Недвижимость

Юлиус гейс биография. Заглянувшие в будущее

В 1851 году на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет, в которой работали всего четыре мастера. Принадлежала она немцу Теодору Фердинанду фон Эйнему,приехавшему в Россию "делать бизнес". В годы Крымской войны Эйнем поставляет свою продукцию на фронт - полученная прибыль позволяет ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. В 1869 году к Эйнему присоединяется предприниматель Юлиус Хейс (J.Heuss). Вдвоем они открывают кондитерский магазин на Театральной площади, выписывают из-за рубежа новейшую паровую машину и строят первое здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки.

С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Первая официальная запись о фирме «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфектъ и чайныхъ печеній» появляется в 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи». К этому времени фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864 год) и серебряную (1865) медали. «Эйнемъ» производила карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Хейс, однако ставшее популярным среди москвичей название компании он менять не стал.

В 1889 году в связи с расширением производства Хейс приобрёл несколько участков на Берсеневской набережной. Одним из первых зданий, построенных на новом участке, стал производственный корпус работы архитектора А. В. Флодина. В дальнейшем по проекту архитектора А. М. Калмыкова было возведено ещё несколько произодственных корпусов и доходных домов, составивших основу ансамбля фабрики. Формирование ансамбля фабрики было завершено в 1914 году присоединением доходного дома Суконной фабрики, переоборудованного под гаражи. Всего для фабрики «Красный Октябрь» на берсеневском участке, ставшем основным, было построено 23 здания.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. После октябрьского переворота 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», кое название сохранила до сих пор.

Во времена своего расцвета «Эйнемъ» был одной из самых известных марок кондитерских изделий во всей стране. Но многим своим современникам он запомнился тем, что выпускал в дополнения к своим конфетам и печенью множество разнообразных открыток. Сегодня большинству известна серия "Москва в XXIII веке" из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, которые демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»).


Центральный вокзал.Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.



Москворецкий мост. Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…



Лубянская площадь. Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов



Река Москва. Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.



Петровский парк. Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.



Красная площадь. Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200



Петербургское шоссе. Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям



Театральная площадь. Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток

Однако, кроме этих футуристических открыток было много и других серий, издававшиеся в огромном количестве и служащие не только для отправки "открытых писем", но и для расширения кругозора, а также являющиеся отличным предметом для коллекционирования

серия "Игра квартет"

серия "Охота в России"

серия "К 300летию царствования дома Романовых"

серия "1812 год"

серия "Типы народов земного шара"

а вот, например, географические карточки с изображением карты России. Обратите внимание, что она именуется "Конституционная Империя". Существовали карточки и с другими странами, но мне они не попадались.

ну и другие самые разные серии открыток:

Все это теперь - памятник безвозвратно потерянной эпохи, которая доносится до нас в таких вот открытках. Их издавали "потехи ради" для себя, а получилось, что они куда важнее для нас как память о той стране, которую мы никогда не знали...

Несмотря на старания московских руководителей, особенно прошлых лет, в Москве еще остались исторические места. Одно из них – комплекс зданий кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной, который находится в самом центре города — на стрелке, образованной Водоотводным каналом и Москвой-рекой напротив Храма Христа Спасителя, куда меня на днях пригласили на экскурсию.

Теодор Фердинанд фон Эйнем – основатель фабрики

Теодор Фердинанд фон Эйнем – основатель фабрики. Когда ему было 20 с небольшим лет, он приехал из Пруссии в Россию, чтобы организовать здесь кондитерское дело. Это же надо, какова была вера человека в Россию, чтобы бросить на родине все и приехать в эту голодную и холодную страну, где еще существовало крепостное право? Начал с простых вещей – с шоколада и конфет. Таким образом, датой основания фабрики является 1851 год, когда Эйнем начал выпускать свою первую продукцию (напомню, что крепостное право в России отменили только в 1861 году).

Многих ли предпринимателей знаете вы, которые в 20 лет, приехав в чужую страну, смогли вот так успешно организовать свой бизнес?

Вначале все, что производилось, раскупалось в течение дня. Постепенно производство расширялось, и вскоре он знакомится со своим соотечественником – Юлиусом Гейсом, вместе с которым продолжает развивать свой бизнес.

Фабрика «Эйнем» — поставщик Кремля

Вскоре их продукция становится очень популярной, фабрика «Эйнем» начинает поставлять продукцию Кремлю. При этом они выпускают товар совершенно разного ценового диапазона, так что популярность растет среди всех слоев населения.

После смерти Эйнема фабрикой руководит Юлиус Гейс, который в 1889 году покупает несколько участков на Берсеневской набережной – очень выгодное во всех отношениях место – как раз рядом с Кремлем. И начинается строительство производственных цехов, которые использовались по назначению до последнего времени.

Вот так, например, выглядит шахта в одном из корпусов.

Бизнес расширяется, продукция получает награды на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896 год) и в Париже (1900 год).

Забастовки 1905 года

В начале прошлого века рабочий на фабриках и заводах длился 15 часов с двумя небольшими перерывами на завтрак и обед. Работа начиналась в 4 утра. Понятно, что никто особо о работягах не заботился. На фабрике «Эйнем» решили сократить рабочий день до 10 часов и построили для рабочих просторные общежития.

Это было сделано, конечно же, не для того, чтобы рабочим наконец-то стало жить лучше, а банально из-за того, чтобы они перестали портить оборудование и ненавидеть свою работу и хозяев фабрики заодно.

Когда в 1905 году по всей стране прокатилась волна забастовок, и на фабрику пришли рабочие с соседних заводов, чтобы позвать к ним присоединиться, сотрудники «Эйнема» отказались в этом участвовать.

Сейчас, спустя 100 с лишним лет, даже не знаю, как к этому относиться, хвалить их за это или, наоборот, осуждать. С одной стороны, пролетарская солидарность рабочего класса, а с другой – ни для кого теперь уже не секрет, что в первую очередь на все такие мероприятия поднимались те, кто не хотел работать и при этом страшно ненавидел тех, у кого хоть что-то было, мечтая все у них это отобрать…

«Красный Октябрь» — бывший «Эйнем»

В 1917 фабрику национализировали, в 1922 году она стала называться «Красный Октябрь» (однако, ещё несколько лет после этого переименования на упаковке продукции фабрики в скобках всегда указывалось «Бывш. Эйнем» — вот она, сила бренда!), и до 1935 года ей руководил один из сыновей Гейса. Что с ним стало после 1935 года – можно только догадываться.

Проект элитного жилья на месте фабрики «Красный Октябрь»

Сейчас территория фабрика принадлежит «Гута-девелопмент», которая сразу после ее покупки разработала проект по строительству здесь элитного жилья. Бабки правят миром – кому нужны эти старые кирпичные развалины, если на таком месте можно хорошо наварить?

С крыши фабрики как раз можно можно осмотреть окрестности,

достаточно только знать, как забраться туда. Наш гид помогла нам в этом.

К счастью, случился очередной кризис, поэтому сейчас корпуса просто сдаются в аренду.

Но проект по строительству элитного жилья на стрелке остался…

А как вы, спустя сто с лишним лет и насмотревшись собственными глазами на путчи, революции и майданы, относитесь к тому, что рабочие фабрики «Эйнем» отказались участвовать в забастовке, тем самым поддержав хозяев фабрики — капиталистов и эксплуататоров рабочего класса?

P.S. Организаторы экскурсии: Мосблог и проект «

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» еще недавно располагалась по адресу Берсеневская набережная, 6 на стрелке острова, образованного Водоотводным каналом и Москвой-рекой, но в 2007 году была переведена на территорию шоколадной фабрики «Бабаевский».

Фото 1. Бывшие корпуса кондитерской фабрики "Товарищество Эйнем" и "Красный

Октябрь" в городе Москве

Начало истории шоколадной фабрики «Товарищество Эйнем»

Основал производство Теодор Фердинанд фон Эйнем – выходец из Германии, прибывший в Первопрестольную в 1850 году из немецкого городка Вюртемберга.

Федор Карлович (так стал представляться на русский манер предприниматель) подметил, что в Москве начал пользоваться особым спросом пиленый сахар, после чего, проявив свою предприимчивость, немец начал его производство.

Выгодное дело заладилось, и уже в 1851 году Эйнем открывает в небольшой цех по выпуску уже шоколадных конфет. В мастерской тогда работало лишь четыре человека.

Поставки сладкой продукции на передовую в годы Крымской войны и, конечно же, успешная торговля в городе Москве, принесли Эйнему прибыль, благодаря которой на он открывает уже шоколадную фабрику.


Фото 2. Адрес бывшего производства Берсеневская набережная, №6

В 1857 году Федор Карлович заводит знакомство с Юлиусом Гейсом. Незаурядный предприниматель сначала помог открыть кондитерский магазин в центре – на , а со временем стал и компаньоном Эйнема.

Бизнес продолжал успешно развиваться, что помогло компаньонам закупить специальную паровую машину в одной из европейских стран и начать строительство новой фабрики уже на .

В первом вновь построенном здании – трехэтажном корпусе – разместили производственные цеха по выпуску карамели, пастилы, разных видов печенья и пряников, шоколада и глазированных фруктов, а также напитков из какао и мармелад.


Хотя официально «Товарищество Эйнем» было зарегистрировано в 1867 году, его продукция к тому времени уже имела ряд наград, полученных на мануфактурных выставках в Российской империи: Одесса (1864 год) и Москва (1865).

Стоит отметить, что компаньоны с каждого фунта произведенного печенья отчисляли на благотворительность 5 копеек серебром, причем, половина средств уходила в школу немецкой общины для бедных и сирот, а оставшиеся деньги распределялись между различными московскими благотворительными учреждениями.

И вновь все складывалось у Эйнема и Гейса удачно, что потребовало приступить к возведению новых фабричных корпусов уже на Берсеневской набережной, напротив стоящего на противоположном берегу Москвы-реки .

Производственный комплекс впечатлял своим архитектурным видом и «начинкой».


Для организации шоколадного производства были привлечены квалифицированные европейские кондитеры, имевшие опыт работы на установленном современном оборудовании. Интересно, но на таком большом производстве, благодаря механизации процессов, работало всего несколько десятков российских мастеров, а вот выпуском первых в России бисквитов – традиционных английских десертов - занимались лишь профессионалы из Великобритании.

Перед своей смертью в 1878 году, Эйнем полностью передал бразды правления кондитерской фабрикой своему компаньону, которому впоследствии переуступила свои акции и вдова основателя. Даже сосредоточив все в своих руках, Юлиус Гейс не стал менять торговую марку «Товарищество Эйнем», правильно рассудив, что это пойдет только на пользу теперь уже его бизнеса.

В начале XX столетия компания владела несколькими магазинами в крупных городах - Нижнем Новгороде и городе Москве, продукцию в которые поставляли с двух московских кондитерских фабрик и двух производств в Риге и Симферополе.

В 1899 году Гейс выкупает у купца Ушакова первый из восьми имевшегося у того по соседству участков, а в 1914 фирме отошел и последний из них. К тому времени «Товарищество Эйнем» стало крупнейшим кондитерским производством Российской империи.

Интересно будет узнать и об организации труда на фабриках Юлиуса Гейса.

В годы его правления, рабочий день продолжался 10 часов. Для иногородних было устроено общежитие и организовано питание. Для детей, работающих на фабрике подмастерьями, была открыта школа. После 25 лет работы мастерам назначали пенсию и вручали серебряный значок.

В 1914 году, во время Первой Мировой, рабочие и служащие сами собрали средства и выстроили в Москве военный госпиталь, а сама фирма, помимо денежных пожертвований, наладила отправку вагонов с печеньем на передовую.

Интересен и, как сегодня говорят, маркетинг, который наладил Юлиус Гейс.

Будучи творческим человеком, к тому же увлеченным фотографией, он особое внимание уделял оформлению упаковки и названиям конфет, а также прочей сладкой продукции. В коробки, обтянутые шелком, бархатом и даже кожей, вкладывались фотографические открытки, различные театральные программки и выполненные из жести маленькие херувимчики.

Архитектурный ансамбль практически полностью сформировался после строительства в 1906 году Карамельного цеха, проект которого выполнил архитектор . Он же в 1911 году спроектировал и новый Административный корпус на Берсеневской набережной, 6.

Кондитерская фабрика после революции

«Товарищество Эйнем» пришедшие к власти большевики национализировали в 1918 году и уже в 1922 на общем собрании коллектива утвердили новое название – «Красный Октябрь». Правда, еще пару лет продукцию все же выпускали под старым брендом, настолько он был популярен даже в послереволюционной России.

В начале 20-х годов прошлого века кондитерская фабрика находилась в кризисе, что чуть не привело к ее полному закрытию. Новые специалисты смогли внести изменения в производственный процесс, а также организовали рабочий контроль и борьбу с хищениями, что позволило к 1925 году превысить показатели 1913 года.

Советские власти, помимо этого, выделили средства на закупку новейших машин из Германии. Именно в те годы на советских прилавках появились такие известные конфеты, как «Мишка косолапый» и ириски «Кис-Кис».

История бренда «Красный Октябрь».

В закладки

Одна из старейших шоколадных фабрик в России «Красный Октябрь» появилась благодаря немецкому предпринимателю Теодору Фердинанду фон Эйнему, который в 1850 году приехал в Россию с желанием открыть свой бизнес. В Москве на русский манер его стали называть Федор Карлович.

Еще в 18 веке немецкие булочные и кофейные магазины были широко распространены в Санкт-Петербурге. В Москву же предприниматели-иностранцы стали приезжать только в 19 веке. В основном это были немцы. Для открытия собственного дела им даже не требовалось получать российское гражданство. Согласно закону, иностранцы имели право учреждать компании, не отрекаясь от своего подданства.

Эйнем начал свое дело с выпуска пиленого сахара. Публика была не сильно искушенной, поэтому сладость продавалась хорошо. Уже на следующий год предприниматель решил расширить ассортимент и начал выпускать конфеты и шоколад. Так появилась мастерская на Арбате, в которой на тот момент трудилось всего четыре человека.

В ходе Крымской войны 1853-1856 годов Эйнему удалось найти способ дополнительного заработка. Он получил подряд на поставку в армию варенья и сиропа. На вырученные деньги предприниматель расширил производство и открыл фабрику на Мясницкой улице.

Эйнем понял, что без компаньонов ему не обойтись - требовались русские поручители, которые могли бы вложиться в дело деньгами и именем. В 1856 году полковник Лермонтов и коллежский секретарь Романов вложили по 5 тысяч рублей серебром и арендовали помещение на Петровке на десять лет.

Согласно договоренности, русские учредители обеспечивали бизнес деньгами, а Эйнем занимался всем остальным - от разработки новой продукции до ведения бухгалтерии. Сладости компании «Эйнемъ» пользовались популярностью среди москвичей, но о всероссийской известности говорить было рано.

Кондитерская фабрика делала ставку на выпуск шоколада, который до этого в Россию импортировали только из Бельгии, Голландии, Германии и Франции. Кондитерская фабрика «Эйнемъ» запустила производство десяти сортов шоколада, шоколадных конфет и пралине.

По качеству товар не уступал более опытным зарубежным конкурентам. Уже в 1863 году продукция получила бронзовую награду на выставке в Одессе, а затем и в Москве. С 1875 по 1894 годы потребление шоколада в России возросло в 30 раз. Немалая доля пришлась на продукцию фабрики «Эйнемъ».

С расширением производства Теодор Эйнем решил найти компаньона и пригласил в дело своего давнего знакомого, немецкого бизнесмена Юлиуса Гейса, всегда отличавшегося предпринимательской хваткой. В качестве доли партнёр внес всё своё имущество стоимостью в 20 тысяч рублей. Согласно подписанному договору, Эйнем получал 60%, а Гейс - 40% прибыли.

С его приходом фабрика расширила ассортимент - появились новые виды конфет, печенья, а также яркие и интересные обертки. Вдвоем предприниматели открыли новый кондитерский магазин на Театральной площади. Новинкой в магазинах Эйнема стало легкое бисквитное печенье, которое вскоре стало пользоваться большим спросом.

Одним из знаковых событий в истории бренда стало строительство здания фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. Изначально оно представляло собой трехэтажную постройку, внутри которой была установлена новейшая паровая машина, прибывшая из Европы.

Новое здание заработало в 1871 году. Фабрика выпускала 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны английского бисквита («чайного печенья») и 64 тонны колотого сахара в год. Доход составлял 300 тысяч рублей, 246 тысяч из которых приходились на шоколад. В том же году фабрика стала крупнейшим производителем среди пяти шоколадных брендов в Москве.

Основными конкурентами «Эйнемъ» в 19 веке были компания « » - самая старая кондитерская фабрика России (сейчас это концерн «Бабаевский»), а также «А.Сиу и К» - бренд, основанный французом Адольфом Сиу, позже переименованный в «Большевик».

Компания «Эйнемъ» конкурировала за счет широкого ассортимента. На фабрике производились карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастила, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

Эйнему не было и пятидесяти лет, когда его здоровье резко ухудшилось. Не имея детей, он должен был заранее подумать о продолжении дела. Он предложил Гейсу выкупить долю. Согласно сделке, компаньон выплатил Эйнему 100 тысяч серебром и обязался заплатить еще 300 тысяч в течение девяти лет. Таким образом Гейс стал единственным владельцем компании.

Предприниматель не решился переименовать фабрику даже после смерти Эйнема в 1876 году, поскольку бренд уже имел широкую известность. Гейс превратил его в семейный бизнес, в котором поначалу приняли участие его жена и старший сын, а далее и остальные сыновья предпринимателя.

Новый владелец придерживался следующих принципов: высокое качество, долгий срок хранения, доступные цены. Результаты выбранного курса не заставили себя ждать: в 1885 году фабрика получила серебряную медаль на выставке в Бельгии. В 1896 году - высшую награду в Нижнем Новгороде.

Через четыре года продукция компании была признана лучшей на всемирной выставке в Париже и получила высшую награду «Гран-при». В качестве благодарности за успехи фабрика «Эйнемъ» получила право размещать на своих изделиях государственный герб Российской Империи.

К 300-летию пребывания династии Романовых на престоле в 1913 году компания была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В коробках появились вкладыши, свидетельствующие об этом почётном звании.

Если в 1884 году на предприятиях фирмы «Эйнемъ» работало 200 человек и доход достигал 700 тысяч рублей, то через десять лет на фабрике трудилось уже 570 рабочих, а продукции выпускалось более чем на 1,7 млн рублей. В начале 20 века показатели увеличились до 915 рабочих и 2,8 млн рублей дохода соответственно.

Производство росло, существующих мощностей не хватало, поэтому Гейс приобрел землю на Берсеньевской набережной, где возвел новые четырех- и пятиэтажные корпусы. На фабрике был установлен немецкий инвентарь. Оборудование, соответствовавшее мировым стандартам, обошлось компании в 400 тысяч рублей.

В 1907 году Юлиус Гейс умер, компания перешла к его сыновьям. Молодые предприниматели вкладывали деньги в расширение фабрики. Так, на Берсеневской набережной появились знаменитые краснокирпичные корпусы, построенные по проекту архитектора Александра Калмыкова - одного из авторов здания Третьяковской галереи.

Здесь располагались служебные помещения, производственные цеха, а перейти из корпуса в корпус можно было по специально построенным крытым переходам. Позже здания кондитерской фабрики «Эйнемъ» стали памятником истории и культуры.

В 1910 году компания произвела продукцию на 7,8 млн рублей. Бренд занял лидирующую позицию в российской кондитерской промышленности. Ассортимент фабрики состоял из более чем ста наименований, в их число, помимо шоколада, печенья и конфет, входили леденцы от кашля, фруктовые соки, абрикосовое пюре, томатная паста, горчица и многое другое.

Заказы поступали из 40 городов России. Наибольшей популярностью среди клиентов пользовались конфеты «Золотая рыбка», «Майские жучки», карамель «Театральная», «Дюшес», «Барбарис», «Земляничная». В начале 20 века бренд «Эйнемъ» владел фабриками в Москве, Симферополе и Риге. Многочисленные магазины были открыты в Москве и Нижнем Новгороде.

Однако Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила историю компании «Эйнемъ». Фабрика была национализирована и передана в государственную собственность. Потеряв семейное дело, сын Гейса - Вольдемар - получил от временного правительства приглашение на работу в Главкондитере.

Предприятие было переименовано в Государственную кондитерскую фабрику №1. Однако из-за сомнений, что новое название вызовет недоверие у потребителей, рядом в скобках осталась пометка «бывшая «Эйнемъ». А в 1922 году в честь Октябрьской революции фабрика получила название «Красный Октябрь», которое и носит до сих пор.

В военные годы «Красный Октябрь» продолжила выпускать шоколад. Однако на смену загадочным и красивым названиям пришли более простые. Единственный сорт конфет, выпускаемый в годы войны, был созвучен времени - «Фронтовые».

По заказу правительства был создан горький шоколад для летчиков и подводников - «Гвардейский» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, и шоколад «Кола» с добавлением африканского кола-ореха, который обладал тонизирующим действием, а также снимал стресс и усталость.

На фабрике был организован специальный цех № 6 по выпуску военной продукции: сигнальных шашек для флота, пламегасителей для самолетов. Предприятие также производило концентраты каш и супов в брикетах. За неоценимый вклад в дело снабжения фронта продуктами питания фабрика «Красный Октябрь» семь раз была отмечена Государственным комитетом обороны. А в 1946 году переходящее звание лидера было передано фабрике навсегда.

После войны компании удалось достаточно быстро восстановить производство. Все значимые события, которые происходили в стране, находили свое отражение в продукции «Красного Октября». За первым полетом человека в космос последовал выпуск конфет «Космические», к Олимпиаде в 1980 году на прилавках появились сладости «Финиш» и «Волейбол».

В 1992 году фабрика была приватизирована и преобразована в открытое акционерное общество «Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"». Производство увеличилось за счет пяти дочерних предприятий и нескольких филиалов в Егорьевске, Рязани и Коломне.

В начале 21 века предприятие вошло в состав кондитерского холдинга ООО «Объединенные кондитеры». А в ноябре 2007 года фабрика сменила адрес, покинув легендарные корпусы на Берсеневской набережной. В историческом здании остался музей и цеха по производству шоколада ручной работы.

Благотворительность и отношения к работникам

Основатели кондитерской фабрики всегда уделяли внимание благотворительности. С каждого проданного фунта печенья Теодор Эйнем жертвовал пять копеек серебром. Половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, другая - на счет немецкой школы для бедных и сирот.

Наследник бренда Вольдемар Гейс возглавлял крупнейшую благотворительную организацию общины московских немцев - Московское попечительство о бедных евангелического исповедания. Во время Первой мировой войны фабрика «Эйнемъ» делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых солдат, отправляла на фронт вагоны с печеньем.

Компания также всегда уделяла большое внимание собственным работникам. В конце 19 века высокая производительность на российских предприятиях фактически достигалась за счет эксплуатации работников. На многих фабриках смена длилась по 15 часов. Рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался в 9 вечера с перерывом на завтрак и обед. Удачей считалось попасть на производство с 12-часовым рабочим днем. Юлиус Гейс ввел на своём предприятии десятичасовые смены.

Типичные бытовые условия приезжих работников фабрик в то время не отличались комфортом. Считалось обыденностью жить в «рабочих казармах» по 30-40 человек в комнате. Причем на нарах ночевали как взрослые, так и дети (тогда был разрешен детский труд), как мужчины, так и женщины.

Для кондитеров фабрики «Эйнемъ» было открыто общежитие с чистыми, светлыми спальнями и хорошей столовой. Для фабричных детей-подмастерьев Гейс создал школу. Таким образом предприниматель формировал «рабочие династии», представители которых до сих пор трудятся на предприятии.

На фабрике была самая высокая заработная плата в кондитерской промышленности Москвы. Минимальный размер составлял 20 рублей, затем при хорошей работе зарплата ежегодно повышалась на 2 рубля. Проработавшим на фабрике 25 лет выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия в полном размере зарплаты, чтобы было редчайшим явлением для того времени.

Предприятия в конце 19 века редко были оснащены вентиляцией, поэтому сотрудникам приходилось работать в тесных, душных помещениях. Фабрика на Берсеневской набережной отличалась просторными, проветриваемыми цехами, при которых имелась столовая, швейная мастерская, а также общественная библиотека.

Для фабрикантов был создан драматический кружок и организован хор. Также на предприятии существовала больничная касса, из которой работники при необходимости могли брать некоторую сумму.

В начале 20 века Юлиус Гейс писал : «У меня работают около 1000 рабочих, и я всегда благосклонно относился к ним, хотя и строго следил за порядком. У меня никогда не было неприятностей. У меня вообще никогда не было прогулов, забастовок или пьянства».

Реклама и продвижение продукции фабрики

Предприниматель Юлиус Гейс увлекался художественной фотографией, поэтому всегда уделял большое внимание красивой яркой упаковке товара и стремился давать продуктам звучные названия.

Коробки были отделаны бархатом, шелком или кожей. В ассортименте фабрики «Эйнемъ» появился шоколад «Боярский», конфеты «Ампир», «Миньон». Для оформления упаковок приглашались самые лучшие художники того времени - Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа.

Реклама фабрики нередко размещалась на театральных программках. Например, в буклете для спектакля «Ромео и Джульетта» описывались достоинства чудодейственных конфет от кашля - «Пектус». Реклама напоминала, что зрители будут чувствовать себя некомфортно, если закашляют в момент романтического объяснения героев на балконе.

В коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки. Выходили серии коллекционных карточек - бабочки, рыбы, птицы, костюмы, русские художники и их картины и многое другое. Над городом проплывали дирижабли, надписи на которых призывали покупать шоколад «Эйнемъ».

Бренд заказал композитору Карлу Фельдману написать музыку, чтобы впоследствии предлагать клиентам в подарок к покупке ноты «Шоколадного вальса» или «Кекс-галопа».

Кроме этого, эксклюзивные конфеты всегда продавались вместе с аксессуарами - в коробки вкладывались фирменные салфетки и специальные щипчики для конфет. Покупателям предлагались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, печенья, шоколада, украшенные фирменными логотипами.

В магазинах фабрика «Эйнемъ» установила шоколадные автоматы. Если ребенок опускал в него 10-копеечную монетку и передвигал рычажок, то получал из окошка маленькую шоколадку весом в пять-шесть грамм.

После переименования предприятия «Красному Октябрю» было необходимо сделать так, чтобы новое название закрепилось в сознании покупателей. В Москве появились рекламные плакаты, текст для которых писал Владимир Маяковский.

«Золотой фонд» фабрики

В 20-е годы 20 века появилась продукция, которая вошла в так называемый «золотой фонд» «Красного Октября» - конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», ирис «Кис-Кис».

Вскоре фабрика запустила производство знаменитых сладостей «Мишка косолапый». Согласно легенде, кондитеры принесли попробовать новую конфету Юлиусу Гейсу еще в конце 19 века. Толстый слой миндального пралине между двумя вафлями, покрытыми глазированным шоколадом, понравился предпринимателю. Оставалось придумать название и упаковку.

В то время Иван Шишкин написал легендарную картину «Утро в сосновом лесу». У Юлиуса Гейса появилась идея связать новый вкус и изображение со знаменитого произведения художника. Однако после его смерти доработал макет и запустил производство конфет уже его сын Вольдемар.

Создать необходимую рецептуру.

Шоколад было решено назвать «Аленушка» в честь героини сказок, известной каждому ребенку. В оформлении обертки хотели использовать знаменитую картину Васнецова. Однако оказалось, что шоколад с такой упаковкой уже существует. Название было исправлено на «Аленка».

Для создания обертки в 1965 году в газете «Вечерняя Москва» был объявлен конкурс на лучшие фотографии девочек. Из присланных изображений был составлен собирательный образ. Поначалу бренд экспериментировал и в зависимости от времени года печатал на обёртке девочек в платьях или в пальто. Однако образ в платке оказался наиболее популярным - на нем и остановились.

Бывший и нынешний «Красный Октябрь»

Сегодня бывшая территория фабрики «Красный Октябрь» считается одним из наиболее модных мест в Москве - в комплексе открыты галереи, кафе, проходят выставки, арт-мероприятия. Новый виток истории также оказался успешным и для самой фабрики.

После переезда производство предприятия сразу же выросло на 45%. Сейчас компания ежегодно выпускает 64 тонны продукции, на фабрике трудится почти 3 тысячи человек, создавая более 240 наименований кондитерских изделий.