил и прежде всего орудий производства - вот что определяет развитие человека и общества. Энгельс кратко характеризует путь этого развития. Далее Энгельс показывает, что человек благодаря труду добивается господства над природой. «И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».

Работа Энгельса, излагающая марксистскую теорию происхождения человека, полностью опровергает все религиозные и идеалистические теории по этому важнейшему вопросу. Написанная очень просто и в то же время чрезвычайно глубоко, соединяющая в себе обширнейший фактический материал с глубокими теоретическими обобщениями, эта работа представляет собой одно из замечательных произведений классической марксистской литературы. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» является одной из составных частей « » (см.) Энгельса. Мысли Энгельса о языке и его значении для развития человеческого общества получили своё дальнейшее развитие в труде И. В. Сталина « » (см.).

Флот российский Ценность Человек Экспедиция Этническая общность Бялыницкий-Бирюля А.А. Пржевальский Н.М. 2 МР 1858 лето 1886 13 АВ 1886 АП 1901 осень 1901 5 ИН 1902 осень 1902 НЯ 1902 15 АВ 1903 22 НЯ 1904

Труд - целесообразная, материальная , общественная , орудийная деятельность , направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен м.собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме труд рассматривается как своеобразная субстанция истории , как фундаментальный способ человеческой жизни, как "клеточка" всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства , тип общественного разделения труда . Кр.того, в процессе труда возникают особые отношения м.людьми - производственные отношения. Поскольку труд - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу К. и Энгельсу Ф. рассмотреть труд в качестве своеобразного "творца" человеческой истории, создать "трудовую гипотезу" происхождения человека и общества (антропосоциогенез ). Проблема возникновения человека мыслящего, товорящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом Ф. в работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Энгельс Ф. предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Всё это приводит к тому, что человек смог действовать "по мерке любого вида" (Маркс К.). Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий труда. Производство орудий труда - процесс коллективный, который является его важнейшим, определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труд с помощью орудий труда. Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали др.индивидам инстинктивно незакрепленные "схемы деятельности". В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные , исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры . Орудия труда были первыми предметными, материальными "абстракциями", что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и "потребность что-то сказать друг другу", и предмет "разговора", т.е. появилось, что сказать др. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру , это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам , он даже ест и пьёт "по-человечески". В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса труда, в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Труд становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней.

Усложняющиеся в процессе труда формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу. Язык не просто фиксирует (для запоминания) определённые смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Т.о., возникает новая надбиологическая, протосоциальная целостность. Труд связывает участников совместной деятельности в общность , опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создаёт как её субъекта и творца, т.е. как общественного человека. В труде и посредством труда удовлетворяются все потребности человека. Труд становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, т.о., есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В труде совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Т.о., в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать - "труд создал человека". Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм труда от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободно -творческих нашёл своё отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя "трудовая" гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учёными, в т.ч. и отечественными, она признаётся недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретённых признаков. Эта ситуация стимулирует учёных к поиску новых версий возникновения человека. 19 НЯ 1986 в России был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Организация труда на научной основе составляет одну их функций управления. Однако научная организация труда (НОТ) имеет своим предметом непосредственный труд людей, участвующих в производстве материальных благ, в развитии науки и культуры, в управлении.

Деятельность органов внутренних дел, так же как и других органов, предприятий, учреждений и организаций, состоит из трудовых операций и процессов, в которых заняты как отдельные работники, так и коллективы, группы сотрудников. Совокупность трудовых процессов, связанных между собой общими целями, составляет деятельность всего коллектива органа внутренних дел.

В трудовом процессе выделяют собственно труд (живой труд), предметы труда и средства труда. Труд - это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Предмет труда - это то, на что труд воздействует, объект приложения усилий работника. К средствам труда относятся орудия и условия труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Предметом труда работника органов внутренних дел является информация, а орудия труда - способы закрепления и обработки информации. Продуктом труда являются принятые им решения или зафиксированные в соответствующих документах факты.

Трудовой процесс состоит из операций, которые характеризуются выполнением сотрудником или группой сотрудников определенной части работы для получения соответствующего продукта труда. Характер операций зависит от вида трудовой деятельности работника: одни операции выполняет участковый уполномоченный полиции, другие - следователь, третьи - руководитель органа внутренних дел.

Устанавливаемая последовательность совершения операций в целом составляет технологию соответствующего трудового процесса.

Организация процесса труда состоит в рациональном распределении обязанностей между исполнителями, надлежащем оборудовании рабочих мест, обучении исполнителей конкретным приемам и методам совершения трудовых операций, нормировании труда, установлении норм расходования материала, чередовании времени труда и отдыха и т.д.

Научная организация труда означает, что решение перечисленных вопросов должно базироваться не на основе субъективного подхода к их решению, а на достижениях науки и положительного опыта работы.

На основании вышеизложенного можно сказать, что научная организация труда - это комплекс организационно-технических, экономических, санитарно-гигиенических и психофизиологических мероприятий, которые основаны на достижениях науки и передовой практики и обеспечивают наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов и неуклонное повышение производительности труда при сохранении здоровья человека.


Основные направления НОТ. В литературе по научной организации труда к основным направлениям НОТ относят:

Совершенствование форм разделения и кооперации труда;

Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

Рационализацию трудового процесса, внедрение прогрессивных методов и приемов труда;

Совершенствование нормирования труда;

Использование каждого работника в соответствии с его способностями, профессиональной подготовкой и с учетом потребностей практики;

Совершенствование практики, форм и методов материального и морального стимулирования;

Улучшение условий труда;

Рационализацию режимов труда и отдыха;

Укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.

Указанные направления развития НОТ носят общий характер, т.е. они применимы к организации труда в любой сфере человеческой деятельности. Вместе с тем это, разумеется, не исключает специфических форм и особенностей их проявления в той или иной сфере деятельности.

Задачи НОТ. Общие задачи научной организации труда сводятся в три группы: экономические, психофизиологические и социальные.

Экономические задачи НОТ направлены на достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования живого труда, с одной стороны, и вещественных элементов труда (орудий и предметов труда) - с другой. Улучшение использования живого труда достигается за счет экстенсивных факторов, т.е. устранения прямых потерь времени, а также за счет интенсификации труда, т.е. рационализации приемов и методов труда, улучшения организации рабочих мест и др.

Психофизиологические задачи НОТ состоят в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, сохранения здоровья и работоспособности лиц, занятых трудом.

Социальные задачи НОТ заключаются в создании условий для постоянного роста культурно-профессионального уровня работников, всестороннего и гармонического их развития, в повышении степени содержательности и привлекательности труда, в воспитании добросовестного отношения к труду.

Все эти группы задач находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Значение НОТ:

1. Экономия живого и овеществленного труда. В любом трудовом коллективе важным критерием рациональной организации трудовых процессов, определяющим уровень производительности труда, является степень «полезного использования рабочего времени». Значение НОТ в том и состоит, что его внедрение направлено на экономию рабочего времени, сил, затрат труда работника, позволяет лучше, экономнее использовать материально-технические средства» , оборудование, транспорт, оргтехнику и др. Иначе говоря, НОТ позволяет экономить не только живой, но и овеществленный труд.

2. Экономия будущего труда. Внедрение НОТ позволяет экономить будущий труд. (Это достигается в результате учета требований НОТ на стадии проектирования служебных зданий, рабочих мест, оборудования и технического обслуживания. Экономия будущего труда выступает впоследствии в качестве экономии живого труда работников, которые осуществляют свою деятельность на объектах, спроектированных и построенных с учетом психофизиологических и эргономических требований НОТ).

3. НОТ имеет важное психофизиологическое и социальное значение. Оно состоит в том, что НОТ позволяет создать условия для сохранения здоровья работников, поддержания высокого уровня их работоспособности, продления периода трудовой деятельности работников.

4. НОТ содействует повышению культурно-технического уровня работников,а также степени содержательности труда.

Общие принципы НОТ. В целях успешного внедрения НОТ в практику важно руководствоваться основными положениями, идеями, которые составляют общие принципы НОТ. К таким принципам относятся: научность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, экономичность.

Принцип научности предполагает тщательное всестороннее и систематическое изучение трудовых процессов и условий, в которых они осуществляются, применение новейших технических средств для проведения исследований, использование экономико-математических и иных прогрессивных методов при анализе научных данных.

Принцип плановости предполагает управляемость этой работы. Плановость создает возможность правильно определить главные направления внедрения НОТ, совершенствовать организацию труда с учетом достижений науки, техники и положительного опыта.

Принцип комплексности в работе по НОТ вытекает из тесной взаимосвязи и взаимозависимости отдельных ее направлений. Наибольшая результативность может быть достигнута только на основе комплексного, системного совершенствования организации труда по всем ее направлениям и по отношению ко всем категориям работников.

Принцип непрерывности означает, что организация труда должна следовать за техническим прогрессом, формы организации труда должны соответствовать уровню развития применяемой техники и технологии. Поскольку последние непрерывно развиваются и совершенствуются, то и НОТ должна осуществляться непрерывно. Она должна быть мобильной и гибкой, соответствовать условиям деятельности трудового коллектива на том или ином этапе его развития.

Принцип нормативности означает, что планирование и реализация мероприятий по внедрению НОТ должны осуществляться на основе соответствующей нормативной базы, т.е. норм, нормативов и других документов, регламентирующих организацию трудовых процессов.

Принцип экономичности предполагает достижение максимальных результатов деятельности по НОТ при оптимальных затратах. Экономичность требует изыскания и реализации возможностей наиболее рационального использования материальных, денежных и трудовых ресурсов, сокращения и ликвидации потерь и непроизводительных затрат. Кроме того, принцип экономичности означает не просто экономию средств, а определение возможностей их результативного использования.

Научная организация управленческого труда (НОУТ) в органах внутренних дел. Органы внутренних дел являются составным звеном системы исполнительных органов, органов государственного управления. В связи с этим, несмотря на наличие специфических особенностей в характере труда работников органов внутренних дел и различие в их должностном положении, в целом труд в органах внутренних дел является управленческим.

Управленческий труд обладает следующими общими признаками:

Предметом труда работников аппарата управления является информация о состоянии системы управления, среде функционирования системы управления; о целевых установках субъектов управления; о решениях, принятых субъектом управления; о реализации принятых решений и т.д.

Объектом управленческого воздействия работников органов внутренних дел являются люди. Начальник органа дает указания подчиненным ему работникам; участковый уполномоченным полиции ведет правовую пропаганду среди населения микрорайона, организует и обеспечивает охрану общественного порядка на своем административном участке; начальник подразделения патрульно-постовой службы полиции руководит сотрудниками полиции, несущими эту службу. Указанные действия, независимо от их целей, направлены на объекты управления, т.е. на людей.

Труд в сфере управления преимущественно является умственным, творческим трудом, требующим затрат психической энергии. Управленческая деятельность органов внутренних дел носит мобильный характер. Она требует от каждого работника инициативы, творческого подхода к решению постоянно возникающих новых нестандартных ситуаций.

С учетом изложенного можно сказать, что управленческий труд - это умственный, творческий труд, предметом которого является информация, а объектом - воздействие на поведение людей.

Под научной организацией труда в органах внутренних дел подразумевается рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности деятельности этих органов при минимальных затратах труда и при строгом соблюдении материального и процессуального законодательства, осуществляемый с учетом рекомендаций науки и обобщения положительного практического опыта.

НОТ в органах внутренних дел заключается:

В разработке наиболее рациональных форм разделения труда между отдельными работниками и его кооперации;

В улучшении управленческой структуры, уточнении и определении компетенции конкретного органа, должностного лица, определении необходимой информации на каждом уровне управления, ее объема, способов получения и обработки;

В совершенствовании форм документов, процесса документооборота, стандартизации и унификации документов;

В использовании достижений современной науки и техники, передового, положительного опыта, в механизации и автоматизации управленческого труда, применении компьютеров, мультимедийных презентаций;

В изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирования труда, справедливом вознаграждении за труд, продвижении по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации работника;

В совершенствовании нормирования труда различных категорий работников, изучении затрат рабочего времени сотрудниками по выполнению рабочих операций, стадий процесса работы, разработке и установлении показателей, объективно позволяющих определить объем работы, а также необходимую численность разных категорий работников;

В гуманизации труда, организации рабочих мест, создании наилучших условий труда, разработке мероприятий по социальному развитию коллективов, включающих создание благоприятных условий труда и отдыха;

В развитии у работников добросовестного отношения к труду, в создании благоприятных, творческих отношений между работниками, в формировании психологического климата, соответствующего общепринятым моральным и этическим принципам взаимоотношений между людьми, в укреплении служебной дисциплины, соблюдении законности и разработке гарантий их обеспечения.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание - специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть «тонкий орган осязания, - писал Иван Михайлович Сеченов, - и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение».

Рука является органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.

Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя - он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу (см. рисунок). Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

«Представительство» (проекция) разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)

Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качественно изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов труда породило потребность в предметах труда.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.

Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка.

Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность