НК РФ

Специальные пошлины. Процедура применения особых видов пошлин Срок действия предварительной компенсационной пошлины не превышает

В соответствии с действующим таможенным законодательством особые пошлины не относятся к таможенным, хотя и взимаются таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ТС. Особые пошлины могут временно устанавливаться по отношению к ввозимым товарам в целях защиты экономическим интересов государств-членов ТС и применяются сверх ставок действующих таможенным пошлинам.

К особым пошлинам относятся:

ü Специальные

ü Антидепинговые

ü Компенсационные

Специальные пошлины применяются в следующих слу-чаях:

В качестве защитной меры, если товары ввозятся на та-моженную территорию РФ в количествах и на условиях, нанося-щих или угрожающих нанести ущерб отечественным производи-телям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

Как ответная мера на дискриминационные и иные дейст-вия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государствили их союзов.

Специальные пошлина применяются по решению Прави-тельства РФ в размере и в течение срока, которые необходимыдля устранения серьезного ущерба отрасли российской экономи-ки или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли рос-

сийской экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ).

Срок действия специальных пошлин по российскому зако-нодательству составляет четыре года. По решению Правительст-ва РФ он может быть продлен, но в общей сумме не должен пре-вышать восьми лет.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, болеенизкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза. При этом учитывается, может ли указанный ввоз товаров привести к нанесению материального ущерба отечест-венным производителям подобных товаров либо препятство-вать организации или расширению производства подобных то-варов в РФ.

Антидемпинговая пошлина применяется по решению Пра-вительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта.

Ставки антидемпинговых пошлин определяются для каждо-го конкретного случая отдельно, и их размер должен соответст-вовать разнице между демпинговой и нормальной ценой.

Компенсационные пошлины применяются в случаях вво-за на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо

препятствует организации или расширению производства подоб-ных товаров в РФ.



Применение компенсационной пошлины осуществляется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, кото-рые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта (ст. 24 Феде-рального закона № 165-ФЗ).

Максимальный срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пяти лет со дня начала ее применения, при этом срок действия может быть продлен, а размер ставки пересмотрен по решению Правительства РФ

Порядок их применения устанавливается в соответствии с международными договорами государств-членов ТС и/или законодательством государств-членов ТС. В РФ в настоящее время он регламентируется соглашением от 25.01.2008 г. «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» и ФЗ от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Законодательство закрепляет основные принципы процедуры применения особых видов пошлин (ст.11 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Любое решение, принимаемое в ходе расследования, должно основываться на количественно определяемых данных. Размер ставок особых пошлин, устанавливаемых Правительством РФ, должен быть соотносим с величиной установленного в каждом конкретном случае демпингового занижения цен, субсидий и выявленного ущерба. Срок действия особых видов пошлин, их досрочная отмена или продление устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ. И, наконец, закрепляется принцип гласности и открытости на всех этапах процедуры введения особых видов пошлин. Детально процедура применения особых пошлин регламентирована в Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. Содержание основных элементов данной процедуры заключается в следующем.

Введению специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое МЭРТ. Расследование проводится на основании заявления о применении указанных пошлин в качестве специальных защитных мер, поданного в МЭРТ от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства РФ или по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ (далее – "заявление").

К заявлению прилагаются документы (информация), предусмотренные в приложениях к Положению о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. В каждом приложении содержится перечень документов и информации, которые должны представляться при подаче заявлений о введении соответствующего вида мер: специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин. Заявитель должен указать причины ущерба (возросший объем ввоза конкурирующего товара, продажа по демпинговым ценам и т.д.), а также характер предлагаемых защитных мер. В качестве примера сведений и документов, представляемых одновременно с заявлением, можно назвать:

1) наименование и реквизиты производителя, подающего заявление;

2) перечень всех значительных российских производителей конкурирующего товара;

3) состав и долю акционеров в уставном фонде российского производителя, подавшего заявление;

4) сведения об объеме производства конкурирующего товара российского производителя в натуральном и стоимостном выражении, а также о его доле в общем объеме отечественного производства этого товара;

5) технико-экономические характеристики ввозимого конкурирующего товара и конкурирующего товара российского производителя;



6) страну происхождения или экспорта конкурирующего товара, ввозимого в РФ, наименование и реквизиты каждого известного экспортера или производителя, а также перечень основных известных российских импортеров указанного товара с их реквизитами;

7) информацию о ценах, по которым данный товар продается на внутренних рынках стран происхождения или экспорта, об экспортных ценах или ценах перепродаж, а также о соотношении цен на конкурирующий ввозимый товар и товар российского производителя;

8) объем ввоза конкурирующего товара, темпы роста объема ввоза в абсолютном и относительном выражении, соотношение объемов ввозимых конкурирующих товаров и объемов производства российского производителя;

9) оценку существенного ущерба (угрозы такового), нанесенного российскому производителю конкурирующего товара в результате ввоза конкурирующего иностранного товара и иная информация (документы).

Ущерб оценивается по ряду параметров: объему производства, степени загрузки производственных мощностей, состоянию товарных запасов, объему продаж, балансовой прибыли, показателям эффективности производства и объема инвестиций, показателям численности и реальной занятости промышленно-производственного персонала. Перечисленные показатели представляются в динамике за три года, а при отсутствии данных за три года – в динамике за один год. Все стоимостные показатели в целях сопоставимости выражаются в рублевом и долларовом эквиваленте. Данная информация заверяется подписями директора и главного бухгалтера организации.

МЭРТ РФ принимает к рассмотрению заявление:

О применении специальных пошлин при условии, что на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ.

О применении антидемпинговых или компенсационных пошлин при условии, что на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 25% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ

В случае если на одного российского производителя, поддержавшего заявление, приходится более 35% российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее 25% общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке РФ, обязательным условием проведения расследования является наличие заключения Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о последствиях влияния специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин на конкуренцию на внутреннем рынке РФ. Датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации заявления в МЭРТ. По результатам рассмотрения заявления на предмет наличия в нем сведений, достаточных для проведения расследования, и их достоверности МЭРТ в течение 30 календарных дней с даты принятия заявления вносит в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (далее – Комиссия) предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании. Указанный срок может быть продлен, если представленных заявителем материалов недостаточно для принятия решения о проведении расследования. В этом случае МЭРТ направляет заявителю запрос о представлении дополнительных сведений. Если заявитель не представил дополнительные сведения в течение 30 календарных дней с даты получения запроса, МЭРТ в письменной форме сообщает заявителю об отказе в рассмотрении заявления. До истечения срока представления дополнительных сведений данный срок может быть продлен, но не более чем на 10 календарных дней, по мотивированной просьбе заявителя, изложенной в письменной форме. В случае если заявитель представляет в МЭРТ информацию, дополняющую или изменяющую представленное ранее заявление, датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации таких дополнений или изменений в МЭРТ. Заявителю может быть отказано в рассмотрении заявления, если он представил недостоверные сведения. Повторное заявление в отношении того же товара принимается к рассмотрению не ранее чем через один год с даты отказа. Заявление может быть отозвано заявителем до принятия решения о начале расследования. В этом случае такое заявление считается неподанным.

О принятии Комиссией решения о проведении расследования или об отказе в его проведении МЭРТ сообщает заявителю. В случае принятия положительного решения датой начала расследования является дата принятия Комиссией решения о проведении расследования. Информация о начале расследования заинтересованные лица информируются через опубликование соответствующего уведомления в средствах массовой информации. В уведомлении, направляемом заинтересованным лицам, указывается срок, в течение которого они могут запросить консультации по предмету расследования. С момента получения уведомления о проведении расследования заинтересованные лица вправе предоставлять по установленной форме все доказательства, которые, по их мнению, имеют отношение к проводимому расследованию.

Одновременно с уведомлением о начале расследования, предшествующего введению антидемпинговых или компенсационных мер, МЭРТ направляет известным иностранным экспортерам и (или) производителям товара перечень вопросов, на которые в целях проведения расследования им следует ответить в письменной форме на русском языке в течение тридцати календарных дней с даты их получения. Под известными иностранными экспортерами и производителями товара понимаются иностранные экспортеры и производители товара, являющегося объектом расследования, о которых имеется информация в материалах расследования.

О применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер либо решения о прекращении их действия МЭРТ также уведомляет уполномоченные органы стран происхождения товара, являющегося объектом расследования, или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта, известных иностранных экспортеров и производителей товара (экспортеры и производители уведомляются только в случае принятия решения, касающегося антидемпинговых или компенсационных мер).

При проведении расследования МЭРТ вправе направлять запросы о предоставлении информации в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Информация по таким запросам должна представляться в срок не более 30 календарных дней с даты их получения. Длительность периода, охватываемого расследованием, определяется МЭРТ в ходе проведения расследования. При этом, как уже отмечалось выше, названным Положением о проведении расследования установлено, что срок проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, не должен превышать 9 месяцев, а расследования, предшествующего введению антидемпинговых мер или компенсационных мер – 12 месяцев.

МЭРТ ведет банк данных, необходимых для проведения расследования, и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за сохранение конфиденциальности информации, в том числе и той, которая была предоставлена негосударственными организациями и заинтересованными лицами. С целью проверки достоверности информации или получения дополнительных материалов (сбора недостающей информации) МЭРТ по согласованию с заинтересованными лицами может проводить расследование на территории страны местонахождения иностранного экспортера и (или) производителя товара, являющегося объектом расследования.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины могут быть введены предварительно, до окончания расследования. МЭРТ представляет в Правительство РФ предложение (в форме доклада) о введении временной специальной пошлины (при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения) при следующих условиях:

Если в ходе расследования установлено, что задержка с применением специальных защитных мер причинила или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который будет трудно устранить впоследствии;

Если МЭРТ предварительно установлена явная причинно-следственная связь между возросшим ввозом товара на таможенную территорию РФ и существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его причинения.

Применение временных (т.е. до окончания расследования) антидемпинговой и компенсационной пошлин считается исключительной мерой. Решение об их введении может быть принято Правительством РФ на основании подготовленного предварительного заключения МЭРТ не ранее чем через 60 календарных дней после начала расследования, предшествующего введению антидемпинговых (компенсационных) мер при соблюдении следующих условий:

Если информация, полученная в ходе расследования, но до его окончания, свидетельствует о наличии демпингового импорта (импорта субсидируемого товара) и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном таким импортом;

Если задержка с введением антидемпинговой (компенсационной) пошлины может причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики.

Расследование, предшествующее введению антидемпинговых мер, может быть прекращено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин при получении от иностранного экспортера (в письменной форме) добровольно принятого на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении до приемлемого объема демпингового импорта товара при условии, что существенный ущерб или угроза причинения существенного ущерба вследствие демпингового импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара будут устранены. Такое обязательство иностранного экспортера принимается Правительством РФ. В отдельных случаях выполнение иностранным экспортером принятых на себя обязательств может гарантироваться правительством страны-экспортера в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств). Принятие от иностранного экспортера указанного обязательства не означает, что начатое расследование не может быть продолжено. Его продолжение может быть инициировано решением МЭРТ или по ходатайству иностранного экспортера.

Аналогичные условия досрочного прекращения расследования предусмотрены и в отношении введения компенсационных мер. В данном случае проводимое расследование может быть приостановлено или прекращено без введения временных или окончательных компенсационных пошлин после получения от иностранного государства (союза иностранных государств) в лице соответствующего уполномоченного органа добровольно принятого им на себя обязательства об отказе от субсидии или о сокращении субсидии в отношении соответствующего товара до приемлемого размера.

Расследование также прекращается при получении от производителя (экспортера) иностранного государства (союза иностранных государств) в письменной форме добровольно принятого им на себя обязательства о повышении экспортной цены товара на сумму, равной размеру субсидии (на иную сумму достаточную для устранения существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики вследствие импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств)). Обязательство производителя (экспортера), иностранного государства (союза иностранных государств) принимается Правительством РФ или по его поручению МЭРТ.

По результатам расследования МЭРТ представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложения о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, подготовленные в форме доклада. Такой доклад должен содержать следующую информацию:

1) описание товара, являющегося объектом расследования, с указанием девятизначного кода ТН ВЭД (СНГ);

2) доказательства возросшего импорта товара, осуществляемого на российскую таможенную территорию, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);

3) доказательства наличия существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики;

4) доказательства причинно-следственной связи между существенным ущербом или угрозой его причинения отрасли российской экономики и возросшим импортом товара на российскую таможенную территорию, либо демпинговым импортом такого товара, либо импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);

5) описание предлагаемой меры по защите экономических интересов РФ, в том числе:

Специальной защитной меры, которая может быть реализована посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;

Антидемпинговой меры, которая может быть реализована посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной, либо принятия обязательств иностранного экспортера, обусловливающих прекращение расследования;

Компенсационной меры, которая может быть реализована посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной, либо принятия добровольных обязательств иностранного экспортера, обусловливающих прекращение расследования;

6) предполагаемую дату введения и срок действия предлагаемой меры, а также проект плана мероприятий по адаптации отрасли российской экономики к работе в условиях иностранной конкуренции на период действия предлагаемой меры. Такой план разработан заявителем от имени отрасли российской экономики. Также может представляться предложение о неприменении мер в случае, если их введение, как стало известно в ходе расследования, может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, экономике РФ в целом или интересам значительной части потребителей товара, являющегося объектом расследования, либо нецелесообразно по иным существенным причинам, имеющим государственное значение.

Если по результатам проведенного расследования Комиссией сделаны выводы о нецелесообразности введения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, повторное заявление в отношении того же товара может быть принято к рассмотрению не ранее чем через год с даты принятия Комиссией такого решения. В случае если срок действия специальных защитных мер превышает три года, МЭРТ не позднее чем через полтора года после их введения проводит для определения необходимости продолжения применения таких мер повторное расследование в том же порядке, который установлен для "обычного" расследования. Повторное расследование в целях определения необходимости продолжения применения компенсационных мер и антидемпинговых мер проводится по инициативе Правительства РФ (или, в отношении антидемпинговых пошлин, на основании запросов заинтересованных лиц) в соответствии с общим порядком проведения расследований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы таможенного дела

На тему: Особые виды пошлин, видовой состав, порядок применения

Выполнила: студент группы ТД-122

Сухотин Д.Е

Проверила: Ахметова Г.З.

Введение

1. Общая характеристика особых видов пошлин

1.1 Виды особых пошлин

1.2 Применение особых видов пошлин

1.3 Общая характеристика

2. Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны - сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.

Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.

Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - также для пополнения доходной части бюджета.

Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.

Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особые пошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

1. Общая характеристика особых видов пошлин

1.1 Виды особых пошлин

Особые виды пошлин - таможенные пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. В соответствии со ст. 7 Закона о таможенном тарифе могут применяться следующие особые виды таможенных пошлин: 1) специальные пошлины; 2) антидемпинговые пошлины; 3) компенсационные пошлины.

Антидемпинговые пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ.

1.2 Применение особых видов пошлин

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба (ст. 11 Закона о таможенном тарифе).

Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 274.

Виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными законоположениями. Так, ст. 7 упомянутого закона гласит, что к ввозимым товарам могут временно применяться, а) специальные пошлины, б) антидемпинговые пошлины, в) компенсационные пошлины. Указанные виды пошлин - форма оперативных средств регулирования внешнеэкономической деятельности: они выходят за рамки обычных таможенных мер, хотя в основе их воздействия на внешнеторговый оборот также заложены экономические принципы используется ценообразующий фактор обложения товара пошлиной при его перемещении через таможенную границу.

Специальные пошлины применяются в двух основных случаях: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов. Применение специальной пошлины в последнем случае с позиций международного права можно именовать реторсиями.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой вывоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям.

Компенсационные пошлины представляют собой определенный правовой инструмент борьбы с негативным влиянием ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране экспорта прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно посредством применения системы дифференцированных налоговых ставок, кредитования экспортеров на льготных условиях и т.д.

О.в.п. применяются после проведения специального расследования. По его итогам Правительство РФ устанавливает ставки особых видов пошлин. При определении их размера учитываются величины демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Расследование проводится в 2-месячный срок. Продолжительность действия антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливается Правительством РФ с учетом международно-правовых обязательств РФ

сезонный пошлина таможенный товар

1.3 Общая характеристика

Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут.

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина - таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года».

Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

2 . Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать «закрытия» рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары». То есть в конечном итоге увеличение стоимости импортируемых сельхозпродукции и иных товаров посредством введения сезонных пошлин, что предполагает создание более благоприятных условий для реализации подобного рода отечественных товаров на внутреннем рынке России.

Сезонные таможенные пошлины устанавливаются Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории.

Перечень товаров, при ввозе или вывозе которых уплачивается сезонная таможенная пошлина, и соответствующие ставки сезонных пошлин должны быть официально опубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала применения таких пошлин.

Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В случае применения сезонных таможенных пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом Российской Федерации, в отношении товаров, на которые установлены сезонные таможенные пошлины, не применяются.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. От других временных мер таможенно-тарифного регулирования (антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны с периодическими, сезонными (отсюда и само название пошлин) колебаниями конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.

Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены за Правительством РФ, что соответствует ст.12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», наделяющей Правительство РФ правом принимать временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации.

Сезонные повышенные пошлины применяются в России в отношении ввоза определенных видов овощей и фруктов. В связи с высокими темпами инфляции в виде предложения был поставлен вопрос о возможном пересмотре ставок сезонных пошлин на основные овощи, прежде всего на картофель. Но никаких конкретных обсуждений по нему не проводилось.

В условиях присоединения России к ВТО сезонные ставки станут одним из механизмов защиты отечественного производителя, особенно сельхозпроизводителей.

Кроме того, недавно обсуждалось предложение Федеральной антимонопольной службы о введении сезонных пошлин на нефтепродукты. Позиция ФАС базируется на том, что высокие ставки пошлин на нефтепродукты на период сева и сбора урожая ограничат вывоз топлива, больше этих товаров будет поставляться на внутренний рынок и, соответственно, предложение превысит спрос, что приведет к снижению цен на ГСМ.

Теоретически это так, но, можно сделать и иные выводы. На российском рынке нет нехватки нефтепродуктов. При этом нефтяные компании держат цену, и хотя они между собой, возможно, конкуренты, но когда у них появляются какие-то общие проблемы или общий вопрос, они объединяются и выступают пулом. И не факт, что в условиях высоких экспортных пошлин на нефтепродукты в сезонный период компании начнут поставлять на внутренний рынок большие объемы топлива.

Заключение

К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась система защитных пошлин, включающая:

специальные пошлины;

компенсационные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

Определяя систему обязательных платежей-пошлин, являющихся предметом исследования, отметим, что некоторые из них могут использоваться не только в целях защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, но и во внешнеполитических и даже дипломатических целях.

Такое применение особых видов пошлин санкционируется действующим российским законодательством. Так, согласно статье 8 Закона РФ «О таможенном тарифе» специальные пошлины могут быть применены в двух основных случаях:

1) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств.

Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары.

Список использованной литературы

1.Базарова А.С. Таможенные пошлины и налоги // Бухгалтер и закон. - 2009. - № 2. - С. 27-33.

2.Богомолова А.А. Таможенное право. Конспект лекций. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.

3.Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ», 2008.

4.Гварлиани Т.Е. Налогообложение и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2010.

5.Завражных М.Л. Таможенное право России. - М.: Омега-Л, 2009.

6.Землянская Н.И. Понятие и правовая сущность таможенной пошлины // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 105-107.

7.Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Статут, 2008.

8.Козырин А.Н. Толковый словарь таможенного права. - М.: Городец, 2009.

9.Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2009.

10.Таможенный тариф Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. - М.: Тирекс, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин. Специфика применения сезонных и особых пошлин. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин. Практика применения сезонных пошлин на сахар и рис в России.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Рассмотрение основных способов ограничения импорта товаров - лицензирование импорта и квотирование. Характеристика и основные аспекты антидемпинговых таможенных пошлин. Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2015

    Способы расчета таможенных пошлин, их виды и характеристика. Адвалорная, специфическая и комбинированная ставки таможенной пошлины. Классификация товаров по различным признакам, определение кода товара. Практика применения таможенных пошлин в России.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2009

    Виды таможенных платежей; специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь. Специальные пошлины на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки).

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Правовое регулирование таможенных платежей в Таможенном союзе. Изучение изучены видов налоговых платежей при импорте и экспорте, а также принципов их применения. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Адвалорная ставка таможенной пошлины.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2015

    Правовое регулирование применения, исчисления, уплаты и сроков действия антидемпинговых и специальных пошлин в Республике Беларусь. Виды товаров, при импорте которых уплачиваются пошлины. Зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных сумм пошлин.

    реферат , добавлен 22.07.2012

    Порядок применения вывозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза, отражение соответствующих норм в законодательных актах. Ставки вывозных пошлин на товары различных категорий и их экономическое обоснование. Определение и анализ тарифных квот.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Уплата таможенных пошлин как одно из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Российской Федерации. Характеристика таможенных пошлин, их виды. Особенности исчисления таможенной пошлины. Возникновение обязанности по уплате.

    презентация , добавлен 25.10.2016

    Порядок, механизм и этапы взимания таможенных пошлин по экспорту и импорту, его правовая основа согласно законодательству России. Санкции за нарушение налогового законодательства, условия и процедура их применения. Расчет суммы налога на доходы физлиц.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Таможенные пошлины - один из старейших видов косвенных налогов. Структура бюджетных поступлений от взимания таможенных платежей и сборов. Импортные, экспортные, транзитные, адвалорные, специфические, конвенционные, автономные и компенсационные пошлины.

Которая применяется в качестве защитной меры, если ввозятся на таможенную территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может т.ж. использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные других государств или их союзов.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА" в других словарях:

    В РФ пошлина, которая применяется при введении специальных защитных мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх ставки таможенной пошлины. По английски … Финансовый словарь

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА - пошлина, которая применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно… … Юридическая энциклопедия

    ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА СПЕЦИАЛЬНАЯ Юридическая энциклопедия

    - (см. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПОШЛИНА СПЕЦИАЛЬНАЯ - СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА … Юридическая энциклопедия

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОШЛИНА - СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА … Юридическая энциклопедия

    Пошлина - (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора