Банки

Творческий вопрос помогает. Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе

Задайте их себе, пока еще не поздно.

Шанталь Гербер — сооснователь проекта Want2Discover, посвященного саморазвитию.

Вы можете прямо сейчас закрыть эту статью, сделать вид, что вы никогда ее не видели, и жить дальше, как жили. Но когда же вы планируете бросить себе вызов — начать жить более масштабной, более осмысленной, более удовлетворенной и содержательной жизнью?

Видите ли, многие из нас живут на автопилоте. Мы уже не направляем ход своей жизни, а становимся частью стандартных схем и рутины. И что самое неприятное, нас начинает устраивать этот комфорт, мы перестаем подталкивать себя к более осмысленной жизни. Если и у вас появляется чувство, что вы живете на автопилоте, то наверное, пора задать себе несколько важных вопросов — которых мы часто избегаем, потому что они могут вытолкнуть нас из нашей зоны комфорта. Но изменить ход своей жизни никогда не поздно. И вопросы из нижеследующего списка — это первый шаг к тому, чтобы осознать, что вам стоит поменять и в чем действовать иначе. Но обязательно отвечайте честно и не бойтесь сложных, противоречивых эмоций — это как раз и необходимо, чтобы подтолкнуть себя к столь необходимым переменам.

1. Нравится ли вам тот человек, которым вы стали?
2. Что люди скажут о вас на ваших похоронах?
3. О чем вы будете сожалеть, что не сделали в своей жизни?
4. Какова самая мудрая мысль, которую вы когда-либо слышали?
5. Чему вас научил ваш личный горький опыт?
6. Как часто реализуются ваши самые сильные тревоги и страхи?
7. Если бы вам осталось жить год, чего бы вы попытались достичь?
8. Вы служите деньгам, или деньги — на службе у вас?
9. Боитесь ли вы быть самим собой в кругу других людей? Почему?
10. За что вы благодарны?
11. Сделали ли вы недавно что-то, чем гордитесь?
12. Сделали ли вы недавно что-то доброе?
13. Если бы вы знали, что завтра умрете, какие бы вопросы задали себе?
14. Если бы сбылись ваши худшие страхи, имело бы это значение пять лет спустя?
15. Как бы вы описали себя?
16. Пользуетесь ли вы чужими советами?
17. Вы быстро обижаетесь?
18. Считаете ли вы себя приятным человеком?
19. «То, что мы получаем, обеспечивает нам существование. То, что мы отдаем, творит нашу жизнь» – Что эти слова Уинстона Черчилля значат для вас?
20. Обогащаете ли вы чем-то жизнь других?
21. Живете ли вы осмысленной жизнью?
22. Что такое осмысленная жизнь?
23. Отдали бы вы свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого человека?
24. Многим ли вы готовы пожертвовать ради людей, оказавшихся в нищете?
25. Если бы вы могли проживать один и тот же день снова и снова, что бы вы предпочли сделать в этот день?
26. Считаете ли вы себя человеком важным и достойным привязанности и любви?
27. Что поможет вам чувствовать себя более достойным человеком? Что в вас должно стать иначе?
28. Что вас чаще всего расстраивает?
29. Согласились бы вы работать меньше (и заниматься любимыми делами) и меньше зарабатывать?
30. Что приносит вам мир?
31. Каково главное качество, которое вы ищете в других?
32. Какова ваша главная мечта?
33. Каков ваш главный страх?
34. Как изменился бы мир, если бы вы не родились?
35. Какие жизненные уроки вы хотели бы знать десять лет назад?
36. Если бы вы могли сказать самому себе в молодости что-то одно, что бы это могло быть?
37. Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
38. Если бы ваша жизнь была фильмом, понравилось бы вам его смотреть?
39. Что для вас значит успех?
40. Если бы вы могли стать другим человеком, то каким бы стали?
41. Каким был лучший день вашей жизни? Почему вы так считаете?
42. Чего вы больше всего ждете в жизни?
43. От каких дурных привычек вы хотели бы отказаться?
44. Кто для вас авторитет и почему?
45. Знаете ли вы язык любви своего партнера?
46. Знают ли люди, которых вы любите больше всего, как вы их любите?
47. Удовлетворены ли вы глубиной своих отношений с людьми?
48. Что вы должны себе?
49. Учитывая вашу нынешнюю повседневную жизнь, чего вы рассчитываете добиться через пять лет?
50. Часто ли вы говорите «да», хотя на самом деле хотите сказать «нет»? Почему?
51. Что вы узнали вчера?
52. Что вам нравится в себе?
53. Назвали бы вы себя щедрым человеком?
54. Когда люди с вами говорят, вы действительно слушаете?
55. Что самое главное, что вам нужно изменить в своей жизни в этом году?
56. Сколько часов в неделю вы проводите в интернете?
57. Каковы ваши самые распространенные негативные мысли? Есть ли в них логика?
58. Считаете ли вы, что за некоторые вещи вам уже поздно браться? Почему?
59. Если бы вы могли стать самым влиятельным человеком в мире, что бы вы изменили?
60. Сколько времени вы проводите с семьей и друзьями?
61. Где вы хотите оказаться через пять лет?
62. Осложняют ли вашу жизнь вещи, в которых нет необходимости?
63. Как вы могли бы упростить свою жизнь и сосредоточиться на самом важном?
64. Что вызывает у вас стресс?
65. Что делает вашу жизнь проще?
66. Как часто вы делитесь чем-то, не ожидая получить что-то в ответ?
67. Каков главный вызов в вашей жизни?
68. Что самое главное для вас в жизни? Уделяете ли вы этому достаточно времени?
69. Если бы вы могли отправить всему миру послание, что бы вы сказали за 30 секунд?
70. О чем вы никому не рассказываете и очень сожалеете об этом?
71. Когда вы в последний раз попробовали что-то новое?
72. Боитесь ли вы выражать собственное мнение?
73. Не слишком ли часто вы поддаетесь на уговоры других, а потом чувствуете обиду и сожаление?
74. Держитесь ли вы за что-то, что нужно оставить позади?
75. Как часто вы позволяете своим страхам удержать вас от действий?
76. Помогают ли люди в вашей жизни вам проявить себя с лучшей стороны?
77. Как часто вы отделываетесь от других оправданиями?
78. Какую ошибку вы больше никогда не повторите?
79. Что хуже — потерпеть неудачу или вовсе не пробовать?
80. Что больше помогло вашему личному росту — вызовы и испытания или приятные и уютные мгновения жизни?
81. Если бы вы могли сделать так, чтобы в вашей жизни больше не было вызовов и препятствий, согласились бы вы на это?
82. Что стоит между вами и вашей самой главной целью? Дайте ответ одним словом.
83. Как часто вы ложитесь спать с ощущением злобы или гнева?
84. Плохо ли красть, чтобы накормить голодного ребенка?
85. Если бы вы уделяли больше внимания грустным аспектам жизни, испытывали бы вы больше внутренних конфликтов?
86. Если на ошибках учатся, почему так плохо терпеть поражение?
87. Чему в жизни вы могли бы уделять больше внимания?
88. Почему мы больше всего думаем о других людях, когда их нет рядом?
89. Что это значит — выжать из вашей жизни максимум?
90. В чем вы сдались, опустили руки?
91. Сколько людей вы действительно любите и что вы делаете для них?
92. Достаточно ли вы задаете вопросов, или вы счастливы и тем, что и так уже знаете?
93. Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени?
94. Будете ли вы счастливы, если вам больше не придется работать?
95. Если бы вы могли попросить об исполнении одного желания, каким бы оно было?
96. Что вдохновляет вас в жизни?
97. Без чего вы больше всего не можете жить?
98. Что вам нравится делать снова и снова?
99. Когда вы в последний раз смеялись до боли в животе?
100. Что мешает вам жить той жизнью, какой вы хотите жить? Надеюсь, после изучения этих вопросов ваш мозг сходит с ума от всевозможных мыслей и идей. Это как раз то, что нужно! Потратив время и усилия на ответы на эти вопросы, вы практически наверняка сможете найти в своей жизни большую глубину. Если бы мы всегда избегали важных вопросов, провоцирующих нас на жизненные перемены, ничего бы не менялось!

Сколько раз в неделю вам приходится вести ничего не значащие беседы на неинтересные для вас темы или обсуждать вопросы, которые вы уже обсуждали тысячу раз , из-за того, что просто нужно что-то говорить? Обычно это происходит в моменты вынужденного ожидания чего-либо, например, в ожидании очень медленно движущегося лифта в компании собственных сослуживцев или случайных знакомых во время проведения различных мероприятий. Чтобы сделать подобные скучные разговоры более интересными, стоит задавать людям неожиданные вопросы , которые заставляют их задуматься, и на которые нельзя просто ответить «да» или «нет».

Результат, скорее всего, окажется потрясающим: вы узнаете массу интересных фактов о других людях, которых бы никогда не выудили из привычной нудной беседы. И, как дополнительный бонус, вы станете ближе друг другу. Иной раз это может оказаться по-настоящему важным!

Если вы готовы к нешаблонным действиям - просмотрите список самых удачных вопросов, который для удобства разделен на темы.

Безусловно, далеко не каждый из этих вопросов уместен для разговора с любым человеком и в любой ситуации, но, тем не менее, в этом списке представлен довольно широкий выбор, чтобы избежать неловкого молчания.

Работа

1. Если бы вы не работали здесь, чем бы тогда вероятнее всего занимались сейчас?
2. Как вы стали...(название должности)?
3. Что вас больше всего удивило на этой работе?
4. Какое самое нелепое поручение когда-либо давал вам босс?
5. Что было бы для вас более предпочтительным - работать четыре дня в неделю по 10 часов или пять дней по 8?
6. Если бы вы имели гарантированный успех на какой-либо должности, чем бы предпочли заниматься?
7. Какой была ваша первая работа? Она вам нравилась?
8. Какой наиболее ценный совет в плане профессионального развития вы когда-либо получали? А какой был наихудшим?

Развлечения

9. Вы читаете какую-либо интересную книгу сейчас? Мне бы хотелось получить какие-нибудь рекомендации. А как на счет шоу?
10. Есть ли в вашем телефоне какие-либо приложения, без которых вы уже не можете жить?
11. Если бы у вас была возможность смотреть только один из жанров кино всю оставшуюся жизнь, что бы вы выбрали? А как насчет музыкальных предпочтений ?
12. Какую книгу из тех, которой все восхищались, вы ненавидели? И наоборот?
13. Есть ли у вас какие-либо рекомендации в отношении подкастов?
14. Какой из фильмов, которые вы просмотрели за последнее время, заставил вас плакать? А громко смеяться?
15. Кого бы вы хотели видеть своим партнером по реалити-шоу Amazing Race («Удивительная гонка»)? В наших реалиях можно задать аналогичный вопрос о передачах вроде «Форт Боярд» или «Последний герой».
16. Кто ваш фаворит в Instagram? И наоборот? Ах, у вас нет Instagram? Почему?

Еда

17. Если бы вам сказали, что до конца жизни вы можете есть только один продукт, что бы это было?
18. Какое самое странное блюдо вы пробовали когда-либо в своей жизни?
19. Какая привычная еда является для вас наиболее комфортной?
20. Есть ли такая еда, которую вы никогда не будете есть?
21. Посоветуйте, что можно легко и без проблем взять с собой на работу/учебу в качестве ланча, только это не должны быть бутерброды.
22. Где здесь можно недорого поесть?
23. Есть ли в вашей семье какие-либо кулинарные секреты или традиционные рецепты?
24. Какой ваш любимый ресторан/кафе из тех, которые не очень известны широкому кругу лиц?

Путешествия

25. Есть ли где-то поблизости «райское» местечко для отдыха?
26. Если бы у вас была возможность полететь куда-либо абсолютно бесплатно, куда бы вы отправились?
27. Какое самое крутое автопутешествие вам когда-либо довелось совершить?
28. Какое путешествие вы совершили во время вашего последнего отпуска? Чем вы там занимались? Что вам запомнилось?
29. Какой вид отдыха вы предпочитаете - активный или релаксационный где-нибудь на уютном пляже?
30. Какое следующее путешествие уже запланировали?
31. Если бы вам удалось взять отгул, или появилась возможность поработать на удаленном доступе, куда бы вы отправились и чем занимались бы?
32. Чем вы больше всего любите заниматься на выходных?

Биография

33. Где вы раньше жили? Чем тот город отличается от вашего теперешнего места жительства?
34. Кем, будучи ребенком, вы хотели стать, когда повзрослеете?
35. Есть ли у вас какие-то скрытые таланты или неожиданные увлечения?
36. Чем вы любили заниматься в начальной школе (вне школьной программы)?
37. Какой аксессуар или предмет был вашим «must-have» в детстве/подростковом возрасте, т.е., в период взросления?
38. Что, из того, что когда-либо происходило с вами, было самым невероятным событием?
39. Кто для вас был самым значимым человеком, наставником, примером для подражания ?
40. Какой из советов, который вам когда-либо давали, оказался самым ценным?

Разное

41. Если бы вам доверили выбрать восемь объектов, которые бы получили статус «8 чудес света», что бы вы внесли в этот список?
42. Что бы поместили в «капсулу времени» 15 лет назад?
43. Какой из всех полученных вами комплиментов был самым странным?
44. Вы когда-нибудь задумывались о «крутых» изобретениях или основании компаний, которые, как потом оказывалось, были уже сделаны или основаны?
45. Если бы вы могли преподавать в колледже любой курс, какой предмет вы бы выбрали?
46. Какой, абсолютно не характерный для вас, поступок вы когда-либо совершали?
47. Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать?
48. Если бы у вас была возможность завести абсолютно любое домашнее животное, кого бы вы выбрали?

Сегодня у нас в гостях побывал Александр - профессиональный фотограф, один из основателей студии «Зажигай» , участник и победитель множества специализированных конкурсов, а также просто хороший человек и интересный собеседник.

Имя: Александр Илларионов
Год рождения: 1987
Город: Ковров
Профессия: фотограф

- В какой семье ты вырос и где учился?

Родился 19 февраля 1987 года в известной узкому кругу людей семье. Родители воспитаны в советском стиле, в связи с чем я получил хорошее образование. Окончил 11 школу - физико-математический класс. Так же являюсь выпускником нашей знаменитой на всю область Академии со стандартным синим дипломом. Ещё в юношестве проявил задатки художника, мастерски рисуя на асфальте сетку для «лягушки».


- Т.е. ты единственный творческий человек в семье?

Нет конечно. Мама всегда помогала мне с домашней работой на уроках ИЗО. Даже есть аппликация, которой я очень горжусь, с оценкой «Маме 5!».

На фото: кот Ешка

- Фотографом рождаются или становятся?

На моём примере - становятся. Хотя кто-то может утверждать обратное. Главное постоянно самосовершенствоваться и спокойно воспринимать любую критику. Всегда нужно много работать, чтобы достичь результата. И работать в первую очередь над собой!

Работа над собой, это прежде всего повышение своего профессионального уровня. Посещаешь ли ты семинары и мастер-классы по фотографии?

Конечно, стараюсь выбираться на различные тематические мастер-классы именитых фотографов. Несколько раз ездил на обучение в Москву и Нижний Новгород, где прослушал курсы по технике съёмки и ретуши. Всё это даёт большой толчок к развитию.

- Какая у тебя специализация?

Специализации как таковой нет, но ближе всего к душе - свадьбы. Еще нравятся обычные фотосеты, т.е. пленэры (съёмка на открытом воздухе при естественном освещении). Где пространство ничем не ограничено.

- Расскажи о самой запоминающейся фотосессии.

Самая запоминающаяся фотосессия проходила в минус 25 в каком-то заброшенном сарае. Модель была вся синяя от холода, но крепилась до конца, за что ей большая благодарность и приветы. Ещё запомнился случай на свадьбе, где во время поздравления жениха и невесты, я с грохотом свалился с подиума. При этом взоры всех присутствующих были направлены на меня.

- Сколько времени занимает обработка фотографий с одной фотосессии?

Например, свадебная фотосессия занимает порядка трех дней, если сидеть и не отходить от компьютера. А если ещё и с ретушью, то ещё один день плюсом. Все мы не без греха, иногда фотографии задерживаю. Но тут надо, как говорится, «понять и простить».

- У тебя есть Instagram?

Да. Подписывайтесь, буду рад: instagram.com/svadkov

- Как проводишь свободное время?

Своё свободное время стараюсь посвятить семье. Моему сыну всего два года, но он уже вместе со мной заряжает аккумуляторы и самостоятельно ворует флешки. Так что если пропадёт чья-то фотосессия - спрашивайте с Егора Александровича, только он знает где она (смеётся).

- Твой совет начинающим фотографам?

Фотосъемка, это практически раздел из психологии, где всего за один день можно узнать многое о том или ином человеке. Люди попадаются разные, но даже к самому скованному можно найти подход.

ПОСОБИЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСкоГО УЧИТЕЛЯ

АМГА 2017

Оглавление

1.1.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

1.2.

Планируемые результаты начального общего образования

Глава 2

Методические приемы и стратегии, развивающие умения задавать вопросы

2.1.

Особенности работы с детским вопросом

2.2.

2.3.

Приемы технологии ТРИЗ

2.4.

Методическая копилка учителя

Приложение

Использованная литература

Знание может быть только у того,

у кого есть вопросы.

Генри Форд

Вступление

С чего начинается познание мира? С любопытства, любознательности и с ВОПРОСА. Ребенку, пришедшему в этот мир интересно все: Что это? Какое оно? Почему так? Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Но почему со временем ребенок перестает задавать вопросы? Почему такой интересный период «почемучки» прекращается с приходом ребенка в школу? Не потому ли, что в школе ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал.

Вспомним строки из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".

Новые образовательные стандарты ориентируют учителя на поиск форм и методов обучения, которые призваны побуждать интерес к познанию, исследовательской деятельности. Появление новой педагогической задачи - формирование у школьников навыков смыслового чтения не случайно, это попытка вернуть ребенка в его прежнее состояние любознательности, личного интереса. Но любопытство не может быть без вопроса. Получается, что умение задавать вопросы, искать способы ответов на них – это один из важнейших элементов смыслового чтения.

Искусство задавать вопросы - одно из базовых умений для учебы. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает ученик, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми, определяет значимость изучаемого для самого себя, а значит, это умение является одним из основных универсальных учебных действий, развитие которых и предполагает ФГОС.

Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно.

Чтобы научить ребенка задавать вопросы надо изменить свою позицию по отношению к ученику, к предмету, надо научиться признавать и свое и детское право не знать, интересоваться, предполагать.

Понимая важность и значимость детского вопроса в процессе познания, в процессе формирования навыков смыслового чтения, умения ребенка правильно задавать вопросы и отвечать на них, необходимо изучить процесс формирования этого навыка у ребенка, виды и типы вопросов и подобрать педагогические приемы на уроке.

Глава 1. Нормативная основа формирования умения задавать вопросы

    1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова (Серия «Стандарты второго поколения»).

В пособии дано описание чтения в составе универсальных учебных действий, условия организации эффективного обучения к чтению, среди которых описаны приемы осмысления текста: постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путем вспоминания, рассуждения и умозаключения или путем обращения к учителю и сверстнику). Эти вопросы обращены к логическим связям частей текста, связям текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным предложениям и словам. Разновидностью этого приема является постановка вопроса – предположения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него (А не потому ли….?., что….? Может быть, это объясняется тем, что…..?)

В данном пособии представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку формирования навыков смыслового чтения, среди которых также проверяется умение школьников самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Приемы эффективного понимания текста

1. С амостоятельная постановка вопросов и поиск ответов .

В исследовании Л. П. Доблаева структура текста представляется как совокупность проблемных ситуаций со скрытыми вопросами, т. е. система данных без явно выраженного вопроса, но с наличием условий, порождающих вопросы и необходимых для ответов на них.

Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить.

В работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов :

    Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

    Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.

    Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

    Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

    Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».

    Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данную работу обычно проводят в парах и группах.

Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как чтение с остановками.

2. С оставление вопросного плана, т. е. умение выделять логическую и последовательную структуру текста.

Приём составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. План представляет собой перечисление всех текстовых субъектов текста. Для построения плана целесообразно по мере чтения текста последовательно задавать себе вопрос «О чём здесь говорится?». План представляет собой перечисление тем, составляющих пункты плана.

    Приём «диалог с текстом» (умение ставить вопросы к тексту) включен как этап в Программу обучения пониманию текста (О. В. Соболева, 2006). Особая роль в программе уделялась подбору текстового материала. При этом тексты должны были отличаться доступностью понимания для данной возрастной группы, небольшим объёмом, разнообразием жанров.

    Приём составления вопросов к тексту , как основной приём изучающего чтения, направленный на понимание учебного текста – чтение в учебной деятельности (И. В. Усачёва, 1990).

Типовые задачи « Формирование смыслового чтения» ,
(отобраны те задания, целью которых является проверка умения самостоятельной постановки вопросов к тексту).

Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998)

Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом».

Критерии оценивания:

    умение задавать вопросы к тексту (до чтения);

    умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста (после чтения);

Задание «Учимся задавать вопросы»

Цель: формирование умения задавать вопросы к художественным текстам.

Форма выполнения задания: работа в парах и,группах.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке.

Материал: отрывок художественного текста на карточке, где задана общая схема вопросов.

Инструкция: учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы, используя предложенную схему:

    Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? при каких обстоятельствах?

    Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то...?

    Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?

    Вопросы-предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

    Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?

    Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил...? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого?

    Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравился ли вам...? Понравилось ли вам...?

    Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа: как бы вы поступили на месте...?

Критерии оценивания:

    умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст;

    умение выделять субъект и предикат текста.

Задание «Приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении»
(СП. Доблаев, 1987)

Цель: усвоение приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).

Описание задания: учащимся предлагается текст, определённые фрагменты которого отмечены символами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание приёма разъясняется на ориентировочной карточке.

Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него (в самом тексте, путём воспоминаний, путём рассуждения, путём обращения за информацией к другому лицу) - В.

Постановка вопроса-предположения - в вопросе есть предположительный ответ.

Например: а не потому ли..., что...? Может быть, это объясняется тем, что...? - ВПр.

Критерии оценивания: адекватное использование приёмов осмысления текста;

Задание «Постановка вопросов к тексту»

Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Описание задания: овладение приёмом должно осуществляться на материале домашних заданий по какой-либо учебной дисциплине и стать предметом оценки и обсуждения на уроке.

Все вопросы должны быть записаны в виде пункта плана. По завершении составления плана учащийся должен воспользоваться им для пересказа прочитанного текста.

Критерии оценивания:

    полнота и адекватность составленного плана;

    правильность воспроизведения учащимися текста с опорой на план.

    1. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой – (Стандарты второго поколения)

В пособии описываются планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам начальной школы, программы формирования универсальных учебных действий, программы по работе с информацией; даются примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

Нами отобраны те планируемые результаты и примеры заданий, которые так или иначе связаны с формированием умения самостоятельной постановки вопросов учащимися и ответов на них.

Программа формирования УУД
описаны личностные и метапредметные результаты при достижении, которых формируются УУД связанные в том числе с формированием умения задавать вопросы.

Личностные УУД.

У выпускника будут сформированы:

    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД.

Выпускник научится:

    понимать и сохранять учебную задачу;

    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

    осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД.

Выпускник научится:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    основам смыслового чтения художественных познавательных текстов;

    выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД.

Выпускник научится:

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    задавать вопросы;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монолог, участвовать в диалоге;

Ученик получит возможность научиться:

    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером .

Программа «Чтение: работа с информацией(текстом)».

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией:

    осуществлять поиск информации;

    выделять и фиксировать нужную информацию;

    систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию;

    интерпретировать и преобразовывать её;

    использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимости, объяснение доказательства фактов простых учебных и практических ситуациях;

Выпускники получат возможность научиться:

    строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации;

    приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам

Для того чтобы появились планируемые результаты необходимо уметь задавать вопросы

Русский язык. Содержательная линия «Система языка». Раздел «Синтаксис».

Выпускник научится:

    устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

Содержательная линия «Развитие речи».

Выпускник научится:

    оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения;

    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

    выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Пример задания для итоговой оценки.

Раздел «Лексика».

Планируемый результат:

    определять значение слова по тексту ил уточнять с помощью толкового словаря.

Прочитай текст. Выпиши из текста объяснение выделенных слов.

Литературное чтение.

Выпускник научится:

    задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

    оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

    вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

    устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять постой план, находить различные средства выразительности, определяющие отношения автора к герою, событию;

    использовать различные формы интерпретации содержания текстов:интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения;

    устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять их, соотнеся с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

    коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или на собственный опыт.

Примеры заданий для итоговой оценки.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Планируемый результат:

    отвечать на вопросы по содержанию произведения;

    определять последовательность событий;

Умение, характеризующее достижение этого результата:

    задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному научно-популярному и художественному тексту.

Ученикам дается текст. Прочитай и выполни задания.

Задания базового уровня:

Напиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:

Кто_______________________________

Почему______________________________

Что_____________________________

Задания повышенного уровня:

Придумай и напиши вопрос- загадку прочитанному тексту.

Математика. Раздел «Работа с текстовыми задачами».

Выпускник научится:

    анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи.

Примеры заданий.

Планируемый результат:

    оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

Умения, характеризующие достижения этого результата:

    проверять правильность хода решения задачи;

    анализировать ответ к задаче с точки зрения его реальности.

Задания базового уровня:

    Дается текст задачи и выражения для решения задачи. Необходимо отметить верное выражение.

    Дается условие задачи. Поставьте соответствующий вопрос.

Задания повышенного уровня:

    Дается текст задачи и выражения для решения задачи. Поставьте вопрос, для ответа на которой необходимо выбрать следующее выражение.

    Дается условие задачи. Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в два действия.

    Дается условие задачи и вопрос. Измените условие задачи, чтобы было соответствие с вопросом.

Глава 2. Методические приемы и стратегии, развивающие умения задавать вопросы

2.1. Особенности работы с детским вопросом

Искусство задавать вопросы - одно из базовых умений для учебы.

Чем больше вопросов, тем больше потребность в получении информации, что ведет к появлению новых вопросов. Так познается мир.

Функции вопроса, заданного ребенком.

    эффективное понимание текста

Анализ текста, выделение главного;

Определение новых связей, не всегда для него ясных;

Определение пробелов в знаниях;

Стремление их восполнить.

    эффективная оценка текста

Выяснение собственного отношения;

    эффективная коммуникация

Виды вопросов (по классификации В.Р. Шмидта):

    фактические вопросы (на знание).

    конвергентные вопросы (Зачем?, Почему?)

    дивергентные вопросы (Что будет, если…?)

    вопрос-оценка (Правильно ли?)

    уточняющие вопросы (новые знания)

    комбинированные вопросы (вопрос нескольких типов)

    повторяющие вопросы (повторение известного)

    развивающие вопросы (исследовательское начало)

Памятка для учителя «Как работать с детскими вопросами»

    На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были.

    Важно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.

    Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ.

    Важно убедить ребенка в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать.

    Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.

    Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы.

    Чтобы научить ребенка задавать вопросы надо изменить свою позицию по отношению к ученику, к предмету, надо научить признавать и свое и детское право не знать, интересоваться, предполагать.

Памятка для ученика «Как задавать вопросы»

    Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость.

    Хочешь быть умным - научись задавать вопросы.

    Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится.

Рекомендации: предлагаемые приемы можно использовать на любых этапах урока (целеполагание, деятельность учащихся, контроль и оценка результатов, рефлексия, домашнее задание). Некоторые приемы, где авторы предлагают вопросы от учителя, рекомендуем заменить на вопросы от ученика.

    1. Методические приемы и стратегии технологии
      развития критического мышления.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

«Толстый и тонкий вопросы»

Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема.

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, «какова связь между временем года и поведением человека?».

В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?».

Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях:

    Для организации взаимоопроса . После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы.

    Для начала беседы по изучаемой теме . Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

    «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)

    Этот метод создан на основе систематики вопросов Б.Блума по уровням познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

    Итак, шесть лепестков - шесть типов вопросов.

    • Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

      Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

      Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

      Творческие вопросы . Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

      Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

      Практические вопросы . Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

    Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

    Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

    Учащиеся составляли вопросы, а затем сами искали на них ответы, используя различные источники информации. После этой работы учитель попросила их ответить на два вопроса: «Какие вопросы были наиболее сложными?» и «Насколько эта работа была для вас полезна?».

    Примечание. Если ученикам удается освоить технику использования вопросов, они начинают задавать их в самых разнообразных ситуациях. Благодаря вопросам мы можем научить детей лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения. Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы.

    2.3. Приемы технологии ТРИЗ
    («Приемы педагогической техники»: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин. – 12-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013).

    Отсроченная отгадка

    Формула 1: в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом

    Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с её новое занятие.

    Пример:

    - Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! – такими словами автор начал изучение новой темы на кружке ТРИЗ. – В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой деревянный дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджог при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател…. К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться – что же всё-таки произошло?

    (Не буду томить читателя: крестьянин изобрёл противопожарный раствор. Пропитанное дерево становилось негорючим. Построил и поджёг дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно ещё и выиграл несколько денежных пари у скептиков).

    Читатель согласиться, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему: "Горение и управление его интенсивностью".

    Примечание: интересный вопрос, загадка, факт могут идти от ученика.

    Пресс-конференция

    Формула1: учитель намеренно неполно рассказывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

    Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.

    Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

    Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

    Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изученном объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

    Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

    Пример:

    Рассказ учителя о терморегуляции животных:

    "Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело слона на несколько градусов холоднее, чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха, слон ими постоянно обмахивается.

    Репродуктивные вопросы: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона?

    Развивающие вопросы: У каких ещё животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону не просто сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?

    Внимание: а что же делать когда вопросы составлены?

    Теперь их следует разбить на "кучки":

      вот те вопросы, на которые мы можем ответить сейчас, и сделаем это на уроке;

      вот те, на которые можно найти ответ в литературе;

      вот те, на которые ответ, возможно, не знает никто.

    Дополнительно можно:

      провести конкурс на: самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос;

      организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам;

      использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся;

    Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует вообще контрольный ответ на развивающийся вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.

    Формула2: Работа с текстом. Р ебята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

    Группы могут работать над одним и тем же текстом (или часть лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями текста или лекции.

    Вопрос к тексту

    Формула: перед изучением учебника текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

    Иногда целесообразно оговорить их минимальное число – например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.

    И ещё одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приёмам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает весьма прочные знания – он еще показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ вот это, дети мы изучили; а вот этого пока не знает никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.

    Повторяем с контролем

    Формула1: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

    Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или опрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала изученный учебный материал.

    Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

    Формула 2: ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.

    Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

    Повторяем с расширением

    Формула1: ученики составляют версию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

    При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (и даже все они) останутся, как открытые проблемы данной темы. Этот прием по технологии подобен «Пресс-конференции», но имеет другие цели.

    Формула2: ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.

    На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

    Пересечение тем

    Формула: ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, или вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

    Прием хорош тем, что повторение предыдущего материала, сколь угодно давно изученного материала проходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного с другой стороны.

    Пример: Физика, 8 класс

    При изучении темы "Сопротивление проводников" несколько учеников, получили задание сочинить задачу, объединяющую последнюю тему с изученной ранее "Плавление вещества". Ученик Виктор К. предложил такое условие: Какое количество тепла необходимо для расплавления медного провода, длина которого 10 м, а сопротивление 0,017 Ом. Температура провода 0 о С.

    Потом задача Виктора была предложена всему классу.

    Пример: Русский язык

    Найдите несколько сложносочиненных предложений в изучаемом на уроках русской литературы произведении.

    Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления.

    Пример: Литература

    Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копейку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Петра Гринева?

    Да и нет говорите

    «Да-нетка», или Универсальная игра для всех

    Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

    "Да-нетка" учит:

      связывать разрозненные факты в единую картину;

      систематизировать уже имеющуюся информацию;

      слушать и слышать соучеников.

    Учитель может использовать "Да-нетку" для создания интегрирующей ситуации (см. прием «Удивляй!»), организации отдыха на уроке, да и не только.

    Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет".

    Бывает вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

    Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).

    После игры обязательное кратное обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие и почему слабыми? Ведь мы стараемся научить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

    Подобные "Да-нетки" на отгадывание литературного героя, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках.

    Примеры:

    История древнего мира

    Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее – помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце?. Конечно, это задачка для тех, кто знаком с мифами древних греков.)

    Литература

    Героиня не отличалась щедростью, хоть гостям рада была. Кто она? (Коробочка из "Мертвых душ" Гоголя).

    Литература. Физики. Химия

    Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гете или Ломоносов).

    Геометрия

    По геометрическим свойствам отгадайте задуманную фигуру.

    Информатика

    Летающая тарелка с существами, у которых три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот "ученик" составляет задачу по картине и решает ее: 5 + 12 = 21, но его со всех сторон поправляют: 5+8=13?. Объясните ситуацию. (Ведение в тему "Шестеричная система счисления").

    Химия

    Загадана химическая реакция. Какая?

    Математика. Химия. Физика.

    Задумана формула. Какая?

    Физики. Биология.

    Химия. История.

    Задумано физическое явление (химическое явление, историческое событие…) Какое?

    География. Астрономия

    Глубокая ночь. В городе открыты магазины, работают люди. Почему?

    Биология. Физика. Химия.

    Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма поднесла ему в день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп… С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти странные болезни можно лечить!)

    Последняя «Да-нетка» хороша как ввод в темы "Микроскоп" и "Оптические приборы" на уроке физики или "Микроорганизмы" на уроке биологии. А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно – используем прием «Отсроченная отгадка»

    Игра для учащихся начальных классов

    Учитель: - я задумала персонаж детской сказки. Он не боялся опасности и за это поплатился. Отгадайте – кто он?

    Дети уже знают из предыдущего опыта, что просто перебирать знакомых персонажей неэффективно и учитель это не поощряет.

    2

    3

    Это животное?

    Это человек?

    Нет

    Нет

    Вопрос 2-3 хороши, так как отсекают большое количество возможных персонажей.

    4

    Это существо бывает по -настоящему?

    Нет

    Вопрос сильный. Если бы его задали раньше, то вопросы 2-3 не понадобились бы. Постараемся, чтобы дети это поняли.

    5

    Этот персонаж часто встречается в других сказках?

    Нет

    Вопрос хороший. Сразу отметаются вопросы типа «гном» или «дракон». Если бы игра велась со старшим возрастом, учитель мог бы отказаться о ответа, ведь понятие «часто» неопределеннное.

    6

    В какой он был одежде?

    -

    Жест отказа. Наподобный вопрос невозможно ответить.

    7

    Это фея?

    Нет.

    Вопрос слабый. Пропущен явно общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство?

    8

    Это существо разговаривает?

    Да.

    9

    Оно большое?

    -

    Жест отказа. Учитель приучает тому, что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отношению другому объекту. Например, Колобок маленький по сравнению с лисой, но большой по сравнению с муравьем.

    10

    11

    12

    13

    Ходит ногами?

    Ползает?

    Ходит на четырех лапах?

    Вообще умееет передвигаться?

    Нет.

    Нет.

    Нет.

    Да.

    Вопросы 10-13 сильные. Ребята вышли на свойство, которое и приведет их к отгадке.

    14

    15

    Катится?

    Это колобок?

    Да.

    Да.

    Похоже, ученик уже отгадал персонаж, но теперь – и это мы обязательно отметим! – задает проверочный вопрос.

    Примеры. Начальная школа. Чтение.

    Лето. Ночь. Два челвека копают чужой огород. Для чего? (дальше игра «Да-нет»). Загадка используется, чтобы заинтересовать рассказом Н.Носова «Огородники».

    Детский сад. Начальная школа. Почти любой урок в средней и старшей школе.

    Загадка: Что в мешочке угадай? (в мешочке или за ширмой спрятан любой предмет, имеющий отношение к изучаемой теме).

    Русский язык.

    Загадка: Я такого прелестного человека в жизни не встречал! – Иван, услышав это, бросил в соседа стакан, зажатый в руке. Почему?(Раньше слово «прелестный» означало «коварный»).

    Вариант игры «Да-нетка».

    Если ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их, рекомендуется ученику повторять вывод из предыдущего ответа учителя, а уж потом задавать свой вопрос.

    Например, Задумано животное. Ученик: - Оно живет в воде? Учитель: - Нет. Следующий ученик: - Теперь мы знаем, что это животное живет не в воде. Мой вопрос: - Оно имеет крылья? - ………

      1. Методическая копилка учителя

      Показываем ученикам картинки с изображением животного, человека и др. Просим задать как можно больше вопросов тому кто изображен. Или предлагаем представить, какие вопросы мог бы задать персонаж.

      «Задай вопрос классу». На доске написаны слова с различными орфограммами. Ученик должен поставить вопрос, называя орфограмму. (Какие слова с непроизносимыми согласными? и т.д.)

      «Задай вопросы о предмете». Ученикам показывается предмет. Они должны задать вопросы, чтобы узнать новое о предмете.

      «Раздели на группы по вопросу». Предлагаются слова. Ученики ставят вопросы каждому слову и распределяют на группы. (по частям речи, одушевленные и неодушевленные, 1 и 2 спряжение глаголов, по лицам, по родам, по числам и др.)

      «Составь схему». Дается предложение. Ученики должны составить вопросную схему. (Какой? Что? Что делал? Где?)

      Взаимоопрос”. Ученики работают парами, задают друг другу вопросы. Им легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Учитель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

      «Хочу спросить». Ученику дается возможность спросить о чем-либо, чтобы получить дополнительную информацию, которой не было в учебнике или узнать подробности об услышанном.

      «Отгадай слово». Учитель показывает группу картин (мак, машина, малина, сорока, сумочка, крот, мяч) и загадывает слово. Ученики с помощью самых разных вопросов угадывают. (Например: Это существительное? Да. Сколько в этом слове букв? 6. На какую букву начинается? С. А сколько слогов в этом слове? 3. На какой слог падает ударение? На первый). Картинки могут быть сюжетные.

      «Поставь главный вопрос к сказке». Учитель говорит, чтобы ответить на детские вопросы «Что?», «Почему?», взрослые придумывали сказки. После прочтения сказки ученики должны догадаться о чем спрашивали дети? (Почему у зайца короткий хвост и длинные уши? Почему у бурундука три полоски на спине? Почему не дружат волк и лиса?)

      «Шапка вопросов-1». 3 этапа. После прочтения учащимися текста учащимся раздаются листочки, на которых на первом этапе они должны составить вопрос по тексту уточняющего характера: Кто? Что? Как зовут? Где? Сколько? и т.д. Затем все вопросы складываются в одну «шапку» (коробка, шляпа и пр), перемешиваются и в случайном порядке раздаются ученикам обратно. Получив чужой вопрос, ученик дает ответ. На этом этапе у учителя появляется возможность четко определить, кто из учеников знает содержание текста. На втором этапе по тому же принципу, ученики задают вопрос, который начинается со слов: Почему? Зачем? Отчего? Как? И пр. На этом этапе учитель видит, на сколько поняли смысл текста, могут ли устанавливать причинно-следственные связи и пр. Третий этап содержит вопросы, касающиеся личной позиции ученика по отношению к прочитанному: Согласны ли вы, что…? Правда ли, что…? Верите ли вы, что…?. Этот педагогический прием позволяет обеспечить активное участие каждого ребенка на уроке (ведь пока все карточки на заполнят и не ответят, работа дальше не продолжается), вносит элемент игры, мотивирует всех ребят знать текст (так как скрыть незнание текста здесь сложно), позволяет узнать личностную позицию ученика.

      «Шапка вопросов-2». На одном из интернет-сайтах описан прием обучения навыку постановки вопроса, разработанный на основе материалов А.А. Гина, когда учителем дается небольшой информационный текст, после которого учащиеся сначала задают повторяющие вопросы, на повторение уже известного; затем уточняющие, позволяющие узнать новое об изучаемом материале; затем развивающие , позволяющие исследовать тему дальше. Но, на постановке вопросов работа не заканчивается. Далее учащимся самим предлагается распределить вопросы на те, которые можно ответить сразу же на уроке, на те, которые можно найти ответ в литературе и на те, которые ответ, возможно, пока не знает никто...

      «Шапка вопросов-3» опубликовал на сайте доктор педагогических наук .

    Ученик формулирует вопросы по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку.

    Таких шапок – три.

    1. В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста;

    2. В другую - выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах;

    Афоризмы

    Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. (Алисон Кинг)

    У серьезного человека немного вопросов, но они заданы

    с желанием понять и начать действовать. (Вячеслав Рузов)

    Знание может быть только у того, у кого есть вопросы. (Генри Форд)

    Об уме человека легче судить по его вопросам,

    чем по его ответам». (Левис Г.)

    Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.

    (В.А. Сухомлинский)

    Что б правильно задать вопрос, необходимо знать большую часть ответа.(Роберт Шекли.)

    Умение ставить правильные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето.(Фридрих Ницше)

    Слышат только те вопросы, на которые в состоянии найти ответ (Иммануил Кант.)

    Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «даПредваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени.(Метод Сократа)

    Каков вопрос – таков ответ (Народная истина)

    Литература:

      Планируемые результаты начального общего образования. / Под ред.Ковалевой Г.С. , Логиновой О.Б. - М. : Просвещение, 2011 (серия ФГОС)

      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2011 г. (серия ФГОС).

      Вуджек Т. Как создать идею. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 288 с. - (Серия «Тренировка ума»).

      Гин А.А. «Приемы педагогической техники»: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин. – 12-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013.

      С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

    1. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; - М.: Генезис, 1999. - 272 с.

Творческие вопросы

Тот, кто считает, что творчество - удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить - значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать или строить замки. Творчество - это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком.

Задавая творческие вопросы, можно изменить течение урока. Дело в том, что фантазия по определению не бывает правильной или неправильной - каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и ваши! Разумеется в своей области вы - эксперт, но в мире предположений и вымыслов каждый сам себе специалист.

· Остерегайтесь делить фантазии детей на правильные и неправильные

· Не стоит задавать творческий вопрос, если вам не интересно услышать ответ

· Не отвечайте на свой же вопрос

· Не критикуйте возможные предположения ни в какой форме

· 4-5 творческих вопросов в течение урока вполне достаточно

· После того, как все версии будут высказаны, сделайте паузу 5-10 секунд - возможно, кто-то еще что-то добавит

· Искренне благодарите за каждую версию.

Практические вопросы

Практический тип вопроса требует от человека каких-то действий, изменений. Может быть, поэтому он столь непопулярен среди любителей дискуссий о высоких материях? Ведь задавая вопросы практического характера, мы как бы берем на себя некоторую ответственность за будущие поступки.

Кажется, что наиболее уместно использовать практические вопросы при изучении естественных наук: географии, экологии, физики, химии. Именно здесь легко вычленить практическую область. Тем не менее функциональная сторона мышления должна быть задействована и в других сферах общения взрослого и ребенка. Любые знания, поучения необходимо «заземлять» на практику. Если этого не произойдет, слова, отрывки из книг могут так и «повиснуть в воздухе». Поэтому практические вопросы необходимо использовать на любых уроках.

· Практический вопрос желательно начинать задавать со слов «Как мы можем…»

· Необходимо, чтобы у детей под рукой были источники, которыми можно пользоваться при ответе.

· В данном случае критика нужна, но желательно, чтобы она исходила не от взрослого, а от самих ребят. А в роли судьи выступали бы тексты.

· Вопрос нужно формулировать максимально точно

· Желательно, чтобы в вопросе звучала проблема, решение которой было бы важно для учеников.

· Взрослому следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий. Помните, что любому человеку свойственно ошибаться. А рассказ учителя о своих ошибках в школьном возрасте способствует созданию в классе дружелюбной, открытой атмосферы.

«Лучший способ задать интересный вопрос - перепробовать все типы вопросов».